г. Чита |
|
03 мая 2023 г. |
Дело N А78-2117/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения "Черемховское" на части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Прокуратуры Красночикойского района Забайкальского края, Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры (ОГРН 1173850044818, ИНН 3808202282), Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (ОГРН 1197536002982, ИНН 7536176217), Министерства здравоохранения Забайкальского края (ОГРН 1087536008526, ИНН 7536095695), Министерства природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН 7536095945),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Суркова Д.О., представителя по доверенности от 01 января 2023 года, Еманаковой Н.А., представителя по доверенности от 01 января 2023 года, Безбородовой Ю.Н. представителя по доверенности от 28 марта 2023 года;
от заинтересованного лица: Ковнер В.С., главы сельского поселения;
от Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры: Золотухина И.Н., представителя по доверенности от 17 апреля 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Разрезуголь" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Администрации сельского поселения "Черемховское" (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании постановления от 03 марта 2022 года N 10 недействительным, об обязании главы сельского поселения "Черемховское" принять взамен новое постановление в соответствии с требованиями части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют: Прокуратура Красночикойского района Забайкальского края (третье лицо - 1), Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура (далее - третье лицо - 2), Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (третье лицо - 3), Министерство здравоохранения Забайкальского края (третье лицо - 4) и Министерство природных ресурсов Забайкальского края (далее - третье лицо - 5).
Решением суда от 27 сентября 2022 года требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке, указав, в том числе на недобросовестный характер сделок купли-продажи паевых земельных участков, проектирование автодороги в границах округа санитарной охраны курорта "Ямаровка".
В отзывах на апелляционную жалобу заявитель и третье лицо- 1 выразили согласие с решением суда первой инстанции.
Определением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена председательствующего судьи Сидоренко В.А. на судью Будаеву Е.А.
Определением суда от 27 марта 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Басаева Д.В. на судью Сидоренко В.А.
Определением суда от 09 февраля 2023 года исполнение решения Арбитражного суда Забайкальского края от 27 сентября 2022 года по делу N А78-2117/2022 приостановлено до принятия Четвертым арбитражным апелляционным судом постановления по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Администрации сельского поселения "Черемховское".
В судебном заседании глава администрации доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений поддержал, представители общества оспорили по мотивам, приведенным в отзыве и письменных пояснениях.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
ООО "Разрезуголь" является резидентом ТОР "Забайкалье", реализующим на территории Забайкальского края инвестиционный проект "Строительство разреза по добыче каменного угля на Зашуланском месторождении" на территории Красночикойского района Забайкальского края.
Соглашение об осуществлении деятельности от 21 декабря 2020 года N 1/Р-551, заключенное между АО "Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики" и ООО "Разрезуголь", предусматривает инвестиции общества в развитие инфраструктуры, обеспечивающей добычу каменного угля в районе в размере 20 771 000 000 рублей. В рамках соглашения предполагается строительство угольного предприятия производственной мощностью добычи угля 5 млн. т/год, автомобильной дороги необщего пользования Зашулан-Гыршелун в Красночикойском и Хилокском районах Забайкальского края, погрузочной площадки "Зашулан-Угольная" с примыканием к железнодорожной станции в с. Гыршелун Хилокского района.
В целях строительства указанной дороги ООО "Разрезуголь" силами проектной организации ООО "АПТЭК" разработало проекты планировки и межевания территории для размещения линейного объекта: "Строительство автомобильной дороги необщего пользования Зашулан-Гыршелун в Красночикойском и Хилокском районах Забайкальского края (Участок N 1 ПК0+00 - ПК146+40,9, Участок N 2 ПК146+40,9 - ПК613+30,75).
30 сентября 2021 года проектной организацией ООО "АПТЭК" в адрес Администрации сельского поселения "Черемховское" направлены сопроводительные письма и документация по планировке территории на участки проектируемой дороги для организации и проведения публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
19 декабря 2021 года на площадке Дома культуры с. Черемхово Красночикойского района Забайкальского края состоялись общественные слушания, на которых ООО "Разрезуголь" представлена проектная документация.
30 декабря 2021 года по результатам общественных слушаний Администрацией сельского поселения "Черемховское" в адрес ООО "Разрезуголь" направлены: протокол публичных слушаний от 19 декабря 2021 года и заключение о результатах публичных слушаний от 26.12.2021, в которых в презентованной документации по планировке территории (Проект планировки территории и проект межевания территории) оснований/замечаний для отклонения, предусмотренных частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не зафиксировано (т.1, л.д.14-34).
31 января 2022 года главой сельского поселения "Черемховское" вынесено Постановление N 2 "Об отклонении и направлении на доработку документации по планировке территории (Проект планировки территории и проект межевания территории) для размещения линейного объекта: "Строительство автомобильной дороги необщего пользования Зашулан - Гыршелун в Красночикойском и Хилокском районах Забайкальского края (Участок N 1 ПК0+00 - ПК146+40,9 и Участок N 2 ПК146+40,9 - ПК613+30,75)" (т.1, л.д.35-36).
01 февраля 2022 года ООО "Разрезуголь" в адрес прокуратуры Забайкальского края и прокуратуры Красночикойского района Забайкальского края направлено обращение исх. N 94 о проведении проверки в отношении главы сельского поселения "Черемховское" Ковнера B.C. по факту принятия указанного постановления (т.1, л.д.37-38).
По результатам проведенной на основании обращения ООО "Разрезуголь" проверки, 22 февраля 2022 года прокуратурой Красночикойского района Забайкальского края на Постановление главы сельского поселения "Черемховское" от 31 января 2022 года N 2 "Об отклонении и направлении на доработку документации по планировке территории (Проект планировки территории и проект межевания территории) для размещения линейного объекта: "Строительство автомобильной дороги необщего пользования Зашулан - Гыршелун в Красночикойском и Хилокском районах Забайкальского края (Участок N 1 ПК0+00 - ПК146+40,9 и Участок N 2 ПК146+40.9 - ПК613+30,75)" вынесен протест N 38ж-2022 с требованием о признании Постановления N 2 утратившим силу и принятии нового постановления в соответствии с требованиями ч.10 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т.1, л.д.39-40).
Рассмотрев протест прокуратуры, администрацией вынесено оспариваемое в настоящем деле постановление от 03 марта 2022 года N 10 "Об отклонении и направлении на доработку документации по планировке территории (Проект планировки территории и проект межевания территории) для размещения линейного объекта: "Строительство автомобильной дороги необщего пользования Зашулан - Гыршелун в Красночикойском и Хилокском районах Забайкальского края (Участок N 1 ПК0+00 - ПК146+40,9 и Участок N 2 ПК146+40.9 - ПК613+30,75)" (т.1, л.д.12).
Прокуратурой Красночикойского района Забайкальского края 09 марта 2022 года на постановление от 03 марта 2022 года N 10 также вынесен протест (т.1, л.д.56-57).
Постановление от 03 марта 2022 года N 10 обжаловано обществом в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции признает правомерными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя, исходя из следующего.
Статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1). Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, в том числе в случае, когда необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения (пункт 1 части 3). Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4).
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен в статьях 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Пунктом 10.1 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги отнесены к линейным объектам.
Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Частью 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.
В соответствии частью 13.1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.
В части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.
Суд первой инстанции, проанализировав содержание постановления от 03 марта 2022 года N 10, пришел к выводу о том, что администрация не привела предусмотренных частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации оснований для отклонения представленной проектной документации.
При этом ссылка администрации на отклонение документации в связи с тем, что дорога необщего пользования Зашулан-Гыршелун не предусмотрена Генеральным планом сельского поселения обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку в рассматриваемом случае предусмотрено размещение линейного объекта.
Оценивая довод администрации о частичном прохождении автомобильной дороги по территории 3 пояса округа горно-санитарной охраны курорта Ямаровка, суд первой инстанции указал, что с учетом положений абзаца 3 части 3 статьи 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", предусматривающих ограничение на размещение на территории третьей зоны промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением, размещение линейного объекта (автодороги) законом не запрещено.
При этом судом первой инстанции отмечено, что в настоящее время границы зон горносанитарной охраны курорта "Ямаровка" в установленном законом порядке не определены, а описание границ округа санитарной охраны курорта "Ямаровка", установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 21 декабря 1990 года N 592, не позволяет с необходимой точностью определить расположение границ.
Судом первой инстанции приняты во внимание изложенные Министерством здравоохранения Забайкальского края в отзыве пояснения о том, что с 2012 года и до настоящего времени курорт "Ямаровка" документы, в соответствии с которыми решается в установленном действующим законодательством вопрос о признании курорта территорией лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального назначения, не направлял, лицензия на осуществление медицинской деятельности курорту "Ямаровка" не выдавалась.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в настоящее время оснований полагать, что строительством линейного объекта могут быть нарушены границы горно-санитарных охранных зон курорта.
Ссылка администрации на представлении и.о. Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в адрес главы сельского поселения "Черемховское" признана судом необоснованной, поскольку в нем речь идет о нарушении требований закона со стороны администрации, выразившегося в представлении недостоверной информации ООО "Инжиниринговая компания "Центр Проект" на запрос о наличии (или отсутствии) в границах проведения изысканий курортных, рекреационных зон, зон и округов горно-санитарной охраны, месторождений минеральных вод.
Приведенный и в апелляционной жалобе довод администрации о неправомерности выкупа земельных участков, переводе земельного участка из категории земель "сельскохозяйственного назначения" в категорию "земель промышленности и иного специального назначения" правомерно отклонен судом первой инстанции с указанием на факт государственной регистрации договоров купли-продажи земельных участков и отсутствие их оспаривания в установленном законом порядке.
Судом первой инстанции указано на решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 15 декабря 2020 года по гражданскому делу N 2-265/2020, которым Фадееву М.М. и другим истцам отказано в удовлетворении требований о признании результатов межевания земельного участка 75:10:000000:703 недействительными, исключении сведений из кадастрового реестра и снятии с учета земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок ООО "Разрезуголь", а также статус действующего (не отмененного) распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 11.01.2022 N 22/р о переводе земельного участка с кадастровым номером 75:10:000000:770 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого постановления положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, проверив в полном объеме доводы апелляционной жалобы, при повторном исследовании и оценке доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к существенно отличным от суда первой инстанции выводам не пришел.
Апелляционная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходит из того, что вопрос возможного негативного влияния проектируемой к строительству автодороги необщего пользования Зашулан-Гыршелун, предполагающей ее использование в хозяйственной деятельности общества (при транспортировке угля) на окружающую среду, включая территорий охранной зоны курорта "Ямаровка", о котором заявлено администрацией, будет являться предметом предстоящей государственной экологической экспертизы, проводимой в отношении проектной документации, в состав которой входят материалы оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 сентября 2022 года по делу N А78-2117/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2117/2022
Истец: ООО "Разрезуголь"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕРЕМХОВСКОЕ
Третье лицо: Байкальская Межрегиональная природоохранная прокуратура, Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство природных ресурсов Забайкальского края, Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, ОСП ПРОКУРАТУРА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ, Прокуратура Забайкальского края, Прокуратура Красночикойского района Забайкальского края, Прокуратуре Забайкальского края, Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД