город Ростов-на-Дону |
|
03 мая 2023 г. |
дело N А53-31561/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Абраменко Р.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Петросьян Н.В.,
при участии:
от истца: представитель Яковенко Т.А. по доверенности от 07.02.2023;
от ответчика: представитель Добрынина К.Г. по доверенности от 10.01.2023; представитель Зиновьева О.П. по доверенности от 09.03.2023;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Аксайского района
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2023 по делу N А53-31561/2022
по иску государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ОГРН: 1136195001227,
ИНН: 6167110467)
к ответчику Администрации Аксайского района (ИНН 6102009099,
ОГРН 1026100663808),
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Сигма Водоканал" (ОГРН: 1136181005124, ИНН: 6102060024),
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - истец; предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Администрации Аксайского района (далее - истец; администрация) о взыскании 3 999 667.20 руб. долга по оплате услуг ВКХ за период июль 2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Сигма Водоканал".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2023 с муниципального образования Аксайский район в лице Администрации Аксайского района в пользу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" взыскана задолженность в сумме 3 999 667, 20 руб.
Администрация Аксайского района обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2023 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Судом безосновательно установлен факт о присоединении сетей, принадлежащих Администрации Аксайского района, к сетям, принадлежащим ГУП РО "УРСВ". В рамках судебного процесса истцом не было представлено доказательств или ссылок на документы, подтверждающих технологическую связь водопроводных сетей Мишкинского поселения, принадлежащих Администрации Аксайского района, и сетей, принадлежащих ГУП РО "УРСВ": не были представлены правоустанавливающие документы на водопроводы, акты разграничения границ балансовой принадлежности сетей, документы на приборы учета. Фактически, такая связь была установлена Судом лишь в соответствии с представленным истцом Соглашением от 11.05.2022 о расторжении Концессионного соглашения, актом приема-передачи имущества между ООО "Сигма Водоканал" и Управлением КДХ Администрации Аксайского района и актами контрольного обследования от 29.12.2022, с содержанием одного из которых представителем Администрации было выражено несогласие в письменной форме в самом акте, а второй вовсе не был им подписан.
Также администрация приводит доводы о том, что выполненные в ходе совместного осмотра видеоматериалы не могли являться подтверждением юридически значимых обстоятельств по делу и не подтверждают факт потребления Администрацией Аксайского района воды, поставляемой ГУП РО "УРСВ",
Кроме того, как указал ответчик, администрацией в рамках рассмотрения дела сообщалось о том, что на территории Мишкинского сельского поселения во всех пяти населенных пунктах: ст. Мишкинская, х. Малый Мишкин, х. Александровка, п. Опытный, х. Киров водоснабжение осуществляется из подземных источников, а для части жителей - из придомовых колодцев, из водозаборных колонок. Данная информация была подтверждена сведениями, изложенными в разделе 1 схем водоснабжения и водоотведения сельских поселений Аксайского района Ростовской области на период 2021-2031 годов, утвержденных постановлением Администрации Аксайского района от 14.03.2022 N 177. Документы, позволяющие достоверно установить, что ООО "Сигма Водоканал", запрашивая указанные технические условия, было намерено осуществить строительство водопровода в рамках реализации условий Концессионного соглашения, ровно как и документы, позволяющие установить факт последующего использования трубопровода для водоснабжения населения Мишкинского сельского поселения, в материалах дела отсутствуют. Наделение статусом гарантирующей организации на территории Мишкинского поселения не лишало ООО "Сигма Водоканал" осуществлять водоснабжение на территории других поселений и выполнять мероприятия, не связанные с эксплуатацией переданного по Концессионному соглашению имущества. Как указал ответчик, ГУП РО УРСВ при производстве по делу не были представлены документы, содержащие сведения о назначении и принадлежности спорного участка водопровода. Вместе с тем судом были отклонены доводы администрации об отсутствии возможности определить принадлежность водопровода в точке подключения в камере N 9 и не был установлен факт использования присоединенного водовода для водоснабжения населения и социальных объектов.
Также администрация приводит возражения относительно вывода суда о том, что органы местного самоуправления обязаны выявлять бесхозяйные сети инженерной инфраструктуры, принимать предусмотренные законодательством меры в отношении такого имущества, а также, что бездействие Администрации Аксайского района в части выявления и оформления прав на объекты инженерной инфраструктуры не может служить основанием отказа во взыскании платы за потребленный коммунальный ресурс при использовании данных коммуникаций, в связи.
В дополнении к апелляционной жалобе администрация указала следующее.
Суд неверно отождествил бремя содержания имущества и бремя возмещения стоимости энергоресурса. Во взаимоотношениях с истцом Администрация Аксайского района не является потребителем ресурса (абонентом), а, следовательно, настоящий иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Сама по себе установленная законом обязанность по организации водоотведения не свидетельствует о наличии обязанности муниципального образования по оплате оказанных услуг водоотведения за собственников жилых домов и организаций.
Суд не применил норму пункта 3 статьи 154 ЖК РФ, из которой следует, что собственники жилых домов самостоятельно оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе, за холодное водоснабжение.
Ситуация, когда гарантирующая организация в муниципальном образовании отсутствует, не является редкой и ее правовое регулирование осуществляется нормами ФЗ N 416-ФЗ. При вынесении судебного акта по настоящему делу, суд первой инстанции не применил указанную норму.
Случай, когда гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ, урегулирована законом. Договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и /или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента (пункте 7 статьи 7 Закона N 416-ФЗ). Аналогичное положение содержится и в пункте 7 Правил N 644.
Истец отвечает критериям организации, осуществляющей холодное водоснабжение, приложением N 1 к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2021 года N 71\24 ему был утвержден тариф на питьевую воду для населения Аксайского района (филиал Октябрьский, участок Аэропортового комплекса "Платов", для потребителей Аксайского района). Исходя из этого тарифа истцом осуществляется расчет настоящих исковых требований.
Суд не принял во внимание, что истец не доказал существенные обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу - факт поставки истцом коммунального ресурса и его количество.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица. Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, дали пояснения по существу спора. Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, представил суду дополнительные пояснения, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ГУП РО "УРСВ" является гарантирующей организацией по водоснабжению на территории Октябрьского района, в том числе на территории сельских поселений: Алексеевского, Артёмовского, Бессергеневского, Керчикского, Коммунарского, Краснокутского, Краснолучского, Мокрологского, Персиановское, а также Каменоломненского городского поселения.
Постановлением Администрации Аксайского района от 06.02.2018 N 59 "Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Аксайского района" ООО "Сигма Водоканал" наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение населения, предприятий и учреждений на территории Мишкинского сельского поселения Аксайского района. Населенными пунктами Мишкинского сельского поселения Аксайского района являются: станица Мишкинская, хутор Александровка, хутор Малый Мишкин, хутор Киров и поселок Опытный.
В целях обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения территории Мишкинского сельского поселения Аксайского района между государственным унитарным предприятием "Управление развития систем водоснабжения" (ГУП РО УРСВ") и ООО "Сигма Водоканал" 21.07.2018 заключен договор водоснабжения N 479К.
Водопроводные сети Мишкинского сельского поселения Аксайского района переданы ООО "Сигма Водоканал" Администрацией Аксайского района на основании Концессионного соглашения от 26.02.2014 N 1. Соглашением от 11.05.2022 указанное концессионное соглашение расторгнуто, единый технологический комплекс водоснабжения Мишкинского сельского поселения был возвращен Администрации Аксайского района, о чем ООО "Сигма Водоканал" 15.06.2022 уведомило ГУП РО "УРСВ".
Соглашением от 15.06.2022 договор на поставку воды от 21.07.2018 N 479К расторгнут с 01.07.2022.
Объекты водоснабжения (водопроводные сети), расположенные на территории Мишкинского сельского поселения Аксайского района, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию Аксайский район. Сети водоснабжения по акту приема-передачи имущества от 11.05.2022 переданы обществом "Сигма Водоканал" к Администрации Аксайского района.
28.06.2022 ГУП РО "УРСВ" обратилось в адрес администрации Мишкинского сельского поселения Аксайского района с письмом с просьбой определить порядок водоснабжения жителей сельского поселения питьевой водой, о принятом решении информировать ГУП РО "УРСВ".
В ответ на указанное письмо получен ответ Администрации Мишкинского сельского поселения Аксайского района исх.N 6326/1170 от 06.07.2022 о том, что вопросом определения порядка водоснабжения жителей сельского поселения питьевой водой находятся в компетенции УКДХ Аксайского района и перенаправлены им по подведомственности.
Истец указал, что договор холодного водоснабжения на данный объект между ГУП РО "УРСВ" и администрацией Аксайского района отсутствует, между тем в период с 01.07.2022 по 31.07.2022 ГУП РО "УРСВ" осуществляло водоснабжение территории Мишкинского сельского поселения Аксайского района. В точке присоединения водопроводных сетей, принадлежащих Администрации Аксайского района к водопроводным сетям, принадлежащим ГУП РО "УРСВ" в камере N 9 установлены приборы учета ВСХНК 100 N 20312282 и ВСХ20 N 66155184. Представителями ГУП РО "УРСВ" в присутствии представителя Администрации Аксайского района Переверзевой Ю.В. (доверенность N 22 от 01.08.2022) 01.08.2022 произведено снятие показаний приборов учёта ВСХНК 100 N 20312282, ВСХ20 N 66155184, установленных в камере N 9, Ростовская область, Аксайский район, Мишкинское сельское поселение, что зафиксировано актом контрольного обследования N 20082647. Показания приборов учета по состоянию на 30.06.2022 зафиксированы актом контрольного обследования N 20098712 в присутствии представителя ООО "Сигма Водоканал".
На основании показаний приборов учета ВСХНК 100 N 20312282, ВСХ20 N 66155184, сумма платы по холодному водоснабжению за период с 01.07.2022 по 31.07.2022 составила 3 999 667,20 руб., в адрес ответчика направлен счет на оплату N 0600-002849.
С целью досудебного урегулирования возникшего спора ответчику направлена претензия исх.N 1716 от 05.08.2022 с требованием об оплате задолженности, оставленная последним без удовлетворения, что и послужило основанием обращения истца с рассматриваемым иском в суд.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что положения Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ устанавливают обязанность Администрации Аксайского района, как органа местного самоуправления организовать водоснабжение населения, предприятий и учреждений на территории Мишкинского сельского поселения Аксайского района, а также производить оплату за поставленный ГУП РО "УРСВ" ресурс на данную территорию.
Приведённые судом законы такой обязанности органа местного самоуправления (производить оплату за поставленный ГУП РО "УРСВ" ресурс на данную территорию) не содержат.
Суд посчитал факт возврата единого технологического комплекса водоснабжения Мишкинского сельского поселения к Администрации Аксайского района обстоятельством, возлагающим на администрацию обязательства по оплате поставленного на территорию сельского поселения ресурса.
Апелляционная коллегия такой обязанности муниципалитета из норм действующего законодательства не усматривает.
При этом апелляционная коллегия учитывает следующее правовое регулирование.
Статья 41.1 Закона N 416-ФЗ, статьи 21, 37 Закона N 115-ФЗ, статья 17.1 Закона N 135-ФЗ, предусматривают право на передачу прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, путем заключения договора аренды таких систем или по концессионному соглашению.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя расходов на его содержание.
Однако статус собственника сетей водоснабжения возлагает на него обязанности возмещать стоимость потерь воды, возникших в его сетях при транзите.
Транзитная организация не является заказчиком услуг по водоснабжению, так как им является конечный абонент.
Суд ставил перед истцом вопрос о квалификации отыскиваемых сумм, при этом согласно поступившим пояснениям предприятие расценивает администрацию именно как абонента, который должен оплатить поставленный на территорию сельского поселения ресурс.
Действующее законодательство не содержит норм, устанавливающих такую обязанность для сетевой организации. Специфика администрации как владельца сетей водоснабжения, обусловленная статусом органа местного самоуправления, также не позволяет прийти к выводу об оплате муниципалитетом поставленного ресурса.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Правоотношения органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение и абонентов также регулируются Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644).
В соответствии с ч.1. ст.13 Закона N 416-ФЗ по договору холодного водоснабжения организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. Согласно ч.2 указанной статьи к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ.
В силу положений пункта 15 статьи 2 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 416-ФЗ абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
В пункте 2 статьи 7 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
Из пункта 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ следует, что под гарантирующей организацией понимается организация, осуществляющая холодное водоснабжение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В пункте 7 статьи 7 Закона N 416-ФЗ указано, что до определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.
Аналогичное положение содержится и в пункте 7 Правил N 644.
Таким образом, после расторжения договора водоснабжения N 479К, заключенного между предприятием и обществом "Сигма Водоканал", и передачи сетей к администрации, администрация не приобрела статус абонента в отношениях с предприятием, а также не приобрела статус поставщика по отношению к жителям сельского поселения.
После расторжения договора водоснабжения N 479К, заключенного между предприятием и обществом "Сигма Водоканал", поставка воды осуществлялась предприятием непосредственно абонентам общества "Сигма Водоканал".
В статье 7 Закона N 416-ФЗ закреплено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.
В абзаце 10 пункта 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" определено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Суд первой инстанции при вынесении оспариваемого решения не учел выше приведенные нормы действующего законодательства, дал неправильную оценку фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Поскольку апелляционная жалоба подана освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком, государственная пошлина с истца не взыскивается (пункт 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2023 по делу N А53-31561/2022 отменить. В иске отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-31561/2022
Истец: ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ АКСАЙСКОГО РАЙОНА
Третье лицо: ООО "Сигма Водоканал"