г. Хабаровск |
|
03 мая 2023 г. |
А04-5137/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Жолондзь Ж.В., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от ООО СЗ "Профессионал": Богачева З.М., по доверенности от 10.01.2023 N 0495, Мацейчук А.Н., генеральный директор,
от МКУ "БГАЖЦ": Голубятникова М.В., по доверенности от 10.01.2023 N 01,
от Министерства строительства Амурской области: Колесникова О.В., по доверенности от 05.05.2022 N 2030-05,
от Правительства Амурской области: Орлова К.Н., по доверенности от 27.12.2022 N 10-27,
от Администрации г.Благовещенска: Арефьева Е.Г., по доверенности от 19.04.2022 N 01-10/4246,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Амурской области, муниципального казенного учреждения "Благовещенский городской архивный и жилищный центр", Министерства строительства и архитектуры Амурской области, Прокуратуры Амурской области, Администрации города Благовещенска
на решение от 27.12.2022
по делу N А04-5137/2022
Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Профессионал" (ОГРН 1152801009514, ИНН 2827009532)
к муниципальному казенному учреждению "Благовещенский городской архивный и жилищный центр" (ОГРН 1112801001477, ИНН 2801158875)
о внесении изменений в муниципальные контракты,
третьи лица: Прокуратура Амурской области, Администрация города Благовещенска, Правительство Амурской области, Министерство строительства и архитектуры Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Государственная корпорация Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Профессионал" (ООО СЗ "Профессионал") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к муниципальному казенному учреждению "Благовещенский городской архивный и жилищный центр" (МКУ "БГАЖЦ") о внесении изменений в муниципальные контракты на приобретение благоустроенных жилых квартир, созданных в будущем по муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории города Благовещенска в 2013-2020 годах" от 11.12.2018 N Ф.2018.601442, от 11.12.2018 N Ф.2018.601446, от 11.12.2018 N Ф.2018.601451, от 14.12.2018 N Ф.2018.601453, от 11.12.2018 N Ф.2018.601454, от 14.12.2018 N Ф.2018.601466, заявив следующие требования:
1.Внести изменения в существенные условия муниципального контракта N Ф.2018.601442 от 11.12.2018 на приобретение благоустроенных жилых квартир, созданных в будущем по муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории города Благовещенска в 2013-2020 годах", изложив пункт 2.1 контракта в следующей редакции:
"2.1. Цена контракта составляет 110 167 332 руб., включая сумму налога на добавленную стоимость (НДС - не предусмотрен)";
2.Внести изменения в существенные условия муниципального контракта N Ф.2018.601446 от 11.12.2018 на приобретение благоустроенных жилых квартир, созданных в будущем по муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории города Благовещенска в 2013-2020 годах", изложив пункт 2.1 контракта в следующей редакции:
"2.1. Цена контракта составляет 88 302 060 руб., включая сумму налога на добавленную стоимость (НДС - не предусмотрен)";
3.Внести изменения в существенные условия муниципального контракта N Ф.2018.601451 от 11.12.2018 на приобретение благоустроенных жилых квартир, созданных в будущем по муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории города Благовещенска в 2013-2020 годах", изложив пункт 2.1 контракта в следующей редакции:
"2.1. Цена контракта составляет 80 172 664 руб., включая сумму налога на добавленную стоимость (НДС - не предусмотрен)";
4.Внести изменения в существенные условия муниципального контракта N Ф.2018.601453 от 14.12.2018 на приобретение благоустроенных жилых квартир, созданных в будущем по муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории города Благовещенска в 2013-2020 годах", изложив пункт 2.1 контракта в следующей редакции:
"2.1. Цена контракта составляет 44 851 840 руб., включая сумму налога на добавленную стоимость (НДС - не предусмотрен)";
5.Внести изменения в существенные условия муниципального контракта N Ф.2018.601454 от 11.12.2018 на приобретение благоустроенных жилых квартир, созданных в будущем по муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории города Благовещенска в 2013-2020 годах", изложив пункт 2.1 контракта в следующей редакции:
"2.1. Цена контракта составляет 44 291 192 руб., включая сумму налога на добавленную стоимость (НДС - не предусмотрен)";
6.Внести изменения в существенные условия муниципального контракта N Ф.2018.601466 от 14.12.2018 на приобретение благоустроенных жилых квартир, созданных в будущем по муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории города Благовещенска в 2013-2020 годах", изложив пункт 2.1 контракта в следующей редакции:
"2.1. Цена контракта составляет 45 132 164 руб., включая сумму налога на добавленную стоимость (НДС - не предусмотрен)" (с учетом принятого судом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК РФ).
Требования мотивированы существенным ростом стоимости строительных ресурсов, и, как следствие, стоимости 1 кв.м жилья, который подрядчик не мог предвидеть при всей своей предусмотрительности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Прокуратура Амурской области, Администрация города Благовещенска, Правительство Амурской области, Министерство строительства и архитектуры Амурской области (Министерство строительства), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (Министерство ЖКХ), Государственная корпорация Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства (Фонд).
Решением от 27.12.2022 уточненные требования удовлетворены.
На судебный акт МКУ "БГАЖЦ", Правительством Амурской области, Министерством строительства, Прокуратурой Амурской области и Администрацией города Благовещенска поданы апелляционные жалобы на предмет его отмены с вынесением нового судебного акта об отказе в иске.
МКУ "БГАЖЦ" в апелляционной жалобе указано на определение цены контрактов методом сопоставимых рыночных цен с применением предельной стоимости одного квадратного метра на дату размещения электронных аукционов, которая является твердой на весь срок исполнения контрактов. При этом, стоимость приобретаемых квартир не зависела от вида и объема строительных работ, которые определял поставщик самостоятельно, а также от рыночной цены на 1 кв.м жилья.
По мнению МКУ "БГАЖЦ", выводы суда о возможности изменения существенных условий контрактов в части увеличения их цены сделаны в отсутствие документальных доказательств, при неправильной квалификации спорных контрактов, поскольку из условий контрактов следует, что по своей природе и по названию они являются договорами купли-продажи будущего жилого помещения. Вступившим в законную силу Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315, относящееся к контрактам, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.
Суд необоснованно признал обстоятельством непреодолимой силы распространение коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, повлекшей приостановление деятельности в сфере строительства, в то время как согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2022, признание распространения COVID-19 обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всей категории должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела.
Из представленных истцом заключений Союза "Торгово-промышленной палаты Амурской области" не следует, что распространение COVID-19 повлекло за собой необходимость изменения фиксированной цены контрактов, создало для истца условия, при которых невозможно исполнение контрактов без внесения соответствующих условий. Сам по себе факт назначения судом экспертизы, определившей методом сопоставимых цен на 17.10.2022 рыночную стоимость 1 кв.м жилого помещения, МКУ "БГАЖЦ" расценивается критически. Иных доказательств, обосновывающих необходимость изменения цены контрактов, истцом не представлено; на сегодняшний день обязательства ООО СЗ "Профессионал" не исполнены. При этом, учитывая, что между сторонами заключены договоры купли-продажи, из которых не усматривается, что истец принял на себя обязательства по строительству жилого дома, в котором будут расположены квартиры, такие доводы истца как увеличение цен на строительные ресурсы, нарушение логистики, санкции в отношении РФ, рост курса валют к рублю на 30%, поднятие ключевой ставки ЦБ РФ до уровня 20% и выход многих иностранных компаний из России не могут иметь значения и рассматриваться как обстоятельства непреодолимой силы.
Кроме того, для исполнения контрактов на измененных условиях потребуется дополнительное выделение бюджетных ассигнований в размере более 230 000 000 руб., которые не были предусмотрены в бюджетах местного и регионального уровней, что приведет к существенному нарушению имущественного баланса сторон, а также нарушению принципа эффективного расходования бюджетных средств, установленных Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом N 44-ФЗ.
Доводы апелляционных жалоб Администрации г.Благовещенска, Прокуратуры Амурской области, Министерства строительства и Правительства Амурской области аналогичны по своему содержанию доводам жалобы ответчика - МКУ "БГАЖЦ".
Министерство строительства в своей жалобе дополнительно указало на необоснованное применение судом части 65.1 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ, в отсутствие совокупности условий, позволяющих применить данное положение; выплату ООО СЗ "Профессионал" аванса в пределах 50% от цены контрактов, исходя из чего истец располагал необходимыми денежными средствами для покупки строительных материалов и оборудования еще в 2018 году; не исследование судом вопроса удорожания строительных материалов, используемых истцом при строительстве, в отсутствие расчета первоначальной стоимости строительных материалов в 2018 году и расчета после удорожания; неисполнение истцом по состоянию на 23.01.2023 условий контрактов свидетельствует о недобросовестности поставщика. В подтверждение довода о недобросовестности указано на факт исполнения АО "Благовещенскстрой" семи контрактов на приобретение 88 квартир при выплате аванса от 13,66% до 21%, которому хватило авансовых средств на приобретение строительных материалов для исполнения обязательств в установленный срок.
Правительство Амурской области в дополнительных пояснениях сослалось на необоснованное применение судом положений статьи 451 ГК РФ, поскольку из условий контрактов не следует, что цена приобретаемых квартир зависит от расходных строительных материалов, вида и объема строительных работ, которые определялись СЗ "Профессионал" самостоятельно, а отнесение на заказчика якобы возникших у истца рисков, связанных со строительством (удорожание материалов, нарушение логистики, отсутствие рабочей силы) в результате принимаемых государством мер, направленных на предотвращение распространения COVID-19, противоречит правовой природе заключенных контрактов.
В отзыве на апелляционные жалобы ООО СЗ "Профессионал" выразило несогласие с их доводами, указав на принятие Правительством Российской Федерации всевозможных мер поддержки субъектов предпринимательства всех уровней, в том числе в сфере строительства, включая увеличение срока исполнения обязательств по передаче готового объекта завершенного строительства, изменение существенных условий контрактов как в сфере строительства, так и в любых, заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ; многократное изменение федерального закона N 44-ФЗ под сложившуюся форс-мажорную ситуацию; освобождение от штрафных санкций за 2020-2022 годы; снижение ставок по кредитам; неоднократное обращение истца к ответчику и Министерству строительства с просьбой о вынесении вопросов об оказании мер поддержки; возникновение независящих от сторон контрактов обстоятельств, влекущих невозможность их исполнения; отсутствие доказательств обращения ответчиком и третьими лицами в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, которым были выделены лимиты для реализации программ по переселению, за оказанием истцу по его обращениям мер поддержки, или разъяснением дальнейших действий ввиду сложившейся ситуации.
В судебном заседании, с объявлением перерыва, представители МКУ "БГАЖЦ", Министерства строительства, Правительства Амурской области, Администрации г.Благовещенска и ООО СЗ "Профессионал" поддержали каждый свою позицию, дав соответствующие пояснения.
ООО СЗ "Профессионал" представлены: акт внеплановой выездной итоговой проверки Инспекции Госстройнадзора Амурской области от 21.03.2023; протокол осмотра Инспекции Госстройнадзора Амурской области от 07.03.2023-21.03.2023 многоквартирного дома со встроенными нежилыми помещениями в 17-ом квартале города Благовещенска. Указанные документы приобщены к материалам дела в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ.
Иные участвующие в деле лица своих представителей не направили, что не препятствует рассмотрению дела. В этой связи апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно материалам дела на основании протокола рассмотрения единственной заявки от 28.11.2018 между МКУ "БГАЖЦ" (заказчик) и ООО СЗ "Профессионал" (поставщик) заключены муниципальные контракты от 11.12.2018 N Ф.2018.601442, N Ф.2018.601446, N Ф.2018.601451, N Ф.2018.601454, от 14.12.2018 N Ф.2018.601453, N Ф.2018.601466, предметом которых является приобретение благоустроенных жилых квартир, созданных в будущем по муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории города Благовещенска в 2013-2020 годах".
Цена контрактов согласована сторонами в пунктах 2.1 контрактов:
-по контракту от 11.12.2018 N Ф.2018.601442 составляет 48 732 000 руб.,
-по контракту от 11.12.2018 N Ф.2018.601446 - 39 060 000 руб.,
-по контракту от 11.12.2018 N Ф.2018.601451 - 35 464 000 руб.,
-по контракту от 14.12.2018 N Ф.2018.601453 - 19 840 000 руб.,
-по контракту от 11.12.2018 N Ф.2018.601454 - 19 592 000 руб.,
-по контракту от 14.12.2018 N Ф.2018.601466 - 19 964 000 руб.
Пунктом 2.5.5 контрактов предусмотрена выплата аванса:
-по контракту от 11.12.2018 N Ф.2018.601442 (52%) - 25 340 640 руб.,
-по контракту от 11.12.2018 N Ф.2018.601446 (52,47%) - 20 494 782 руб.,
-по контракту от 11.12.2018 N Ф.2018.601451 (53,2%) - 18 866 848 руб.,
-по контракту от 14.12.2018 N Ф.2018.601453 (52%) - 10 316 800 руб.,
-по контракту от 11.12.2018 N Ф.2018.601454 (52%) - 10 187 840 руб.,
-по контракту от 14.12.2018 N Ф.2018.601466 (52,1%) - 10 382 276,40 руб.
Поставщик обязан возвратить заказчику неиспользованный аванс за неисполненные (не принятые заказчиком) обязательства по контракту в течение 20 календарных дней с даты его расторжения или с даты получения письменного требования заказчика (пункт 2.5.6).
Согласно разделу 3 контрактов срок приобретения объектов недвижимости - до 01 ноября 2020 года.
08.12.2020 Постановлениями Администрации города Благовещенска N N 4371, 4372, 4373, 4374, 4375, 4376 приняты решения об изменении существенных условий муниципальных контрактов в части срока предоставления жилых помещений - до 01.06.2021.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Амурской области от 04.10.2021 по делу N А04-4767/2021 в спорные контракты внесены изменения в части срока сдачи объектов - до 31.08.2022.
Согласно пункту 4.3.1 контрактов поставщик обязан передать объекты недвижимости в состоянии, отвечающем требованиям контрактов и его назначению.
Пунктами 4.3.5, 4.3.7, 4.3.8, 4.3.9 на поставщика возложена обязанность: своими силами и за свой счет в течение гарантийного срока устранять недостатки объектов недвижимости; обеспечить сохранность объектов недвижимости до момента регистрации права муниципальной собственности; до момента регистрации права муниципальной собственности производить оплату стоимости электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и оплачивать иные коммунальные платежи, обеспечить уплату всех установленных действующим законодательством РФ налогов и иных обязательных платежей; совместно с заказчиком в срок не позднее 10 рабочих дней от даты подписания акта приема-передачи объектов представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, все документы, необходимые для государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости.
Объекты недвижимости должны быть новыми, пригодными для постоянного проживания граждан, отвечать санитарным, техническим правилам и нормам, установленным действующим законодательством и характеристикам, указанным в Спецификации, являющей Приложением N 1 к контракту (пункт 6.1).
Гарантийный срок на объекты недвижимости составляет 5 лет с даты подписания сторонами акта об исполнении поставщиком обязательств по контрактам, на технологическое и инженерное оборудование - 3 года. Если в период гарантийного срока обнаружатся недостатки (дефекты), не позволяющие продолжить нормальную эксплуатацию объектов недвижимости в соответствии с функциональным назначением, гарантийный срок продлевается до момента их устранения (пункт 6.2).
Размер обеспечения установлен пунктом 8.1 контрактов:
-по контракту от 11.12.2018 N Ф.2018.601442 (52%) - 25 340 640 руб.,
-по контракту от 11.12.2018 N Ф.2018.601446 (52,47%) - 20 494 782 руб.,
-по контракту от 11.12.2018 N Ф.2018.601451 (53,2%) - 18 866 848 руб.,
-по контракту от 14.12.2018 N Ф.2018.601453 (52%) - 10 316 800 руб.,
-по контракту от 11.12.2018 N Ф.2018.601454 (52%) - 10 187 840 руб.,
-по контракту от 14.12.2018 N Ф.2018.601466 (52,1%) - 10 382 276,40 руб.
ООО СЗ "Профессионал" предоставило обеспечение исполнения контрактов в виде банковских гарантий публичного акционерного банка "Московский кредитный банк" N 107844, N 108077, N 108072 от 10.12.2018, публичного акционерного общества "Сбербанк России" N 70/8636/0008/981 от 25.11.2019, публичного акционерного общества "МТС-Банк" N МТС-67820/19 от 11.09.2019 со сроком действия до 23.12.2020.
Ввиду истечения срока банковских гарантий в рамках дела N А04-728/2021 МКУ "БГАЖЦ" обратилось с иском об обязании ООО СЗ "Профессионал" предоставить обеспечение надлежащего исполнения обязательств по спорным контрактам.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 21.07.2021 по делу N А04-728/2021 суд обязал ответчика в 10-дневный срок с даты вступления решения в законную силу предоставить обеспечение исполнения контрактов, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактами.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 решение от 21.07.2021 изменено. Суд возложил на ответчика обязанность в течение 10 рабочих дней с даты принятия настоящего постановления предоставить истцу иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по муниципальным контрактам.
Согласно пунктам 12.3-12.4 контрактов при их исполнении стороны руководствуются нормативными актами и нормами действующего законодательства Российской Федерации. Настоящие контракты вступают в силу со дня их подписания сторонами и действуют до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств.
Приложением N 1 к контрактам являются Спецификации, в соответствии с которыми поставщик обязался предоставить заказчику 106 квартир, общей площадью 2 946 кв.м, из них: 3 комн. - 9, 2 комн. - 47, 1 комн. - 50, с чистовой отделкой, стоимостью 1 кв.м - 62 000 руб., утвержденной постановлением Администрации города Благовещенска N 3397 от 26.10.2018 "Об утверждении предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, приобретаемой за счет иного межбюджетного трансфера".
В ходе исполнения контрактов поставщик установил невозможность их выполнения по определенной в контрактах цене ввиду существенного роста стоимости строительных ресурсов.
В этой связи 28.12.2020 поставщик направил заказчику обращение исх.N 018С-1119-104 о заключении дополнительного соглашения на увеличение стоимости и срока муниципальных контрактов, которое заказчиком оставлено без удовлетворения.
В 2021 году поставщиком в адрес заказчика, руководства г.Благовещенска направлены обращения исх.N 018С-1297-124 от 22.03.2021 (заказчику) и исх.N 018С-1298-125 от 22.03.2021 (заместителю мэра) с предложением решить вопрос об увеличении стоимости квадратного метра жилья по муниципальным контрактам, заключенным с МКУ "БГАЖЦ".
Аналогичное обращение поставщиком направлено в адрес Министра ЖКХ области (исх.N 018С-1356-137 от 28.04.2021).
В сентябре 2021 года в адрес ООО СЗ "Профессионал" поступило обращение Администрации города Благовещенска исх.N 03-19/9254 от 01.09.2021 о представлении предложений по мерам поддержки и проблемах при организации строительства многоквартирных и малоэтажных домов в рамках государственных программ "Переселение граждан из аварийного жилья", "Обеспечение жильем детей сирот" и иных программ для рассмотрения на рабочем совещании в Министерстве строительства и архитектуры Амурской области.
В ответ на указанное обращение ООО СЗ "Профессионал" направило в адрес Администрации г.Благовещенска информацию исх.N 018С-1498-167 от 03.09.2021 о проблемах, с которыми столкнулась строительная компания при осуществлении строительства многоквартирного жилого дома для предоставления в нем квартир гражданам в рамках программы "Переселение граждан из аварийного жилья", а также с предложениями по оказанию мер поддержки организациям строительной отрасли.
В декабре 2021 года ООО СЗ "Профессионал" направило в адрес Министра строительства и архитектуры Амурской области обращение исх. N 018С-1564-183 от 30.12.2021 с просьбой о рассмотрении вопроса об увеличении стоимости контрактов, по которым фактически ведется строительство, но которые не подпадают под действие мер поддержки, принимаемым Правительством РФ (в отношении организаций строительной отрасли), на заседании подкомиссии Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики - в части увеличения выделенных лимитов иного межбюджетного трансферта для строительства жилья по спорным муниципальным контрактам до цены за 1 кв.м, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на дату подачи истцом обращения.
Письмом исх.N 184-04 от 19.01.2022 в требовании отказано в связи со строительством квартир для переселенцев из аварийного жилья по контрактам "на приобретение недвижимости, созданной в будущем".
11.03.2022 истец в адрес ответчика направил письмо исх.N 018С-1619-190/1 от 10.03.2022, в котором указал на сложившуюся ситуацию с предложением пересмотреть условия контрактов в части изменения их цены и заключить дополнительные соглашения об изменении существенных условий контрактов.
В ответ письмом исх.N 01-17/896 от 16.03.2022 МКУ "БГАЖЦ" указало, что принимаемые Правительством РФ меры поддержки организаций строительной отрасли, в том числе Постановлением Правительства РФ N 1315 от 09.08.2021, не могут быть применены к ООО СЗ "Профессионал" в рамках исполнения контрактов, поскольку предметом контрактов является приобретение благоустроенных жилых квартир, созданных в будущем.
Аналогичные обращения с просьбой о применении мер поддержки к контрактам на приобретение недвижимости, созданной в будущем, по которым фактически ведется строительство, истец направил в адрес: Главного федерального инспектора по Амурской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, мэру города Благовещенска, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Амурской области.
Ответы указанных организаций содержали отказ в применении мер поддержки.
Письмами исх.N 018С-1683-205/1 от 04.05.2022, исх.N 018С-1702-210 от 31.05.2022 ООО СЗ "Профессионал" обратилось к МКУ "БГАЖЦ" и Администрации города Благовещенска с правовым обоснованием изменения существенных условий контрактов в части увеличения их стоимости до установленной Приказом Минстроя России на текущую дату.
Письмом от 05.05.2022 исх.N 018С-1684-206 истец направил ответчику на подписание дополнительные соглашения об увеличении цены контрактов с обоснованием расчета цены, которые оставлены без удовлетворения.
Ссылаясь на возникновение в ходе исполнения контрактов обстоятельств, которые невозможно было предусмотреть до момента и в момент заключения контрактов, повлиявших на существенные условия контрактов, касающиеся цены приобретения благоустроенных квартир, ООО СЗ "Профессионал", не достигнув урегулирования вопроса об изменении цены приобретения квартир, обратилось с настоящим иском в арбитражный суд (с учетом уточнения).
В силу требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ отношения сторон, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, могут быть оформлены только на конкурентной основе путем заключения контракта.
Спорным является правовая природа шести заключенных между МКУ "БГАЖЦ" и ООО СЗ "Профессионал" контрактов от 11.12.2018 и 14.11.2018.
В рамках дела N А04-4767/2021 суд квалифицировал правоотношения сторон как возникшие из договора подряда.
По делу N А04-728/2021 спорные контракты признаны судами договорами купли-продажи будущей недвижимой вещи.
Рассматривая заявленные требования по настоящему спору, суд первой инстанции квалифицировал отношения сторон как подрядные.
Из позиции всех заявителей жалоб следует, что контракты подлежат квалификации как договоры купли-продажи недвижимости, созданной в будущем.
Предметом спорных контрактов является приобретение благоустроенных жилых квартир, созданных в будущем по муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории города Благовещенска в 2013-2020 годах".
Согласно пункту 2 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (пункт 3 статьи 421 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, приведенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, другими положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 Гражданского кодекса).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 Гражданского кодекса), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 Гражданского кодекса). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Целью заключения спорных контрактов, исходя из их условий, являлось приобретение заказчиком благоустроенных жилых квартир, пригодных для проживания граждан, отвечающих санитарным, техническим правилам и нормам, установленным действующим законодательством и характеристикам, указанным в Спецификации (Приложение N 1 к контрактам), подлежащих передаче заказчику по акту; земельный участок под строящимся домом находится в собственности поставщика.
Вместе с тем, из установленных в рамках дел N N А04-4767/2021, А04-728/2021 и настоящего дела (А04-5137/2022) обстоятельств, следует, что фактически ООО СЗ "Профессионал" являлось застройщиком-подрядчиком многоквартирного жилого со встроенными нежилыми помещениями в 17 квартале города Благовещенка, которым выполнены следующие работы:
-проведены инженерные изыскания (шифр 28-2018-579И), разработана проектная документация (шифр 28-2018-579П), выкуплен земельный участок с кадастровым номером 28:016010017:783 (площадью 4 026 кв.м), получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (с корректировками);
-получено разрешение на строительство объекта капитального строительства N 28-Ru 28302000-50-2021;
-проведены строительно-монтажные работы по подготовке земельного участка, устройству ВЗиС, работы по котловану, погружению свай, устройству фундамента и конструкций ниже нуля, построено 15 этажей из 15, в том числе построены все квартиры, подлежащие передаче по муниципальным контрактам с 3 по 9 этажи (внешние несущие монолитные железобетонные стены, внутренние опорные колонны, лестничные марши, лифтовая шахта, произведено строительство межквартирных и межкомнатных стен);
-заключены договоры подряда, поставки, приобретены строительные материалы, включая арматуру, цемент, бетон, материалы для перегородок, общей стоимостью около 250 000 000 руб.
03.03.2023 Инспекцией Госстройнадзора Амурской области от ООО СЗ "Профессионал" получено извещение N 1 об окончании строительства.
В период с 07.03.2023 по 21.03.2023 Инспекцией Госстройнадзора Амурской области проведен осмотр объекта капитального строительства "Многоквартирный дом со встроенными нежилыми помещениями в 17 квартале города Благовещенска" (застройщик ООО СЗ "Профессионал") с составлением протокола осмотра и акта внеплановой выездной итоговой проверки.
В ходе проведения осмотра установлено следующее: строительство объекта завершено. Нарушений обязательных требований, о соблюдении (реализации) требований, содержащихся в разрешительных документах, о соблюдении требований документов, исполнение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся предметом выездной проверки, не выявлено. Построенный объект соответствует требованиям проектной документации для строительства объекта "Многоквартирный дом со встроенными нежилыми помещениями в 17 квартале города Благовещенска" (шифр 28-2018-579П), кроме выполнения отдельных видов работ по благоустройству, выполнение которых перенесено на срок до 30.06.2023 на основании заявления ООО СЗ "Профессионал" от 14.02.2023 (постановление мэра г.Благовещенска N 1227 от 20.03.2023 "О согласовании переноса срока выполнения работ по благоустройству территории").
Из содержания пунктов 4.3.5, 4.3.7, 4.3.8 спорных контрактов следует обязанность поставщика по устранению своими силами и за свой счет в течение гарантийного срока недостатков объектов недвижимости; обеспечение сохранности объектов недвижимости до момента регистрации права муниципальной собственности; производство оплаты стоимости электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и оплата иных коммунальных платежей, обязательных платежей до момента регистрации права муниципальной собственности.
Гарантийный срок на объекты недвижимости составляет 5 лет с даты подписания сторонами акта об исполнении поставщиком обязательств по контрактам, на технологическое и инженерное оборудование - 3 года (пункт 6.2 контрактов).
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, установленные в рамках дел N N А04-4767/2021, А-04-728/2021, А04-5147/2022, поскольку ООО СЗ "Профессионал" фактически произвело строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный дом со встроенными нежилыми помещениями в 17 квартале города Благовещенска", гарантийные обязательства истца, установленные контрактами, апелляционный суд считает возможным дать квалификацию спорным контрактам как смешанным, содержащим элементы договора купли-продажи недвижимости и подряда.
В этой связи, с учетом пункта 3 статьи 421 ГК РФ, к правоотношениям сторон по заключенным контрактам подлежат применению положения глав 30, 37 ГК РФ, общие нормы об исполнении обязательств, а также положения Федерального закона N 44-ФЗ.
По указанным основаниям доводы жалоб о неверной квалификации судом правоотношений сторон отклоняются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Согласно пункту 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (пункт 2 статьи 740 ГК РФ).
В силу части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Согласно пункту 2 статьи 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных данным законом случаях.
В части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ сформулировано общее правило, согласно которому изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ в Федеральный закон N 44-ФЗ введена часть 65.1 статьи 112, в соответствии с которой по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3-1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Порядок изменения цены контракта на основании вышеуказанного положения предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации N 680 от 16.04.2022 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (Постановление N 680).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 680 при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 году (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.10.2022 N 1880 - в 2022-2023 годах) допускаются следующие изменения существенных условий контракта:
а) изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ранее изменялся;
б) изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;
в) изменения, связанные с заменой строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию;
г) изменение отдельных этапов исполнения контракта, в том числе наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта;
д) установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;
е) изменение порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ;
ж) изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 года N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". При этом положения абзаца второго подпункта "а" пункта 2 указанного постановления не применяются (подпункт "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2022 N 1344).
Ранее Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 о возможности изменения существенных условий контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, включая цену, относилось только к контрактам для обеспечения федеральных нужд.
Постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 N 505 "О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году", определено, что в 2022 году главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, - авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Постановлением Правительства РФ от 23.03.2022 N 439 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" пролонгировано действие правил, введенных в 2021 году из-за резкого удорожания стройматериалов, из которых следует, что заказчики спишут подрядчикам неустойки по контрактам, если к невозможности выполнить обязательства в полном объеме привел рост цен на строительные материалы не только в 2021 году, но и в 2022 году.
Как следует из материалов дела, цена контрактов определена пунктом 2.1 контрактов: по контракту от 11.12.2018 N Ф.2018.601442 - 48 732 000 руб., по контракту от 11.12.2018 N Ф.2018.601446 - 39 060 000 руб., по контракту от 11.12.2018 N Ф.2018.601451 - 35 464 000 руб., по контракту от 14.12.2018 N Ф.2018.601453 - 19 840 000 руб., по контракту от 11.12.2018 N Ф.2018.601454 - 19 592 000 руб., по контракту от 14.12.2018 N Ф.2018.601466 - 19 964 000 руб.
Общая цена контрактов - 182 652 000 руб.
В соответствии со Спецификациями (Приложение N 1 к контрактам) на поставщика возложена обязанность предоставить заказчику 106 квартир, общей площадью 2 946 кв.м (3 комн. - 9, 2 комн. - 47, 1 комн. - 50), с чистовой отделкой, стоимостью 1 кв.м - 62 000 руб., утвержденной постановлением Администрации города Благовещенска N 3397 от 26.10.2018 "Об утверждении предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, приобретаемой за счет иного межбюджетного трансфера".
Приказом Минстроя России от 29.03.2022 N 215/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2022 года" утверждена стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения в Амурской области в размере 106 830 руб. (без чистовой отделки).
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что истец неоднократно обращался к ответчику с просьбой о заключении дополнительного соглашения по увеличению цены контрактов, учитывая, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, повлекло приостановление деятельности в сфере строительства, существенное увеличение цен на строительные ресурсы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ основанием для изменения договора является существенное изменение обстоятельств.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор, может быть, расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Из содержания указанной статьи следует, что лицо, требующее изменения действующего договора, должно доказать как наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, так и совокупность перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 2 статьи 451 ГК РФ условий.
Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
30.01.2020 решением Всемирной организации здравоохранения эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции, присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения; 11.03.2020 ситуация признана пандемией (заявление Генерального директора ВОЗ по итогам второго совещания Комитета по чрезвычайной ситуации в соответствии с Международными медико-санитарными правилами, в связи со вспышкой заболевания, вызванного новым коронавирусом 2019 г. (nCoV), 30.01.2020; вступительное слово Генерального директора ВОЗ на пресс-брифинге по COVID-19, 11.03.2020).
В подтверждение существенного изменения обстоятельств истцом в материалы дела представлены заключения Союза "Торгово-Промышленная Палата Амурской области", из которых следует, что введенные распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2020 N 635-р запретительные/ограничительные меры, а именно с 00 часов 00 минут по местному времени 18 марта 2020 года введено временное ограничение на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, свидетельствуют о наличии обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих ООО СЗ "Профессионал" выполнить обязательства по исполнению контрактов по причине отсутствия квалифицированной иностранной рабочей силы из Китая.
Согласно ответам на обращения общества с заявками в Управление занятости населения Амурской области квалифицированные работники в необходимом количестве отсутствуют.
Истцом также представлены уведомления, поступившие от контрагентов истца, о невозможности исполнить обязательства по договорам поставки и подряда по причине закрытия государственных границ (Дело N А04-4767/2021).
В материалы настоящего дела представлены 14 заключений Союза "Торгово-Промышленная Палата Амурской области" от 19.10.2020, 28.01.2021, 28.04.2021, 20.07.2021, подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 (Обзор ВС РФ от 21.04.2020) разъяснено, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательств, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Если иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа, такие обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть при заключении договоров, могут являться основанием для изменения и расторжения договоров на основании статьи 451 ГК РФ, если при предвидении данных обстоятельств договор не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинно-следственная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
Распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, повлекло приостановление деятельности в сфере строительства, нарушение логистики.
Кроме того, распространение новой коронавирусной инфекции, а также введенные в отношении Российской Федерации санкции повлекли существенное увеличение цен на строительные ресурсы, рост курса валют к рублю на 30%, поднятие ключевой ставки ЦБ РФ до уровня 20% и выход многих иностранных компаний из России и, как следствие, удорожание себестоимости строительства, в том числе 1 кв.м жилья.
Существенное увеличение цен на строительные ресурсы подтверждено самим фактом принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 09.08.2021 N 1315, в преамбуле которого указано на существенное увеличение в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы.
При заключении спорных контрактов их общая цена составила 182 652 000 руб., в соответствии со Спецификациями (Приложение N 1 к контрактам) стоимость 1 кв.м жилого помещения - 62 000 руб. (с чистовой отделкой), которая утверждена постановлением Администрации города Благовещенска N 3397 от 26.10.2018 "Об утверждении предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, приобретаемой за счет иного межбюджетного трансфера".
Между тем, Приказом Минстроя России от 29.03.2022 N 215/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2022 года" утверждена стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения в Амурской области в размере 106 830 руб. (без чистовой отделки).
В соответствии с экспертным заключением ООО "Лидер инвест", выполненным в связи с назначением по настоящему делу судебной экспертизы, и признанным судом надлежащим доказательством, минимальная стоимость 1 кв.м жилья с чистовой отделкой составляет 131 597 руб., средняя стоимость 1 кв.м жилья с чистовой отделкой - 149 016 руб.
Указанное свидетельствует о подтверждении материалам дела факта увеличения стоимости 1 кв.м жилья, вызванного существенным увеличением цен на строительные ресурсы.
В этой связи доводы жалоб в соответствующей части отклоняются.
При этом, истец, осознавая социальную направленность возводимого объекта (в целях обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде на территории города Благовещенска), продолжил исполнять условия муниципальных контрактов по ценам 2018 года. На дату рассмотрения апелляционных жалоб строительство многоквартирного жилого дома, в котором располагаются 106 квартир, подлежащих передаче по муниципальным контрактам (за исключением благоустройства территории), фактически завершено.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315, от 16.04.2022 N 660 предусмотрены случаи изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Таким образом, анализ изменившегося законодательства свидетельствует о возможности внесения изменений в существенные условия контракта - увеличения цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ, в том числе более чем на 30%, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении контракта.
Учитывая, что на дату заключения спорных контрактов (11.12.2018 и 14.12.2018) истец не мог предвидеть возникновение форс-мажорных обстоятельств в виде распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, повлекшей приостановление деятельности в сфере строительства, существенное увеличение в 2021 и 2022 года цен на строительные ресурсы и, соответственно, увеличение себестоимости 1 кв.м жилого помещения (по условиям контрактов - с чистовой отделкой), факт принятия истцом всех необходимых мер для обеспечения возможности использования ресурсов и надлежащего исполнения обязательств по контрактам, удовлетворение иска является правомерным.
Как следует из материалов дела, неоднократные обращения истца за разрешением сложившейся ситуации к МКУ "БГАЖЦ", Администрации города Благовещенска, Министру строительства и архитектуры Амурской области, Главному федеральному инспектору по Амурской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДВФО, мэру города Благовещенска, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Амурской области отклонены ввиду заключения контрактов на приобретение благоустроенных квартир для переселенцев из аварийного жилья, созданных в будущем, с указанием на то, что принимаемые Правительством Российской Федерации меры поддержки организаций строительной отрасли, в том числе Постановление Правительства РФ N 1315 от 09.08.2021, не могут быть применены к ООО СЗ "Профессионал" в рамках исполнения контрактов, так как предметом контрактов является приобретение благоустроенных жилых квартир, созданных в будущем.
Между тем, как указано выше, апелляционный суд счел возможным дать квалификацию спорным контрактам как смешанным, содержащим элементы договора купли-продажи недвижимости и договора подряда, поскольку ООО СЗ "Профессионал" фактически произвело строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный дом со встроенными нежилыми помещениями в 17 квартале города Благовещенска", учитывая гарантийные обязательства истца, установленные контрактами.
По указанным основаниям доводы жалоб о том, что к настоящему спору не подлежат применению положения части 65.1 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315, от 29.03.2022 N 505, от 16.04.2022 N 680, отклоняются.
Доводы жалоб об исполнении иным поставщиком аналогичных контрактов по установленной цене не может быть принят во внимание, поскольку АО "Благовещенскстрой" является крупнейшим предприятием на рынке строительства жилья, располагающего достаточными собственными финансами и штатом работников, которое в меньшей степени пострадало от распространения коронавирусной инфекции и существенного увеличения цен на строительные ресурсы, в отличие от ООО СЗ "Профессионал".
В этой связи ссылки в жалобах на предпринимательский риск истца - отклоняются. Кроме того, как указано выше, истец, заключая контракты 11.12.2018 и 14.12.2018, не мог предвидеть возникновение форс-мажорных обстоятельств.
Довод о предоставлении аванса в размере 52-53,2% (95 589 186,40 руб.) от цены контрактов (182 652 000 руб.), что позволяло исполнить принятые на себя обязательства в установленный срок, подлежат отклонению, учитывая, что на дату рассмотрения дела N А04-728/2021 (решение от 21.07.2021) ООО СЗ "Профессионал" уже израсходовано на строительство объекта 250 000 000 руб.
Согласно пункту 2.10 контрактов источник финансирования: бюджет города Благовещенска (средства федерального бюджета - средства иного межбюджетного трансферта на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 09.07.2018 N 325 "Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образования на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в 2018-2020 годах").
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения ответчика, третьих лиц в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, которым были выделены лимиты для реализации программ по переселению, за оказанием истцу по его обращениям мер поддержки, выделением дополнительных денежных средств для реализации программы по переселению из ветхого жилья.
В этой связи довод жалобы об отсутствии в бюджете денежных средств является несостоятельным.
Учитывая принимаемые Правительством Российской Федерации решения по стабилизации экономики и поддержке бизнеса в целом и отдельных отраслей, отказ заказчика в заключении дополнительных соглашений, внесении изменений в контракты не соответствует стандартам добросовестного поведения.
Кроме того, необходимо учитывать принцип соблюдения баланса публичных и частных интересов, поскольку сохранение существующих условий контрактов нарушает соотношение имущественных интересов сторон и повлечет для истца такой ущерб, что он в значительной степени лишится того, на что был вправе рассчитывать при заключении контрактов, и более того, - банкротство общества.
По приведенным основаниям апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отклонении доводов апелляционных жалоб.
В этой связи решение отмене не подлежит.
Нарушений положений части 4 статьи 270 АПК РФ судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 27.12.2022 по делу N А04-5137/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5137/2022
Истец: ООО СЗ "Профессионал"
Ответчик: МУ "БГАЖЦ"
Третье лицо: Администрация города Благовещенска, Государственная корпорация - фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Министерство ЖКХ Амурской области, Министерство строительства и архитектуры Амурской области, Правительство Амурской области, Прокуратура Амурской области, ООО "Лидер инвест", Шестой арбитражный апелляционный суд (5137/22 3т, 5137/22 а.ж, 5137/22 а.ж, 8576/22 1т)