г. Москва |
|
03 мая 2023 г. |
Дело N А40-103133/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "АТОМСТРОЙЭКСПОРТ"
на решение Арбитражного суда города Москвы 25.01.2023 по делу N А40-103133/22
по заявлению АО "АТОМСТРОЙЭКСПОРТ"
к МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО КРУПНЕЙШИМ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 6
о признании незаконными решений,
при участии:
от заявителя: |
Кудашкина О.И. по доверенности от 15.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Ермаков Н.А. по доверенности от 24.10.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Атомстройэкспорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - инспекция) о признании недействительными решений от 01.12.2021 N 19 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, от 01.12.2021 N 28 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 25.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, заявление цдовлетворить.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2020 года (корр.N 1) от 30.06.2021, проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ составлен акт налоговой проверки от 01.10.2021 N 20 и вынесено решение, в соответствии с которым обществу предложено уменьшить заявленный к возмещению из бюджета НДС на сумму 5 301 109 руб.
Также решением от 01.12.2021 N 19 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, обществу отказано в возмещении НДС в сумме 5 301 109 руб.
Основанием для вынесения данного решения послужил вывод инспекции о том, что общество заявило право на вычет НДС по счетам-фактурам, выставленным в рамках оказанных услуг по контракту от 18.07.2012 N 77-598/1110700 и отраженным в строке 040 "Сумма налога, ранее исчисленная по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения ставки 0 процентов по которым не была документально подтверждена" по коду операции 1010421 "Реализация товаров (не указанных в пункте 2 ст. 164 НК РФ) на территорию государств - членов ЕАЭС" Раздела 4 налоговой декларации за 4 квартал 2020 (корр. N1), по истечению срока, установленного п. 1.1 ст. 172, п. 2 ст. 173 НК РФ.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось с апелляционной жалобой в ФНС. Решением ФНС России от 09.02.2022 N КЧ-4-9/1495@ апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы.
Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ пришел к выводу о том, что суд первой инстанции правильно установил все фактические обстоятельства рассматриваемого дела и применил нормы материального права.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 165 НК РФ, подпунктом 1 пункта 1 и пункта 9 статьи 167 НК РФ, пунктом 2 статьи 173 НК РФ, исходил из соответствия оспариваемых решений инспекции действующему законодательству.
Вопреки указанию общества на то, что суд ошибочно истолковал пункт 2 статьи 173 НК РФ, так как установленный трехлетний срок на применение вычета НДС, уплаченного по неподтвержденному экспорту, должен исчисляться с момента возникновения у налогоплательщика права на применение ставки НДС 0 процентов и не должен быть связан с периодом отгрузки товара, данный довод является необоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В силу пункта 9 статьи 165 НК РФ указанные документы (их копии) представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта.
Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных процедурах экспорта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в пункте 10 статьи 171 НК РФ, производятся на дату, соответствующую моменту последующегоисчисления налога по налоговой ставке 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, при наличии на этот момент документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ (пункт 10 статьи 171 Кодекса).
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на сумму налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетом и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (пункт 2 статьи 173 НК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ в случае пропуска срока, предоставленного для сбора пакета документов, подтверждающих экспорт товаров (работ, услуг), налоговая база определяется за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 17473/08 по делу N А40-24726/08-128-79 определено, что указание в пункте 2 статьи 173 НК РФ на соответствующий налоговый период по операциям реализации товаров (работ, услуг), по которым ранее обоснованность применения нулевой ставки НДС не подтверждена, связано не с налоговым периодом, в котором применяются налоговые вычеты, а с налоговым периодом, за который определяется налоговая база для целей уплаты упомянутого налога по операциям реализации.
Таким образом, судом первой инстанции правильно применены положения статьи 165 НК РФ, подпункта 1 пункта 1 и пункта 9 статьи 167 НК РФ, пункта 2 статьи 173 НК РФ, правильность применения судом указанных положений Обществом не опровергнута.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции являются правомерными.
Общество указывает, что судом при вынесении решения не учтены условия заключенного с заказчиком договора и условия его исполнения.
По мнению общества, право на применение налоговых вычетов по НДС возникло в 1 квартале 2019 года, поскольку именно в этом налоговом периоде товар был принят к учету (оприходован) заказчиком, и у налогоплательщика появилась возможность получения недостающих документов (заявление о ввозе товаров).
Общество полагает, что до указанного налогового периода по объективной причине (непринятие товара заказчиком) было лишено возможности сформировать полный комплект документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ, подтвердить право на применение налоговой ставки 0 процентов и заявить налоговый вычет по НДС.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, между обществом и РП "Белорусская атомная электростанция" (Республика Беларусь) заключен договор от 18.07.2012 N 77-598/1110700 на сооружение Белорусской АЭС, отгрузка товара по контракту произошла в 2-3 кварталах 2016 года, 2-4 квартале 2017 года.
Обществом 25.01.2021 в налоговый орган представлена первичная налоговая декларация за 4 квартал 2020 года, в которой заявлено право на применение налоговых вычетов по НДС, в том числе в сумме 5 301 109 руб. по счетам- фактурам, датированным 2016-2018 годами, выставленным обществом в адрес заказчика при реализации ТМЦ (оборудования) в рамках контракта.
В ходе проверки инспекцией в адрес общества направлено требование от 03.08.2021 N 2233 о представлении письменных пояснений.
В ответ на требование инспекции от 03.08.2021 N 2233 общество письмом от 13.08.2021 N 007-01/32297 представило пояснения, из которых следует, что причина позднего подписания указанных актов приема-передачи оборудования заключается в наличии у заказчика замечаний к качеству и комплектности сопроводительной документации и поставленного обществом оборудования.
Исходя из условий контракта, товарная накладная ТОРГ-12 является первым по времени составления документом, выставленным в адрес РУП "БелАЭС". ТОРГ-12 оформляется исходя из рублевого эквивалента и является предварительной стоимостью.
В соответствии с условиями дополнительного соглашения N 17 от 27.04.2015 к контракту, помимо товарных накладных по форме ТОРГ-12, оформляются акты приема-передачи оборудования РУП "БелАЭС", в которых указывается стоимость оборудования в долларах США, свидетельствующие о переходе права собственности на поставленное оборудование.
Акты приема-передачи оборудования оформляются датой перехода права собственности на оборудование к РУП "БелАЭС", в которых определена цена реализации оборудования.
В заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов РУП "БелАЭС" ссылается на акты приема-передачи оборудования, указывая дату перехода права собственности на товары от общества к РУП "БелАЭС" 1 квартал 2019 года.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичными документами, а также первичные учетные документы должны содержать в качестве обязательных реквизитов дату составления указанных документов и содержание хозяйственной жизни.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно указал, что датой отгрузки товаров, в том числе вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, в целях определения налоговой базы при осуществлении расчетов в иностранной валюте и выставления счетов-фактур признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, в целях исчисления НДС при реализации товаров датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-члена для налогоплательщика НДС.
Товарные накладные составлены и датированы - 2-3 кварталами 2016 года, 2-4 кварталами 2017 года - периодами отгрузки, в которых общество произвело исчисление НДС в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, пунктом 9 статьи 167, пунктом 10 статьи 171, пунктом 3 статьи 172 Кодекса, пунктами 2, 3, 22 Правил ведения книги продаж, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 и пункта 9 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по операциям, облагаемым НДС по нулевой ставке, в случае отсутствия подтверждающих документов является налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Следовательно, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 17473/08 по делу N А40-24726/08-128-79, правом на вычет сумм НДС, исчисленных в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке, в случае отсутствия документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, подтверждающих правомерность применения данной ставки, налогоплательщик может воспользоваться в течение трех лет после окончания налогового периода, на который приходится день отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Кроме того, из фактических обстоятельств следует, что НДС с неподтвержденных экспортных операций исчислен налогоплательщиком в уточненных налоговых декларациях по НДС за соответствующие налоговые периоды отгрузки (реализации) товаров: 2-3 кварталы 2016 года, 2 - 4 кварталы 2017 года.
Таким образом, срок предъявления НДС к вычету в отношении операций по отгрузке товаров за: 2 квартал 2016 года истекает 30.06.2019; 3 квартал 2016 года истекает 30.09.2019; 4 квартал 2016 года истекает 31.12.2019; 2 квартал 2017 года истекает 30.06.2020; 3 квартал 2017 года истекает 30.09.2020; 4 квартал 2017 года истекает 31.12.2020.
Фактически первичная и уточненная (корр. N 1) налоговые декларации по НДС за 4 квартал 2020 года, в которых заявлены налоговые вычеты по НДС с операций по реализации (отгрузке) товаров в 2 - 3 кварталах 2016 года, 2-4 кварталах 2017 года, представлены обществом в налоговый орган 25.01.2021, 30.06.2021 соответственно, то есть по истечении трехгодичного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 НК РФ.
Обществом не приведены документально подтвержденные обстоятельства, свидетельствующие о наличии объективных препятствий для своевременной реализации права на применение налоговых вычетов по НДС по спорным операциям.
Аналогичные выводы подтверждаются судебной практикой.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции являются обоснованными, сделанными при всесторонней оценке фактических обстоятельств и доказательств имеющихся в материалах дела.
Ссылки общества на письма Минфина России и арбитражную практику оценены судом первой инстанции и признаны несостоятельными, поскольку в указанных письмах и судебных актах рассмотрены иные фактические обстоятельства, отличные от настоящих.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о неправомерном заявлении обществом налоговых вычетов по НДС по истечении трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 НК РФ, в отношении операций по реализации (отгрузке) товаров в адрес РУП "Белорусская атомная электростанция" в 12-3 кварталах 2016 года, 2-4 квартале 2017 года, является обоснованным и соответствующим законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.
При наличии указанных обстоятельств оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения требований заявителя не установлено.
Нормы материального права были правильно применены судом. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, проверкой не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2023 по делу N А40-103133/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с АО "АТОМСТРОЙЭКСПОРТ" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103133/2022
Истец: АО "АТОМСТРОЙЭКСПОРТ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N6