г. Москва |
|
05 марта 2024 г. |
Дело N А40-171650/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кухаренко Ю.Н., рассмотрев апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДМЦ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2023 года рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-171650/23 по иску общества с ограниченной ответственностью "ДМЦ" (ОГРН: 1185050008274, ИНН: 5038136144) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) о взыскании пени.
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДМЦ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" (далее - ответчик) о взыскании 491 389 руб. 32 коп.
Решением суда от 28 ноября 2023 года в удовлетворении ходатайства об уменьшении размера неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ, отказано.
В удовлетворении ходатайства об оставлении искового заявления без рассмотрения, отказано.
С ОАО "РЖД" в пользу ООО "ДМЦ" взыскано 121 руб. 56 коп. пени.
В остальной части отказано.
ООО "ДМЦ", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что отсутствуют основания для увеличения срока доставки грузов и освобождения ответчика от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Также Истец не согласен с доводом Ответчика о том, что срок доставки по спорной накладной N N ЭЗ748174, ЭЗ893786, ЭЗ893836, ЭЗ894119 подлежит увеличению по причине устранения коммерческой неисправности вагона, возникшей не по вине перевозчика.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик представил отзыв, по апелляционной жалобе возражает, просит оставить решение Арбитражного суда г. Москвы без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Как усматривается из материалов дела, в процессе оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом ОАО "РЖД", являясь перевозчиком, нарушило нормативный срок доставки, что подтверждается прилагаемыми транспортными накладными и послужило основанием для обращения с настоящими требованиями.
Согласно статье 122 УЖТ РФ претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа, багажа, предъявляются к перевозчику.
В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Согласно требованиям ст. 33 Устава железнодорожного транспорта РФ, перевозчик обязан доставить груз по назначению в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения, указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей не общего пользования для грузополучателей.
В соответствии со ст. 97 Устава железнодорожного транспорта РФ за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере 6% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере половины платы за перевозку данных грузов.
Сроки доставки грузов определяются в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245.
В связи с нарушением ответчиком сроков доставки грузов в его адрес была направлена претензия об уплате пени. Ответчик уклонился от добровольного удовлетворения претензионных требований.
Таким образом, размер пени за просрочку доставки грузов по транспортным железнодорожным накладным составил 491 389 руб. 32 коп.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу относительно коммерческой неисправности вагона, возникшей по вине грузоотправителя.
По накладным N N ЭЗ748174, ЭЗ893786, ЭЗ893836, ЭЗ894119 (строка контррасчета ответчика 11, 46-48) срок доставки был увеличен по причине исправления коммерческой неисправности вагонов, возникшей не по вине грузоотправителя.
По накладной N ЭЗ748174 вагон N 54326442 сталь листовая следовал со станции Новолипецк Юго-Восточной ж.д. на станцию Белый Раст Московской ж.д. и был отцеплен для устранения коммерческой неисправности на ст. Бекасово-Сортировочное Московской ж. д.
В дорожной ведомости N ЭЗ748174 в графе N 27 имеется отметка о том, что погрузка была осуществлена средствами грузоотправителя (ОТПР), таким образом, именно грузоотправитель несет ответственность за коммерческое состояние вагона.
Коммерческая неисправность - на первом рулоне ослаблены 2 увязки, в контейнере LPLU4187299 в третьем рулоне оборвана 1 увязка выходит за пределы платформы, перегруз груза, что зависит от грузоотправителя.
В соответствии с п. 6.2 Правил N 245, срок доставки увеличивается в случае задержки грузов в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза грузов или устранения коммерческих неисправностей вагонов, контейнеров, допущенных грузоотправителем.
Согласно ст. 20 УЖТ РФ пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении вагонов - грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им.
В соответствии со ст. 21 УЖТ РФ и согласно сведениям, указанным в накладной, погрузка осуществлена отправителем - Истцом.
На основании п. 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
Право перевозчика проверять в пути следования погрузку направлено на профилактику совершения грузоотправителем действий, нарушающих условия перевозки и сопряженных с возникновением аварийных ситуаций, при которых под угрозу ставится жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, и имеет своей целью обеспечить безопасность эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранность подвижного состава, устройств инфраструктуры.
В пути следования на станции Бекасово-Сортировочное Московской ж. д. у вагона N 54326442 была обнаружена коммерческая неисправность (зависящая от грузоотправителя): на первом рулоне ослаблены 2 увязки, в контейнере LPLU4187299 в третьем рулоне оборвана 1 увязка выходит за пределы платформы, перегруз груза.
Коммерческая неисправность устранена 23.05.2023 г. в 15:24, о чем был составлены акты общей формы от 23.05.2023 г. в 03:40 N 20790 начало задержки, от 23.05.2023 в 15:24 N 20796 окончание задержки.
Отцепка вагона для устранения коммерческой неисправности по данной накладной по вине грузоотправителя явилась следствием задержки и увеличения срока доставки на 12 час, для исправления коммерческих неисправностей (согласно классификатору коммерческих неисправностей, в соответствии с Распоряжением ОАО "РЖД" от 01.06.2005 N 834р "Об утверждении классификации коммерческих неисправностей грузовых вагонов").
Поскольку пункт 6.2 Правил исчисления сроков доставки N 245 не был учтен при определении срока доставки груза по накладной N ЭЗ748174, то он подлежит увеличению. Просрочка доставки по данной отправке отсутствует.
Также, при аналогичных обстоятельствах, пени по отправкам N N ЭЗ893786, ЭЗ893836, ЭЗ894119 обоснованно подлежали отклонению судом согласно контррасчету ответчика.
Соответственно, размер, заявленных истцом пени, подлежит уменьшению на 4 121,76 руб. на основании пункта 6.2 Правил исчисления сроков доставки N 245.
Между тем, апелляционный суд не может согласиться с доводом Ответчика о том, что по накладным N N ЭЗ728587, ЭЗ737574, ЭЗ737697, ЭЗ737721, ЭЗ742825, ЭЗ742906, ЭЗ742951, ЭЗ743198, ЭЗ743290, ЭЗ743325, ЭЗ748174, ЭЗ764715, ЭЗ764718, ЭЗ764787, ЭЗ793280, ЭЗ793605, ЭЗ814939, ЭЗ814941, ЭЗ814961, ЭЗ814970, ЭЗ814995, ЭЗ814997, ЭЗ814999, ЭЗ815003, ЭЗ815029, ЭЗ819776, ЭЗ852577, ЭЗ854641, ЭЗ854648, ЭЗ854822, ЭЗ854825, ЭЗ854843, ЭЗ854896, ЭЗ854910, ЭЗ854946, ЭЗ854983, ЭЗ855010, ЭЗ855024, ЭЗ855030, ЭЗ855052, ЭЗ855066, ЭЗ855078, ЭЗ855119, ЭЗ855141, ЭЗ861546, ЭЗ893786, ЭЗ893836, ЭЗ894119, ЭЗ948377 произошла задержка вагонов в пути следования по причине "обстоятельств непреодолимой силы", по следующим обстоятельствам.
Ответчик в материалы дела представил Распоряжение Губернатора Ростовской области от 19.02.2022 г. N 28, Распоряжение Губернатора Воронежской области от 2002.2022 г. N30-У, распоряжение губернатора Саратовской области от 21.01.22 N 171-р, Постановление Губернатора Белгородской области от 27.09.2022 г. N 167, от 11.04.2022 N 58, Постановление Губернатора Самарской области от 24.02.2022 N 46 и иные нормативные правовые акты.
Данные нормативные правовые акты не ограничивают и не прекращают перевозки порожних/грузовых вагонов.
Режим чрезвычайной ситуации вышеуказанными нормативными правовыми актами был введен в связи со значительным увеличением прибытия граждан из приграничных с Ростовской, Воронежской, Белгородской, Саратовской и Самарской областях территорий и исключительно для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ситуации Ростовской и Саратовской областях.
То есть действие данных нормативных правовых актов не распространяет своё действие на деятельность ОАО "РЖД".
Кроме того, в соответствии со статьей 29 Устава железнодорожного транспорта вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Административным регламентом, утвержденным приказом Минтранса РФ от 25.07.2012 N 263, установлено, что Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) является уполномоченным органом по установлению сроков действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и грузобагажа, вызванного обстоятельствами непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными не зависящими от перевозчика и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельствами, препятствующими осуществлению перевозок, и уведомление об этом перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно указанному регламенту, решение об ограничении или прекращении перевозок железнодорожным транспортом оформляется приказом.
Увеличение срока доставки грузов железнодорожным транспортом по причине задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов, установлено пунктом 6.4 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27.
В соответствии с п. 6.7 указанных правил, о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о составлении акта общей формы с указанием причины и срока задержки перевозки груза. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя и календарным штемпелем перевозчика.
В соответствии с п. 5.3.9 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 397 "Об утверждении положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта" Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, а именно, установление сроков действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и грузобагажа, вызванного обстоятельствами непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией и иными независящими от перевозчика и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельствами, препятствующими осуществлению перевозок, и уведомление об этом перевозчиком и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Доказательств уведомления руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о временном прекращении либо ограничении перевозки грузов вследствие обстоятельств непреодолимой силы и наличия соответствующего распоряжения указанного руководителя о сроке действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и уведомления об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур, как того требуют положения статьи 29 УЖТ РФ, ответчиком не представлено.
В соответствии с пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами N 45, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя. Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Ответчиком доказательства уведомления грузоотправителей и заинтересованных грузополучателей о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов, грузобагажа не представлено. Приложенные акты общей формы, подписаны в одностороннем порядке, в таком виде в отсутствие доказательств уведомления грузоотправителей и/или грузополучателей акты общей формы не могут служить основанием для освобождения ответчика от ответственности, предусмотренной статьей 97 Устава железнодорожного транспорта.
В качестве причин задержки в актах общей формы указано действие непреодолимой силы, ведение военный действий.
Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например, обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из текста представленных нормативных правовых актов не усматривается обстоятельств, препятствующие перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Таким образом, отсутствуют основания для увеличения срока доставки грузов и освобождения ответчика от ответственности по указанным накладным.
На основании изложенного, пени в размере 487 146, 00 Истцом заявлены правомерно.
Ответчиком не представлено доказательств того, что размер неустойки явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства по оплате выполненных работ, так же не представлено доказательств того, что ответчик принял все необходимые действия для надлежащего исполнения своих обязательств, таким образом оснований для снижения суммы неустойки апелляционный суд не усматривает.
При указанных обстоятельствах руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2023 по делу N А40-171650/23 изменить.
Отказать в Удовлетворении ходатайство об уменьшении размера неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
Отказать в Удовлетворении ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения.
Взыскать с ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) в пользу ООО "ДМЦ" (ОГРН: 1185050008274, ИНН: 5038136144) 487 267,56 руб. пени., 12 720 руб. госпошлины по иску.
В остальной части отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-171650/2023
Истец: ООО "ДМИТРОВСКИЙ МЕТАЛЛОЦЕНТР"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"