город Ростов-на-Дону |
|
04 мая 2023 г. |
дело N А53-35385/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобровой М.Ю.,
при участии:
от истца: представитель Горбацевич Н.Е., по доверенности от 09.01.2023;
от ООО "МСК-Сити" представитель Киреева Ю.А., по доверенности от 16.03.2023, представитель Орешкина А.И. по доверенности от 21.03.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2023 по делу N А53-35385/2022
по заявлению Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области
к обществу с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "МСК-Сити"
о приостановлении деятельности
УСТАНОВИЛ:
Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "МСК-СИТИ" о приостановлении на двенадцать месяцев осуществление деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) жилого комплекса со встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой, расположенного по адресу: г. Ростова-на-Дону, ул. Красноармейская, д. 157 в/83. Жилой дом поз. 4.
Решением от 27.02.2023 в иске отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Имеется основание, предусмотренное пунктом 4 ч. 15 ст. 23 Федерального закона N 214-ФЗ для удовлетворения заявленных требований. В рамках контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых Службой, выявлены неоднократные нарушения ООО СЗ "МСК-Сити" требований Федерального закона N 214-ФЗ.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество c ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "МСК-Сити" является застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства жилого комплекса co встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 157в/83 (жилой дом поз. 4) в соответствии c Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и o внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
ООО СЗ "МСК-Сити" осуществляет строительство жилого комплекса co встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 157 в/83 (жилой дом поз. 4) на основании разрешения N 61-310-941101-2018 от 27.12.2018, выданного Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, co сроком действия до 27.12.2024.
В рамках контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области, выявлены неоднократные нарушения ООО СЗ "МСК-Капитал" требований Федерального закона N 214-ФЗ, в связи с чем, применены меры административного воздействия. Застройщик не исполняет обязанность по размещению отчетности и проектной декларации в ЕИСЖС по адресу: https://наш.дом.рф. Застройщик не исполняет обязанность по передаче объектов долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований.
В обоснование требований заявителем указано, что имеется основание, предусмотренное пунктом 3 части 15 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ, для приостановления на определенный срок осуществления ООО СЗ "МСК-Капитал" деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в связи с чем обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона N 214-ФЗ предусмотрено, что застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 230 "Об утверждении Положения о Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области" Региональная служба является исполнительным органом Ростовской области (органом исполнительной власти Ростовской области), уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, на территории Ростовской области".
Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ контролирующий орган: выдает заключение о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона, либо мотивированный отказ в выдаче такого заключения; вправе получать от органа регистрации прав документы и информацию о деятельности застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; вправе получать от органов местного самоуправления документы и информацию о деятельности застройщиков, связанной со строительством многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в случае, если застройщик освобожден от обязанности представлять такую отчетность в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренного статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности). В случае, если застройщик представляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, контролирующий орган получает такую отчетность из этого государственного информационного ресурса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия; осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона N 214-ФЗ действие названного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с частью 15 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если застройщик более чем на тридцать дней задержано представление отчетности, предусмотренной настоящим Федеральным законом; застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации; застройщик не удовлетворяет требования участников долевого строительства по денежным обязательствам, предусмотренным частью 1 статьи 12.1 настоящего Федерального закона, и (или) не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований и (или) исполнения такой обязанности. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее чем 100 тысяч рублей; застройщиком не исполнялись требования настоящего Федерального закона, а также принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов при условии, что в течение одного года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные настоящим Федеральным законом меры воздействия; в проектной декларации, представленной застройщиком в контролирующий орган, застройщиком продекларированы заведомо недостоверные сведения о соответствии застройщика требованиям, установленным частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона; по истечении трех месяцев со дня выдачи контролирующим органом предписания об устранении нарушения требований, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, застройщиком не устранено нарушение таких требований.
При обращении с требованием о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, контролирующий орган обязан доказать не только наличие оснований для применения к застройщику специальной предупредительной меры, непосредственно связанной со спецификой осуществляемой деятельности и ограничивающей временно правоспособность юридического лица, но и то, что ее принятие является необходимым для гарантии экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц, обеспечит именно восстановление прав и их законных интересов, а не повлечет для них еще более неоправданные (отрицательные) последствия как результат ее применения.
Как указано выше, общество c ограниченной ответственностью специализированный застройщик "МСК-СИТИ" является застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства жилого комплекса co встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 157в/83 (жилой дом поз. 4) в соответствии c Федеральным законом N 214-ФЗ.
ООО СЗ "МСК-СИТИ" осуществляет строительство жилого комплекса co встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 157в/83 (жилой дом поз. 4) (далее - объект) на основании разрешения N 61-310-941101-2018 от 27.12.2018, выданного Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, co сроком действия до 27.12.2024.
На дату обращения заявителя в суд степень готовности объекта ориентировочно составляла 71%.
Заявителем указано, что в рамках контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области (далее - Служба), выявлены неоднократные нарушения ООО СЗ "МСК-СИТИ" требований Федерального закона N 214-ФЗ:
установлен факт предоставления отчетности за 4 квартал 2020 c недостоверными данными, за указанное нарушение ООО СЗ "МСК-СИТИ" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено постановление o назначении административного наказания N 216319 от 02.06.2021 (вступило в законную силу), назначен административный штраф в размере 51 тыс. руб., который оплачен обществом;
установлен факт предоставления отчетности за 1 квартал 2021 года c недостоверными данными, за указанное нарушение ООО "МСК-СИТИ" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено постановление o назначении административного наказания N 216320 от 02.06.2021 (вступило в законную силу), назначен административный штраф в размере 51 000 руб., который оплачен обществом;
установлен факт невыполнения ООО СЗ "МСК-СИТИ" предписания от 07.09.2021 N 38/6487 в части устранения нарушения ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 214-ФЗ (не направило участникам долевого строительства предложения об изменении срока завершения строительства, изменении срока передачи указанного объекта), за указанное нарушение ООО СЗ "МСК-СИТИ" привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено постановление o назначении административного наказания от 24.02.2022 N 226082 (вступило в законную силу), назначен административный штраф в размере 100 000 руб., который оплачен обществом.
установлен факт размещения в ЕИСЖС недостоверной информации o сроке ввода объекта в эксплуатацию - как в проектной декларации, так и в проекте договора участия в долевом строительстве, за указанное нарушение ООО СЗ "МСК-СИТИ" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено постановление o назначении административного наказания от 13.04.2022 N 226178 (вступило в законную силу), назначен административный штраф в размере 200 000 руб., который оплачен обществом.
установлен факт предоставления отчетности за 3 квартал 2021 года c отчетности c недостоверными и противоречивыми сведениями, за указанное нарушение ООО СЗ "МСК-СИTИ" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено постановление o назначении административного наказания от 12.04.2022 N 226192 (вступило в законную силу), назначен административный штраф в размере 52 000 руб.
В силу пункта 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в отношении объекта зарегистрированы договоры участия в долевом строительстве, обязательства по которым не исполнены. В частности, по условиям договоров первоначальный срок ввода объектов в эксплуатацию - 30.09.2021, первоначальный срок передачи объектов долевого строительства - 31.12.2021; затем внесены изменения (30.07.2021), согласно которым срок ввода объектов в эксплуатацию - 31.12.2021, срок передачи объектов долевого строительства - 31.03.2022.
Однако до настоящего времени объект не введен заинтересованным лицом в эксплуатацию и не передан участникам долевого строительства.
При этом, заявителем в материалы дела представлены дополнительные соглашения с участниками долевого строительства о переносе сроков передачи объектов недвижимости.
Относительно неразмещения (несвоевременного размещения) застройщиком в ЕИСЖС по адресу: https://наш.дом.рф отчетности об осуществлении деятельности, связанной c привлечением денежных средств участников долевого строительства, суд установил следующее.
Заинтересованным лицом исполняются предписания заявителя, предоставляется запрашиваемая заявителем документация, устраняются выявленные недостатки представленной отчетности, в том числе путем размещения сведений на сайте, ведется деятельность по созданию объекта.
Таким образом, застройщиком в настоящее время приняты меры по исполнению требований и устранению допущенных нарушений Федерального закона N 214-ФЗ.
При этом судом первой инстанции учтено, что согласно правовой позиции, представленной в определении ВАС РФ от 14.01.2014 N ВАС-19292/13, при рассмотрении заявленных истцом требований о приостановлении деятельности, судом могут приниматься во внимание фактические обстоятельства дела, поведение общества, характер нарушения, степень вины общества, последующее предоставление отчетности обществом, специфика деятельности общества, доказанность службой необходимость принятия соответствующей меры.
В соответствии с правовыми позициями, сформулированными Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, Определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 17.02.2000 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, а также право частной собственности.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Европейский суд по правам человека допускает, что государство может в исключительных случаях ограничивать частные имущественные права во имя поддержания публичного общественного порядка, такие ограничения не должны носить фискального характера.
Положения пункта 3 части 15 статьи 23 Закона N 214-ФЗ не устанавливают безусловной обязанности суда при наличии приведенных в этой норме оснований принять решение о приостановлении осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) объектов недвижимости.
Такая мера государственного принуждения по своей правовой природе является публично-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности.
В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что рассматриваемый многоэтажный дом возводится на законных основаниях, договоры участия в долевом строительстве многоквартирного дома с участниками заключены в установленном порядке, прошли государственную регистрацию, в настоящее время подписаны дополнительные соглашения к договорам участия в долевом строительстве о переносе сроков передачи объектов недвижимости.
Суд апелляционной инстанции указывает, что при обращении с требованием о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, контролирующий орган обязан доказать не только наличие оснований для применения к застройщику специальной предупредительной меры, непосредственно связанной со спецификой осуществляемой деятельности и ограничивающей временно правоспособность юридического лица, но и то, что ее принятие является необходимым для гарантии прав и законных интересов потребителей и иных лиц, обеспечит именно восстановление прав и их законных интересов, а не повлечет для них еще более неоправданные (отрицательные) последствия как результат ее применения.
Поскольку приостановление осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) объектов недвижимости, ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
В данном случае, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец не представил доказательства о наличии оснований как для применения в отношении общества указанной меры принуждения, так и о необходимости принятия в интересах участников долевого строительства, такого ограничения деятельности общества.
Указанная позиция соответствует изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.06.2019 по делу N А01-3013/2017.
С учетом изложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы не подтверждают нарушений норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, по существу, повторяют позицию истца по спору, не опровергают выводы суда, основаны на ином толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств и установление по делу новых фактических обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2023 по делу N А53-35385/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-35385/2022
Истец: РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "МСК-СИТИ"