г.Москва |
|
10 мая 2023 г. |
N А40-91872/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: С.Л.Захарова,
судей: |
И.В. Бекетовой, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г.Москве и Калужской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2022 по делу N А40-91872/22 (130-627)
по заявлению АО "Международный аэропорт "Внуково"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г.Москве и Калужской области
о признании недействительным предписания,
при участии:
от заявителя: |
Митькин А.И. по дов. от 12.12.2022; Долгачева Е.Ю. по дов. от 08.07.2022; |
от ответчика: |
Османов Ш.О. по дов. от 11.01.2023; Доронькин Р.В. по дов. от 07.10.2022; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Международный аэропорт "Внуково" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г.Москве и Калужской области (далее - ответчик, административный орган) о признании недействительными и отмене пп. 1-4 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований по делу N 07-36/59 от 03.02.2022 с учетом принятых судом уточнений заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2022 по делу N А40-91872/22 требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению апеллянта при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В ходе судебного заседания в Девятом арбитражном апелляционном суде представитель ответчика заявил ходатайство о приостановлении производства по данному делу до рассмотрения в Московском городском суде и вступления в законную силу спора в рамках дела N 12-609/2022.
Определением апелляционного суда от 15.11.2022 ходатайство Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г.Москве и Калужской области удовлетворено, производство по делу N А40-91872/22 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N 12-609/2022, рассматриваемом в Московском городском суде.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.01.2023 определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2022 по делу N А40-91872/22 о приостановлении производства отменено, суд кассационной инстанции указал, что.судом апелляционной инстанции не учтено, что в рассматриваемых делах предметы доказывания являются разными, фактические обстоятельства дела, которые имеют доказательственное значение для рассматриваемого дела о признании незаконным постановления о назначении административного наказания, не имеют взаимосвязи с делом о признании незаконными пунктов 1-4 предписания.
Так же в рассматриваемом случае решение, принятое по административному делу (об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности), не вступившее в законную силу, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для рассмотрения данного дела.
После отмены вышестоящим судом определения апелляционного суда от 15.11.2022 суд возобновляет рассмотрение апелляционной жалобы Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г.Москве и Калужской области на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2022 по настоящему делу.
Представитель ответчика не согласился с выводами суда изложенными в решении, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и ст. 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области в отношении АО "Международный аэропорт "Внуково" 12.01.2022 вынесено решение о проведении внеплановой выездной проверки N 7-РЕ, учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий 77220021000201541901.
03.02.2022 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований N 07-36/59.
Согласно ст. 40 ФЗ от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 248-ФЗ), заявитель, соблюдая досудебный порядок подачи жалобы, письмом от 16.02.2022 N 01-14/1-22 обратился к Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Руководителю Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области с жалобой.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования письмом N 202202160000269404001 сообщила, что жалоба удовлетворена частично.
Не согласившись с пунктами 1-4 названного предписания, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как установлено судом, пунктом 1 Предписания Заявителю предписано устранить следующее нарушение: при осуществлении хозяйственной деятельности, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду на объекте "Аэропорттехническая зона", расположенном по адресу: 119027 г. Москва, ул. 2-я Рейсовая, д. 2, корп. 3 (код ОНВОС 45-0177-001900-П) допущен сброс сточных вод в р. Березовка с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбо-хозяйственного значения, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 N 552: этиленгликоль.
Вместе с тем, Заявитель не является лицом, ответственным за сброс сточных вод через водовыпуск в р. Березовка с превышением нормативов допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 N 552: этиленгликоль.
Аэродром Москва (Внуково) является аэродромом совместного базирования, на котором базируются как гражданские, так и государственные воздушные суда. АО "Международный аэропорт "Внуково" является оператором аэродрома гражданской авиации Москва (Внуково), что подтверждается Сертификатом оператора аэродрома гражданской авиации N ФАВТ.ОА-079 от 16.10.2017 г., выданным Федеральным агентством воздушного транспорта.
Между ФГУП "АГА(А)" (Арендодатель) и АО "Международный аэропорт "Внуково" (правопреемник АО "Аэропорт Внуково", Арендатор) заключен и действует договор аренды федерального имущества аэропорта Москва (Внуково) от 21.12.2015 г. N 495.
Согласно Договора аренды, имущество передается Арендатору в целях его использования в соответствии с его назначением для осуществления Арендатором аэропортовой деятельности.
В соответствии с требованиями п.6 Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 286, оператор аэродрома гражданской авиации обеспечивает комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Аэропорт Москва (Внуково) является предприятием непрерывного цикла, на котором осуществляются производственные процессы, в том числе, связанные с обеспечением авиационной безопасности, такие как противообледениетельная обработка воздушных судов.
Поверхностные сточные воды, образующиеся в результате атмосферных осадков, от объектов, расположенных на территории аэродрома Москва (Внуково), самотёком (по уклону местности) поступают в систему ливневой канализации - водосточно-дренажную систему.
Указанная водосточно-дренажная система (далее - ВДС) закреплена на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее -ФГУП "АГА(А)"), которое в силу требований действующего законодательства Российской Федерации обязано отвечать за содержание и эксплуатацию данного имущества.
ВДС или ее часть, в том числе ливневая канализация в пользование АО "Международный аэропорт "Внуково" или иных юридических лиц не передана, находится в хозяйственном ведении ФГУП "АГА(А)". Арбитражный суд г. Москвы (дело N А40-87111/18-135-607) признал, что объект "Дренажная водосточная система" (кадастровый номер 77:07:0000000:4831) является составной частью технологически единого комплекса водосточно-дренажной сети аэропорта Внуково, включая очистные сооружения, которая не оформлена как единый имущественный комплекс.
Объект "Дренажная водосточная система", не функционирует надлежащим образом, является неработоспособным. Техническое состояние объекта является ненадлежащим, в результате чего не обеспечивается очистка сточных вод, проходящих через общую водосточно-дренажную сеть аэропорта Внуково, до установленных нормативов.
Решением Арбитражного суда по делу N А40-87111/18-135-607 ФГУП "АГА(А)" отказано в удовлетворении требований о понуждении АО "Международный аэропорт "Внуково" к принятию в аренду объекта "Дренажная водосточная система".
Разделом "Охрана окружающей среды" СНиП 32-03-96 установлено, что аэродромы с длиной взлетно-посадочной полосы 1500 метров и более, имеющие системы водоотвода с искусственных покрытий и дренажа подземных и поверхностных сточных вод (ливневых и талых), должны быть оборудованы локальными сооружениями для механической, биологической и иной очистки и обеззараживания загрязненных вод.
Аэропорт Москва (Внуково) оборудован двумя искусственными взлетно-посадочными полосами (далее - ИВПП), длина ИВПП N 1 составляет 3500 метров, ИВПП N 2 - 3060 метров, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации аэродрома N 10 от 15.09.2017 г.
Раздел "Охрана окружающей среды" Строительных Норм и Правил СНиП 32- 03-96 Аэродромы (далее - СНиП 32-03-96) включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 985 от 04.07.2020, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Вышеперечисленные требования СНиП 32-03-96 прямо относятся к безопасности зданий (строений, сооружений) и безопасности их эксплуатации, то есть, несоблюдение вышеуказанных требований об оборудовании систем водоотвода с искусственных покрытий и дренажа подземных и поверхностных сточных вод (ливневых и талых) аэродрома локальными сооружениями для механической, биологической и иной очистки и обеззараживания загрязненных вод, прямо влияет на экологическую безопасность при эксплуатации всего аэродрома, а не только имущества, переданного главному оператору аэродрома.
Согласно пункту 6.2.3. Договора аренды, в случае если для соблюдения требований, предъявляемых к использованию данного типа имущества, требуется осуществление нового строительства каких-либо систем, сооружений или какого-либо иного имущества, данное строительство осуществляется за счет Арендодателя при выделении соответствующих средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, АО "Международный аэропорт "Внуково" не наделено правом самостоятельно осуществлять строительство очистных сооружений поскольку аэропорт "Внуково" не является собственником имущества аэродрома (имущество является федеральной собственностью).
АО "Международный аэропорт "Внуково" не может являться застройщиком объекта, так как право аренды на земельный участок, занимаемый имуществом аэродрома, не передано АО "Международный аэропорт "Внуково" в аренду, а также на каком-либо ином законном основании;
Договор аренды не предусматривает каких-либо инвестиционных условий о строительстве АО "Международный аэропорт "Внуково" очистных сооружений.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая вышеизложенное ФГУП "АГА(А)" обладает всеми необходимыми правами, полномочиями и обязанностями для обеспечения аэродрома Москва (Внуково) всей необходимой природоохранной инфраструктурой, что, в том числе, подтверждается решением Головинского районного суда города Москвы от 24.08.2017 г. N 2-3388/2017 по иску Московского межрайонного природоохранного прокурора города Москвы, которым на ФГУП "АГА(А)" возложена обязанность по обеспечению очистки сточных вод до установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих (вредных) веществ, установленных для водных объектов рыбохозяйственного значения. Решение вступило в законную силу 04.09.2018.
Водовыпуск N 4 находится в районе 32 км. Киевского ш. Водовыпуск N 4 является неотъемлемой частью ВДС ФГУП "АГА(А)".
Водоотведение поверхностного стока с водовыпуска N 4 запланировано через очистные сооружения N 4 (балансодержатель ФГУП "АГА(А)") и далее в габионные сооружения ГУП "Мосводосток".
На территории аэропорта Внуково г. Москвы в рамках реализации Проекта реконструкции и развития аэропорта Внуково построены очистные сооружения N 4 - объект федерального заказа, финансируемый за счет средств государственного бюджета, через которые должен отводится и подвергаться очистке поверхностный сток с водосборного участка N 4. Заказчик строительства Очистных сооружений -ФГУП "АГА(А)". Очистные сооружения N 4 (далее - ОС-4) не функционируют, техническое состояние данных ОС является ненадлежащим.
ОС-4 находятся в оперативном управлении ФГУП "АГА(А)", во владение или пользование АО "Международный аэропорт "Внуково" или иных юридических лиц не передан.
В части касающейся сброса сточных вод в р. Березовка с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 N 552: этиленгликоль, судом установлено, что этиленгликоль на территории аэродрома Москва (Внуково) применяется в составе противообледениительной жидкости при проведении противообледенительной обработки воздушных судов. Заявитель не осуществляет деятельность и не оказывает услуги по противообледениетельной обработке воздушных судов. АО "Международный аэропорт "Внуково" не использует при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также в производственных процессах материалы и вещества, содержащие в своем составе химическое вещество этиленгликоль.
На водосборной площади, сточные воды с которой отводятся на водовыпуск N 4, помимо АО "Международный аэропорт "Внуково" расположены ряд предприятий, которые при осуществлении своей хозяйственной деятельности производят сброс сточных вод.
АО "Международный аэропорт "Внуково" не наделено правом контроля за производственной деятельностью других хозяйствующих субъектов, контроля за их территориями, а также правом контроля за использованием указанными лицами имущества, не принадлежащего АО "Международный аэропорт "Внуково".
Материалами проверки не представлены доказательства, подтверждающие причинно-следственную связь между деятельностью Заявителя непосредственно и превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 N 552: этиленгликоль.
Все объекты, находящиеся в ведении АО "Международный аэропорт "Внуково", как в собственности, так и в аренде, занимают около 150 Га, а общая площадь аэропорта Внуково г. Москва составляет более 900 Га, следовательно, объекты АО "Международный аэропорт "Внуково" занимают менее 20% общей площади аэропорта Внуково. Возможность сброса сточных вод в водосточнодренажную сеть аэропорта есть у любого юридического лица, находящегося на территории аэропорта Внуково.
В рамках проведенной проверки, как следует из протокола отбора проб и указанных координатах точек отбора проб, непосредственно в указанном водном объекте - река Березовка, пробы не отбирались, следовательно, указанные в протоколах испытаний концентрации этиленгликоля не свидетельствуют о превышении в реке допустимых нормативов.
Кроме того, в Предписании в качестве нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ делается ссылка на Приказ Минсельхоза от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" (далее Приказ Минсельхоза N 552). Как следует из названия самого документа, нормативы ПДК в нем установлены только для водных объектов рыбохозяйственного значения.
Согласно ч. 3 ст. 17 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" "критерии и порядок отнесения водного объекта или его части к водным объектам рыбохозяйственного значения, порядок определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения устанавливаются Правительством Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 N 206 "Об утверждении Положения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения" утверждено Положение об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения (далее Положение).
В части 3 Положения указано:
Отнесение водного объекта или части водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, к водным объектам рыбохозяйственного значения осуществляется при наличии одного из следующих критериев:
- водный объект или часть водного объекта представляет собой место обитания, размножения, зимовки, нагула, путей миграций водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей);
- водный объект или часть водного объекта используется для добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- водный объект или часть водного объекта используется для сохранения и искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов".
Все водные объекты рыбохозяйственного значения Москвы и Московской области, находящиеся в федеральной собственности, относятся к Северному району Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна и в отношении них действуют Правила рыболовства, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 18.11.2014 года N 453 (далее Правила).
Ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов на водных объектах Московской области и города Москвы, установлены пунктом 30.25. Правил. В приложениях 4 и 5 Правил имеется перечень водных объектов Москвы и Московской области. Река Березовка в перечнях объектов рыбохозяйственного значения Москвы и Московской области отсутствует.
Кроме того, река Березовка, указанная, как точка сброса выпуска Л4, в Акте внеплановой выездной проверки АО "Международный аэропорт "Внуково" от 03.02.2022 г., не числится в Государственном водном реестре и отсутствует в перечне водных объектов, на которых осуществляются режимные наблюдения за качеством воды, опубликованном на открытом сайте Правительства Москвы.
Следовательно, нормативы, установленные Приказом Минсельхоза N 552, на которые контрольно-надзорный орган, к реке Березовка не относятся, и выводы о превышении ПДК загрязняющих веществ в сточных водах из водовыпуска N 4 не основаны на законе.
Учитывая вышеизложенное, АО "Международный аэропорт "Внуково" не может являться лицом, допустившим в результате хозяйственной деятельности сброс сточных вод в р. Березовка с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 N 552: этиленгликоль.
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в ответе на досудебную жалобу Заявителя в абз. 1 на стр. 4: "Контроль соблюдения требований настоящего Руководства осуществляют работники АО "Международный аэропорт "Внуково" посредством выявления фактов нарушений, их фиксации и дальнейшей обработки в соответствии с порядком, установленным в Организации".
Из указанного не следует, что в обязанности АО "Международный аэропорт "Внуково" входит предотвращение "попадание противообледенительной жидкости в систему ВДС и далее в водные объекты".
Принимая во внимание, указанное выше решение Головинского районного суда города Москвы от 24.08.2017 N 2-3388/2017, которым на ФГУП "АГА(А)" возложена обязанность по обеспечению очистки сточных вод до установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих (вредных) веществ, установленных для водных объектов рыбохозяйственного значения, АО "Международный аэропорт "Внуково" добросовестно и в полном объеме исполняет свои обязательства и не является надлежащим субъектом административного правонарушения.
Проверяющим органом не доказано, что при осуществлении хозяйственной деятельности именно АО "Международный аэропорт "Внуково" допущен сброс сточных вод в р. Березовка с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 N 552: этиленгликоль и именно АО "Международный аэропорт "Внуково" должно нести ответственность за данный сброс.
Таким образом, пункт 1 предписания верно признан судом незаконным и нарушающим права заявителя.
Пунктом 2 Предписания Заявителю предписано устранить следующее нарушение: при осуществлении хозяйственной деятельности, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду на объекте "Аэропорт-техническая зона", расположенном по адресу: 119027 г. Москва, ул. 2-я Рейсовая, д. 2, корп. 3 (код ОНВОС 45-0177-001900-П) допускается использование р. Березовка без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.
В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "О подготовке и принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование" от 19.01.2022 N 18, в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации на основании решений (если иное не предусмотрено частями 2 и 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
- обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- сброса сточных вод;
- строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;
- создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;
- строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
- разведки и добычи полезных ископаемых;
- проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 Водного кодекса Российской Федерации;
- подъема затонувших судов;
- сплава древесины (лесоматериалов); забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;
- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства);
- осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и с акваторией площадью не более 200 гектаров, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем;
- осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) на водных объектах с акваторией площадью больше 200 гектаров, образованных до 1980 года водоподпорными сооружениями на водотоках.
Как установил суд первой инстанции, АО "Международный аэропорт "Внуково" не осуществляет ни одного вида деятельности из вышеуказанных.
Поверхностные сточные воды, образующиеся в результате атмосферных осадков, от объектов, расположенных на территории аэродрома Москва (Внуково), самотёком (по уклону местности) поступают в систему ливневой канализации - водосточно-дренажную систему.
Указанная водосточно-дренажная система (далее - ВДС) закреплена на праве хозяйственного ведения за ФГУП "АГА(А)", которое в силу требований действующего законодательства Российской Федерации обязано отвечать за содержание и эксплуатацию данного имущества. ВДС или ее часть, в том числе ливневая канализация в пользование АО "Международный аэропорт "Внуково" или иных юридических лиц не передана, находится в хозяйственном ведении ФГУП "АГА(А)". Арбитражный суд г. Москвы (дело N А40-87111/18-135-607) признал, что объект "Дренажная водосточная система" (кадастровый номер 77:07:0000000:4831) является составной частью технологически единого комплекса водосточно-дренажной сети аэропорта Внуково, включая очистные сооружения, которая не оформлена как единый имущественный комплекс. Объект "Дренажная водосточная система", не функционирует надлежащим образом, является неработоспособным. Техническое состояние объекта является ненадлежащим, в результате чего не обеспечивается очистка сточных вод, проходящих через общую водосточно-дренажную сеть аэропорта Внуково, до установленных нормативов. Решением Арбитражного суда по делу NА40-87111/18-135-607 ФГУП "АГА(А)" отказано в удовлетворении требований о понуждении АО "Международный аэропорт "Внуково" к принятию в аренду объекта "Дренажная водосточная система".
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник имущества (в данном случае уполномоченное собственником лицо - ФГУП "АГА(А)") обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, что подтверждается решением Головинского районного суда города Москвы от 24.08.2017 г. N 2-3388/2017 по иску Московского межрайонного природоохранного прокурора города Москвы и которым, которым на ФГУП "АГА(А)" возложена обязанность по обеспечению очистки сточных вод до установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих (вредных) веществ, установленных для водных объектов рыбохозяйственного значения. Решение вступило в законную силу 04.09.2018.
Таким образом, именно ФГУП "АГА(А)", в хозяйственном ведении которого находится водосточно-дренажная система, должно обеспечивать надлежащую техническую эксплуатацию ВДС, контроль и надзор за использованием ВДС, очистку и обезвреживание сбрасываемых сточных (дренажных) вод через дренажную водосточную систему до показателей и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих (вредных) веществ.
Водовыпуск N 4 находится в районе 32 км. Киевского ш. Водовыпуск N 4 является неотъемлемой частью ВДС ФГУП "АГА(А)".
Водоотведение поверхностного стока с водовыпуска N 4 запланировано через очистные сооружения N 4 (балансодержатель ФГУП "АГА(А)") и далее в габионные сооружения ГУП " Мосводосток".
Головинским районным судом г. Москвы в августе и сентябре 2017 года вынесены решения, в соответствии с которыми суд обязал Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов(аэродромов)":
- оформить разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект, осуществляемый через дренажную водосточную систему с кадастровым номером 77:07:0000000:4831 (решение от 24.08.2017 по делу N 2-3416/17, Приложение 12). Решение суда определением Московского городского суда от 22.05.2018 оставлено в силе;
- оформить разрешение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных и (или) дренажных вод через дренажную водосточную систему с кадастровым номером 77:07:0000000:4831 (Решение от 25.09.2017 по делу N 2-3387/17, Приложение 13). Решение суда определением Московского городского суда от 06.08.2018 г. оставлено без изменения.
Головинский районный суд г. Москвы, в связи с тем, что ВДС ни в эксплуатацию, ни в аренду АО "Международный аэропорт "Внуково" не передавалась, признал виновным ФГУП "АГА(А)", как лицо, в хозяйственном ведении которого находится ВДС, в использовании водного объекта общего пользования для сброса сточных вод в отсутствии оформленного в установленном законом порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование и в сбросе неочищенных сточных вод в отсутствие обязательной документации в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Суд верно отметил, что отведение сточных вод по указанному водовыпуску осуществляется на объекты, эксплуатацию которых осуществляет ГУП "Мосводосток", в которые в том числе принимаются сточные воды с других объектов, помимо аэропорта Внуково, и далее осуществляет сброс сточных вод в водный объект, следовательно ГУП "Мосводосток" в данном случае является водопользователем, ФГУП "АГА(А)", как единственный владелец ВДС является транзитной организацией, а все хозяйствующие субъекты, которые осуществляют отведение сточных вод в ВДС от объектов находящихся в их владении или пользовании, являются абонентами ГУП "Мосводосток" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Как верно указано Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в ответе на досудебную жалобу Заявителя на стр. 4-5: "Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учитывая, что сточные воды, образующиеся в границах объектов, переданных по договору аренды N 495/4600005548 от 21.12.2015 АО "Международный аэропорт "Внуково", в отсутствие договора ФГУП "АГА (А)" поступают в систему ВДС, тем самым осуществляя сброс в водный объект.
Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования подтверждает, что собственник (ФГУП "АГА(А)") не передал ВДС заявителю (АО "Международный аэропорт "Внуково"), следовательно, собственник осуществляет сброс в водный объект.
Проверяющим органом не доказано, что при осуществлении хозяйственной деятельности именно АО "Международный аэропорт "Внуково" допускается использование р. Березовка без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что требования Росприроднадзора, изложенные в пункте 2 Предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований N 07-36/59 от 03.02.2022, являются незаконными и нарушающими права заявителя.
Пунктом 3 Предписания заявителю предписано устранить следующее нарушение: при осуществлении хозяйственной деятельности, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду на объекте "Аэропорт-техническая зона", расположенном по адресу: 119027 г. Москва, ул. 2-я Рейсовая, д. 2, корп. 3 (код ОНВОС 45-0177-001900-П) осуществляется сброс сточных вод (этиленгликоля) в централизованную систему водоотведения ГУП "Мосводосток", не соблюдая перечень загрязняющих веществ, допустимых к сбросу и требования к составу и свойствам сточных вод, установленных Договором водоотведения от 02.06.2017 N 200000006247, а также требованиями Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Вместе с тем, как установлено судом, между АО "Международный аэропорт "Внуково" и ГУП "Мосводосток" заключен договор водоотведения от 02.06.2017 N 6790-19908/200000006247.
В Акте о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (Приложение N 1 к Дополнительному соглашению N4 к договору от 02.06.2017 N 6790-19908/200000006247, Приложение 15) указано, что поступление сточных вод в централизованную систему водоотведения осуществляется путем присоединения водосточной сети Абонента в сеть транзитной организации в колодец Т.П. Ск N 38 с последующим поступлением в коллектор ГУП "Мосводосток" в колодец по адресу СК ГИС N 217064.
В рамках проведенной внеплановой выездной проверки из указанного контрольного колодца (Т.П. Ск N 38) отбора проб не производилось, в связи с чем вывод контрольно-надзорного органа указанный в Предписании об осуществлении сброса сточных вод (этиленгликоля) в централизованную систему водоотведения ГУП "Мосводосток", не соблюдении перечня загрязняющих веществ, допустимых к сбросу и требований к составу и свойствам сточных вод, установленных Договором водоотведения от 02.06.2017 N6790-19908/200000006247, а также требованиями Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" не может быть применим к АО "Международный аэропорт "Внуково".
На участке от колодца Т.П. Ск N 38 (АО "Международный аэропорт "Внуково" до колодца по адресу СК ГИС N 217064 (ГУП "Мосводосток") проходит коллекторная сеть, в которую сточные воды поступают в том числе от иных объектов аэропортового комплекса, хозяйственную деятельность на которых осуществляют иные юридические лица, а часть коллекторной сети является бесхозяйной.
В соответствии с пунктом 3.1.4.1 договора для территории Абонента, имеющего подключение к централизованной системе водоотведения, расчет платы за нарушения нормативов по составу сточных вод и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится на основании результатов аналитического контроля. ГУП "Мосводосток" осуществляет постоянный контроль состава сточных вод, отводимых по условиям договора водоотведения от 02.06.2017 N 6790-19908/200000006247, в том числе в 2021 году проводился контроль сточных вод по иным загрязняющим веществам, отсутствующим в перечне веществ, указанных в Нормативах состава сточных вод для объектов абонентов ГУП "Мосводосток", утвержденных распоряжением департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы N 01-01-141ё13/21 от 30.04.2021.
Кроме того, этиленгликоль не является веществом, запрещенным к сбросу в централизованные системы водоотведения, указанным в Приложением N 4 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29.07.2013.
Согласно п. 8.3. Договора водоотведения от 02.06.2017 N 6790- 19908/200000006247 ГУП "Мосводосток" осуществляет контроль за соблюдением Абонентом установленных нормативов допустимых сбросов, требований к составу и свойствам сточных вод. Контролирующим органом, в результате проверки не представлены материалы обращения ГУП "Мосводосток" в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по вопросу поступления вредного (загрязняющего) вещества - этиленгликоль в р. Ликова.
Проверяющим органом не доказано, что при осуществлении хозяйственной деятельности именно АО "Международный аэропорт "Внуково" осуществляется сброс сточных вод (этиленгликоля) в централизованную систему водоотведения ГУП "Мосводосток", не соблюдая перечень загрязняющих веществ, допустимых к сбросу и требования к составу и свойствам сточных вод, установленных Договором водоотведения от 02.06.2017 N 6790-19908/200000006247, а также требованиями Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Исходя из изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что требования Росприроднадзора, изложенные в пункте 3 Предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований N 07- 36/59 от 03.02.2022, незаконны и нарушают права заявителя.
Пунктом 4 Предписания заявителю предписано устранить следующее нарушение: при осуществлении хозяйственной деятельности, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду на объекте "Аэропорт-техническая зона", расположенном по адресу: 119027 г. Москва, ул. 2-я Рейсовая, д. 2, корп. 3 (код ОНВОС 45-0177-001900-П), нарушены обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации, а именно: отсутствует заключение государственной экологической экспертизы на технологию производства работ про противообледенительной обработке воздушных судов
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе": экологическая экспертиза -установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Как установил суд, АО "Международный аэропорт "Внуково" не осуществляет хозяйственную и иную деятельность, связанную с обработкой воздушных судов противообледенительной жидкостью, не применяет технологию производства работ про противообледенительной обработке воздушных судов и, следовательно, не может быть субъектом нарушения указанных в Предписании требований.
Деятельность по противообледенительной обработке воздушных судов осуществляют иные лица, не АО "Международный аэропот "Внуково", что подтверждается положениями дополнительного соглашения к агентскому договору от 01.07.2021 N 13000279, заключенного между ООО "Ю-Ти-Джи Внуково" и ООО "ЦУНО", а также исходит из решения Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2019 по делу N А40-37687/2019-147-288.
Таким образом, выводы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в ответе на досудебную жалобу Заявителя, что АО "Международный аэропорт "Внуково" применяет технологию противообледенительной обработки ВС ошибочны.
АО "Международный аэропорт "Внуково" не наделено правом контроля за производственной деятельностью других хозяйствующих субъектов, а также правом контроля и надзора за использованием указанными третьими лицами имущества, не принадлежащего АО "Международный аэропорт "Внуково".
Таким образом, контролирующим органом неверно сделаны выводы, что при осуществлении хозяйственной деятельности именно АО "Международный аэропорт "Внуково" нарушены обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации, а именно: отсутствует заключение государственной экологической экспертизы на технологию производства работ про противообледенительной обработке воздушных судов. Следовательно, АО "Международный аэропорт "Внуково" не является субъектом, применяющим технологию противооблединительной жидкости и соответственно ему не может быть предписано получение заключение государственной экологической экспертизы на технологию производства работ про противообледенительной обработке воздушных судов.
Предписание выдано в отношении лица, которое не обязано и не в состоянии принять меры, которые в нем указаны и которое не допускало и не несет ответственности за нарушения, на устранение которых предписание направлено. Заявитель не является и не может являться лицом, ответственным за исполнение предписания в оспариваемой части (1-4 пункта из 7).
Вина Заявителя в наличии загрязненных стоков с территории аэродромного комплекса Внуково не доказана.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявления АО "Международный аэропорт "Внуково".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с ч.4 ст. 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2022 по делу N А40-91872/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-91872/2022
Истец: АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "ВНУКОВО"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО Г. МОСКВЕ И КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-35754/2022
10.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-52004/2022
16.01.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-35754/2022
28.06.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-91872/2022