г. Киров |
|
11 мая 2023 г. |
Дело N А29-10154/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика Роговой М.А., действующей на основании доверенности от 01.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ИНН 1101160027, ОГРН 1171101008297
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.02.2023 по делу N А29-10154/2022
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН 1101160027 ОГРН 1171101008297)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Коми" (ИНН 1106014140 ОГРН 1021100895760)
об устранении препятствий,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Коми" (далее - Общество, ответчик) об устранении препятствия пользования дорогами путем демонтажа возведенного контрольно-пропускного пункта со шлагбаумом на арендуемом лесном участке, расположенном в квартале N 375 выдела 6 Усинского участкового лесничества ГУ "Усинское лесничество".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16.02.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить или изменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что суд не принял во внимание обзорные схемы, на которых просматривается, что по дальнейшему пути следования по автодороге имеются иные арендаторы участков лесного фонда, также суду на обозрение предоставлялись схемы расположения объектов третьих лиц, находящихся по пути следования к спорным КПП, а также давалась ссылка на пояснения иных арендаторов участков лесного фонда о нарушении их прав и ограничении доступа (проезда), рассматриваемых в рамках дела N А29-10156/2022, а также вопреки сведениям ГУ "Усинское лесничество" об отсутствии иной транспортной доступности и возможности проезда только через спорный КПП со шлагбаумом ими к своим объектам. Таким образом, суд не обратил должного внимания, что в квартале 375 Усинского участкового лесничества ООО "Лукойл-Коми" дорога для сторонних арендаторов лесных участков преграждена как в выделе 1, так и в выделе 6. Ответчиком не приведено нормативного обоснования возможности установления подобных ограничений на въездах на арендованную территорию; в деле отсутствуют сведения о документах, вводящих контрольно-пропускной режим на исследуемом участке автомобильной дороги, время его введения и срок, не представлен документ, устанавливающий единые или специальные требования к пропускному режиму на указанной автодороге для неограниченного круга лиц. Действующее лесное законодательство не предусматривает возможность ограничения доступа к участкам лесного фонда по собственному усмотрению с применением для этого тех или иных технических средств, дополнительных сооружений хозяйственно-административного назначения, используемых арендатором в тех или иных целях, а также использование объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не предусмотренных проектом освоения лесов к Договору. Ответчиком не представлено сведений о дате возведения спорных сооружений, целесообразности и необходимости их установления именно в этом месте, причины размещения и срок, а также режим и условия проезда через спорный КПП. Кроме того, арендатор не вправе препятствовать доступу граждан на арендованный лесной участок, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 ЛК РФ. С момента заключения договора аренды и утверждения проекта освоения лесов на арендуемом лесном участке каких-либо объектов, не предусмотренных проектом освоения лесов, не должно находиться, а все дополнительно возводимые при необходимости в последующем объекты должны отражаться в лесной декларации. Вместе с тем, в проект освоения лесов Обществом не были включены ограждающие объекты в виде контрольно-пропускного пункта и шлагбаума, не подавалась лесная декларация, в которой отражались сведения о возведении такого объекта и фактически сложилась ситуация, при которой Общество посчитало возможным, вопреки требованиям законодательства и условиям договора, возвести ограничивающие доступ на лесной участок объекты и эксплуатировать их по собственному усмотрению без уведомления арендодателя, что является недопустимым. Шлагбаум и КПП не могут быть отнесены к технологической части автодороги, являются дополнительными сооружениями, которые оказывают ограничивающее воздействие на осуществление открытого движения по ним и на прилегающей территории в полосе отвода.
Ответчик в отзыве отклонил доводы заявителя, изложил контраргументы, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 28.03.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29.03.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
16.12.2016 Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых N С0990530/60/16-АЗ (далее - Договор), сроком действия до 31.12.2037.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 83 Лесного Кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ и на основании Приказа Комитета лесов Республики Коми N 01-06/1137-АР от 28.12.2015 арендодатель передал во временное пользование (аренду), а арендатор принял лесной участок земель лесного фонда (далее - Лесной участок) общей площадью - 198,1152 га, находящийся по адресу: Республика Коми, МО ГО "Усинск", ГУ "Усинское лесничество", Усинское участковое лесничество, расположенный в кварталах N N 22, 111, 119, 134, 151, 152, 161, 172, 174, 176, 177, 178, 201, 202, 210, 237, 295, 317, 318, 319, 320, 321, 357, 358, 359, 373, 374, 375, 376, 377, 434, 438, 439.
Целью использования лесного участка является: "Под строительство и эксплуатацию объектов на Возейском нефтяном месторождении: под объекты комплексно-сборного пункта КСП-74 с оборудованием (реконструкция), расположенного на Западной залежи Возейского месторождения нефти (0,8061 га), под эксплуатацию объектов Возейского месторождения нефти: проезды к объектам нефтедобычи на Среднедевонской залежи (85,4788 га), ГЗПУ-ба (0.4181 га), ГЗПУ-1177 (0.0925 га), под реконструкцию низконапорного водовода от ДНС-7 до БКНС-2 на Среднедевонской залежи Возейского месторождения нефти (3,72 га), реконструкция трассы нефгегазапровода от ЗУ-23 до КСП-74 на Западной залежи Возейского месторождения нефти (3,353 га), реконструкция нефтесборного коллектора ЗУ-ЗБ до ЗУ-ЗА на Уфимской залежи Возейского месторождения нефти (1,46 га), реконструкция ЛЭП-6 кВ от Ф-2006 до скважины N 2422 на Уфимской залежи Возейского месторождения нефти (336 га), под эксплуатацию объектов обустройства Возейского месторождения нефти (дороги для проезда к объектам нефтедобычи на Пермокарбоновой залежи (78,0337 га), строительство и эксплуатация полигона утилизации нефтесодержащих отколов, ЛЭП и автоподъезда на Возейском месторождении нефти (8,53 га), реконструкция нефтесборного коллектора от ГЗПУ-29 до ГЗПУ-5, 56 на Пермокарбоновой залежи Возейского месторождения нефти (3,403 га), реконструкция выкидных линий от скважин NN590, 591 (куст 429) до ГЗПУ - 21 на Пермокарбоновой залежи Возейского месторождения нефти (0,55 га), доотвод куста скважин N 1050 (1050, 1058) на Возейском месторождении нефти (0.1 га), для эксплуатации объектов обустройства на Южной Среднелевонской залежи Возейского месторождения нефти: автоподъезд к кусту скважин N 704 от внутрипромысловой автодороги от 75,7 км автодороги "Усинск-Харьяга" до куста скважин N 1290 (037 га), автоподъезд от куста скважин N 701 до скважины N67 (1,6 га), автоподъезд к кусту скважин N 691 от внутрипромысловой автодороги от ГЗПУ-2 до скважины N694 (0,04 га), автоподъезд к кусту скважин N 809 от внутрипромысловой автодороги от 75,7 км автодороги "Усинск-Харьяга" до куста скважин N 1290 (0,37 га), автоподъезд к кусту скважин N1048 от внутрипромысловой автодороги от скважины N 737 до скважины N1225 (1,15 га), автоподъезд к кусту скважин N 1158 от куста скважин N 1192 (0.81 га), автоподъезд к кусту скважин N 1188 от внутрипромысловой автодороги от 73,5 км автодороги "Усинск-Харьяга" до скважины N 750 (0,68 га), автоподъезд к скважине N1159 от внутрипромысловой автодороги от 73,5 км автодороги "Усинск-Харьяга" до скважины N 750 (0,7 га), доотвод куста скважин N 289 (281, 289, 523, 521, 522, 507, 524) на Возейском месторождении нефти площадью 0,4 га, до отвод куста скважин N1839 (1840,1839,1825,44,1581,1824,1580,1826,1841) на Возейском месторождении нефти площадью 0,08 га, для эксплуатации объектов обустройства Возейского месторождения нефти (куст скважин N 475 (322, 308, 534)) (0,56 га), для эксплуатации объектов обустройства Возейского месторождения нефти (куст скважин N 788 (788, 835))(0,46 га), реконструкция ВЛ-бкВ от ПС 35/6 кВ N8 "В" до скважин NN 1060 (куст N 1217) и 1047 (куст 1253) на Среднедевонской залежи Возейского месторождения нефти (перевод скважин на ЭЦН) (1,59 га)".
31.05.2022 при патрулировании сотрудником ГУ "Усинское лесничество" обнаружено нарушение требований лесного законодательства в квартале N 375 выдел 6 Усинского участкового лесничества, а именно, на въезде установлен контрольно-пропускной пункт, который состоит: из железного шлагбаума, по левой стороне дороги, размером 12 метров в ширину, перекрывающий все полотно проезжей части автомобильной дороги и расположенного рядом со шлагбаумом, металлического балока белого цвета с красной крышей, для охраны, которая осуществляет пропуск на арендованную территорию, а также с правой стороны дороги проезд перекрыт бетонными блоками, окрашенными в красно-белый цвет. По обе стороны от шлагбаума расположены смотровые площадки. Контрольно - пропускной пункт с наличием шлагбаума, располагается в близи от автомобильной дороги республиканского значения "г. Усинск - п. Харьягинский", с правой стороны по ходу движения с г. Усинска. Определены географические координаты места расположения контрольно - пропускного пункта со шлагбаумом - 66°27'10,5", 57°13'49,6".
Истец указал, что данный КПП со шлагбаумом не был запроектирован при разработке проекта освоения лесов арендатором, а также данные объекты не отражены ни в договоре аренды, ни в лесной декларации.
На основании выявленного нарушения истец направил ответчику Предостережение от 31.05.2022 N 8 и претензионное письмо об устранении нарушения лесного законодательства от 31.05.2022 N 542 с требованием в тридцатидневный срок с даты получения претензии привести лесной участок, расположенный в квартале N 375 выдел 6 Усинского участкового лесничества ГУ "Усинское лесничество", в состояние, пригодное для дальнейшего использования, путем демонтажа КПП и шлагбаума.
Общество представило возражение на предостережение, где указало, что считает требование Министерства о демонтаже КПП и шлагбаума необоснованным, незаконным и неподлежащим удовлетворению.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
В статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 45 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснил следующее.
Негаторный иск подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Негаторный иск может быть удовлетворен, если действия ответчика являются неправомерными (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения").
В силу статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута. Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 этого кодекса.
Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.07.2020 N 417 (далее - Правила N 417).
Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель (пункт 10 Правил N 417).
Обустройство объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, должно исключать развитие эрозионных процессов на предоставленной и прилегающей территории (пункт 16 Правил N 417).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 18 Правил N 417 при осуществлении использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых не допускается проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам, в т.ч. за пределами земель, на которых осуществляется использование лесов.
Лица, осуществляющие использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, обеспечивают, в т.ч. принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций (подпункт "г" пункта 19 Правил N 417).
Статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в целях, в т.ч. осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых. Строительство допускается в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель. Объекты капитального строительства, связанные с организацией указанной деятельности, по истечении сроков выполнения соответствующих работ подлежат сносу, консервации или ликвидации в соответствии с законодательством о недрах. Перечень объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Такой перечень в спорный период был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р. В указанный перечень включены: дорога автомобильная; здание административно-бытовое (временная постройка), в т.ч. для временного проживания, для охраны, для размещения противопожарной техники и инвентаря; объект, обеспечивающий выполнение требований безопасности (в т.ч. промышленной).
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", при определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности, в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Кроме того, в силу статьи 22 этого закона, пользователь недр обязан обеспечить:
- соблюдение законодательства в области использования и охраны недр;
- безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
- соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;
- сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях и т.д.
В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) определено следующее.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог включают сооружения, к которым относятся, в т.ч. дорожные знаки, дорожные ограждения, устройства для регулирования дорожного движения, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 статьи 6 Закон N 257-ФЗ).
Автодорога, на которой находятся спорные объекты, является объектом, не связанным с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке, что подтверждается пунктом 4.1 проекта освоения лесов, приложениями N N 7/1 -7/4 к Договору.
Автодорога построена ответчиком на арендованном участке и предназначена для проезда к объектам Общества - скважинам N N 730, 734, 735, кустов скважин: 4028, 11, 755, 4031, ГЗПУ-17, ГЗПУ-17а.
Указанная дорога находится на балансе Общества (представлена бухгалтерская справка).
Конкретный перечень автоподъездов к объектам нефтедобычи приведен в Плане лесного участка (приложения к договору аренды). Проект освоения лесов в Приложении N 10 (таблица 10) содержит информацию о существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке, где размещение доотвода куста скважин N 1050 (1050, 1058) на Возейском месторождении нефти в квартале 375 выделе 6 указано в качестве проектируемого строительства.
Указанная дорога с КПП и шлагбаумом используется ответчиком для обеспечения сохранности имущества, относящегося к опасным производственным объектам.
Таким образом, размещение спорных объектов обусловлено спецификой осуществляемой Обществом производственной деятельности, направлено на обеспечение безопасности граждан и защиты леса и окружающей среды от причинения ущерба, в связи с несанкционированным вмешательством посторонних лиц в технологический процесс.
Прямого императивного запрета на установку спорных объектов законом не установлено.
Кроме того, объекты Возейского месторождения, эксплуатируемые на лесных участках, переданных по Договору, относятся к Фонду скважин Возейского нефтяного месторождения (ТПП "ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз"), зарегистрированному в Государственном реестре опасных производственных объектов за N А25-00976-0110 12.05.2004.
Следовательно, ответчиком правомерно ограничен проезд к указанным объектам в силу статьи 9 Федерального Закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", согласно которой организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвратить проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.
Действительно, автодорога, на которой установлен КПП, сообщается с иными путями, однако в разумной близости от нее расположены иные дороги, ведущие в различные направления. При этом дорога Общества находится внутри промышленной зоны и является лишь одним из множества вариантов проезда.
Таким образом, истцом не доказано, что установка спорного КПП препятствует доступу на иные лесные участки либо нарушает публичные интересы.
Доступ граждан к лесным ресурсам может осуществляться по лесным дорогам, находящимся на территории Усинского лесничества, проход к которым проложен не через производственные объекты Общества.
Довод заявителя о том, что спорные КПП и шлагбаум не задекларированы и не отражены Обществом в проекте освоения лесов, рассмотрен судом первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценках.
Таким образом, какие-либо нарушения прав истца, а также чрезмерность введенных Обществом ограничений судом в рамках настоящего дела не установлены.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.02.2023 по делу N А29-10154/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10154/2022
Истец: ГУ Министерство Природных Ресурсов и Охраны Окружающей Среды Республики Коми в лице Усинское лесничество
Ответчик: ООО "Лукойл-Коми"