г. Киров |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А29-10390/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федерального казначейства по Республике Коми и бюджетного учреждения "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.01.2023 по делу N А29-10390/2022
по заявлению бюджетного учреждения "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ОГРН 1071101000959; ИНН 1101487618)
к Управлению Федерального казначейства по Республике Коми,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Строй", автономное учреждение Республики Коми "Управление государственной экспертизы Республики Коми", Федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России",
о признании недействительным представления в части,
УСТАНОВИЛ:
бюджетное учреждение "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Коми (далее - Управление, УФК, ответчик) от 18.05.2022 N 4 в части пунктов 1, 2, 3, 9-12.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Строй", автономное учреждение Республики Коми "Управление государственной экспертизы Республики Коми", федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.01.2023 заявленные требования удовлетворены частично, представление признано недействительным в части пунктов 10-12.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение и Управление обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Ответчик не согласен с решением в части признания недействительными пунктов 10-12 представления, в жалобе указал, что работы по утеплению перекрытия кровли минераловатными плитами в два слоя, работы по утеплению полов, работы по утеплению полов теплоизоляционными плитами учтены расценкой ТЕР 26-01-039-01 "Изоляция покрытий и перекрытий изделиями из волокнистых и зернистых материалов насухо" и ТЕР 26-01-041-05 "Изоляция изделиями из пенопласта насухо холодных поверхностей покрытий и перекрытий". В соответствии пунктом 2 приложения 26.2 общих положений сборника ТЕР-2014, часть 26 "Теплоизоляционные работы", при выполнении работ по изоляции поверхностей только сверху применение коэффициента К = 0,75 к нормам оплаты труда рабочих-строителей. В актах формы КС-2 к нормам оплаты труда рабочих-строителей К = 0,75 применен не был. Отсутствие понижающего коэффициента, учитывающего условия производства работ, привело к завышению сметной стоимости работ.
Заявитель не согласен с решением в части отказа в признании недействительными пунктов 1, 2, 9 представления, в жалобе указал, что при расчетах индексов-дефляторов применял положения приказа Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми от 18.02.2010 N 33-ОД "Об утверждении Порядка формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта при проведении торгов (конкурсов, аукционов) на строительство, реконструкцию, ремонт объектов капитального строительства для государственных нужд на территории Республики Коми". Ни контрактом, ни проектом строительства (раздел 5 "Проект организации строительства"), ни Федеральным законом N 44-ФЗ, ни РД-11-02-2006, ни Градостроительным кодексом не предусмотрено составление исполнительной документации на работы по сооружению временных зданий и сооружений, в связи с чем у Заявителя отсутствовали основания требовать у подрядчика какой-либо исполнительной документации на временные здания и сооружения, кроме актов КС-2, КС-3.
Определения Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционных жалоб к производству вынесены 01.03.2023 и 06.03.2023 и размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 02.03.2023 и 07.03.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Заявитель и ответчик представили также отзывы на апелляционные жалобы друг друга.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В силу статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство по делу откладывалось.
Определением от 03.05.2023 в соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью дальнейшего участия судьи Немчаниновой М.В. в рассмотрении дела в составе суда произведена замена на судью Минаеву Е.В.
В судебное заседании после отложения лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с приказом от 25.05.2021 N 229 и на основании пункта 10 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235, в период с 28.05.2021 по 07.02.2022 Управлением в отношении Учреждения проведена плановая выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий федерального проекта "Современная школа" в рамках национального проекта "Образование", в ходе которой выявлены, в том числе следующие нарушения:
в нарушение требований, установленных статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктом 1 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частями 2, 18 статьи 34 Федеральный закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), пункта 2.1 муниципального контракта от 28.01.2019 N 01-19/П (далее - Контракт N 01-19/П), Учреждением приняты к оплате акты о приемке выполненных работ формы КС-2 от 01.10.2019 N 26 (9280702012Е155201414), от 01.10.2019 N 27 (9280702012Е155201414), от 08.11.2019 N 36 (9280702012Е155201414), от 25.10.2019 N 32 (9280702012Е155201414), от 08.11.2019 N 34 (9280702012Е155201414), стоимость которых рассчитана с применением индексов-дефляторов, приводящих к необоснованному завышению стоимости принятых к оплате работ за счет средств федерального бюджета на сумму 1 099 071,60 рубля с учетом НДС (пункт 1);
в нарушение части 9 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, пункта 6.4 приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Приказ Минэкономразвития N 567) Учреждением начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) рассчитана с завышением ее стоимости на сумму 12 422 550,63 рубля с учетом НДС, в том числе:
- за счет некорректного начисления индексов-дефляторов на сумму 11 349 349,24 рубля с учетом НДС;
- за счет завышения сметной стоимости работ на сумму 1 073 201,39 рубля с учетом НДС (пункт 2);
в нарушение требований, установленных частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), статьей 309 ГК РФ, пунктами 3.2, 3.4 ГСН 81-05-01-2001 "Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений", утвержденных постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45 (далее - ГСН 81-05-01-2001), пунктами 6.1, 6.6.1 Контракта N 01-19/П, Учреждением приняты к оплате затраты на возведение временных титульных зданий и сооружений в отсутствие документов, фиксирующих виды и объемы фактически выполненных работ, сумма нарушения составляет 6 722 439,68 рубля с учетом НДС (пункт 9);
в нарушение требований, установленных статьей 34 БК РФ, пунктом 2.8 МДС 81-35.2004 "Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", пунктом 2 приложения общих положений ТЕР-2014, часть 26 "Теплоизоляционные работы", Учреждением в рамках исполнения Контракта N 01-19/П приняты к оплате виды работ по утеплению кровли без учета понижающего коэффициента, учитывающего условия производства работ по утеплению перекрытия кровли, на сумму 498 760,13 рубля (пункт 10);
в нарушение требований, установленных статьей 34 БК РФ, пунктом 2.8 МДС 81-35.2004 "Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", пунктом 2 приложения общих положений ТЕР-2014, часть 26 "Теплоизоляционные работы", Учреждением в рамках исполнения Контракта N 01-19/П приняты к оплате виды работ по утеплению полов без учета понижающего коэффициента, учитывающего условия производства работ по утеплению полов, на сумму 97 065,60 рубля с учетом НДС (пункт 11);
в нарушение требований, установленных частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пунктом 2.8 МДС 81-35.2004 "Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", пунктом 2 приложения общих положений ТЕР-2014, часть 26 "Теплоизоляционные работы", объектом контроля определена стоимость работ по утеплению полов в ЛСР N 02-01-01, ЛРС N 55 "Фактические работы на замену утеплителя в полах типа 11, 12, 13, 14, 16, 17 к локальной смете N 02-01-01 "Общестроительные работы", ЛСР N 3 "Дополнительные работы N 1" к нормам оплаты труда рабочих-строителей, учтенных единичными расценками ТЕР-2014, с нарушением положений методики определения сметной стоимости строительства или иного документа, включенного в федеральный реестр сметных нормативов, а именно: не применен понижающий коэффициент, предусмотренный общими положениями сборника ТЕР-2014 часть 26 "Теплоизоляционные работы". Завышение сметной стоимости работ по утеплению покрытий полов составляет 100 165,20 рубля с учетом НДС (пункт 12).
Надзорным органом в адрес Учреждения выдано представление от 18.05.2022 N 4, согласно которому: п. 1 - произвести возврат в доход федерального бюджета средств, необоснованно выплаченных подрядчику ввиду завышения стоимости принятых к оплате и оплаченных работ, в сумме 1 099 071,60 рубля; п. 2 - обеспечить соблюдение требований части 9 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, пункта 6.4 приказа Минэкономразвития N 567 при расчете НМЦК; п. 9-12 - принять меры к возврату необоснованно оплаченных средств в бюджет, соответствующий уровню выделения средств, в связи с завышением стоимости принятых к оплате и оплаченных работ, в сумме 7 418 430,61 рубля.
Не согласившись с представлением в части пунктов 1-3, 9-12, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в части пунктов 10-12 представления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Принимая во внимание, что возражений относительно проверки решения части пункта 3 представления от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции проверяет решение только в части пунктов 1, 2, 9, 10-12 представления.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По результатам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может быть выдано представление, содержащее информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В пункте 1 представления заявителю вменено принятие к оплате актов о приемке выполненных работ формы КС-2 от 01.10.2019 N 26 (9280702012Е155201414), от 01.10.2019 N 27 (9280702012Е155201414), от 08.11.2019 N 36 (9280702012Е155201414), от 25.10.2019 N 32 (9280702012Е155201414), от 08.11.2019 N 34 (9280702012Е155201414), стоимость которых рассчитана с применением индексов-дефляторов, приводящих к необоснованному завышению стоимости принятых к оплате работ за счет средств федерального бюджета на сумму 1 099 071,60 рубля с учетом НДС.
В пункте 2 представления заявителю вменено произведение расчета НМЦК с завышением ее стоимости на сумму 12 422 550,63 рубля с учетом НДС, в том числе: за счет некорректного начисления индексов-дефляторов на сумму 11 349 349,24 рубля с учетом НДС; за счет завышения сметной стоимости работ на сумму 1 073 201,39 рубля с учетом НДС.
Согласно пункту 1 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Пунктом 1 статьи 763 ГК РФ установлено, что подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства определяется и обосновывается заказчиком посредством применения проектно-сметного метода на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации).
В силу пункта 6.3 Методических рекомендаций при определении начальной (максимальной) цены контракта на строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП), рекомендуется устанавливать размер такой начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с объемом капитальных вложений на реализацию инвестиционного проекта, предусмотренного соответствующим нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, либо решением главного распорядителя бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 6.4 Методических рекомендаций, в случае если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта по годам реализации инвестиционного проекта, рассчитанная в ценах соответствующих лет с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определяемых Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, не превышает объем капитальных вложений, установленный в указанных в пункте 6.3 настоящих Рекомендаций актах или решениях, то начальная (максимальная) цена контракта на строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.
Таким образом, сметная стоимость объекта по годам реализации инвестиционного проекта рассчитывается в ценах соответствующих лет с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.
Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 03.11.2017 N 24-01-10/72553 и письме Минэкономразвития России от 19.10.2015 N Д28и-3161.
Следовательно, с учетом графика выполнения работ, предусматривающего календарные сроки выполнения работ в течение 18 месяцев, при определении цены должны учитываться индексы-дефляторы того периода, в котором планируется выполнение строительных работ (реализация инвестиций).
На момент формирования начальной (максимальной) цены контракта объемы финансовых средств по годам реализации были представлены в виде лимитов финансирования, что отражено в пункте 17 раздела II "Информационная карта" документация об электронном аукционе.
Распределение финансирования по годам строительства составило: 2019 год - 293 350 380 руб., 2020 год - 116 085 030 руб. Соответственно, запланировано к финансированию в 2019 году - 71,6 %, а в 2020 году - 28,4 % от общей суммы начальной (максимальной) цены контракта.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107200002718001837 размещено в ЕИС 25.12.2018.
С учетом вышеуказанных правовых актов, разъяснений, изложенных в Методических рекомендациях, индексы-дефляторы на период строительства объекта следовало применить в соответствии с прогнозом Социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года Минэкономразвития России от 28.11.2018 по отрасли "Строительство".
При определении сметной стоимости строительства, рассчитываемой на несколько лет реализации инвестиций, к стоимости работ, планирующихся к выполнению в соответствующем году, необходимо применять индексы-дефляторы именно этого года.
В ходе контрольного мероприятия Управлением установлено, что индексы-дефляторы, принятые в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России на 2018 год и на плановый период до 2036 года от 28.11.2018 по отрасли "Строительство", составили: 2018 год - 1,052 (квартальный индекс 1,012754); 2019 год -1,050; 2020 год - 1,051.
Вместе с тем Учреждением применены индексы-дефляторы: 1,09784 - на 2019 год; 1,19483 - на 2020 год, по отношению к ценам 2 квартала 2018 годам, что не соответствует вышеприведенным нормам.
Таким образом, пункты 1, 2 представления являются законными.
Применение Учреждением положений приказа Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми от 18.02.2010 N 33-ОД "Об утверждении Порядка формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта при проведении торгов (конкурсов, аукционов) на строительство, реконструкцию, ремонт объектов капитального строительства для государственных нужд на территории Республики Коми" при действии в спорный период Методических рекомендаций, утвержденных в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, признается необоснованным.
В пункте 9 представления заявителю вменено принятие к оплате затрат на возведение временных титульных зданий и сооружений в сумме 6 722 439,68 рубля с учетом НДС в отсутствие документов, фиксирующих виды и объемы фактически выполненных работ.
Согласно пункту 6.1 Контракта N 01-19/П оплата выполненных работ производится исходя из объема выполненных работ по актам приемки выполненных работ, составленным в соответствии со сметной документацией.
В силу пункта 6.6.1 Контракта N 01-19/П документами о приемке выполненных работ за отчетный период являются исполнительная документация за выполненные работы, акты формы КС-2 и справка формы КС-3.
В соответствии с пунктом 3.2 ГСН 81-05-01-2001 расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.
Согласно пункту 3.4 ГСН 81-05-01-2001 построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда.
В силу пункта 3.6 ГСН 81-05-01-2001 материалы и конструкции, получаемые от разборки временных зданий и сооружений, приходуются бухгалтерией заказчика и реализуются подрядчику при его согласии.
В соответствии с пунктом 5.6 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", введенных в действие постановлением Госстроя России от 19.04.2004 N 70, состав временных зданий и сооружений, размещаемых на территории строительной площадки, должен быть определен стройгенпланом, разрабатываемым в составе проекта организации строительства.
В данном случае документация, подтверждающая факт строительства временных зданий и сооружений, заявителем представлена не была.
Работы по возведению временных зданий и сооружений оплачены Учреждением на основании актов о приемке выполненных работ.
Между тем оформление затрат на временные здания и сооружения только посредством отражения в актах о приемке выполненных работ, при отсутствии в проектной, технической, исполнительной или иной документации указания на конкретные виды работ и затрат, квалифицированных в качестве затрат на временные здания и сооружения, не позволяет достоверно определить, какие именно работы и затраты, предусмотренные в приложении 2 к ГСН 81-05-01-2001, осуществлялись, и не позволяет проверить факт реального несения и правильность отнесения расходов к работам и затратам, относящимся к титульным временным зданиям и сооружениям.
Вопреки мнению заявителя, актов КС-2, КС-3 недостаточно для подтверждения выполнения работ по сооружению временных зданий и сооружений.
Таким образом, пункт 9 представления является законным.
В пунктах 10-12 представления заявителю вменено принятие к оплате видов работ по утеплению кровли, по утеплению полов без учета понижающего коэффициента, учитывающего условия производства работ по утеплению перекрытия кровли, по утеплению полов, на общую сумму 695 990,93 рубля,
В целях урегулирования правовых неопределенностей, возникающих в правоприменительной практике по вопросам, относящимся к сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, принят Федеральный закон от 26.07.2017 N 191-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 191-ФЗ сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
- включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ, в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;
- введение в действие указанных сметных нормативов;
- размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 ГрК РФ.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1452 "О мониторинге цен строительных ресурсов" сметные цены строительных ресурсов, определенные Минстроем России по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве с 15.12.2017.
Проектная документация по муниципальному контракту от 28.01.2019 прошла государственную экспертизу, что подтверждается положительным заключением АУ РК "Управление государственной экспертизы Республики Коми" от 04.08.2017 N 11-1-4-0021-17. Локально-сметные расчеты проверены экспертной организацией.
В соответствии с данным заключением расчеты, содержащиеся в сметной документации, соответствуют сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов. Сметная стоимость строительства объекта определена достоверно.
В силу части 2 статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 427 (действовало на период формирования сметных расчетов).
В соответствии с данным постановлением Правительства Российской Федерации предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. Результаты проверки сметной стоимости оформляются в виде заключения о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости объекта капитального строительства.
Кроме того, все локальные сметы были размещены в аукционных заявках. Заключенный муниципальный контракт не оспорен, не признан недействительным.
Проверенная сметная документация и отсутствие замечаний по ней со стороны экспертного органа явилась основанием для формирования Учреждением начальной максимальной цены контракта и осуществления процедуры закупки.
Таким образом, начальная максимальная цена контракта установлена Учреждением в полном соответствии с нормами действующего законодательства, а также нормативно-правовыми актами, принятыми в установленном порядке и действовавшими на территории Республики Коми в проверяемом периоде.
При этом положительное заключение экспертизы никем в установленном порядке не оспорено, не признано незаконным.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному к выводу о недоказанности УФК нарушения Учреждением статьи 34 БК РФ, выразившегося в неэффективном использовании бюджетных средств, а именно в завышении начальной (максимальной) цены контракта.
Также УФК не предоставлено доказательств того, что фактически работы по утеплению кровли, по утеплению полов могли быть осуществлены с использованием меньшего объема средств.
Пункт 2 приложения 26.2 общих положений сборника ТЕР-2014, часть 26 "Теплоизоляционные работы" в данном случае не подлежал применению.
Таким образом, пункты 10-12 представления являются незаконными.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционных жалоб, однако они не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом решении. При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.01.2023 по делу N А29-10390/2022 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы заявителя и ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.01.2023 по делу N А29-10390/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Федерального казначейства по Республике Коми и бюджетного учреждения "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10390/2022
Истец: Бюджетное Учреждение "Управление Капитального Строительства Муниципального Образования Городского Округа "Сыктывкар"
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Республике Коми
Третье лицо: Автономное учреждение Республики Коми Управление гос. экспертизы Республики Коми, Межрегиональный филиал ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" в г. Санкт-Петербурге, ООО Альфа-Строй, ФКУ Центр по обеспечению деятельности Казначейства России