город Омск |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А75-1150/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Горбуновой Е.А.
судей Брежневой О.Ю., Сафронова М.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ауталиповой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-495/2023) арбитражного управляющего Спирова Вячеслава Николаевича на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.12.2022 по делу N А75-1150/2015 (судья Сизикова Л.В.), вынесенное по результатам рассмотрения заявления арбитражного управляющего Спирова Вячеслава Николаевича о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628206, г. Нижневартовск, ул. Менделеева, д. 13) расходов и вознаграждения, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "СтройТрансСервис",
при участии в судебном заседании посредством системы веб-конференции:
арбитражный управляющий Спиров Вячеслав Николаевич - лично (паспорт),
УСТАНОВИЛ:
27.06.2014 единственным участником общества с ограниченной ответственностью "СтройТрансСервис" (далее - ООО "СтройТрансСервис", должник) Олжабаевым О.О. принято решение о ликвидации должника, ликвидатором назначен Юрченко Е.И.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании ООО "СтройТрансСервис" несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.05.2015 ООО "СтройТрансСервис" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев по упрощенной процедуре ликвидируемого должника. Конкурсным управляющим утвержден Спиров Вячеслав Николаевич (далее - Спиров В.Н.)
Сведения о признании должника несостоятельным (банкротом) и введении процедуры конкурсного производства в отношении должника опубликованы в газете "Коммерсантъ" N 99 от 06.06.2015.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2022 конкурсное производство в отношении ООО "СтройТрансСервис" завершено.
Арбитражный управляющий Спиров В.Н. обратился с заявлением о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре вознаграждения за период с 20.05.2015 по 01.04.2022 в размере 1 238 522,05 руб., а также расходов за период с 20.05.2015 по 01.04.2022 в размере 514 311,39 руб.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.12.2022 заявление арбитражного управляющего Спирова В.Н. удовлетворено в части. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу арбитражного управляющего Спирова В.Н. вознаграждение арбитражного управляющего и расходы в размере 731 591,93 руб. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, арбитражный управляющий Спиров В.Н. обратился с апелляционной жалобой, просит отменить обжалуемое определение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы податель указал, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу, что продление процедуры банкротства осуществлялось лишь в связи с наличием спора между управляющим и уполномоченным органом о порядке распределения дебиторской задолженности должника, в то время как арбитражным управляющим Спировым В.Н. велась работа по пополнению конкурсной массы, по привлечению контролирующих должника лиц должника к субсидиарной ответственности в различных судебных инстанциях. Кроме того, суд неверно пришел к выводу об исчислении судебных расходов лишь за период с 20.05.2015 по 14.07.2018, в то время как расходы следует исчислять за период с 20.05.2015 по 01.04.2022.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением от 16.02.2023 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, месте и времени судебного заседания размещена судом в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в сети Интернет, в информационной системе "Картотека арбитражных дел".
От Спирова В.Н. 14.04.2023 поступили письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Определениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023, от 20.04.2023 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 03.05.2023.
От Спирова В.Н. 03.05.2023 поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В судебном заседании арбитражный управляющий Спиров В.Н. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считает определение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статьей 266, 268, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены определения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.12.2022 по настоящему делу в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу статьи 20.6 Закона о банкротстве арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Вознаграждение в деле о банкротстве выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.
Согласно пункту 1 статьи 59 Закона о банкротстве в случае, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением с кредиторами, все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на опубликование сведений в порядке, установленном статьей 28 настоящего Закона, а также расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.
В соответствии с пунктом 3 статьи 59 Закона о банкротстве в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.
Пунктом 4 статьи 59 Закона о банкротстве порядок распределения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве устанавливается в решении арбитражного суда или определении арбитражного суда, принятых по результатам рассмотрения дела о банкротстве.
Согласно пояснениям Спирова В.Н. сумма вознаграждения за проведение процедуры банкротства ООО "СТС" за период с 20.05.2015 по 01.04.2022 составила 1 902 269,59 руб., вознаграждение в размере 663 747,54 руб. оплачено из конкурсной массы, остаток составляет 1 238 522,05 руб.
Кроме того, Спировым В.Н. понесены расходы за период с 20.05.2015 по 01.04.2022 в размере 514 311,39 руб.
Пункт 1 статьи 20.6 Закона о банкротстве гарантирует арбитражному управляющему не только выплату вознаграждения, но и возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Главным условием для возмещения таких расходов является то, что они должны быть связаны с делом о несостоятельности (банкротстве) должника и подтверждены документально.
В подтверждение расходов арбитражным управляющим представлены первичные документы (платежные поручения, кассовые чеки, счета, копии публикаций, почтовые квитанции и т.п.).
Как следует из обжалуемого определения, в возражениях уполномоченный орган указывает на то, что Спиров В.Н. должен был обратиться в Арбитражный суд с ходатайством о завершении конкурсного производства 14.07.2018, ввиду того, что последнее значимое событие произведено 21.05.2018, а именно: вынесено постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда об оставлении апелляционной жалобы Спирова В.Н. по обособленному спору о признании недействительной сделки по выплате единственному участнику должника Олжабаеву Олегу Олеговичу дивидендов в сумме 1 449 450 руб. и применении последствий недействительности сделки.
С учетом того, что правовая природа вознаграждения арбитражного управляющего носит частно-правовой встречный характер (пункт 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), применительно, к абзацу третьему пункта 1 статьи 723 и статье 783 ГК РФ, если арбитражный управляющий ненадлежащим образом исполнял свои обязанности, размер причитающихся ему фиксированной суммы вознаграждения и процентов по вознаграждению может быть соразмерно уменьшен.
Вознаграждение арбитражному управляющему может не выплачиваться только в случае его отстранения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей.
Вместе с тем, снижение вознаграждения конкурсного управляющего также не может быть произвольным, поскольку в ином случае будут нарушены его конституционные права на оплату труда в размере не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что вознаграждение и расходы арбитражного управляющего Спирова В.Н. должны быть исчислены за период с 20.05.2015 по 14.07.2018, поскольку после указанной даты продление процедуры банкротства осуществлялось лишь в связи с наличием спора между управляющим и уполномоченным органом о порядке распределения дебиторской задолженности ООО "СТС", и составляет с учетом частичной оплаты 731 591,93 руб., в том числе, 291 413,70 руб. - вознаграждение, 440 178,23 руб. - расходы.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, конкурсный управляющий обратился с заявлением о завершении конкурсного производства 30.05.2019.
Определением суда от 31.10.2019 (резолютивная часть определения от 24.10.2019) в удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего ООО "СтройТрансСервис" Спирова В.Н. о завершении процедуры конкурсного производства отказано. Срок конкурсного производства в отношении ООО "СтройТрансСервис" продлен на два месяца (до 16.01.2020). Производство по ходатайству конкурсного управляющего ООО "СтройТрансСервис" Спирова В.Н. о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре судебных расходов и вознаграждения приостановлено до реализации имущества и окончания расчетов с кредиторами.
27.01.2021 в арбитражный суд поступило ходатайство конкурсного управляющего о прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием денежных средств в конкурсной массе должника на финансирование процедуры банкротства.
В отзыве на указанное ходатайство уполномоченный орган возражал против прекращения производства по делу.
Определением суда от 02.04.2021 (резолютивная часть от 25.03.2021) в удовлетворении заявления конкурсного управляющего Спирова В.Н. о прекращении производства по делу N А75-1150/2015 отказано. Срок конкурсного производства в отношении ООО "СтройТрансСервис" продлен на один месяц (до 23.04.2021).
Мотивируя отказ в удовлетворении заявления конкурсного управляющего, суд первой инстанции указал, что конкурсным управляющим не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие отсутствие у должника средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, равно как не представлены доказательства, подтверждающие невозможность реализации имущества должника, а также его неликвидность и невозможность заключения соглашения об отступном. Отсутствие согласия лиц, участвующих в деле, осуществлять дальнейшее финансирование процедуры конкурсного производства при невозможности восстановления платежеспособности должника и нецелесообразность продолжения процедуры, само по себе не является основанием для прекращения производства по делу.
Также судебной коллегий установлено, что в рамках настоящего дела, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с ходатайством о разрешении разногласий по вопросу об уступке прав требования уплаты дебиторской задолженности ООО "СтройТрансСервис" и обязании конкурсного управляющего заключить трехстороннее соглашение, предусматривающее погашение реестровых требований уполномоченного органа и текущих требований конкурсного управляющего путем предоставления отступного.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.11.2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022, в удовлетворении ходатайства уполномоченного органа отказано, разногласия разрешены посредством утверждения двустороннего соглашения об уступке права требования ООО "СтройТрансСервис" в редакции конкурсного управляющего.
С учетом изложенного, каких-либо доказательств, подтверждающих, что арбитражный управляющий затягивал процедуру конкурсного производства, его размер вознаграждения не соразмерен объему проделанной им работы, в материалах дела отсутствует.
В данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали об освобождении Спирова В.Н. от исполнения обязанностей арбитражного управляющего ООО "СтройТрансСервис" из-за их неисполнения или ненадлежащего исполнения, а равно доказательств ненадлежащего исполнения Спировым В.Н. этих обязанностей, в том числе уклонение от осуществления своих полномочий в период конкурсного производства.
При этом, по мнению уполномоченного органа, конкурсный управляющий должен был обратиться с ходатайством о завершении конкурсного производства не позднее 14.07.2018.
Вместе с тем, как указано выше, в более поздний период конкурсный управляющий обращался с подобным заявлением, в удовлетворении которого было отказано.
Более того, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, являясь единственным кредитором должника, обладающая правом голосования на собрании кредиторов, не обращалась к конкурсному управляющему с предложением обратиться в арбитражный суд с заявлением о завершении конкурсного производства в отношении должника.
Таким образом, уполномоченным органом не названы возможные мероприятия или иные действия, сокращающие продолжительность и повышающие эффективность конкурсного производства, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для уменьшения заявленного размера вознаграждения (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Согласно расчету арбитражного управляющего за период с 20.05.2015 (открытие конкурсного производства) по 25.02.2022 (дата определения о завершении конкурсного производства в отношении должника) сумма вознаграждения составила 1 902 269,59 руб. и с учетом частичной оплаты за счет средств от реализации имущества должника в размере 663 747,54 руб., невыплаченный остаток составил 1 238 522,05 руб.
Проверив расчет арбитражного управляющего, суд апелляционной инстанции признает его верным.
Сумма расходов за период процедуры конкурсного производства составила 514 311,39 руб. Доказательства, подтверждающие фактические расходы, представлены в материалы дела в полном объеме.
Период полного бездействия арбитражного управляющего, в который им не исполнялся весь комплекс возложенных на него обязанностей, с учетом вышеизложенных обстоятельств, уполномоченным органом не доказан.
По смыслу действующего правового регулирования вознаграждение и расходы арбитражного управляющего могут быть возложены на три категории лиц.
Как правило, соответствующие расходы погашаются за счет должника (пункт 1 статьи 59 Закона о банкротстве).
При недостаточности у должника имущества для погашения расходов обязанность осуществить соответствующие выплаты может быть возложена на его учредителей и участников (пункт 5 статьи 61, пункт 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2022 N 307-ЭС20-1134(2)).
Также при недостаточности у должника имущества арбитражный управляющий вправе обратиться с требованием о компенсации расходов к заявителю по делу о банкротстве (пункт 3 статьи 59 Закона о банкротстве).
Таким образом, учредители (участники) должника и заявитель по делу о банкротстве отвечают перед арбитражным управляющим по долгам о возмещении расходов субсидиарно по отношению к должнику. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2023 N 307-ЭС20-22306 (4).
При доказанности оснований для обращения к учредителям (участникам) или заявителю по делу о банкротстве с требованием о взыскании расходов указанные лица наряду с должником отвечают перед арбитражным управляющим солидарно (статьи 322, 323 и 325 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с этим невозмещенные расходы и невыплаченное вознаграждение арбитражного управляющего Спирова В.Н. за проведение процедуры конкурсного производства в отношении ООО "СтройТрансСервис" подлежат отнесению на заявителя - Федеральную налоговую службу.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба арбитражного управляющего Спирова В.Н. подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 272 АПК РФ арбитражный суд по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции вправе отменить определение полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
При таких обстоятельствах, определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.12.2022 по делу N А75-1150/2015 в обжалуемой части подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-495/2023) арбитражного управляющего Спирова Вячеслава Николаевича на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.12.2022 по делу N А75-1150/2015 удовлетворить.
Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.12.2022 по делу N А75-1150/2015 в обжалуемой части отменить.
С учетом частичной отмены изложить резолютивную часть определения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.12.2022 по делу N А75-1150/2015 следующим образом.
Заявление арбитражного управляющего Спирова Вячеслава Николаевича удовлетворить.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу арбитражного управляющего Спирова Вячеслава Николаевича вознаграждение арбитражного управляющего в размере 1 238 522,05 руб. и расходы в размере 514 311,39 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Горбунова |
Судьи |
О.Ю. Брежнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1150/2015
Должник: ООО "СтройтрансСервис", ООО СТРОЙТРАНССЕРВИС
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Ханты-Мансийскому автономному округу
Третье лицо: НП "Сибирская гильдия антикризисных управляющих", Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Юрченко Евгений Иванович, Арбитражный управляющий Спиров Вячеслав Николаевич, Межрайонная ИФНС России N6, Олжабаев Олег Олегович, Росреестр ХМАО-Югры, Спиров В.Н., УФНС РФ по ХМАО-Югре, Юрченко Е И
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-495/2023
03.02.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15804/2021
20.01.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-16534/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-1150/15
24.12.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14613/18
21.08.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7147/18
12.03.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-574/18
18.01.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15906/17
02.11.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11696/17
09.06.2017 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-1150/15
07.06.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5164/17
08.11.2016 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-1150/15
21.05.2015 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-1150/15