г. Челябинск |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А07-25205/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпанагель Т.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства спорта Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.02.2023 по делу N А07-25205/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства спорта Республики Башкортостан - Карагулова Альфия Фатиховна (паспорт, доверенность от 12.01.2023, срок действия до 31.12.2023, диплом),
автономной некоммерческой организации "Баскетбольный клуб "Курай" - Фаткуллин Рустам Халилович (паспорт, доверенность от 13.12.2022, срок действия на 1 год, диплом),
Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан - Андарьянова Ильнара Гумеровна (паспорт, доверенность от 02.02.2023, срок действия по 31.12.2023, диплом).
Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к автономной некоммерческой организации "Баскетбольный клуб "Курай" (далее - ответчик, АНО "БК "Курай") о возврате суммы субсидии в размере 1 160 000 руб.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан (далее - третье лицо, КСП РБ).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2022 удовлетворено заявление Министерства спорта Республики Башкортостан, по делу N А07-25205/2021 произведена замена истца - Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан на его правопреемника - Министерство спорта Республики Башкортостан (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.02.2023 (резолютивная часть от 03.02.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось Министерство (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что ответчик был включен в дополнительный перечень получателей субсидии на основании Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан субсидий организациям (за исключением государственных и муниципальных предприятий и учреждений) на финансирование части расходов по подготовке и участию спортивных команд (сборных спортивных команд) по игровым, техническим и олимпийским видам спорта во всероссийских и (или) международных соревнованиях, утверждённого постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2010 N 47 (далее - Порядок N 47, Порядок). Министерством было получено представление КСП РБ N 5/20 от 12.05.2020 о том, что в нарушение Порядка была необоснованно предоставлена в 2016 году субсидия АНО "БК "Курай", превышающая 15 % от общего объема расходов спортивной команды за счет всех источников финансирования на сумму 1 160 000 руб. КСП РБ также было установлено, что АНО "БК "Курай" систематически нарушало условия заключенных договоров пожертвований, несоблюдение условий договора в любое время могло повлечь приостановку финансирования и возврат пожертвований, что является высокой степенью риска невыполнения условий Порядка. Апеллянт полагал, что, еесмотря на вышеуказанные факты, установленные проверкой КСП РБ, а также представленные в материалы дела доказательства, Арбитражный суд Республики Башкортостан пришел к незаконному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска.
Апеллянт также считал, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о пропуске Министерством срока исковой давности, ссылаясь на то, что о выявленном АНО "БК "Курай" нарушении Министерство узнало только из представления КСП РБ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание обеспечили явку своих представителей.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции от ответчика и третьего лица поступили отзывы на апелляционную жалобу истца, которые приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, АНО "БК "Курай" обратилось в Министерство молодежной политики и спора Республики Башкортостан с письмом от 28.12.2015 N 42 с просьбой рассмотреть возможность выделения субсидии в 2016 году на финансирование части расходов мужской баскетбольной команды для участия в чемпионате России по баскетболу среди команд Суперлиги третьего дивизиона в размере 4,5 млн. руб. (т. 3 л.д. 60-61).
Комиссией Министерства молодежной политики и спора Республики Башкортостан был рассмотрен вопрос о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидий организациям на финансирование части расходов по подготовке и участию спортивных команд (сборных спортивных команд) по игровым, техническим и олимпийским видам спорта во всероссийских и (или) международных соревнованиях по результатам дополнительного финансирования мероприятий государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Республике Башкортостан".
Протоколом N 1 от 01.03.2016 утвержден перечень получателей субсидии на финансирование части расходов по подготовке и участию спортивных команд (сборных спортивных команд) по игровым, техническим и олимпийским видам спорта во всероссийских и (или) международных соревнованиях на 2016 год, в том числе АНО "БК "Курай" в размере 4 481 600 руб. (т. 3 л.д. 39-43).
Протоколом N 3 от 22.03.2016 утвержден дополнительный перечень получателей субсидии на финансирование части расходов по подготовке и участию спортивных команд (сборных спортивных команд) по игровым, техническим и олимпийским видам спорта во всероссийских и (или) международных соревнованиях на 2016 год, в том числе АНО "БК "Курай" в размере 4 500 тыс. руб. (т. 3 л.д. 55-59).
Между Министерством молодежной политики и спора Республики Башкортостан (министерство) и АНО "БК "Курай" (получатель) был заключен договор о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан субсидий организациям (за исключением государственных и муниципальных предприятий и учреждений) на финансирование части расходов по подготовке и участию спортивных команд (сборных спортивных команд) по игровым, техническим олимпийским видам спорта во всероссийских и (или) международных соревнованиях N 79 от 12.08.2016 (далее также - договор, т. 1 л.д. 43-48), согласно п. 1.1 которого предметом договора является предоставление субсидий в общей сумме 4 500 000 руб. на финансирование части расходов по подготовке и участию спортивных команд (сборных спортивных команд) по игровым, техническим и олимпийским видам спорта во всероссийских и (или) международных соревнованиях, а именно всероссийских соревнованиях по баскетболу среди мужских клубов/команд Суперлиги - Третий дивизион.
В силу п. 1.2 договора субсидия предоставляется в рамках реализации мероприятия "Государственная поддержка спортивных команд по игровым, техническим и олимпийским видам спорта, участвующих во всероссийских и международных спортивных мероприятиях" подпрограммы "Подготовка спортивного резерва и спортсменов высшего спортивного мастерства в Республике Башкортостан" (бюджетное ассигнование 5219.000) государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Республике Башкортостан" и в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 02.08.2016 N 855-р.
В п. 2.1 договора указано, что условиями предоставления субсидии являются, в том числе целевое использование субсидий.
Согласно п. 3.1.1 договора министерство обязано перечислить в течение 10 рабочих дней со дня предоставления отчетов согласно пункту 3.2.8 договора субсидию на цели, в размере, порядке и на условиях, предусмотренных договором.
На основании п. 3.2.1 договора получатель обязуется обеспечить целевое, адресное и эффективное использование субсидии в соответствии с нормами расходов на проведение официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, утвержденных приказом Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан от 31.12.2015 N ОД-1309 "Об утверждении порядка финансирования за счет средств бюджета Республики Башкортостан расходов на проведение официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных и спортивных мероприятий Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан.
В соответствии с п. 3.2.2 договора получатель обязуется обеспечить достижение обязательств о выполнении результатов в течение календарного года, представленных в соответствии пунктом 6 порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан субсидий организациям (за исключением государственных и муниципальных предприятий и учреждений) на финансирование части расходов по подготовке и участию спортивных команд (сборных спортивных команд) по игровым, техническим и олимпийским видам спорта во всероссийских и (или) международных соревнованиях, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2012 N 47, и целевых показателей эффективности использования субсидии, в соответствии с разделом 4 договора.
В п. 3.2.4 договора предусмотрено, что получатель обязуется обеспечить в установленном порядке возврат в бюджет Республики Башкортостан субсидий, не использованных в текущем финансовом году, а также использованных не по целевому назначению.
Согласно п. 3.3 договора Министерство вправе, в том числе:
- в случае неисполнения получателем обязательств, установленных настоящим договором, принять решение об отказе в перечислении субсидии (п. 3.3.1 договора);
- запрашивать у получателя информацию и документы, необходимые для исполнения настоящего договора (п. 3.3.3 договора);
- осуществлять контроль за исполнением получателем условий настоящего договора (п. 3.3.4 договора);
- применять финансовые санкции за нарушение условий и порядка предоставления субсидии в соответствии с действующим законодательством (п. 3.3.7 договора).
В силу п. 5.2 договора в случае использования субсидии не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в доход бюджета Республики Башкортостан в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании п. 5.3 договора получатель несет ответственность за целевое использование субсидии, а также за достоверность, полноту и своевременность представления в Министерство отчетов в соответствии с договором.
Во исполнение обязательств по договору АНО "БК "Курай" были перечислены денежные средства в качестве субсидии в размере 4 500 000 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями N 131712 от 29.08.2016 на сумму 1 295 300 руб., N 161340 от 14.10.2016 на сумму 789 960 руб., N 208012 от 20.12.2016 на сумму 2 414 740 руб. (т. 1 л.д. 49-50).
Министерством было получено представление КСП РБ N 5/20 от 12.05.2020, согласно которому, в нарушение Порядка N 47, договоров на предоставление субсидии из бюджета Республики Башкортостан, была необоснованно предоставлена в 2016 году субсидия АНО "БК "Курай", превышающая 15 % от общего объема расходов спортивной команды за счет всех источников финансирования на сумму 1 160 000 руб. (т. 1 л.д. 52-54).
Из представления следует, что проверкой установлено, что необоснованное предоставление в 2016 году субсидии АНО БК "Курай", превышающей 15% от общего объема расходов спортивной команды за счет всех источников финансирования на сумму 1 160 000 руб., допущено по причине недостоверного отражения данных в отчетах о финансовом обеспечении деятельности спортивной организации АНО "БК "Курай", а именно завышения фактического объема финансирования за счет средств Фонда социальных целевых программ (далее - ФСЦП) на 3 404 066 руб. и занижения от прочих поступлений на сумму 94 720 руб.
Министерством в адрес ответчика было направлено письмо от 28.05.2021 N исх-1955-2 с просьбой в срок до 01.07.2021 произвести возврат средств в бюджет Республики Башкортостан в сумме 1 160 000 руб., необоснованно предоставленных в 2016 году в виде субсидии (т. 1 л.д. 55, 56-59).
Оставление АНО "БК "Курай" требований указанного письма без удовлетворения послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств недобросовестности получателя субсидии при представлении документов на соискание субсидии. Кроме этого, суд пришел к выводу, что истцом был пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы истца, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
По смыслу названной нормы закона содержанием обязательств вследствие неосновательного обогащения являются право потерпевшего требовать возврата неосновательного обогащения от обогатившегося и обязанность последнего возвратить неосновательно полученное (сбереженное) потерпевшему.
Обязательства вследствие неосновательного обогащения относятся к числу охранительных, внедоговорных правоотношений. Задачей этих обязательств является защита имущественных прав и интересов стороны в виде обеспечения потерпевшему восстановления его имущественной сферы путем возврата имущества неосновательно обогатившимся лицом.
Исходя из положений статьи 1102 ГК РФ, в предмет доказывания по требованиям о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 3 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 N 9-П, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета, но и не исключает возможность обратиться в этих целях к общим механизмам, направленным на обеспечение как полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками возложенных на них налоговых обязанностей, так и соблюдения налоговыми органами, составляющими централизованную систему, законодательства о налогах и сборах. Обращение для целей взыскания с налогоплательщиков денежных средств, полученных ими вследствие неправомерно (ошибочно) перечисленных или иным образом предоставленных денежных средств, к общим (стандартным) налоговым процедурам, закрепленным, в частности, в статьях 48, 69, 70 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, хотя оно и не исключено, не может рассматриваться как обеспечивающее необходимые и достаточные возможности правомерного возврата в бюджет соответствующей налоговой задолженности.
Содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения, предусматривающее в рамках его статьи 1102 возложение на лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретателя) за счет другого лица (потерпевшего), обязанности возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса (пункт 1), а также применение соответствующих правил независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2), по существу, представляет собой конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).
Вместе с тем данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и, соответственно, обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям. Применительно к налоговой выгоде, которая получена налогоплательщиком в виде необоснованного возмещения сумм налога из бюджетной системы, а потому не может признаваться частью принадлежащего ему на законных основаниях имущества, это означает, что отказ от взыскания таких сумм в бюджетную систему, мотивированный исключительно отсутствием установленной законом процедуры, приводил бы к последствиям, несовместимым с требованиями Конституции Российской Федерации, ее статьи 35 во взаимосвязи со статьями 17 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), и общими принципами права, в силу которых конституционные гарантии права собственности предоставляются в отношении того имущества, которое принадлежит субъектам прав собственности и приобретено ими на законных основаниях, а также являлся бы недопустимым отступлением от обусловленного взаимосвязанными положениями статей 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации требования равенства налогообложения, порождая ничем не обоснованные преимущества для одних налогоплательщиков.
Подпунктом 3 статьи 1109 ГК РФ установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность получателя спорных денежных средств презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности лица, получившего выплаты, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
В пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, разъяснено, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2020 N 32-П, согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации, положения Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, равной защите государственной и частной форм собственности во взаимосвязи с критериями справедливости и соразмерности при установлении условий реализации того или иного права и его возможных ограничений (статья 8, часть 2; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 55) подразумевают в том числе, что участники соответствующих правоотношений должны в разумных пределах иметь возможность предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (постановление от 20.07.2011 N 20-П). Это связано, в том числе с принципом поддержания доверия к закону и действиям государства, который также вытекает из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве, поскольку они требуют не только правовой определенности, но и предсказуемости правового регулирования (постановления от 24.05.2001 N 8-П, от 20.04.2010 N 9-П, от 25.06.2015 N 17-П, от 19.04.2018 N 16-П, от 20.07.2018 N 34-П, от 28.02.2019 N 13-П и др.).
Осуществление государством дискреции в установлении и прекращении налоговых обязанностей возможно с тем условием, что это не вводит дискриминационных различий среди налогоплательщиков и отвечает критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2019 N 1831-О и N 1832-О).
Принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 N 1-П).
При этом в постановлении от 22.06.2017 N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, в частности, на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в их интересах, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий. Указанные упущения могут иметь значение причины наступления вреда для казны также и на том основании, что обязанность обеспечивать уплату налогов возложена именно на налоговые органы, как это отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 24.03.2017 N 9-П. Конституционная обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы и обязанность налоговых органов обеспечить их взимание между собой связаны, но друг друга не заменяют. Соответственно, и правовые последствия неисполнения обоих видов долженствования не могут быть одинаковыми для непосредственно обязанных по ним субъектов, в том числе в отношении возмещения вреда, причиненного их ненадлежащим исполнением. Следовательно, и причинение вреда, выраженного в исчерпании (утрате) бюджетом своих фискальных прав, поскольку и если это прямо связано с ненадлежащим исполнением соответствующими органами их обязанностей по взысканию недоимки, не должно быть вменено иным субъектам, включая налогоплательщиков, имея в виду прямую причину в наступлении такого вреда.
Изложенное означает, что при упущениях органов, уполномоченных действовать в интересах казны, включая пропуски сроков, ошибки в применении надлежащих, законом установленных процедур и форм налогового (фискального) принуждения, уголовного преследования, приказного или искового производства, выступающих причиной, которой обусловлено прекращение налогового обязательства, физическое лицо имеет законные основания ожидать, что причинение соответствующего вреда не будет ему вменено на основании гражданско-правовых законоположений.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за установленными в этой норме исключениями), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Предоставление субсидий осуществляется на основе реализации принципа адресности и целевого характера бюджетных средств. Нормы, определяющие категории и (или) критерии отбора юридических лиц - получателей субсидий цели, условия и порядок предоставления субсидий, расширенному толкованию не подлежат.
В рассматриваемом случае субсидия ответчику была предоставлена на основании Порядка N 47, который регламентирует процедуру предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на финансирование части расходов по подготовке и участию спортивных команд (сборных спортивных команд) Республики Башкортостан по игровым, техническим и олимпийским видам спорта во всероссийских и (или) международных соревнованиях.
На основании пункта 4 Порядка получателями субсидий являются организации (за исключением государственных и муниципальных предприятий и учреждений), зарегистрированные в установленном порядке на территории Республики Башкортостан, обеспечивающие подготовку и участие спортивных команд (сборных спортивных команд) в спортивных соревнованиях всероссийского и (или) международного уровня (далее - получатели).
Согласно пункту 5 Порядка субсидии предоставляются организациям при соблюдении следующих условий:
а) наличие материально-технической базы спорта;
б) осуществление подготовки спортивного резерва через собственные детско-юношеские спортивные школы, группы подготовки или путем заключения с профильной детско-юношеской спортивной школой договора о подготовке молодых перспективных спортсменов;
в) наличие учредителей и спонсоров, осуществляющих основное финансирование спортивной команды (клуба) по виду спорта;
г) участие спортивных команд (сборных спортивных команд) Республики Башкортостан в чемпионатах и кубках России, Европы и мира;
д) участие спортивных команд в чемпионатах и кубках России среди команд суперлиги, премьер-лиги, высшей лиги и I лиги (дивизиона), II и III лиг (дивизионов) для игровых видов спорта;
е) осуществление деятельности в области физической культуры и спорта не менее одного года с даты регистрации;
ж) размер субсидии не может превышать 15 процентов от общего объема расходов спортивной команды (сборной спортивной команды) Республики Башкортостан за счет всех источников финансирования.
Субсидии не предоставляются при наличии у организации задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и государственные внебюджетные фонды, а также в случае приостановления деятельности организации в порядке, предусмотренном законодательством.
В силу пункта 6 Порядка организации, претендующие на получение субсидий из бюджета Республики Башкортостан (далее - заявители), представляют в Министерство в срок до 30 января текущего финансового года следующие документы:
а) письмо-заявку на получение субсидии;
б) заверенную в установленном законодательством порядке копию устава организации;
в) заверенную в установленном законодательством порядке копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (в случае непредставления заявителями копии свидетельства Министерство запрашивает его самостоятельно);
г) справку из налогового органа об отсутствии задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды (в случае непредставления заявителями справки Министерство запрашивает ее самостоятельно);
д) документы, подтверждающие право пользования материально-технической базой соответствующего вида спорта;
е) регламент проведения чемпионатов и кубков России по соответствующему виду спорта на предстоящий календарный год (для игровых видов спорта);
ж) план спортивных мероприятий по соответствующему виду спорта, согласованный с аккредитованной федерацией по виду спорта (с указанием мероприятий, финансируемых за счет предоставляемых из бюджета Республики Башкортостан субсидий, с постатейной разбивкой);
з) смету расходов базовой сборной команды за счет всех источников финансирования, согласованную с аккредитованной федерацией по видам спорта;
и) расчет размера субсидии с постатейной расшифровкой расходов по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
к) отчет о результатах спортивной деятельности за прошедший год;
л) отчет о результатах хозяйственной деятельности за отчетный период с расшифровками доходов и расходов;
м) копию завизированного Единого календарного плана Министерства спорта Российской Федерации по видам спорта на текущий год (в случае непредставления заявителями копии Министерство запрашивает его самостоятельно);
н) список групп занимающихся, расписание учебно-тренировочных занятий, копии контрактов и договоров со спортсменами, выступающими за спортивный клуб или организацию, претендующих на получение субсидий;
о) обязательство о выполнении спортивных результатов в течение календарного года по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
В случае получения организациями субсидий из средств бюджета Республики Башкортостан в течение предшествующего года необходимо дополнительно представить отчет об использовании указанных бюджетных средств за предыдущий год и отчет об исполнении принятых обязательств согласно условиям договора на получение субсидий за предыдущий год.
Документы, представленные в Министерство с нарушением указанного в настоящем пункте срока, рассмотрению не подлежат.
В пункте 7 Порядка определено, что Министерство: регистрирует документы, указанные в пункте 6 настоящего Порядка, в течение трех дней с момента поступления в журнале регистрации, который нумеруется, прошнуровывается и скрепляется печатью; проверяет представленные заявителем документы на предмет соответствия настоящему Порядку; направляет заявителю в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации принятых документов, письменное уведомление о принятии их к рассмотрению или об отказе в принятии документов к рассмотрению и их возврате с указанием причины отказа.
Для рассмотрения вопросов о предоставлении субсидий Министерством создается комиссия по распределению субсидий организациям (пункт 9 Порядка).
На основании пункта 10 Порядка основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
- несоблюдение условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка;
- неисполнение в предыдущем году принятых обязательств по выполнению спортивных результатов;
- допущение нецелевого использования средств бюджета Республики Башкортостан в предыдущем году;
- обнаружение недостоверных сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии Министерство направляет заявителю письменное уведомление в течение 5 календарных дней со дня принятия решения об отказе с указанием причины.
Согласно пункту 15 Порядка предоставляемые субсидии имеют целевое назначение. Получатели субсидий несут ответственность за нецелевое использование средств согласно законодательству.
Главный распорядитель средств имеет право осуществлять контроль в виде ревизии и тематических проверок целевого использования средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан.
В случае установления фактов нарушения условий предоставления субсидий получатели субсидий письменно уведомляются о возврате денежных средств в бюджет Республики Башкортостан. Получатели субсидий в течение 15 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязаны осуществить возврат субсидий путем перечисления соответствующих средств на лицевой счет Министерства, открытый в Министерстве финансов Республики Башкортостан, с последующим перечислением Министерством указанных средств в бюджет Республики Башкортостан в порядке, установленном законодательством.
АНО "БК "Курай" в 2015 г. обратилось с заявлением о предоставлении субсидии (т. 3 л.д. 60-61).
АНО "БК "Курай" была представлена плановая смета расходов для участия в Чемпионате России среди мужских команд Суперлиги 3 дивизион в сезоне 2016-2017 гг. (т. 3 л.д. 62-65).
Указанное заявление было принято Министерством к рассмотрению.
Протоколом N 1 от 01.03.2016 был утвержден перечень получателей субсидии на финансирование части расходов по подготовке и участию спортивных команд (сборных спортивных команд) по игровым, техническим и олимпийским видам спорта во всероссийских и (или) международных соревнованиях на 2016 год, в том числе АНО "БК "Курай" в размере 4 481 600 руб. (т. 3 л.д. 39-43).
Согласно протоколу от 30.05.2016 N 2 решения комиссии Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан АНО "БК "Курай" было исключено из числа получателей субсидии на финансирование части расходов по подготовке и участию спортивных команд (сборных спортивных команд) по игровым, техническим и олимпийским видам спорта во всероссийских и (или) международных соревнованиях на 2016 год по причине отсутствия спонсорских средств на финансовое обеспечение деятельности клуба (т. 3 л.д. 49-54).
Протоколом N 3 от 22.03.2016 был утвержден дополнительный перечень получателей субсидии на финансирование части расходов по подготовке и участию спортивных команд (сборных спортивных команд) по игровым, техническим и олимпийским видам спорта во всероссийских и (или) международных соревнованиях на 2016 год, в том числе АНО "БК "Курай" в размере 4 500 тыс. руб. (т. 3 л.д. 55-59).
Из информации о голосовании членов комиссии Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан следует, что причиной включения АНО "БК "Курай" в дополнительный перечень получателей субсидии послужили выход клуба в Суперлигу чемпионата России по баскетболу - 3 дивизион и получение внебюджетного финансирования за счет дивидендов ПАО АНК "Башнефть" (т. 3 л.д. 57).
Доказательства того, что АНО "БК "Курай" были нарушены условия предоставления субсидии, что АНО "БК "Курай" не имело право на ее получение или что умышленно скрыло от Министерства молодежной политики и спора Республики Башкортостан сведения, влияющие на разрешение вопроса о предоставлении субсидии, Министерством в материалы дела представлены не были.
В обоснование заявленного иска Министерство сослалось на представление КСП РБ N 5/20 от 12.05.2020, согласно которому в нарушение Порядка N 47, договора на предоставление субсидии из бюджета Республики Башкортостан, была необоснованно предоставлена в 2016 году субсидия АНО "БК "Курай", превышающая 15 % от общего объема расходов спортивной команды за счет всех источников финансирования на сумму 1 160 000 руб. (т. 1 л.д. 52-54).
КСП РБ придерживается позиции о том, что общий объем расходов спортивной команды (сборной спортивной команды) Республики Башкортостан следует исчислять исходя из объема целевой финансовой спонсорской поддержки, общего объема реальных поступлений в отчетном финансовом году.
Вместе с тем, подпунктом "ж" пункта 5 Порядка предусмотрено, что размер субсидии не может превышать 15 процентов от общего объема расходов спортивной команды (сборной спортивной команды) Республики Башкортостан за счет всех источников финансирования.
Доказательства того, что представленная ответчиком плановая смета расходов для участия в Чемпионате России среди мужских команд Суперлиги 3 дивизион в сезоне 2016-2017 гг., не соответствовала действительности, что ответчик умышленно ввел Министерство в заблуждение, и что Министерство лишено было возможности проверить достоверность представленной плановой сметы расходов, истцом в материалы дела представлены не были.
Ссылка апеллянта на то, что реальный объем поступлений (пожертвований) в 2016 г. оказался меньше, указанного в плановой смете расходов (3 404,54 тыс. руб. пожертвований по договору 2016 г. поступили в 2017 г.), не состоятельна, поскольку указанные события имели место уже после разрешения вопроса о предоставления субсидии, не зависели от воли АНО "БК "Курай" и, самое главное, не свидетельствуют о недобросовестности АНО "БК "Курай" при разрешении вопроса о предоставлении субсидии.
По тем же мотивам апелляционный суд отклоняет доводы апеллянта о рисковом характере договоров пожертвования, заключенных с АНО "БК "Курай".
Положениями договоров пожертвований, на основании которых было принято решение о выделении в 2016 году субсидии, предусмотрено, что жертвователь вправе приостановить или прекратить финансирование объектов, указанных в п. 1.1 договора, а также требовать полного или частичного возврата пожертвования, в течение 15 дней с момента получения требования о возврате пожертвования (пункты 2.2.3, 3.2 договоров пожертвования).
АНО "БК "Курай" по договорам пожертвования были предоставлены необходимые отчеты ФСЦП. По договору N 137 от 22.12.2016 АНО "БК "Курай" и ФСЦП был утвержден отчет об использовании средств пожертвований на общую сумму 4 864 650 руб.
Несмотря на то, что остаток средств по заключенному договору пожертвования N 137 от 22.12.2016 на сумму 4 864 650 руб. средства поступили 17.02.2017, данные средства были направлены на погашение задолженности по смете затрат 2016 года.
Суд первой инстанции верно установил, что сумма расходов за счет средств финансирования в 2016 году составила 30 151 000 руб. (100 % финансирования). Исходя из условий Порядка, сумма субсидии не могла бы превысить 4 522 000 руб. (15 %), при этом ответчиком в 2016 году от истца получена субсидия в размере 4 500 000 руб.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что полученная АНО "БК "Курай" субсидия не превысила 15 % от общего объёма планируемых расходов ответчика в 2016 г. Суд первой инстанции также пришел к верному выводу об отсутствии доказательств недобросовестности получателя субсидии при представлении документов на соискание субсидии.
Нецелевой характер использования субсидии ответчиком допущен не был. Указанное КСП РБ установлено не было, Министерством в иске об указанном не сказано.
В ходе рассмотрения дела ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по заявленному иску.
На основании статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Условиями п. 3.2.8 договора определена обязанность клуба представлять отчет финансовом обеспечении деятельности клуба в соответствии со сметой расходов в Министерство не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Условиями п. 3.3.4 договора определено право Министерства осуществлять контроль за исполнением получателем условий договора.
Исходя из того, что отчет за 4 квартал 2016 года был получен истцом от ответчика в январе 2017 года, что Министерством не оспаривалось, суд первой инстанции пришел к выводу, что о нарушении условий представления субсидий Министерство должно было узнать не позднее февраля 2017 года.
Поскольку обращение с рассматриваемым иском последовало только 08.09.2021, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске истцом срока исковой давности по заявленному иску.
Довод апеллянта о том, что истец узнал о предоставлении ответчиком недостоверных сведений для получения субсидии из акта проверки, составленного КСП РБ 15.04.2020, был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно признан судом несостоятельным, исходя из предусмотренной договором обязанности Министерства осуществлять контроль за использованием субсидий.
Суд первой инстанции указал, что, предполагая согласие истца с результатами проверки, Министерство обязано было осуществить контроль при поступлении отчета за 4 квартал 2016 г. и прийти к тем же выводам, что и КСП РБ самостоятельно, в ходе исполнения своих обязательств, не позднее февраля 2017 года.
Апелляционный суд также отмечает, что с учетом разработанной в Порядке процедуры принятия решения о предоставлении субсидии комиссией Министества, наличия обязанности по проверки достоверности представленных сведений, истец мог и должен был узнать о неверном расчете субсидии (если таковой был) на стадии разрешения вопроса о ее предоставлении.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований, в том числе в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
Доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по заявленным апеллянтом доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 265, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.02.2023 по делу N А07-25205/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства спорта Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-25205/2021
Истец: Министерство молодежной политики и спорта РБ
Ответчик: АНО "БАСКЕТБОЛЬНЫЙ КЛУБ "КУРАЙ"
Третье лицо: Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан, МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РБ