г. Челябинск |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А07-7655/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31 января 2023 года по делу N А07-7655/2022.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские Распределительные Тепловые Сети" - Гумерова Е.А. (паспорт, доверенность от 30.12.2022, диплом);
Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Ахмерова А. Р. (паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - заявитель, ООО "БашРТС") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору, Госкомитет) о признании недействительным предписания от 16.12.2021 N ЮО-21-497-4039.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Товарищество собственников недвижимости Молодежное
(далее
третье лицо, ТСН
Молодежное
).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от31.01.2023 (резолютивная часть решения объявлена 30.01.2023) по делу N А07-7655/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "БашРТС" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на процессуальные нарушения проведения проверки со стороны Госкомитета. В материалы дела не представлены доказательства направления в адрес ООО "БашРТС" первоначального предписания от 28.06.2021 N ЮО-21-497-043. Внеплановая проверка исполнения предписания (отопительный период 2020/2021) проводилась в отопительный период 2021/2022 г. Акт проверки от 16.12.2021 N ЮО-21-4039-49701, на основании которого выдано спорное предписание содержит сведения о суточных параметрах теплоснабжения за период с 23.10.2020 по 23.02.2021, т.е. за отопительный период 2020/2021 г. (уже прошедший). Проверка проводилась на основании Распоряжения от 26.11.2021 N 4039. Срок проведения проверки определен с 29.11.2021 по 24.12.2021. Фактически акт и предписание составлены одновременно и вручены представителю общества 16.12.2021 до окончания срока проведения проверки.
Судом первой инстанции при вынесении решения неверно применены нормы материального права. Действующее правовое регулирование, в том числе пункт 24 Правил N 808 и Договор СОИ от 01.10.2018 N 5296/СОИ, не устанавливают требование, что показатели качества теплоснабжения в точке поставки (в части температуры теплоносителя в подающем трубопроводе на вводе в МКД) должны быть идентичны температурному графику с источника теплоснабжения (они лишь определяются в соответствии с ним). Госкомитетом не представлены документы, подтверждающие проведение замеров температуры теплоносителя непосредственно от источников тепловой энергии.
Судом первой инстанции сделаны незаконные выводы о том, что оценка качества теплоснабжения осуществляется на основании показаний приборов учета тепловой энергии отраженных в отчетах о суточных параметрах теплоснабжения. Судом также не дана правовая оценка доводам ООО "БашРТС" относительно требования Госкомитета, указанного в спорном предписании: "Обеспечить проведение работ по недопущению в отопительный период 2021/2022 превышения объема циркулирующего теплоносителя над договорной величиной".
Спорное предписание нарушает принципы правового государства равенства всех перед законом, не содержит реальные, исполнимые, законные и обоснованные меры для их устранения ООО "БашРТС", перекладывает обязанности управляющей организации - ТСН "Молодежное" на ресурсоснабжающую организацию - ООО "БашРТС", обязывает ООО "БашРТС" осуществлять дополнительный лицензируемый вид экономической деятельности в виде обслуживания общедомового имущества, тем самым нарушает экономические права и интересы заявителя.
В материалы дела ООО "БашРТС" предоставлены доказательства, что общество осуществляет контроль соблюдения со стороны потребителя режима потребления тепловой энергии. В ходе подготовки к отопительному сезону 2021/2022 г. ООО "БашРТС" велась работа по выполнению мероприятий готовности МКД к отопительному сезону и был выявлен ряд нарушений, влияющий на превышение объема циркуляции теплоносителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
До начала судебного заседания от Госкомитета через систему "Мой Арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле.
В порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные Госкомитетом документы приобщены к материалам дела.
Также от ООО "БашРТС" через систему "Мой Арбитр" поступили возражения на отзыв на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "БашРТС" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Госкомитет в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонил изложенные в ней доводы и просил арбитражный апелляционный суд оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по обращению жителя дома N 24 а по ул. 23 Мая г. Стерлитамак Госкомитетом была проведена внеплановая проверка в отношении ООО "БашРТС", по результатам которой 28.06.2021 ООО "БашРТС" было выдано предписание N ЮО-21-497-043.
На основании распоряжения от 26.11.2021 N 4039 проведена проверка с целью проверки исполнения заявителем предписания от 28.06.2021 N ЮО-21-497-043.
В ходе проведения проверки исполнения предписания от 28.06.2021 N ЮО-21-497-043 ООО "БашРТС" предоставило информацию, согласно которой акт проверки и предписание от 28.06.2021 N ЮО-21-497-043 не поступили в адрес ООО "БашРТС" в связи с чем исполнение данного предписания было невозможно. Указанные обстоятельства Госкомитетом не оспорены.
Госкомитетом составлен акт проверки от 16.12.2021 N Юо-21-4039-49701, согласно которому принято решение повторно выдать в адрес ООО "БашРТС" предписание с требованием принять меры к восстановлению требуемых параметров отопления в многоквартирном доме по адресу: г. Стерлитамак, ул. 23 Мая, дом 24.
Госкомитетом выдано предписание от 16.12.2021 N ЮО-21-497-4039, согласно которому ООО "БашРТС" предписано:
1. Обеспечить проведение работ по недопущению в отопительный период 2021/2022 превышения объема циркулирующего теплоносителя над договорной величиной. Срок исполнения - 29.04.2022.
2. Предоставить информацию об исполнении предписания с приложением копий отчетов о суточных параметрах теплоносителя. Срок исполнения 29.04.2022.
3. Обеспечить проведение работ по недопущению в отопительный период 2021/2022 отклонения температуры теплоносителя на подающем трубопроводе в МКД температурному графику. Срок исполнения -29.04.2022.
Считая предписание от 16.12.2021 N ЮО-21-497-4039 неисполнимым, не соответствующим требованиям действующего законодательства, нарушающим права и законные интересы ООО "БашРТС" заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательства нарушения оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности в материалах дела отсутствуют, суду не представлены.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Как усматривается из материалов дела, ООО "БашРТС" оспаривается предписание Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору от 16.12.2021 N ЮО-21-497-4039, согласно которому обществу предписано обеспечить проведение работ по недопущению в отопительный период 2021/2022 г. превышения объёма циркулирующего теплоносителя над договорной величиной, представить информацию об исполнении предписания с приложением копий отчетов о суточных параметрах теплоносителя; обеспечить проведение работ по недопущению в отопительный период 2021/2022 г. отклонения температуры теплоносителя на подающем трубопроводе в МКД температурному графику.
Правовые отношения, связанные с поставкой тепловой энергии и теплоносителя, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении), Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ, Закон об электроэнергетике) и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ качество теплоснабжения - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
В силу пункта 15 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ режим потребления тепловой энергии - процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения.
Согласно пункту 93 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), оценка отклонения показателей качества теплоснабжения и теплопотребления от величин, указанных в договоре осуществляется на основании показаний приборов учета, входящих в состав узла учета, установленного у потребителя, или переносных средств измерений.
Действующим законодательством начисление платы за коммунальные услуги осуществляется исходя из тарифов на коммунальные ресурсы и объема (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Ведомости потребления тепловой энергии подтверждают объём и стоимость поставленного ресурса.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения (пункт 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из актов периодической проверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя следует, что узел учета готов к эксплуатации для расчетов за потребляемую тепловую энергию на отопительные сезон 2020-2021 гг., 2021-2022 гг.
В соответствии с пунктом 56 Правил N 1034 при вводе узла учета в эксплуатацию проверяется:
а) соответствие заводских номеров средств измерений номерам, указанным в их паспортах;
б) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения;
в) качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям технической и проектной документации;
г) наличие пломб изготовителя или ремонтного предприятия и поверителя.
В соответствии с пунктом 91 Правил N 1034 не реже 1 раза в год, а также после очередной (внеочередной) поверки или ремонта проверяется работоспособность узла учета, а именно:
а) наличие пломб (клейм) поверителя и теплоснабжающей организации;
б) срок действия поверки;
в) работоспособность каждого канала измерений;
г) соответствие допустимому диапазону измерений для прибора учета фактических
значений измеряемых параметров;
д) соответствие характеристик настроек тепловычислителя характеристикам, содержащимся во вводимой базе данных.
Результаты проверки узла учета оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя.
Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (пункт 58 Правил N 1034).
В случае выявления несоответствия узла учета положениям настоящих Правил узел учета не вводится в эксплуатацию и в акте ввода в эксплуатацию приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов настоящих Правил, положения которых нарушены, и сроков их устранения. Такой акт ввода в эксплуатацию составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней (пункт 59 Правил N 1034).
Из актов периодической проверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя на 2020-2021 гг., 2021-2022 гг. по многоквартирному дому N 24 а по ул. 23 Мая г. Стерлитамак следует, акты подписаны с участием представителя ООО "БашРТС" и управляющей организации, узел учета готов к эксплуатации для расчетов за потребляемую тепловую энергию на отопительный сезон.
Акты повторного допуска узла учетов в эксплуатацию подтверждают, что инженерные сети многоквартирного дома готовы к эксплуатации в отопительный период.
В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений (пункт 72 Правил N 1034).
Из актов следует, что какие-либо замечания у ООО "БашРТС" и управляющей организации отсутствовали, узел учета тепловой энергии допущен на отопительный сезон, являлся исправным, следовательно, факт нарушения качества теплоснабжения подтверждается исключительно показаниями приборов учета тепловой энергии.
Приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92 утверждены "Организационно-методические рекомендации по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" (далее - Приказ N 92).
В соответствии с пунктом 6 Приказа N 92, отпуск (получение) тепловой энергии и (или) теплоносителей должны осуществляться на основании договора теплоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом и теплоснабжающей организацией.
В пункте 50 Приказа N 92 определены обязанности теплоснабжающей организации, к числу которых относятся:
- обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование системы теплоснабжения в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и договором, заключенным между абонентом и теплоснабжающей организацией;
- подавать абоненту теплоносители в количестве и с показателями качества в соответствии с договором теплоснабжения;
- поддерживать на границе эксплуатационной ответственности давление и температуру пара в соответствии с договором, с отклонениями не более чем обусловлено договором;
- поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха;
- поддерживать давление сетевой воды в подводящем и отводящем (в том числе статическое) трубопроводах на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с договором при условии непревышения абонентом установленных договором расхода сетевой воды в подводящем трубопроводе, нормированных значений утечек и сливов из сетей и систем теплопотребления, величины водоразбора из сети при открытой системе теплоснабжения.
Согласно пунктам 50, 51 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр) контролю подлежат параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим. При присоединении теплопотребляющей установки потребителя непосредственно к тепловой сети теплоснабжающая организация обеспечивает:
а) давление в обратном трубопроводе;
б) располагаемый напор (перепад давления между подающим и обратным трубопроводами);
в) соблюдение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе в соответствии с температурным графиком, указанным в договоре теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 11 Приказа N 92, предусматриваемый в договоре режим отпуска тепловой энергии характеризуется прилагаемым к договору температурным графиком регулирования отпуска тепла в зависимости от температуры наружного воздуха, а также давлениями в подводящем и отводящем трубопроводах.
В соответствии с пунктом 3.3 договора ресурсоснабжения требования к качеству коммунального ресурса согласованы сторонами в Приложении N 7 к договору. РСО обязуется в отопительный период поддерживать качество тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха в соответствии с температурным графиком.
Температуру теплоносителя на тепловом пункте "в точке поставки" стороны определили в температурном графике, являющегося Приложением N 3 к договору.
Согласно пункту 68 Правил N 808 при исполнении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплоснабжающая организация обязана:
- осуществлять контроль за соблюдением потребителями режима потребления тепловой энергии, предусмотренного договором теплоснабжения, в порядке, установленном настоящими Правилами;
- оплачивать услуги теплосетевой организации по передаче тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном договором;
- поддерживать в надлежащем техническом состоянии принадлежащие ей приборы учета тепловой энергии, а также устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества теплоснабжения, и соблюдать требования, установленные для технологического присоединения и эксплуатации указанных средств, приборов и устройств;
- осуществлять эксплуатацию принадлежащих ей источников тепловой энергии и тепловых сетей в соответствии с правилами технической эксплуатации и техники безопасности;
- поддерживать на границе балансовой принадлежности значения показателей качества теплоснабжения, а в ценовых зонах теплоснабжения также значения показателей, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, соответствующие техническим регламентам, требованиям настоящих Правил и иным обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в целях содержания общедомового имущества МКД ул.23 Мая дом 24 а г. Стерлитамак между ООО "БашРТС" и ТСН "Молодежное" заключен договор ресурсоснабжения от 01.10.2018 N 5296/СОИ.
Приложением N 1 к договору от 01.10.2018 N 5296/СОИ установлен Планируемый отпуск тепловой энергии и теплоносителя в целях содержания общедомового имущества.
Приложением N 2 к договору от 01.10.2018 N 5296/СОИ определена граница балансовой и эксплуатационной ответственности сторон.
Приложением N 3 к договору от 01.10.2018 N 5296/СОИ установлен температурный график регулирования отпуска тепла с учетом нагрузок по среднесуточной температуре наружного воздуха.
Приложением N 6 к договору от 01.10.2018 N 5296/СОИ определен порядок определения количества поставленной тепловой энергии и теплоносителя и ее учет.
Приложением N 7 к договору от 01.10.2018 N 5296/СОИ определены требования к качеству коммунального ресурса.
Многоквартирный дом по ул. 23 Мая дом 24а г. Стерлитамак оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, учитывающим объём, температуру тепловой энергии на отопление. Прибор размещён непосредственно в месте ввода подающего трубопровода и вывода обратного трубопровода, на границе балансовой и эксплуатационной ответственности.
Прибор учёта поверен, допущен ООО "БашРТС в эксплуатацию.
Как указывает апеллянт, судом первой инстанции не приняты доводы о том, что величина теплоносителя по договору от 01.10.2018 N 5296/СОИ является ориентировочной и рассчитывается исходя из заявленной нагрузки, а также о том, что заявленные нагрузки могли меняться.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев названный довод, находит его подлежащим отклонению, поскольку каких-либо доказательств, что заявленные нагрузки в спорный период изменились, не представлены. В приложении N 1 к договору приведен перечень многоквартирных домов с указанием конкретной величины максимального допустимого циркулирующего теплоносителя, названный показатель не является ориентировочным.
Доводы ООО "БашРТС" о том, что общество не имеет законных оснований осуществлять регулировку и обслуживать внутридомовое имущество, подлежат отклонению, поскольку ООО "БашРТС" не представлена причинно-следственная связь между ненадлежащим СОИ и превышением объема величины теплоносителя над договорной величиной, т.е. каким образом эксплуатация исполнителем СОИ внутридомовых инженерных систем повлекло изменение температурного режима и увеличению договорной величины. Также ООО "БашРТС" не доказано, что произошло внешнее вмешательство в работу узла учёта.
В данном случае общество является ресурсоснабжающей организацией по подаче горячей воды в проверенный инспекцией жилой дом, вступает в непосредственные отношения с потребителями, получая от собственников жилых помещений оплату за поставляемую горячую воду, а также учитывая, что разводящие сети от теплопункта к жилому дому общество использует для поставки горячей воды, то именно общество в данном случае несет ответственность за качество коммунальных ресурсов.
То есть, управляющая организация не может повлиять на параметры теплоносителя, фиксируемые средством измерения тепловой энергии на подающем трубопроводе. В этой связи именно ООО "БашРТС" имеет возможность устранить нарушения, указанные в предписании.
Дроссельные устройства, влияющие на расход тепловой энергии, размещаются между фланцами трубопроводов в узле управления. Инициатором установки дроссельных устройств и их расчетов выступает ресурсоснабжающая организация ООО "БашРТС", на них установлены пломбы ООО "БашРТС", которые не могут быть сняты иными лицами, следовательно, управляющие организации не имеют возможности каким-либо образом повлиять на качество поставляемой тепловой энергии.
Обязанность ресурсоснабжающей организации поставлять коммунальный ресурс надлежащего качества не означает необходимость той же ресурсоснабжающей организации обслуживать общедомовое имущество.
Обязанность ресурсоснабжающей организации состоит в том, чтобы в конечном итоге обеспечить собственников и нанимателей помещений в доме качественной коммунальной услугой.
Оспариваемое предписание не обязывает ООО "БашРТС" провести мероприятия по обслуживанию многоквартирного дома, обеспечить контроль температурного режима внутри жилых помещений. В качестве мер по устранению выявленных нарушений в предписании указано обеспечить проведение работ по недопущению в отопительный период 2021-2022 гг. превышения объёма циркулирующего теплоносителя над договорной величиной.
Довод апелляционной о том, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) показателями качества оказываемой коммунальной услуги являются параметры температуры воздуха в жилых помещениях, для чего необходимы акты проверок параметров температуры внутри жилых помещений и отчеты о часовых параметрах теплоснабжения за спорный период, подлежит отклонению.
В рассматриваемом споре положения Правил N 354, регламентирующие порядок проведения перерасчета размера платы в отсутствие актов проверок с замерами температуры воздуха в жилых помещениях, не применимы.
Так, в разделе X Правил N 354 регламентирован порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, который, в числе прочего, предусматривает составление актов по окончании проверок качества коммунального ресурса.
Вместе с тем указанный раздел регулирует отношения между исполнителем коммунальных услуг и потребителями, а не между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Правила N 354 не содержат положений о недопустимости подтверждения факта некачественности поставленного в МКД коммунального ресурса иными доказательствами, помимо актов проверки, предусмотренных разделом X данных Правил.
Апеллянт указывает на ненаправление Госкомитетом предписания от 28.06.2021 N ЮО-21-497-043, однако в рамках настоящего дела рассматривалось законность и обоснованность предписания от 16.12.2021 N ЮО-21-497-043. Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание получено ООО "БашРТС" нарочно, о чём свидетельствует проставленный на предписании входящий N 7112 от 21.12.2021.
Указывая, что проверка проводилась в период с 29.11.2021 по 24.12.2021 на основании распоряжения о проведении проверки, а акт проверки и оспариваемое предписание составлено раньше - 16.12.2021, то есть до окончания срока проверки, заявителем не учтено следующее.
На момент проведения проверки действовали положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней. В данном случае срок проведения проверки в период с 29.11.2021 по 24.12.2021 не превысил установленный законом срок.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы относятся на её подателя.
При обращении с апелляционной жалобой в суд ООО "БашРТС" уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. по платежному поручению от 21.02.2023 N 6316.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций государственная пошлина уплачивается в размере 3000 руб.
Учитывая изложенное, ООО "БашРТС" следовало уплатить государственную пошлину в размере 1500 руб., в связи с чем ошибочно уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета, на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31 января 2023 года по делу N А07-7655/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (ОГРН 1050204518396, ИНН 0277072661) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 21 февраля 2023 года N 6316.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-7655/2022
Истец: ООО "БашРТС"
Ответчик: ГК РБ по жилищному и строительному надзору
Третье лицо: ТСН "МОЛОДЕЖНОЕ"