15 мая 2023 г. |
Дело N А84-4260/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.05.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем и его аудиозаписи судебного заседания Кучиной А.В.,
при участии в судебном заседании:
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Самохвалова Н.П., представитель на основании доверенности от 28.12.2022 N 492,
от Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз": Гаврилова Н.О., представитель на основании доверенности от 28.12.2022 N 35/23, Курдынко Д.А., представитель на основании доверенности от 26.12.2022 N 20/23,
от Государственного унитарного предприятия города Севастополя по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" - Лешкова Е.А. - представитель на основании доверенности от 30.12.2022 N 53,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного унитарного предприятия Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" и Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на определение Арбитражного суда города Севастополя от 07.03.2023 о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение мирового соглашения по делу N А84-4260/2019 (судья Погребняк А.С.)
по заявлению Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" о выдаче исполнительного листа для принудительного исполнения мирового соглашения по делу
по первоначальному иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
к Публичному акционерному обществу по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз"
об обязании возвратить (освободить) по акту приема-передачи газотранспортные сети по районам города, переданные по договорам ссуды,
по встречному иску Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз"
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора: Правительство Севастополя, Государственного унитарного предприятия Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз"
о признании преимущественного права на заключение договоров аренды газотранспортных сетей,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковыми заявлениями к Публичному акционерному обществу по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" (далее - ответчик, ПАО "Севастопольгаз") о возврате и освобождении имущества, переданного по договорам ссуды.
ПАО по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" подало встречный иск о признании за ним преимущественного права на заключение договоров аренды газотранспортных сетей.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 22.06.2021 мировое соглашение, заключенное между ПАО "Севастопольгаз", Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Государственным унитарным предприятием "Севастопольгаз" утверждено судом, производство по делу прекращено.
От ПАО "Севастопольгаз" поступило заявление о выдаче исполнительного листа для принудительного исполнения мирового соглашения, в котором, с учетом поданного в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения, просило суд выдать исполнительный лист на принудительное исполнение ДИЗО пунктов 1.1.1., 1.1.2., 1.2., 1.5.3., утвержденного судом мирового соглашения путем понуждения совершить все необходимые действия для проведения оценки стоимости объекта аренды и размера арендной платы, заключения с ПАО "Севастопольгаз" договоров аренды, заключить договора аренды без проведения торгов, подписать акты приема-передачи, и осуществить все необходимые действия для регистрации в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя договоров аренды с ПАО "Севастопольгаз" объектов газораспределительной системы г. Севастополя, а именно:
- газопровода среднего давления по ул. Декабристов, кадастровый номер: 91:03:000000:279, протяженностью 1163 м. из них 551 м. (надземная часть), 612 м. (подземная);
- газопровода высокого давления п. Мекензиевы горы, кадастровый номер: 91:04:000000:799, протяженностью 1647 м. из них 1641 м. (подземная часть), 6 м. (надземная часть) в т.ч. ГРПШ-50 с РДУК2-50);
- газопровода среднего давления военный городок в п. Бельбек, кадастровый номер: 91:04:000000:797, протяженностью 649 м.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 07.03.2023 заявление Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда города Севастополя от 22.06.2021 по делу А84-4260/2019, удовлетворено; суд опередил выдать исполнительный лист на принудительное исполнение Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда города Севастополя от 22.06.2021 по делу А84- 4260/2019, а именно: обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя совершить все необходимые действия для проведения оценки стоимости объекта аренды и размера арендной платы, заключения с Публичным акционерным обществом по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" договоров аренды, заключить договоры аренды без проведения торгов, подписать акты приема-передачи, а также осуществить все необходимые действия для регистрации в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя договоров аренды, заключенных с Публичным акционерным обществом по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" в отношении объектов газораспределительной системы города Севастополя:
- газопровода среднего давления по ул. Декабристов, кадастровый номер: 91:03:000000:279, протяженностью 1 163 м, из них 551 м (надземная часть), 612 м (подземная);
- газопровода высокого давления п.Мекензиевы горы, кадастровый номер: 91:04:000000:799, протяженностью 1 647 м, из них 1641 м (подземная часть), 6 м (надземная часть) в т.ч. ГРПШ-50 с РДУК2-50);
- газопровода среднего давления военный городок в п. Бельбек, кадастровый номер: 91:04:000000:797, протяженностью 649 м.
Не согласившись с указанным определением суда, Государственного унитарного предприятия Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт указал, что передача объектов: газопровод высокого давления, находящегося по адресу г. Севастополь, поселок Мекензиевы горы, с кадастровым номером 91:04:000000:799, газопровод среднего давления, находящегося по адресу г. Севастополь, военный городок, поселок Бельбек, с кадастровым номером 91:04:000000:797, газопровод среднего давления, находящегося по адресу г. Севастополь, ул. Декабристов, с кадастровым номером 91:03:000000:279 ГУП "Севастопольгаз" в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не производилась. Акты приема-передачи данных объектов ГУП "Севастопольгаз" не подписывал, в соответствии с чем объекты принадлежат на праве хозяйственного ведения ГУП "Севастопольгаз".
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству суда.
Не согласившись с указанным определением суда, Департамент обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления.
Доводы апеллянта сводятся к тому, что спорные газопроводы принадлежат ГУП "Севастопольгаз" на праве хозяйственного ведения независимо от государственной регистрации такого права в ЕГРН, их передача от ГУП "Севастопольгаз" в адрес Департамента по акту приема-передачи не произошла, такой акт не подписывался, ввиду чего, оснований для удовлетворения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение мирового соглашения не имелось. Апеллянт считает, что пока на спорное имущество не прекращено право хозяйственного ведения, принадлежащее ГУП "Севастопольгаз", собственник не вправе совершать никаких действий в отношении этого имущество ввиду прямого запрета, установленного законом.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2023 апелляционная жалоба принята к производству суда.
В судебном заседании представители апеллянтов просили апелляционные жалобы удовлетворить, определение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенных в них.
В судебном заседании представитель ПАО "Севастопольгаз" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил оставить определение суда первой инстанции без изменений, а апелляционные жалобы без удовлетворения, представил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268 - 272 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, апелляционный суд считает определение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 318 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Республики Крым от 22.06.2021 по делу А84- 4260/2019 утверждено мировое соглашение, заключенное между ПАО "Севастопольгаз", Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Государственным унитарным предприятием "Севастопольгаз", производство по делу прекращено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 АПК РФ мировое соглашение исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим соглашением.
Пунктом 2 статьи 142 АПК РФ установлено, что мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по правилам раздела VII настоящего Кодекса на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение.
Согласно пункту 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации установлены возможность принудительного исполнения мирового соглашения, не исполненного добровольно (часть 2 статьи 142 Кодекса), и порядок выдачи исполнительного листа (раздел VII Кодекса).
При этом, как указано в пункте 5 статьи 319 АПК РФ в случаях, если судебный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков либо если исполнение должно быть произведено в различных местах, арбитражный суд по ходатайству взыскателя выдает несколько исполнительных листов с точным указанием в каждом из них места исполнения или той части судебного акта, которая подлежит исполнению по данному исполнительному листу.
Условия Мирового соглашения предусматривает перечень взаимных прав и обязанностей лиц его заключивших.
В своем заявлении ПАО "Севастопольгаз" указало на то, что Департаментом не выполняются обязанности и не совершается комплекс действий, предусмотренных пунктами 1.1.1., 1.1.2., 1.2., 1.5.3., мирового соглашения, что требует выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда города Севастополя от 22.06.2021 по делу А84- 4260/2019, а именно просило: обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя совершить все необходимые действия для проведения оценки стоимости объекта аренды и размера арендной платы, заключения с Публичным акционерным обществом по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" договоров аренды, заключить договоры аренды без проведения торгов, подписать акты приема-передачи, а также осуществить все необходимые действия для регистрации в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя договоров аренды, заключенных с Публичным акционерным обществом по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" в отношении объектов газораспределительной системы города Севастополя:
- газопровода среднего давления по ул. Декабристов, кадастровый номер: 91:03:000000:279, протяженностью 1 163 м, из них 551 м (надземная часть), 612 м (подземная);
- газопровода высокого давления п.Мекензиевы горы, кадастровый номер: 91:04:000000:799, протяженностью 1 647 м, из них 1641 м (подземная часть), 6 м (надземная часть) в т.ч. ГРПШ-50 с РДУК2-50);
- газопровода среднего давления военный городок в п. Бельбек, кадастровый номер: 91:04:000000:797, протяженностью 649 м.
При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа сторона мирового соглашения вправе в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить в суд доказательства исполнения мирового соглашения полностью либо в части, которые подлежат оценке судом.
Как верно установлено судом первой инстанции, во исполнение пп. 1 п. 1.5.1. мирового соглашения, ПАО "Севастопольгаз" направило в адрес ДИЗО имеющуюся техническую документацию на участки газопроводов от ГРС-Вишневое, ГРС-Терновка, ГРС-22 (в зоне права пользования ГУП "Севастопольгаз"), что подтверждается письмом письмо N 01-11097 от 14.07.2021 г. (входящий ДИЗО 12853/01-10-04-13/01/21 от 15.07.2021 г.).
В последствии, согласно акту приема-передачи от 22.09.2021, полученная от ПАО "Севастопольгаз" ДИЗО г. Севастополя документация передана последним ГУП "Севастопольгаз".
Также, во исполнение пп. 3 п. 1.5.1. Мирового соглашения, ПАО "Севастопольгаз" письмом от 12.07.2021 N 01-10786 передало ГУП "Севастопольгаз" на бумажном и электронном носителях имеющиеся сведения о потребителях природного газа на объектах газовой сети по переданным газопроводам от ГРС-Вишневое, ГРС-Терновка, ГРС-2 (в зоне права пользования ГУП "Севастопольгаз") и подписанный Акт приема- приема передачи указанных сведений.
Письмами от 16.09.2022 г. N 01-14060 и от 18.07.2022 г. N 01-11288 ПАО "Севастопольгаз" уведомило ДИЗО о частичном исполнении со своей стороны условий мирового соглашения, проведении мероприятия по постановке на кадастровый учет и регистрации права города Севастополя на газотранспортные сети согласно указанных в письмах списках сетей.
Из материалов дела также следует, что на стадии рассмотрения и разрешения вопроса о возможности урегулирования спора и согласования условий мирового соглашения, ПАО "Севастопольгаз" приступило к осуществлению мероприятий по постановке части газотранспортных сетей на кадастровый учет и регистрации права собственности на них за городом Севастополем, что подтверждается выписками из ЕГРН от 03.02.2021, от 09.02.2021 и от 15.02.2021.
Указанные работы производились за счет средств и сил Общества на основании договора N 2020/264 от 16.09.2020, были приняты на основании акта приема-передачи работ от 25.02.2021.
Кадастровый учет и регистрация права собственности города по вышеуказанному договору и выпискам из ЕГРН осуществлена в отношении сетей: газопровод среднего давления по ул. Декабристов, Пугачева,
Сеченова; газопровод среднего давления п. Мекензиевы горы; газопровод среднего давления к военному городку п. Бельбек.
В связи с вышеизложенным, судом первой инстанции правомерно установлено, что на момент обращения с настоящим заявлением о выдаче исполнительного листа ПАО "Севастопольгаз" условия мирового соглашения надлежаще выполнены в части:
передачи имеющейся технической документации на участки газопроводов от ГРС-Вишневое, ГРС-Терновка, ГРС - 2 (в зоне права пользования ГУП "Севастопольгаз"), как то, предусмотрено п.п. 1 п. 1.5.1. мирового соглашения;
передачи абонентской базы потребителей природного газа в зоне права пользования ГУП "Севастопольгаз", как то, предусмотрено п. 1.1.3 и п.п. 3 п. 1.5.1. мирового соглашения;
проведения кадастровых работ, в частности в отношении: газопровода среднего давления по ул. Декабристов, кадастровый номер: 91:03:000000:279, протяженностью 1163 м. из них 551 м. (надземная часть), 612 м. (подземная); газопровод высокого давления п. Мекензиевы горы, кадастровый номер: 91:04:000000:799, протяженностью 1647 м. из них 1641 м. (подземная часть), 6 м. (надземная часть) в т.ч. ГРПШ-50 с РДУК2-50); газопровода среднего давления военный городок в п. Бельбек, кадастровый номер: 91:04:000000:797, протяженностью 649 м. и регистрации на них права собственности города Севастополя, как то предусмотрено п. 1,2., 1.4., 1.5.2. мирового соглашения.
Как верно указал суд первой инстанции, надлежащее исполнение со стороны ПАО "Севастопольгаз", в указанной выше части, условий мирового соглашения подтверждено вступившим в законную силу определением Арбитражного суда города Севастополя от 28.11.2022 по настоящему делу, которым в удовлетворении ходатайства ДИЗО о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение ПАО условий мирового соглашения было отказано полностью и которое, на основании ст. 69 АПК РФ, имеет преюдициальное значение для суда при рассмотрении настоящего заявления Общества.
В соответствии с п. 1.5.3. мирового соглашения, Департамент принял на себя обязательства осуществить все необходимые действия для заключения с ПАО "Севастопольгаз" договоров аренды объектов, заключить договоры аренды объектов, подписать акты приема- передачи объектов, указанных в п. 1.2 мирового соглашения, и осуществить все необходимые действия для регистрации в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя договора аренды с ПАО "Севастопольгаз".
Обязанность по осуществлению таких действий возложена на Департамент в срок, не превышающий 30 календарных дней после регистрации в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя прекращения права хозяйственного ведения ГУП "Севастопольгаз" на такие объекты газораспределительной системы.
При этом, в пункте 1.2. мирового соглашения стороны договорились, что в первую очередь объектами, подлежащими постановке на кадастровый учет, проведению оценки стоимости объекта аренды и размера арендной платы для последующей передачи в аренду ПАО "Севастопольгаз" без проведения торгов, будут объекты газораспределительной системы города Севастополя, непосредственно приближенные к ГРС-1, ГРС-2, ГРС-3, указанные в приложениях N 8-10 к настоящему соглашению.
Как уже указывалось выше, во исполнение своих обязательств по мировому соглашению, ПАО "Севастопольгаз" за счет собственных средств осуществлены мероприятия по постановке части газотранспортных сетей на кадастровый учет и регистрации права собственности на них за городом Севастополем, а именно: газопровод среднего давления по ул. Декабристов, кадастровый номер: 91:03:000000:279, протяженностью 1163 м. из них 551 м. (надземная часть), 612 м. (подземная); газопровод высокого давления п. Мекензиевы горы, кадастровый номер: 91:04:000000:799, протяженностью 1647 м. из них 1641 м. (подземная часть), 6 м. (надземная часть) в т.ч. ГРПШ- 50 с РДУК2-50); газопровод среднего давления военный городок в п. Бельбек, кадастровый номер: 91:04:000000:797, протяженностью 649 м.
Такие участки газопроводов указаны в приложениях N 8-10 к утвержденному судом мировому соглашению как подлежащие в первоочередном порядке постановке на кадастровый учет, проведению оценки стоимости объекта аренды и размера арендной платы и передаче в аренду ПАО "Севастопольгаз" без проведения торгов, регистрации таких сделок.
Судом первой инстанции верно указано, что согласно представленным заявителем выпискам из ЕГРН от 28.02.2023, газопровод по ул. Декабристов, кадастровый номер 91:03:000000:279; газопровод п. Мекензиевы горы, кадастровый номер 91:04:000000:799 и газопровод военный городок в п. Бельбек, кадастровый номер 91:04:000000:797 поставлены на кадастровый учет, право на них зарегистрировано за городом Севастополь, регистрация права хозяйственного ведения на них за ГУП "Севастопольгаз" отсутствует.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ, право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат, в том числе право оперативного управления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Как разъяснено в абз. 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ, право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникают с момента его государственной регистрации.
Право хозяйственного ведения на недвижимое имущество и обязанность по его содержанию возникает с момента его государственной регистрации.
В соответствии со ст. 1 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Согласно п. 4 ст. 7 данного Закона, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Следовательно, право хозяйственного ведения на трубопроводы как линейные объекты (недвижимое имущество) возникает с момента его государственной регистрации сама по себе передача вещи в силу вышеуказанных положений не порождает возникновение ограниченного вещного права на недвижимость. В данном случае государственная регистрация права хозяйственного ведения на недвижимое имущество являлась обязательной.
Следовательно, судом первой инстанции верно указано, что вопреки возражениям ДИЗО, в отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения в отношении газопровода по ул. Декабристов (кадастровый номер: 91:03:000000:279); газопровода п. Мекензиевы горы (кадастровый номер: 91:04:000000:799) и газопровода военный городок в п. Бельбек (кадастровый номер: 91:04:000000:797) у ГУП "Севастопольгаз" такое право на момент рассмотрения настоящего заявления отсутствует.
В силу указанного суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта о том, что в рассматриваемом случае существенное значение имеет не государственная регистрация права хозяйственного ведения предприятия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а факт передачи имущества, как основанный на неверном понимании норм действующего законодательства.
Судом первой инстанции также правомерно отклонены доводы ДИЗО об отсутствии акта приема - передачи вышеуказанных газопроводов от ГУП "Севастопольгаз" к Департаменту, как на препятствие в исполнении условий мирового соглашения и наличие у ГУП "Севастопольгаз" права хозяйственного ведения имуществом и фактическое владение им, поскольку изначально предметом искового требования ДИЗО в рамках настоящего дела являлись требования о возврате и освобождении ПАО "Севастопольгаз" газотранспортных сетей, что с очевидностью указывает на фактическое владение и пользование сетями в спорный период именно ПАО "Севастопольгаз", к которому предъявлялись требования, а не ДИЗО и ГУП "Севастопольгаз".
Более того, как установлено пунктом 1.3. утвержденного судом мирового соглашения, в целях обеспечения правомерности несения ПАО "Севастопольгаз" расходов на проведение кадастровых работ, постановку на кадастровый учет, регистрацию права собственности стороны признают, что объекты газораспределительной (газотранспортной) системы города Севастополя от ГРС-1, ГРС-2 (в зоне ответственности (права пользования) ПАО "Севастопольгаз"), ГРС-3 находятся у ПАО "Севастопольгаз" в пользовании на основании ранее заключенных с Обществом договоров ссуды и договора о предоставлении имущества.
То есть, мировым соглашением констатировано беспрерывное владение имуществом ПАО "Севастопольгаз" как в прошлый, так и последующий утверждению мирового соглашения периоды.
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства передачи от ПАО "Севастопольгаз" вышеуказанных газотранспортных сетей ДИЗО или ГУП "Севастопольгаз", утраты ПАО фактического владения имуществом, в связи с чем, отсутствие акта приема-передачи вышеуказанных газопроводов от ГУП "Севастопольгаз" к Департаменту, оформление которого, должно предполагать именно состоявшуюся фактическую передачу имущества, а не документальную, не может препятствовать исполнению условий мирового соглашения Департаментом.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у Департамента отсутствуют препятствия к выполнению обязанности по совершению комплекса действий, предусмотренных п. 1.2., п. 1.5.3 мирового соглашения, что требует выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение в части участков газопроводов, в отношении которых, отсутствуют препятствия для их совершения по условиям мирового соглашения.
Следовательно, вопреки доводам ДИЗО и ГУП "Севастопольгаз", действующее законодательство, как и условия утвержденного судом мирового соглашения, не запрещают и не препятствуют требовать принудительного исполнения определенной части условий мирового соглашения, в том объеме, который по условиям соглашения позволяет требовать такого исполнения (в настоящем случае в отношении объектов газотранспортной системы, поставленных на кадастровый учет, зарегистрированных на праве собственности за городом и в отношении которых отсутствует регистрация права хозяйственного ведения ГУП "Севастопольгаз").
При этом, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что истечение установленных в мировом соглашении сроков добровольного исполнения конкретных условий соглашения каждой из сторон не может привести к прекращению действия утвержденного судом мирового соглашения, утрате юридической значимости таких условий и обязательности их дальнейшего исполнения участниками мирового соглашения, поскольку иное бы противоречило положениям ст. 16 АПК РФ, устанавливающим обязательность исполнения вступивших в законную силу судебных актов.
Судебная коллегия, соглашаясь с судом первой инстанции, отклоняет возражения ГУП "Севастопольгаз" о невозможности исполнения условий мирового соглашения о передаче объектов системы газоснабжения города Севастополя в аренду ПАО "Севастопольгаз" без торгов (конкурсов, аукционов) поскольку, в силу п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", такая передача возможно только в пользу лица имеющего статус единой теплоснабжающей организации, поскольку, по сути, такое возражение является несогласием с заключенным и утвержденным судом мировым соглашением.
ГУП "Севастопольгаз" как третье лицо, выступавшее участником мирового соглашения (на него возлагалось как исполнение обязательства так принятие исполнения) при утверждении судом мирового соглашения, не заявляло доводов о нарушении его прав и законных интересов таким соглашением, как и о наличии препятствий в его утверждении ввиду несоответствия условий соглашения действующему законодательству.
При этом, судом первой инстанции верно отмечено, что во исполнение требований постановления Правительства Севастополя от 12.01.2017 г. N 06 - ПП "Об утверждении Порядка подготовки, согласования и заключения Правительством Севастополя, исполнительными органами государственной власти города Севастополя и государственными учреждениями, подведомственными исполнительным органам государственной власти города Севастополя, мировых соглашений, соглашений о примирении сторон и принятия решений об отказе от требований в рамках судебных споров", согласие на заключение мирового соглашения дано Правительством Севастополя путём издания Распоряжения от 27.05.2021 N 86-РП.
В силу пункта 14 постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе", арбитражный суд при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения исследует фактические обстоятельства спора и представленные лицами, участвующими в деле, доводы и доказательства, дает им оценку лишь в той степени и поскольку это необходимо для установления соответствия мирового соглашения требованиям закона и отсутствия нарушений прав и законных интересов других лиц (ч. 6 ст. 141 АПК РФ), в частности, проверяет полномочия лиц, подписавших проект мирового соглашения, наличие волеизъявления юридического лица на заключение мирового соглашения, возможно ли распоряжение имуществом, являющимся предметом мирового соглашения, имеются ли у такого имущества обременения, соответствует ли проект мирового соглашения императивным нормам действующего законодательства, в том числе о сделках (за исключением случаев, когда такая проверка осуществляется судом только по заявлению соответствующего лица), а также изучает проект мирового соглашения для целей выявления условий, затрагивающих права и законные интересы лиц, не участвующих в деле (с учетом положений п. 3 ст. 308 ГК РФ).
Следовательно, предполагается, что утверждение судом по настоящему делу предложенных сторонами условий мирового соглашения означает, что такое соглашение содержит не противоречащие закону или иным правовым актам условия, которые в том числе не нарушают права и интересы иных лиц, поскольку в ином случае, в удовлетворении такого мирового соглашения судом было бы отказано (ч. 6 ст. 141 АПК РФ).
Как верно указал суд первой инстанции, утвержденное судом мировое соглашение в п. 1.1.2. устанавливало, что по результатам проведения кадастровых работ и определения стоимости предмета аренды и размера арендной платы объекты единой системы газоснабжения города Севастополя с учетом ее перспективного развития согласно Списку (Приложение N 7 к Соглашению) подлежат передаче в аренду ПАО "Севастопольгаз" без торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с п. 8 ч. 1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" сроком на три года с преимущественным правом на продление аренды.
Кроме того, суд отметил, что в таком согласованном сторонами условии отсутствует ссылка, что объекты единой системы газоснабжения города подлежат передаче в аренду ПАО "Севастопольгаз" только при наличии у ПАО статуса единой теплоснабжающей организации, как на то указывает в своих возражениях ГУП "Севастопольгаз".
Из буквального содержания п. 8 ч. 1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует, что заключение договоров аренды вне проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, возможно в отношении лица обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженернотехнического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, а также лицу, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Таким образом, судом первой инстанции верно указано, что вопреки доводам ГУП "Севастопольгаз", наличие у лица статуса единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", является не дополнительным условием для передачи в пользование, а отдельной категорией (альтернативой) лиц, которым такое право предоставлено без проведения торгов (помимо лиц обладающих правами владения и (или) пользования сетью инженернотехнического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными).
При этом, судом первой инстанции верно указано, что Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", на который ссылался ГУП "Севастопольгаз", регулирует иную сферу деятельности, отличную от газовой, а именно устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а следовательно, не может определять и тем более отменять утвержденное судом мировое соглашение.
Суд первой инстанции отметил, что в своих возражениях относительно выдачи исполнительного листа ГУП "Севастопольгаз" ссылался на то, что объекты системы газоснабжения города Севастополя могут быть переданы в аренду без торгов (конкурсов, аукционов) только лицу, имеющему статус регионального теплоснабжающей организации, который имеется у ГУП "Севастопольгаз" на основании приказа Губернатора г. Севастополя от 20.12.2021 г. N 99-УГ и исполнителя по договорам о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации на территории г. Севастополя согласно Указа Губернатора г. Севастополя от 02.06.2022 г. N 30-УГ.
На основании Постановления Правительства РФ от 30.11.2022 г. N 2187 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 г. N 950", с 01.03.2023 г. вступают в силу изменения в Правила подключения (технологического присоединения) утв. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 г. N 1547, которыми вводится в действие п. 21(1).
Согласно вводимого п. 21(1) Правил подключения (технологического присоединения) от 13.09.2021 г. N 1547, в случае если на территории субъекта РФ осуществляют деятельность несколько газораспределительных организаций, исполнителем по договору о подключении является газораспределительная организация, чьи сети газораспределения расположены на наименьшем расстоянии, измеряемом по прямой линии (наименьшее расстояние) от границ земельных участков, на которых располагаются (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя, к которым планируется подключение (технологическое присоединение).
При этом, в силу ст. 8 ФЗ от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", к исключительным полномочиям Правительства РФ в области газоснабжения относятся вопросы утверждения правил технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, в том числе по вопросам установления исполнителя по договору о подключении (технологическом присоединении).
С 01.03.2023 критерий выбора исполнителя императивно устанавливается п. 21(1) Правил подключения от 13.09.2021 г. N 1547, по которому, таковым будет являться газораспределительная организация, чьи сети газораспределения расположены на наименьшем расстоянии, измеряемом по прямой линии (наименьшее расстояние) от границ земельных участков, на которых располагаются (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя, к которым планируется подключение (технологическое присоединение).
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. N 8 (ред. от 03.03.2015) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, принимаются решения в соответствии с федеральным нормативным правовым актом.
Таким образом, судом первой инстанции верно указано, что возражения ГУП "Севастопольгаз" в данной части также основаны на ошибочном понимании и толковании норм права, при том, что наделение ГУП "Севастопольгаз" статусом исполнителя по договорам о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации на территории г. Севастополя, согласно Указу Губернатора города Севастополя от 02.06.2022 N 30-УГ, не имеет определяющего значения для рассмотрения настоящего заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение утвержденного судом мирового соглашения, данное обстоятельство, как уже указывалось, не может определять и тем более отменять утвержденное судом мировое соглашение.
Также судом первой инстанции учтено, что сама по себе выдача исполнительного листа на принудительное исполнение мирового соглашения лишь фиксирует установленные судебным актом об утверждении мирового соглашения права и обязанности лиц, заключивших соглашение, и не может создавать новых обременений/условий, при которых возможно исполнение мирового соглашения.
Поскольку при заключении мирового соглашения стороны добровольно принимают на себя обязательства по исполнению мирового соглашения, а согласно ч. 8 ст. 141 АПК РФ, определение об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению, арбитражный суд, утвердивший мировое соглашение, имеет право выдать исполнительный лист на принудительное исполнение мирового соглашения, установив факт истечения предусмотренного мировым соглашением срока на добровольное исполнение условий данного соглашения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявление ПАО "Севастопольгаз" о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда города Севастополя от 22.06.2021 по делу А84-4260/2019, в заявленном объеме подлежит удовлетворению.
При этом следует отметить, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13.10.2009 N 1286-О-О, сама по себе выдача исполнительного листа лишь фиксирует установленные судебным актом права и обязанности сторон и не создает новых обременений для стороны.
Изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены определения Арбитражного суда города Севастополя от 07.03.2023 о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение мирового соглашения по делу N А84-4260/2019 не имеется.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Севастополя от 07.03.2023 о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение мирового соглашения по делу N А84-4260/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного унитарного предприятия Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" и Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4260/2019
Истец: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Ответчик: ПАО ПО ГАЗОСНАБЖЕНИЮ И ГАЗИФИКАЦИИ СЕВАСТОПОЛЬГАЗ
Третье лицо: ГУПС по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз", Правительство Севастополя, АНО "Центр независимых судебных экспертиз "СУДЭКСПЕРТИЗА"
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1111/2023
23.08.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1111/2023
14.03.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-631/2024
15.05.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1111/2023
31.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-4260/19
07.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-4263/19