г. Санкт-Петербург |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А56-109981/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: предст. Чертовских А.С. - доверенность от 25.04.2023
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7287/2023) общества с ограниченной ответственностью "Петербурггаз" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2023 по делу N А56-109981/2022 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Петербурггаз"
к Управлению Федеральной службы по надзору и защите прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу
об оспаривании предостережения от 21.07.2022 N 78-00-03/28-1684-2022
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербурггаз" (далее - Общество, ООО "Петербурггаз") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предостережения Управления Федеральной службы по надзору и защите прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 21.07.2022 N 78-00-03/28-1684-2022 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Решением суда первой инстанции от 27.01.2023 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ПетербургГаз" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 27.01.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не принял во внимание положения статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 39.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1). Как указывает податель жалобы, условия проекта договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения NТП6С-1643-3-2022, направленного гр. Жигалову Д.А., полностью соответствуют Типовой форме договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547.
В судебном заседании 25.04.2023 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы,
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Управление поступило обращение гр. Жигалова Д.А., в котором заявитель ссылается на нарушении его прав как потребителя услуг ООО "Петербурггаз", а именно: заявитель полагает, что размер платы за подключение к сети газораспределения, указанный в направленном Обществом проекте договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения N ТП6С-1643-3-2022, является чрезмерно завышенным и не соответствует законодательству.
По результатам рассмотрения данного обращения Управление по результатам анализа условий проекта договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения N ТП6С-1643-3-2022 (далее - Договор), пришло к выводу о том, что Обществом включены в Договор условия, ущемляющие права потребителя, а именно:
- условие пункта 12 Договора, согласно которому "Датой исполнения обязательства заявителя по внесению платы считается дата внесения денежных средств в кассу или на расчетный счет организации исполнителя", является условием, ущемляющим права потребителя и нарушением части 3 статьи 16.1 Закона N 2300-1, согласно которой при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией, а также части 4 статьи 37 Закона N 2300-1, согласно которой обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности;
- условие пункта 15 Договора, согласно которому "В случае нарушения заявителем и (или) исполнителем установленных настоящим договором сроков выполнения мероприятий по подключение (технологическому присоединению), нарушившая сторона обязуется по требованию другой стороны уплатить неустойку, рассчитанную как произведение 0,0014 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день заключения настоящего договора, и платы определенной в соответствии с разделом III настоящего договора, за каждый день просрочки", является условием, ущемляющим права потребителя поскольку, Законом N 2300-1 не предусмотрено взимание неустойки, пени, штрафных санкций исполнителем, изготовителем, продавцом по отношению к потребителю. При этом частью 5 статьи 28 Закола N 2300-1 установлено, что в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Таким образом, Управление пришло к выводу, что данные условия, изложенные в Договоре, ущемляют права потребителя и не соответствуют обязательным требованиям части 3 статьи 16.1, части 5 статьи 28, части 4 статьи 37 Закона N 2300-1, в связи с чем на основании части 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) Управлением в адрес ООО "Петербурггаз" вынесено предостережение от 21.07.2022 N 78-00-03/29-1684-2022 о недопустимости нарушения обязательных требований. Указанным предостережением Обществу предписано принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, а именно: привести договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения в соответствие с требованиями части 3 статьи 16.1, части 5 статьи 28, части 4 статьи 37 Закона N 2300-1, провести разъяснительную работу с работниками предприятия
Не согласившись с предостережением Управления от 21.07.2022 N 78-00-03/29-1684-2022, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав обстоятельства дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу Общества подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции от 27.01.2023 подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона N 2300-1 и пунктом 2 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1005 (далее - Положение), государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
При этом к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, применяются положения Закона N 248-ФЗ (пункт 8 Положения).
В силу пункта 4 части 1 статьи 45 Закона N 248-ФЗ и пункта 13 Положения объявление предостережения выступает одним из видов профилактических мероприятий, проводимых контрольными (надзорными) органами.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов (часть 2 статьи 49 Закона N 248-ФЗ).
В рассматриваемом случае, по Управление пришло к выводу о том, что пункты 12 и 15 проекта договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения N ТП6С-1643-3-2022 (далее - Договор), не соответствуют обязательным требованиям части 3 статьи 16.1, части 5 статьи 28, части 4 статьи 37 Закона N 2300-1 и ущемляют права потребителей.
Суд первой инстанции согласился с выводами Управления, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 39.1 Закона N 2300-1 также предусмотрено, что правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее - Постановление N 1547) утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление заявителем на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме согласно приложению N 1 (далее - заявка о подключении);
б) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме согласно приложению N 2 (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора о подключении;
в) выполнение заявителем и исполнителем условий договора о подключении;
г) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме согласно приложению N 3;
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по типовой форме согласно приложению N 4.
Таким образом, подпунктом "б" пункта 3 Правил прямо предусмотрено, что договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения должен быть заключен по типовой форме согласно Приложению N 2 к Правилам.
Пунктом 52 Правил также предусмотрено, что договор о подключении содержит, в том числе, следующие существенные условия:
- обязанность каждой стороны при нарушении ею сроков исполнения обязательств уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день заключения договора о подключении, и платы за подключение (технологическое присоединение) по договору о подключении за каждый день просрочки, если договором о подключении не предусмотрен больший размер неустойки (за исключением заявителей, подключение которых осуществляется в соответствии с разделом VII настоящих Правил).
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 18 Типовой формы договора о подключении, установленной Приложением N 2 к Правилам, согласно которому в случае нарушения заявителем и (или) исполнителем установленных настоящим договором сроков выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению), нарушившая сторона обязуется по требованию другой стороны уплатить неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день заключения настоящего договора, и платы, определенной в соответствии с разделом III настоящего договора, за каждый день просрочки.
Пунктом 14 Типовой формы договора о подключении, установленной Приложением N 2 к Правилам, предусмотрено, что датой исполнения обязательства заявителя по внесению платы считается дата внесения денежных средств в кассу или на расчетный счет организации исполнителя.
Как следует из материалов дела, условия пунктов 12 и 15 Договора полностью соответствуют (дословно повторяют) положениям пунктов 14 и 18 Типовой формы договора о подключении, установленной Приложением N 2 к Правилам, и пункта 52 Правил.
Использование Типовой формы договора о подключении, установленной Приложением N 2 к Правилам является обязательным для оператора газификации, которым является ООО "Петергурггаз", в силу подпункта "б" пункта 3 Правил, статьи 39.1 Закона N 2300-1 и статьи 422 ГК РФ. Общество не вправе самостоятельно изменять императивно установленные Правилами условия типового договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что установление Обществом в Договоре условий, прямо предусмотренных обязательной Типовой формой договора о подключении, установленной в Приложении N 2 к Правилам, не ущемляет установленные законом права потребителя.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в обращении гр. Жигалов Д.А. не оспаривал правомерность пунктов 12 и 15 Договора, а выражал несогласие только с размером платы за подключение к сети газораспределения, указанным в Договоре, который, по мнению заявителя, является чрезмерно завышенным и не соответствует законодательству.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции у Управления отсутствовали предусмотренные статьей 49 Закона N 248-ФЗ основания (сведения о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований) для вынесения предостережения от 21.07.2022 N 78-00-03/29-1684-2022, которым Обществу предписано привести договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения в соответствие с требованиями части 3 статьи 16.1, части 5 статьи 28, части 4 статьи 37 Закона N 2300-1.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу Общества подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции от 27.01.2023 подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права, с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Управления в пользу Общества подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 руб. за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. за подачу апелляционной жалобы, подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 января 2023 года по делу N А56-109981/2022 отменить.
Признать недействительным предостережение Управления Федеральной службы по надзору и защите прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу от 21.07.2022 N 78-00-03/28-1684-2022 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору и защите прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Петербурггаз" 4500 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Петербурггаз" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 13.03.2023 N 2701.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-109981/2022
Истец: ООО Петербурггаз
Ответчик: Федеральная служба по надзору и защите прав потребителей и благополучия человека по \спб