г. Санкт-Петербург |
|
05 марта 2024 г. |
Дело N А42-7075/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой К.Е.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-381/2024) Управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля Администрации города Апатиты Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.11.2023 по делу N А42-7075/2023, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Имандра"
к Управлению коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля Администрации города Апатиты Мурманской области
об оспаривании предостережения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Имандра" (далее - заявитель, Общество, ООО "УК "Имандра") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным предостережения Управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля администрации города Апатиты Мурманской области (далее - Управление) о недопустимости нарушения обязательных требований от 06.07.2023 N 265.
Решением суда первой инстанции от 16.11.2023 заявленные требования Общества удовлетворены.
Управление, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой сослалось, что согласно выписке из ЕГРН от 02.08.2023 N КУВИ-001/2023-176254606 земельный участок с кадастровым номером 51:14:0030201:23 площадью 8239 кв.м, расположен по адресу Мурманская область МО г. Апатиты с подведомственной территорией, г. Апатиты, ул. Ферсмана, на земельном участке расположено здание N 54. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные".Таким образом, вышеуказанный земельный участок образован, в отношении него проведен государственный кадастровый учет. Кроме того, в разделе "Особые отметки" выписки указано, что правообладателем земельного участка являются собственники помещений в многоквартирном доме. Таким образом, право собственников помещений в многоквартирном доме на вышеуказанный земельный участок возникло в силу Закона N 189-ФЗ.
По мнению подателя жалобы, содержание детских и спортивных площадок должно осуществляться управляющей организацией, которая несет ответственность за их надлежащее состояние.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Имандра" осуществляет управление МКД N 54 по ул. Ферсмана в г. Апатиты Мурманской области на основании договора управления N 54/06-21 от 16.05.2021.
Ведущим специалистом сектора муниципального жилищного контроля Управления 06.07.2023 в период с 15 час. 45 мин. по 15 час. 57 мин. в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) на основании задания от 05.07.2023 N 197, выданного начальником Управления, проведено выездное обследование спортивной площадки, расположенной в районе МКД N 50, N 52, N 54 по ул.Ферсмана в г. Апатиты Мурманской области.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено следующее.
Под многоквартирными домами N 50, N 52, N 54 по ул. Ферсмана в г.Апатиты Мурманской области образованы земельные участки с кадастровыми номерами 51:14:0030201:11, 51:14:0030201:16, 51:14:0030201:23.
Указанные многоквартирные дома находятся в обслуживании:
N 50 по ул. Ферсмана - ООО "УК Вершины";
N 52 по ул. Ферсмана - ООО "Гестия";
N 54 по ул. Ферсмана - ООО "УК "Имандра".
Спортивная площадка, расположенная в районе МКД N 50, N 52, N 54 по ул.Ферсмана, находится в неисправном техническом состоянии:
- частично отсутствует ограждение (сетка рабица);
- ограждение имеет следы ржавчины;
- стойки баскетбольных колец поржавели, частично отсутствует сетка;
- покрытие детской площадки грунтовое;
- деревянная лавочка перекошена, не закреплена, отсутствуют лакокрасочные материалы.
Результаты выездного обследования отражены в соответствующем акте от 06.07.2023 N 198.
Посчитав, что действия Общества, выраженные в ненадлежащем содержании общего имущества МКД, приводят к нарушению пункта 8.3 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией от 23.10.2017 N 548, Управление выдало ООО "УК "Имандра" предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 06.07.2023 N 265, в котором предложило в срок до 25.07.2023 выполнить работы по текущему ремонту или демонтажу элементов спортивной площадки, расположенной на придомовых территориях многоквартирных домов N 50, N 52, N 54 по ул. Ферсмана в г.Апатиты Мурманской области.
Не согласившись с предостережением Управления, ООО "УК "Имандра" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого предостережения, в связи, с чем заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда на основании следующего.
Согласно положениям пункта 1.1 Положения об Управлении, утвержденного решением Совета депутатов города Апатиты от 26.04.2016 N 294, Управление является отраслевым (функциональным) органом Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, структурным подразделением Администрации города Апатиты, созданным для оказания муниципальных услуг и осуществления муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий Администрации города Апатиты в жилищной сфере.
В силу пункта 2.1 Положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденного решением Совета депутатов города Апатиты от 28.10.2021 N 375, контрольным органом, уполномоченным на осуществление муниципального контроля, является Администрация муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области в лице Управления.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет деятельность по управлению МКД N 54 по улице Ферсмана в городе Апатиты на основании договора управления N 54/06-21 от 16.05.2021.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), общей долевой собственностью собственников помещения в многоквартирном доме является земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В свою очередь, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (Правила N 491), согласно подпункту "ж" пункта 2 в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу пункта 10 Правил N 491 определено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан.
На основании вышеизложенного, управление многоквартирным домом ООО "УК "Имандра" приняло на себя обязанность обеспечить надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме, в том числе спортивной площадки.
Действующим законодательством на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества, в том числе спортивных площадок многоквартирных жилых домов, вне зависимости от собственника и пользователя земельного участка, на котором расположено общее имущество многоквартирного дома.
При этом содержание всех элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, независимо от того, упомянуты ли они в договоре и имеется ли по вопросу их выполнения решение общего собрания собственников помещений в жилом доме.
Общество считает, что основания для возложения расходов по ремонту/демонтажу спортивного объекта за счет средств собственников помещений МКД N 54 по ул. Ферсмана в г. Апатиты Мурманской области отсутствуют, поскольку в состав общего имущества указанного МКД спортивная площадка не включена.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, пришел к выводу, что в отсутствие решения собственников, принятого на общем собрании, о пределах использования земельного участка, об установке на нем спортивной площадки, без внесения земельного участка и объектов, размещенных на нем в состав общего имущества, у Управления не имелось правовых и фактических оснований для вынесения оспариваемого предостережения.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено, что в силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ и подпунктами "е" и "ж" пункта 2 Правил по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность управляющей организации по содержанию, уборке и санитарно-гигиенической очистке придомовой территории многоквартирного дома (земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома).
В связи с этим действующим законодательством на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию прилегающей к обслуживаемому дому территории, независимо от определения границ земельного участка.
Согласно выписке из ЕГРН от 02.08.2023 земельный участок с кадастровым номером 51:14:0030201:23 площадью 8239 кв.м, расположен по адресу Мурманская область МО г. Апатиты с подведомственной территорией, г. Апатиты, ул. Ферсмана, на земельном участке расположено здание N 54. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
Таким образом, вышеуказанный земельный участок образован, в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Кроме того, в разделе "Особые отметки" выписки указано, что правообладателем земельного участка являются собственники помещений в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 2 статьи 16 Закона N 189-ФЗ предусмотрено, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, право собственников помещений в многоквартирном доме на вышеуказанный земельный участок возникло в силу Закона N 189-ФЗ.
Довод Общества о том, что земельный участок не сформирован под многоквартирным домом апелляционным судом отклоняется, поскольку собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком в той мере, в которой необходимо для эксплуатации многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в объеме прав и обязанностей, предусмотренных статьями 36, 39 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей. Устройство и благоустройство площадок, элементов оборудования мест отдыха и других необходимо осуществлять в соответствии с установленными требованиями.
Пунктом 17 приложения N 7 Правил N 170 установлено, что по отношению к внешнему благоустройству к работам по текущему ремонту относится ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Решением Совета депутатов города Апатиты от 23.10.2017 N 548 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, в силу раздела 8.3 которого элементы благоустройства должны находиться в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии, их содержание в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии возложено на собственников. В частности, собственники элементов благоустройства обязаны производить своевременный ремонт элементов благоустройства, замену их частей, непригодных к дальнейшей эксплуатации.
Таким образом, спортивные площадки, в силу вышеуказанных норм, находящиеся на земельном участке, предназначенном для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, находятся в общедолевой собственности.
Кроме того, договором управление N 54/06-21 от 16.05.2021 на управляющую данные обязанности также возложены, что следует из п. 3.2 Договора и указанные виды работ содержатся в перечне работ по текущему ремонты общего имущества МКД (л.д. 30-31 оборот)
С учетом изложенного, содержание детских и спортивных площадок должно осуществляться управляющей организацией, которая несет ответственность за их надлежащее состояние.
Доводы Общества о том, что плата за содержание спортивной площадки не взимается, не освобождает управляющую организацию от обязанности обеспечить надлежащее состояние спортивной площадки на придомовой территории.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемое предостережение Управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля администрации города Апатиты Мурманской области о недопустимости нарушения обязательных требований от 06.07.2023 N 265, является обоснованным, соответствует действующему законодательству, не нарушает права и интересы ООО "УК "Имандра", выдано в целях профилактики нарушений обязательных требований, носит предупредительный (профилактический) характер.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконным предостережения.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции от 16.11.2023 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.11.2023 по делу N А42-7075/2023 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7075/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ИМАНДРА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АПАТИТЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ