г. Чита |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А19-3151/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2023 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Бушуевой Е.М., Горбатковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 февраля 2023 года по делу N А19-3151/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН: 1023801748948, ИНН: 3812065046) к садоводческому некоммерческому товариществу "Ветеран" (ОГРН: 1033802453673, ИНН: 3827009407) о взыскании 83 659 руб. 50 коп.,
в отсутствие в судебном заседании представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (далее - истец, ООО "РТ-НЭО Иркутск") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к садоводческому некоммерческому товариществу "Ветеран" (далее - ответчик, СНТ "Ветеран") о взыскании 83 660,25 руб., из них: 75 841,50 руб. задолженности по договору N 1073587-2019/ТКО от 17.01.2020 за период с 01.01.2019 по 31.10.2020, 7818,75 руб. неустойки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06.02.2023 в удовлетворении иска отказано. С ООО "РТ-НЭО Иркутск" в доход федерального бюджета взыскано 1346,38 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В обоснование доводов жалобы указано, что вывод суда относительно закрытости контейнерной площадки по адресу: Иркутский район. 17 км Байкальского тракта, CНТ Солнечный - 1 в спорный период, не подтверждается материалами дела. Апеллянт полагает, что вывод суда о вывозе твердых коммунальных отходов собственными силами СНТ не подтвержден доказательствами, не дана оценка положениям специального законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указывает, что суд первой инстанции обоснованно указал в решении на отсутствие допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт оказания услуг.. Фактическое оказание услуг в рамках настоящего дела не доказано.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что между ООО "РТ-НЭО Иркутск" (региональный оператор) и СНТ "Ветеран" (потребитель) заключен договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1073587-2020/ТКО от 17.01.2020, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 1).
Согласно пункту 2 договора объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.
В приложении N 1 к договору в редакции дополнительных соглашений NN 1, 2 к договору N 1073587-2020/ТКО от 17.01.2020 местом сбора и накопления ТКО определено - Иркутская область, Иркутский район, СНТ "Ветеран", кадастровый номер 38:06:143606:262; адрес ближайшего места сбора и накопления ТКО и подъездных путей к ним - Иркутский район, 17 км Байкальского тракта, СНТ Солнечный-1, в редакции дополнительных соглашений N 3, 4 местом сбора указано Иркутский район, 17 км Байкальского тракта.
Способ складирования твердых коммунальных отходов - в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках (пункт 3 договора).
В соответствии с пунктом 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 01.01.2019.
Согласно пункту 5 договора под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа, на услугу регионального оператора в пункте 5 в приложении N 1 к настоящему договору.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании выставленного счета (пункт 6 договора).
Согласно пункту 15 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
В подтверждение факта оказания услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.10.2020 истец представил универсальные передаточные документы: N 15166761 от 31.01.2019 на сумму 3268,05 руб., N 15166762 от 28.02.2019 на сумму 3268,05 руб., N 15166763 от 31.03.2019 на сумму 3268,05 руб., N 15166764 от 30.04.2019 на сумму 3268,05 руб., N 15166765 от 31.05.2019 на сумму 3268,05 руб., N 15166766 от 30.06.2019 на сумму 3268,05 руб., N 15166767 от 31.07.2019 на сумму 3486 руб., N 15166768 от 31.08.2019 на сумму 3486 руб., N 15166769 от 30.09.2019 на сумму 3486 руб., N 15166770 от 31.10.2019 на сумму 3486 руб., N 15166771 от 30.11.2019 на сумму 3486 руб., N 15166772 от 31.12.2019 на сумму 3486 руб., N 15166778 от 31.01.2020 на сумму 3486 руб., N 15166779 от 29.02.2020 на сумму 3486 руб., N 15166780 от 31.03.2020 на сумму 3486 руб., N 15166781 от 30.04.2020 на сумму 3486 руб., N 15166782 от 31.05.2020 на сумму 3486 руб., N 15166783 от 30.06.2020 на сумму 3486 руб., N 15166784 от 31.07.2020 на сумму 3600,30 руб., N 15166785 от 31.08.2020 на сумму 3600,30 руб., N 15166786 от 30.09.2020 на сумму 3600,30 руб., N 15166787 от 31.10.2020 на сумму 3600,30 руб., подписанные истцом в одностороннем порядке.
Универсальные передаточные документы размещены в Личном кабинете ответчика.
В связи с неисполнением ответчиком обязанности по оплате услуг в установленный договором срок истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 432, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду недоказанности фактического оказания истцом ответчику услуг по вывозу ТКО.
Выводы, приведенные судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте, суд апелляционной инстанции находит верными, мотивированными и соответствующими обстоятельствам дела.
В силу части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (часть 1 статьи 781 ГК РФ).
Согласно статье 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде и бытовом подряде, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. По смыслу статей 711 и 779 ГК РФ, предъявляя требования о взыскании с заказчика стоимости оказанных услуг (выполненных работ), исполнитель должен доказать факт оказания услуг и их стоимость. Отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (статьи 309, 310 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу части 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Суд первой инстанции, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленный в материалы дела договор, пришел к выводу, что между ООО "РТ-НЭО Иркутск" (региональный оператор) и СНТ "Ветеран" (потребитель) заключен договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1073587-2020/ТКО от 17.01.2020 (на условиях типового договора).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Содержание территориальной схемы обращения с отходами должно соответствовать Правилам разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее - Правила N 1130).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом раздел "Места накопления отходов" должен содержать данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 Правил N 1130).
Согласно подпункту "а" пункта 12 Правил N 1130 раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации. По пункту 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Из вышеуказанных положений следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Кроме того, сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами, учитываются при установлении предельных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (пункт 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, представленные истцом в подтверждение фактического оказания услуг документы, а именно журнал вывоза ТКО с контейнерной площадки за спорный период, данные сервиса системы "ГЛОНАСС", путевые листы, реестр контейнерных площадок, содержат сведения относительно места вывоза ТКО с контейнерной площадки в СНТ "Солнечный-1", в связи с чем не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств по делу.
При этом суд первой инстанции, с чем соглашается суд апелляционной инстанции, критически отнесся к представленным истцом фотоматериалам с мест складирования ТКО по адресам СНТ "Солнечный-1" 17 км Байкальского тракта, СНТ "Ветеран" 17 км Байкальского тракта за период с 01.06.2021 по 31.12.2021, указав, что из представленных фотоматериалов невозможно идентифицировать месторасположение контейнерной площадки, отсутствуют какие-либо указатели, название СНТ, улиц и так далее, кроме того, они представлены за иной период, который в рамках настоящего дела не заявлен.
Таким образом, указанная в договоре контейнерная площадка N 38100054, используемая иным садоводческим товариществом, включенная в территориальную схему и в спорный период являющаяся закрытой (пояснения председателя СНТ "Солнечный - 1"), не могла быть указана в договоре.
Предоставленные истцом сведения о движении транспорта, как указано выше, также не подтверждают факт вывоза отходов ответчика.
Кроме того, в дополнительных соглашениях к договору N 1073587-2020/ТКО от 17.01.2020 (N 2 от 23.11.2020, N 3 от 11.01.2021, N 4 от 10.01.2022) истец указал место вывоза ТКО с контейнерной площадки "17 км Байкальского тракта" с указанием КИЕ (долгота, широта), которые отсутствуют в территориальной схеме, представленной ООО "РТ-НЭО" в суд первой инстанции, при этом по указанному адресу находятся 6 контейнерных площадок, 5 из которых являются закрытыми.
При этом суд первой инстанции принял во внимание представленные ответчиком доказательства в обоснование того, что вывоз ТКО им осуществлялся самостоятельно с контейнерных площадок, находящихся на территории СНТ "Ветеран", однако не включенных в территориальную схему.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец не представил относимых, достаточных и достоверных доказательств оказания ответчику услуг по обращению с ТКО в спорный период.
Доводы заявителя жалобы отклоняются, поскольку услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Законом N 89-ФЗ определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Осуществляя сбор, транспортирование, переработку, захоронение, утилизацию и размещение ТКО в соответствии с территориальной схемой, региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с такими отходами и получает за это соразмерную плату, возмещающую ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль.
В силу приведенного выше пункта 9 Правил N 1130 реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО является источником для сведений, включаемых в раздел "Места накопления отходов" территориальной схемы. Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО.
При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил N 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
Кроме того, в обоснование своего требования общество не ссылалось и по делу не установлено, что предоставление услуг было обеспечено без использования соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 10 Правил N 1156 (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором). При этом истец фактически не отрицает, что в спорном периоде не забирал ТКО именно с территории товарищества.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, приведенные истцом в суде первой инстанции, и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 февраля 2023 года по делу N А19-3151/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3151/2022
Истец: ООО "РТ-НЭО Иркутск"
Ответчик: Садоводческое некоммерческое товарищество "Ветеран"