г. Москва |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А40-215125/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2023 по делу N А40-215125/22
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
третьи лица: 1) Правительство Москвы; 2) ООО "Инвестиции и строительство"
о признании незаконным уведомления
при участии:
от заявителя: |
Пелевина Е.А. по доверенности от 20.02.2023 ; |
от заинтересованного лица: |
Атемасова А.А. по доверенности от 13.04.2023; |
от третьего лица: |
1) Пелевина Е.А. по доверенности от 01.03.2023 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, оформленного уведомлением от 26.07.2022 г. N КУВД-001/2022-16288519/12; о возложении обязанности в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Департамента городского имущества города Москвы путем осуществления государственной регистрации дополнительного соглашения от 05.04.2022 к договору аренды от 13.04.2018 N М-01-052229 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002 по адресу: г. Москва, б-р Смоленкий, вл. 17, стр.6.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Регистрирующий орган, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявленных требований.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечены Правительство Москвы, ООО "Инвестиции и строительство".
Представитель заявителя и третьего лица и представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Представитель ООО "Инвестиции и строительство" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением от 19.04.2022 N КУВД-001/2022-16288519 об осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения от 05.04.2022 к договору аренды от 13.04.2018 М-01-052229 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:4993 по адресу: г. Москва, б-р Смоленский, вл. 17, стр. 6.
Уведомлением от 22.04.2022 N КУВД-001/2022-16288519/1 Управление Росреестра Москве приостановило государственную регистрацию дополнительного соглашения. Письмом от 31.05.2022 N ДГИ-И-39244/22 Департамент направил в Управление Росреестра по Москве разъяснения относительно отсутствия причин для приостановления государственной регистрации.
Уведомлением от 26.07.2022 N КУВД-001/2022-16288519/12 Управление Росреестра по Москве отказало в государственной регистрации вышеуказанного дополнительного соглашения.
С принятым государственным регистратором решением Департамент не согласился и обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Удовлетворяя требования Департамента городского имущества города Москвы, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Довод Управления Росреестра о том, что по данным ЕГРН в отношении земельного участка имеются ограничения прав, предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом дополнительное соглашение не содержит ограничения прав аренды, суд правомерно счел необоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005002:4993 между Департаментом и ООО "Инвестиции и Строительство" заключен договор аренды от 13.04.2018 N М-01-052229 для целей эксплуатации здания под деловое управление сроком до 07.03.2067.
Указанный договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости в установленном порядке.
Департаментом 31.01.2022 выпущено распоряжение N 4678 "О приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:4993".
П. 1 указанного распоряжения установлено: привести в соответствие с приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:4993, установив его как деловое управление (4.1).
На основании обращения ООО "Инвестиции и Строительство" о предоставлении государственной услуги "Внесение изменений в договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке" Департаментом выпущено распоряжение от 01.04.2022 N 16554 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 13.04.2018 N М-01-052229 (Центральный административный округ города Москвы) в части срока и цели предоставления земельного участка".
В соответствии с данными распоряжениями Департаментом оформлено дополнительное соглашение от 05.04.2022 об изменении цели предоставления земельного участка на проектирование и строительство (реконструкции) объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 07.12.2021 N РФ-77-4-53-3-83-2021-7677, а также установленным разрешенным использованием, а именно: деловое управление (4.1).
Пунктом 5 ГПЗУ от 07.12.2021 N РФ-77-4-53-3-83-2021-7677 установлены ограничения использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий.
Пункт 4.11 раздела 4 "Особые условия договора" дополнительного соглашения от 05.04.2022 содержит всю информацию об имеющихся ограничениях использования земельного участка, содержащихся в п. 5 ГПЗУ и сведениях ЕГРН.
Таким образом, довод Управления Росреестра о том, что дополнительное соглашение от 05.04.2022 не содержит исчерпывающий перечень ограничений предмета аренды, не соответствует фактическим обстоятельствам.
Довод Управления Росреестра о том, что сведения о разрешенном использовании земельного участка в ЕГРН не актуализированы, суд правомерно счел необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005002:4993 расположен в границах территориальной зоны сохраняемого землепользования (индекс "Ф").
П. 3.3.2 раздела 3.3 "Общие требования градостроительного регламента, в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства" главы 3 "Общие положения территориальной части Правил" части 2 "Территориальная часть Правил землепользования и застройки города Москвы" книги "Общая часть и текстовые материалы территориальной части Правил землепользования и застройки города Москвы" ПЗЗ города Москвы установлено, что во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс- "Ф") в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов, капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
На земельный участок оформлен Градостроительный план земельного участка от 07.12.2021 N РФ-77-4-53-3-83-2021-7677, согласно которому основные виды разрешенного использования деловое управление.
Размещение объектов капитального строительства с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) (4.1).
Как указывалось ранее, 31.01.2022 Департаментом выпущено распоряжение N 4678 "О приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:4993", которым вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:4993, установлен как деловое управление (4.1).
Информация о видах разрешенного использования земельного участка внесена в ЕГРН.
Согласно сведениям ЕГРН для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:4993 установлен вид разрешенного использования: деловое управление (4.1).
Таким образом, информация о виде разрешенного использования земельного участка, установленная п. 1.1 дополнительного соглашения, ГПЗУ от 07.12.2021 N РФ77-4-53-3-83-2021-7677 полностью соответствует сведениям ЕГРН.
Необходимо отметить, что согласно ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона, орган регистрации прав/вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Положением "Об Управлении ведения ЕГРН", утвержденным приказом Росреестра от 05.10.2017 N П/0450, в центральном аппарате Федеральной - службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в отношении предприятий как имущественных комплексов и объектов недвижимости, расположенных на территории более одного кадастрового округа.
Исходя из вышеизложенного, поддержание сведений ЕГРН в актуальном виде находится в рамках обязанностей Росреестра.
Суд согласился с мнением заявителя о том, что в Управление Росреестра по Москве Департаментом предоставлены все необходимые документы для осуществления регистрационных действий.
Учитывая изложенное, дополнительное соглашение от 05.04.2022 к договору аренды от 13.04.2018 N М-01-052229 об изменении цели предоставления земельного участка оформлено с учетом требований действующего законодательства, причины, препятствующие проведению государственной регистрации, отсутствуют.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.01.2023 по делу N А40-215125/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-215125/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ООО "ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО"