г. Саратов |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А12-14147/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Заграничного И.М.,
судей Жаткиной С.А., Антоновой О.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусыгиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, ул. Лермонтова М.Ю., д. 30, корп. 2, зал N 3, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Шеврет" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 декабря 2023 года по делу N А12-14147/2023
по исковому заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской области (ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698) к обществу с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Шеврет" (ОГРН 1023404240617, ИНН 3446013651)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Шеврет" представитель Деревянченко Анна Сергеевна, действующая на основании доверенности от 08.06.2023, выданной сроком на 2 года, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании,
- от Нижне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (бывш. Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской области, согласно выписке из ЕГРЮЛ) представитель Бондарева Анна Михайловна действующая на основании доверенности N 01-047/237 от 20.02.2024, выданной сроком до 31.12.2024, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской области (в настоящее время Нижне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Шеврет" о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 г. в размере 13 281 217,41 руб., из них: задолженность по плате за НВОС в размере 13 094 619,09 руб., пени 186 598,32 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 декабря 2023 года взыскана с общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Шеврет" (400019, ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВОЛГОГРАД ГОРОД, КРЕПИЛЬНАЯ УЛИЦА, 136, НЕТ, ОГРН: 1023404240617, Дата присвоения ОГРН: 14.11.2002, ИНН: 3446013651, КПП: 344601001) задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 г. в общей сумме 13 281 217,41 руб., из них: задолженность по плате за НВОС в размере 13 094 619,09 руб., пени в размере 186 598,32 руб.
С общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Шеврет" (400019, ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВОЛГОГРАД ГОРОД, КРЕПИЛЬНАЯ УЛИЦА, 136, НЕТ, ОГРН: 1023404240617, Дата присвоения ОГРН: 14.11.2002, ИНН: 3446013651, КПП: 344601001) взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 89 406,08 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Шеврет" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В жалобе заявитель указывает, что судом не дана оценка фактическому наличию у ответчика в отчетный период действующей разрешительной документации, а также достаточности такой документации для произведения расчета платы НВОС; суд первой инстанции уклонился от оценки довода ответчика об отсутствии у него обязанности представлять на утверждение разрешительной документации уполномоченным органам; суд первой инстанции не дал оценки доводу общества о том, в какой момент у организации возникает обязанность представления ДВОС в случае, если до 01.01.2019 г. на юридическое лицо не распространялась обязанность по оформлению разрешительной документации на объект, оказывающий негативное воздействие; не дана оценка факту представления обществом декларации о воздействии на окружающую среду в течении срока действия разрешительной документации, принятая без замечаний органом, осуществляющим региональный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Через канцелярию Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от Нижне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель Нижне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования просила приобщить указанный документ к материалам дела.
Суд приобщил указанный документ к материалам дела.
Через канцелярию Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Шеврет" поступили дополнительные объяснения к апелляционной жалобе.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Шеврет" просила приобщить указанный документ к материалам дела.
Суд приобщил указанный документ к материалам дела.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Шеврет" поддержала доводы, указанные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Нижне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования возражала против доводов, указанных в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела и пояснений сторон усматривается, что ООО "ПО "Шеврет" включено в реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду с присвоением II категории негативного воздействия (18-0234- 003625-П).
ООО "ПО "Шеврет" является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Межрегиональным отделом финансового и бухгалтерского обеспечения Управления в результате сверки расчетов были выявлены данные о природопользователях, не перечисливших, перечисливших не полностью или нарушивших сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год, в том числе и ООО "ПО "Шеврет".
Декларируемая плата за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период в установленные законом сроки не внесена, в связи с чем начислена задолженность в сумме 13 094 619,09 руб., пени в сумме 186 598,32 руб.
Истец 05.05.2023 в адрес ответчика направил требование N 84 от 27.04.2023 о начислении и внесении в бюджеты бюджетной системы РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду, которое оставлено без удовлетворения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В статье 16 Закона об охране окружающей среды определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.12.2002 N 284-О, постановлении от 05.03.2013 N 5-П, и Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определениях от 30.11.2010 N 78-Впр10-33 и от 04.02.2015 N 309-КГ14-2379, плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным платежом, имеющим публично-правовую природу, основанным на нормах Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", приказа Росприроднадзора от 29.09.2010 N 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717" территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования наделены бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета по кодам доходов федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации на соответствующей территории в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Территориальные органы Росприроднадзора осуществляют полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 N 110 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетной системы Российской Федерации".
На территории Волгоградской области территориальным органом Росприроднадзора является Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, действующее на основании Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08.12.2021 N 872.
На основании вышеизложенного территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, как администратор доходов, осуществляет проверки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду и взыскание задолженности по платежам в бюджет.
В соответствии со статьей 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обращаться с исками в арбитражный суд в защиту публичных интересов, при этом орган, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.
Согласно пункту 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 Закона N 7-ФЗ, и суммирования полученных величин. Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2, 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду".
По представленным в дело документам судом установлено, что Общество представило в Управление декларации о плате за НВОС за 2022 год.
Однако Управлением установлено, что в декларации о плате за НВОС за 2022 год Обществом в Разделе 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками" в расчетах к объекту II категории негативного воздействия 18-0234-003625-П (Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Шеврет") не применен повышающий коэффициент 100 в период без разрешительного документа.
В Разделе 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" к объекту II категории негативного воздействия 18-0234-003625-П не применен повышающий коэффициент 25 к размещенным отходам в период без разрешительного документа.
Актом от 25.04.2023 установлено, что плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами ОКТМО 18701000 за 2022 год задолженность составляет 45 570,84 руб., плата за размещение отходов производства и потребления ОКТМО 18649404 за 2022 год задолженность 13 049 048,25 руб.
Требование от 27.04.2023 N 84 Управление известило общество о задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 13 281 217 руб. 41 коп. за 2022 г.
Пунктом 1 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду введены различные повышающие и понижающие коэффициенты.
Так, в частности, коэффициент 100 установлен за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Как следует из приведенных положений, по своей правовой природе плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и относится к обязательным публично-правовым платежам за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Данный платеж (фискальный сбор) носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер.
При этом в законодательстве смоделированы последствия различного поведения хозяйствующего субъекта в сфере охраны окружающей среды, в виде возможности изменения размера подлежащей внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, а именно, ее уменьшения в случае соблюдения требований закона и минимизации негативного воздействия на окружающую среду, либо увеличения в случае нарушения требований закона.
Предусмотренная законодательством дифференциация размера платы призвана обеспечить надлежащее выполнение хозяйствующими субъектами своих обязанностей, связанных с защитой окружающей среды (проведение мероприятий в области защиты окружающей среды и т.п.), исключить возникновения ситуаций, при которых причиненный природе вред, вытекающий из самого факта ведения хозяйственной деятельности плательщиком, остается некомпенсированным.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255.
В соответствии с положениями пункта 12 Правил при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) Правил.
Обращаясь в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу, управление произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, исходя из отсутствия разрешения на выброс, с использованием, помимо фактических данных, коэффициента к ставке платы, равного 100.
Позиция управления согласуется с правовой позицией Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, изложенной в письме от 17.03.2021 N 19-50/3222-ОГ, согласно которой плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется с применением пункта 5 статьи 16.5 Закона об охране окружающей среды, как за сверхлимитное воздействие с применением коэффициента 100.
Также такая правовая позиция соответствует принципу, закрепленному в статье 16.3 Закона об охране окружающей среды, согласно которому в состав платы входит коэффициент, имеющий стимулирующий характер. То есть, применяя при расчете платы коэффициенты, законодатель побуждает хозяйствующие общества к осуществлению их деятельности строго в рамках правового поля, предоставляя в таком случае возможность снижения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Применение максимального коэффициента 100 направлено на стимулирование хозяйствующих субъектов к минимизации каких-либо нарушений в области использования природных ресурсов. В данном случае правовая природа повышающего коэффициента раскрывает его как компенсационную, восстановительную меру за противоправное негативное воздействие на окружающую природную среду. При этом объем имущественной ответственности, применяемой к лицу, пренебрегающему требованиями закона и не принимавшему действий к оформлению разрешительной документации, не может быть менее объема ответственности лица, оформившего разрешительную документацию, но допустившего превышение указанных в ней нормативов. Такой подход, прежде всего, направлен на недопущение неразрешенного и бесконтрольного негативного загрязнения окружающей среды.
Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2023 N 306-ЭС23-12340 по делу N А65-14947/2022.
Исходя из нее выводы суда первой инстанции об обоснованности применения управлением коэффициента 100 в рассматриваемом случае являются правильными.
Согласно ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в любое время с 01.01.2019, т.к. указанное право в силу положений данной нормы закона предоставлено до 01.01.2025.
В силу части 1.1 этой же статьи с 01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 этой статьи.
При этом если в отношении объектов I установлена обязанность по разработке КЭР, то объекты II категорий - не ограничены в праве разработки КЭР для соответствующих полигонов.
Из пояснений управления и материалов дела усматривается, что у ООО "ПО "Шеврет" отсутствовали нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Исходя из этого, лимит на размещение отходов равен нулю, следовательно, отходы на объекте "Производственная площадка ООО "ПО "Шеврет" были размещены с превышением лимита. На основании Письма Минприроды России от 17.03.2021 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" плата в отсутствии действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие. Для объектов I и II категорий в случаи отсутствия КЭР, непредставления Декларации о воздействии на окружающую среду, к расчетам применяется повышающий коэффициент.
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п. 4 ст. 31.2 ФЗ-N 7).
Согласно приказу Минприроды N 509 от 11.10.2018, приложение N 2 п.25 раздел IVДВОС в части массы или объема образовавшихся и размещенных отходов заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в соответствии с пунктом 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89) на основании данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц. а также размещенных отходов. Данные представляются за календарный год, предшествующий году представления ДВОС. Раздел VI в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов заполняется на основании данных, содержащихся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Учитывая, что объект негативного воздействия на окружающую среду с присвоением II категории негативного воздействия (18-0234-003625-П) ответчика относится к региональному государственному экологическому надзору, ООО "ПО "Шеврет" должно было предоставить в адрес Комитета природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области декларацию о негативном воздействии по объекту HBOC.
В связи с этим Межрегиональным управлением было направлено письмо от 24.03.2023 N 02-08/4992 в адрес Комитета природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о предоставление сведений о наличии или отсутствии разрешения на выброс загрязняющих вещества в атмосферный воздух / декларации о воздействии на окружающую среду / нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отношении ООО "ПО "Шеврет".
Согласно письму Комитета природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.03.2023 N 10-14-02/6995 до 01.01.2019 разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО "ПО "Шеврет" не выдавалось, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "ПО "Шеврет" не утверждались, декларация о негативном воздействии в адрес комитета от ООО "ПО "Шеврет" не поступала.
При таких обстоятельствах управление пришло к обоснованному выводу, что в силу п. 5 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ ("Об охране окружающей среды", при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 100 за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу. По указанной причине объем или масса выбросов загрязняющих веществ при нормативах допустимых выбросов данных веществ равных нулю следует считать превышающими объем или массу, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории. Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила).
Таким образом, управление правомерно указало, что плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие. Для объектов I и II категорий в случае отсутствия КЭР, непредставления декларации согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона и примечанию по заполнению формы применяется коэффициент Кпр, равный 100.
На основании Письма Минприроды России от 17.03.2021 г. N 19-50/3222-ОГ "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" плата в отсутствии действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие. Для объектов I и II категории в случаи отсутствия КЭР, непредставления Декларации о воздействии на окружающую среду, к расчетам применяется повышающий коэффициент (25/100).
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что плата в отсутствии действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие. Для объектов I и II категорий в случае отсутствия КЭР, непредставления декларации о воздействии на окружающую среду, согласно пункту 5 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ и приказу Минприроды России от 10.12.2020 N1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899" (далее - Приказ 8 N1043) при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ к ставкам платы применяется коэффициент Кпр, равный 100.
Доводы общества о неправомерном определении заявителем платежной базы являются несостоятельными.
Согласно п. 11 Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - декларация о плате), порядок представления и форма которой устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов (п. 9 Правил).
В соответствии п. 40 Правил, в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату', сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
В случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, указанном в пункте 40 настоящих Правил, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 41 Правил). В случае, указанном в пункте 40 настоящих Правил, администратор платы вправе затребовать у лица, обязанного вносить плату, осуществившего в отчетном периоде корректировку ее размера либо расчет показателя покрытия затрат, заверенные копии документов, указанных в пункте 29 настоящих Правил.
В течение 7 рабочих дней со дня получения от администратора платы соответствующего требования лицо, обязанное вносить плату, обязано направить администратору платы копии указанных в требовании документов (п. 42 Правил). Отсутствие в декларации о плате, представляемой лицом, обязанным вносить плату, осуществившем в отчетном периоде корректировку размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа, информации, указанной в пункте 30 настоящих Правил, а также непредставление (представление не в полном объеме) таким лицом копий документов, указанных в пункте 29 настоящих Правил, в срок, установленный в пункте 42 настоящих Правил, является основанием для выставления администратором платы лицу, обязанному вносить плату, требования о ее доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (п. 43 Правил).
При проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы.
Если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (п. 46 Правил).
При неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования, указанного в пункте 46 настоящих Правил, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке (п. 47 Правил).
Таким образом, учитывая тот факт, что платежная базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов, которую представляет за отчетный период лицо, обязанное вносить плату, а причиной отклонения декларации является не применение повышающего коэффициента, следовательно, довод ООО "ПО "Шеврет" об отмене платежной база для начисления платы за НВОС, не может являться основанием для отказа в исковом заявлении Межрегионального управления, так как будет противоречить правилам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255.
Доводы общества о несогласии с доначислением НВОС суд находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с суммой взысканной задолженности и неустойки и не усматривает оснований для их изменения.
Также за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год ответчику начислены пени в сумме 186 598,32 руб.
Согласно статье 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, предусмотренной законом или договором.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу пункта 7 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
Расчет суммы пени произведен в соответствии с пунктом 33 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" - несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки.
Таким образом, в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются начиная со 02 марта года, следующего за отчетным годом (Письмо Минприроды России от 25.03.2016 N 06-09-44/5872 "О разъяснениях по плате"), и начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Неустойка за несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду определена законом, следовательно, она не может быть исключена или уменьшена.
Поскольку несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год подтверждено материалами дела, требование о взыскании пени заявлено управлением обоснованно.
Расчет размера пени судом первой инстанции проверен и признан обоснованным и арифметически верным.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на день его вынесения.
В случае, если задолженность не оплачена до момента вынесения решения судом законная неустойка подлежит взысканию по ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату вынесения резолютивной части решения.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований и считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что общество осуществляло деятельность в отсутствие необходимых разрешительных документов на сброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и на размещение отходов и декларацию о воздействии на окружающую среду за 2022 год, в которой содержатся расчеты нормативов допустимых сбросов отходов, не представило, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что Управление правомерно исчислило плату за НВОС в соответствии с положениями пунктов 12, 20, 21.1 Правил N 255, с повышающими коэффициентами: 100 - за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 25 - за размещение отходов.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2023 N 302-ЭС23-6935.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 декабря 2023 года по делу N А12-14147/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Шеврет" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 41 703 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 5.02.2024 N 109.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.М. Заграничный |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-14147/2023
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО АСТРАХАНСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Ответчик: ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ШЕВРЕТ"