г. Челябинск |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А76-22318/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Лукьяновой М.В. и Напольской Н.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело N А76-22318/2022 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" к обществу с ограниченной ответственностью "Маяк" о взыскании суммы задолженности за электрическую энергию и пени.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - истец, ОАО "МРСК Урала") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Маяк" (далее - ответчик, ООО УО "Маяк") о взыскании задолженности за период с 01.06.2019 по 30.06.2019 в размере 5 314 руб. 54 коп., пени в размере 1 686 руб. 17 коп.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2022 (резолютивная часть объявлена 13.12.2022) исковые требования удовлетворены.
С ООО УО "Маяк" в пользу ОАО "МРСК Урала" взыскана задолженность за период с 01.06.2019 по 30.06.2019 в размере 5 314 руб. 54 коп., пени в размере 1 686 руб. 17 коп., в возмещение расходов по госпошлине 2 000 руб.
ООО УО "Маяк" (далее - апеллянт, податель апелляционной жалобы) с вынесенным судебным актом не согласилось, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО УО "Маяк" указывает, что суд первой инстанции вопрос о дате включения спорных многоквартирных домов (МКД) в реестр лицензий ответчика не рассматривал, в свою очередь, истец доказательств включения домов в реестр лицензий ответчика в период начисления задолженности не представил.
Таким образом, судом неправильно применены нормы материального права, неверно установлена дата начала управления ответчиком спорными домами и возникновения у него обязанности по оплате услуг, оказываемых истцом.
Податель жалобы утверждает, что ООО УО "Маяк" во взыскиваемый период указанными домами не управляло, у него отсутствовала обязанность оплачивать услуги истца.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 13.03.2023.
Протокольным определением от 13.03.2023 судебное заседание было отложено на 27.03.2023.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 (резолютивная часть объявлена 27.03.2023) суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования и опровергая доводы ООО УО "Маяк" о том, что спорные дома не находились в его управлении в период, за который осуществляется взыскание, суд первой инстанции указал, что указанный довод ответчика противоречит сведениям, размещенным на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) dom.gosuslugi.ru, согласно которым, МКД по адресу: г. Озерск, ул. Свердлова, д. 26 находился в управлении ответчика с 01.05.2019 на основании договора управления N 4/19-28 от 01.05.2019, МКД по адресу: г. Озерск, ул. Пушкина, д. 5 - с 15.05.2019, на основании договора управления N 2/19-5 от 15.05.2019, МКД по адресу: г. Озерск, ул. Ленина, д. 82 - с 01.05.2019 на основании договора управления N 1/19-82 от 01.05.2019, МКД по адресу: г. Озерск, ул. Космонавтов, д. 28 - с 01.05.2019 на основании договора управления N 3/19-26 от 01.05.2019.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно распоряжения Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" N 3 от 04.03.2019 действие выданной обществу с ограниченной ответственностью "Стройгарант" лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Челябинской области прекращено с 04.03.2019.
Однако, из пояснений ответчика следует, что до 01.09.2019 в спорных домах управляющей организацией продолжало быть общество с ограниченной ответственностью "Стройгарант", которое и должно выполнить обязательства перед истцом.
Так, постановлением Администрации Озерского городского округа N 1901 от 31.07.2019 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления таким домом" на ООО УО "Маяк" была возложена обязанность по управлению домами до вступления в силу договоров управления многоквартирными домами, заключенных по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами.
Постановление принято Администрацией Озерского городского округа при наличии подписанных и размещенных в электронной системе "ГИС ЖКХ" договоров управления многоквартирными домами N 4/19-28 от 01.05.2019, N 2/19-5 от 15.05.2019, N 1/19-82 от 01.05.2019, N 3/19-26 от 01.05.2019.
При этом, протоколы общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, на основании которых были заключены указанные договоры в системе "ГИС ЖКХ" не размещены.
Впоследствии, согласно решению о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области от 28.08.2019 N 13143-в Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" внесены изменения в реестр лицензий Челябинской области, а именно, спорные многоквартирные дома включены в реестр за ООО УО "Маяк", лицензия N 0856.
Дата внесения изменений в реестр лицензий - 01.09.2019.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что при определении организации, обязанной оплатить стоимость электрической энергии, отпущенной для содержания общего имущества многоквартирных домов, правовое значение прежде всего имеют обстоятельства фактического управления многоквартирными домами в спорный период той или иной управляющей организацией, получения от потребителей платы за содержание и ремонт, коммунальные услуги (пункт 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", п. 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)).
В рассматриваемом случае юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего дела являлось установление лица, которое фактически осуществляло деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Космонавтов, д 28, ул. Пушкина, д. 5, ул. Свердлова, д. 26, пр. Ленина, д. 82 и получало от потребителей плату за содержание и ремонт, коммунальные услуги.
Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также приведенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вынесенный судебный акт непосредственно затрагивает права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Стройгарант" и Администрации Озерского городского округа, выводы суда по результатам рассмотрения дела могут повлечь для указанных лиц соответствующие правовые последствия.
Принятие решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, являются безусловными основаниями для отмены соответствующих решений арбитражного суда первой инстанции арбитражным судом апелляционной инстанции (пункты 1 и 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В такой ситуации Арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, и принимает по нему новый судебный акт (часть 6.1 статьи 268, пункт 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанным определением суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью "Стройгарант" (далее - ООО "Стройгарант", третье лицо), конкурсного управляющего ООО "Стройгарант" Минакова Сергея Геннадьевича (далее - КУ ООО "Стройгарант" Минаков С.Г., третье лицо), Администрацию Озерского городского округа Челябинской области (далее - Администрация, третье лицо). Судебное заседание отложено на 17.04.2023.
К дате судебного заседания от КУ ООО "Стройгарант" Минакова С.Г. поступил отзыв, в котором конкурсный управляющий указал, что на основании Распоряжения N 3 Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 04.03.2019 у ООО "Стройгарант" прекращено действие лицензии N 0065 от 02.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Решением собрания кредиторов от 13.05.2019 была прекращена хозяйственная деятельность должника ООО "Стройгарант". Общество "Стройгарант" с 01.06.2019 перестало оказывать услуги по обслуживанию многоквартирных домов.
Принимая во внимание тот факт, что к 01.06.2019 персонал, который работал в ООО "Стройгарант" уволился с предприятия должника, а дома, находящиеся в ведении управляющей компании перешли в управление ООО "УК "Система", ООО УК "Маяк", ООО "Жилищно-коммунальная сфера", МУП "Дирекция единого заказчика Озерского городского округа" и иных управляющих компаний, то счета на оплату жилищных и коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирных домов, начиная с 01.06.2019 со стороны ООО "Стройгарант" не выставлялись.
Таким образом, третье лицо с июня 2019 года не оказывало услуги по обслуживанию многоквартирных домов, не потребляло электрическую энергию, поставляемую на содержание общего имущества МКД.
Определением от 17.04.2023 судебное заседание было отложено на 15.05.2023.
К дате судебного заседания от ООО УО "Маяк" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела ответа Главного управления "Государственная жилищная инспекция по Челябинской области" исх. N 14002 от 02.05.2023, согласно которого управляющей организацией в спорных домах в спорный период являлось ООО "Стройгарант". Указанный ответ исх. N 14002 от 02.05.2023 приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Как следует из материалов дела, приказом Минэнерго России от 25.06.2018 N 497 с 01.07.2018 ОАО "МРСК Урала" присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ПАО "Челябэнергосбыт" - вся территория Челябинской области за исключением границ зон деятельности гарантирующего поставщика ООО "Магнитогорская энергетическая компания".
В соответствии с присвоенным статусом ОАО "МРСК Урала" приобретает право и обязанность заключать договоры энергоснабжения и купли-продажи электроэнергии со всеми потребителями, в том числе с населением и с бюджетными учреждениями, расположенными в зоне деятельности гарантирующего поставщика.
Истцом в адрес ответчика направлен для заключения договор энергоснабжения N 74160440002108 от 01.06.2019 для целей предоставления электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Условия договора энергоснабжения сторонами в конечной редакции согласованы не были, подписанный сторонами договор энергоснабжения в материалы дела не представлен.
Как указал истец, в июне 2019 года ОАО "МРСК Урала" оказало жителям многоквартирных домов, обслуживаемых ООО УО "Маяк", услуги по поставке электрической энергии на общедомовые нужды, что подтверждается ведомостью электропотребления.
В связи с тем, что истец в спорный период поставлял в многоквартирные дома электроэнергию на общедомовые нужды на основании сложившихся фактических договорных отношений по поставке электроэнергии, ответчику к оплате выставлен счет-фактура на сумму 5 134 руб. 54 коп., который ответчиком не оплачен.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по оплате поставленной электроэнергии на общедомовые нужды послужило основанием для обращения ОАО "МРСК Урала" с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, доводы сторон, апелляционный суд усматривает основания для отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение поставки в многоквартирные дома, указанные в иске, электрической энергии в июне 2019, истец представил в материалы дела ведомость электропотребления.
Возражая против исковых требований, ответчик указал, что до 01.09.2019 в спорных домах управляющей организацией продолжало быть ООО "Стройгарант", которое и должно выполнить обязательства перед истцом.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом включает в себя обеспечение содержания общего имущества наряду с обеспечением благоприятных и безопасных условий проживания граждан и предоставление им коммунальных услуг.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Согласно части 1 статьи 198 Жилищного кодекса сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу части 2 статьи 198 Жилищного кодекса в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса).
Частью 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса РФ обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, исходя из положений действующего законодательства управляющая организация обязана начать управление спорным многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий, равно как и прекратить такую обязанность с даты внесения соответствующих изменений в реестр лицензий.
В рассматриваемом случае при определении организации, обязанной оплатить стоимость электрической энергии, отпущенной для содержания общего имущества многоквартирных домов, правовое значение, прежде всего, имеют обстоятельства фактического управления многоквартирными домами в заявленный в иске период той или иной управляющей организацией, получения от потребителей платы за содержание и ремонт, коммунальные услуги.
Судом апелляционной инстанции установлено, что постановлением Администрации Озерского городского округа N 1901 от 31.07.2019 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления таким домом" на ООО УО "Маяк" была возложена обязанность по управлению домами до вступления в силу договоров управления многоквартирными домами, заключенных по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами.
Указанное постановление принято Администрацией Озерского городского при наличии подписанных и размещенных в электронной системе "ГИС ЖКХ" договоров управления многоквартирными домами N 4/19-28 от 01.05.2019, N 2/19-5 от 15.05.2019, N 1/19-82 от 01.05.2019, N 3/19-26 от 01.05.2019, заключенных между ООО УО "Маяк" и собственниками помещений в МКД.
При этом, протоколы общих собраний собственников многоквартирных домов, на основании которых были заключены указанные договоры в системе "ГИС ЖКХ" не размещены. Как пояснил представитель ООО УО "Маяк", протоколы общих собраний собственников помещений многоквартирных домов отсутствуют, поскольку указанные собрания фактически не проводились. Данный довод ответчика лицами, участвующими в деле, не опровергнут.
Согласно решению о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области от 28.08.2019 N 13143-в Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" внесены изменения в реестр лицензий Челябинской области, а именно, спорные многоквартирные дома включены в реестр за ООО УО "Маяк", лицензия N 0856.
Дата внесения изменений в реестр лицензий - 01.09.2019.
Согласно части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
В силу части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 указанного кодекса.
В целях определения, лица, непосредственно осуществляющего управление спорными многоквартирными домами, определением суда апелляционной инстанции от 17.04.2023 сторонам было предложено представить квитанции на оплату собственниками помещений многоквартирных домов жилищно-коммунальных услуг, за содержание и ремонт помещений за июнь 2019 г. Между тем, указанное определение суда сторонами не исполнено.
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
При этом оценка доказательств производится арбитражным судом в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой среди прочего предусмотрено, что арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
С учетом не представления запрашиваемых судом документов, суд апелляционной инстанции исходит из того, что до даты внесения изменений в реестр лицензий - 01.09.2019, как верно утверждает ответчик, управляющей организацией для спорных МКД являлось именно ООО "Стройгарант".
Указанное обстоятельство также подтверждается представленным в материалы дела ответом Главного управления "Государственная жилищная инспекция по Челябинской области" исх. N 14002 от 02.05.2023 из которого следует, что согласно информации, размещенной в государственной информационной жилищно-коммунального хозяйства, многоквартирные дома, расположенные по адресам:
- Челябинская область, г. Озерск, ул. Свердлова, д. 26, находился в управлении ООО "Стройгарант" с 01.06.2015 по 31.08.2019;
- Челябинская область, г. Озерск, ул. Пушкина, д. 5, находился в управлении ООО "Стройгарант" с 01.07.2016 по 31.08.2019;
- Челябинская область, г. Озерск, ул. Ленина, д. 82, находился в управлении ООО "Стройгарант" с 01.10.2015 по 31.08.2019;
- Челябинская область, г. Озерск, ул. Космонавтов, д. 28, находился в управлении ООО "Стройгарант" с 01.12.2015 по 31.08.2019.
На основании изложенного, оснований для возложения на ООО УО "Маяк" обязанности по погашению задолженности по поставке электрической энергии на общедомовые нужды за период с 01.06.2019 по 30.06.2019 по спорным многоквартирным домам не имеется.
В рассматриваемом случае исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику - ООО УО "Маяк".
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований в части взыскания суммы основного долга в размере 5 314 руб. 54 коп., оснований для взыскания пени, начисленной на основании статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" за период с 19.07.2019 по 26.11.2021 в размере 1 686 руб. 17 коп. также не имеется.
Доводы КУ ООО "Стройгарант" Минакова С.Г. о том, что решением собрания кредиторов от 13.05.2019 была прекращена хозяйственная деятельность должника ООО "Стройгарант", а с 01.06.2019 общество перестало оказывать услуги по обслуживанию многоквартирных домов подлежат отклонению, учитывая установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства.
По результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта, и принимает новый судебный акт.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу наличия основания, предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку затрагивало права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, а также отмене решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам, судебные расходы подлежат отнесению на ОАО "МРСК Урала" как на проигравшую сторону.
Истцу надлежит возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по иску в сумме 1 790 руб.
Понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. подлежат взысканию с ОАО "МРСК Урала" в пользу ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 декабря 2022 г. по делу N А76-22318/2022 отменить.
В удовлетворении исковых требования открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" к обществу с ограниченной ответственностью "Маяк" о взыскании суммы задолженности за электрическую энергию и пени отказать.
Взыскать с акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Маяк" судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Возвратить открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 33160 от 12 октября 2018 г. госпошлину в размере 1 790 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-22318/2022
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала", ОАО "МРСК Урала" в лице ПО "ЗЭС" филиала "Челябэнерго"
Ответчик: ООО УО "Маяк"
Третье лицо: Администрация Озерского городского округа Челябинской области, ООО "СтройГАРАНТ", ООО конкурсный управляющий "Стройгарант" Минаков Сергей Геннадьевич