г. Москва |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А40-251279/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Г.М. Никифоровой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "КАЗ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2023 по делу N А40-251279/22,
по заявлению АО "КАЗ" (ОГРН: 1023201339700, Дата присвоения ОГРН: 26.11.2002, ИНН: 3203000428)
к ФАС России (ОГРН: 1047796269663, Дата присвоения ОГРН: 19.04.2004, ИНН: 7703516539)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284, Дата присвоения ОГРН: 27.02.2003, ИНН: 7704252261),
о признании незаконным решения, изложенного в письме от 01.09.2022 N АК/82090/22,
при участии:
от заявителя: |
Курочкин К.В. по дов от 01.10.2020; |
от ответчика: |
Маер Д.М. по дов от 20.12.2022; |
от третьего лица: |
Тришкин И.А. по дов от 12.10.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Клинцовский автокрановый завод" (АО "КАЗ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения ФАС России, изложенного в письме от 01.09.2022 N АК/82090/22.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по мотивам неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, представители УФАС и Минобороны поддержали решение суда первой инстанции.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к следующему.
Судом установлено, что АО "КАЗ" (Заявитель) в адрес Федеральной антимонопольной службы (ФАС России, Ответчик) 08.08.2022 была направлена жалоба N 2022/1652-адм в связи с произвольным уменьшением цены товара, подлежащего поставке в рамках государственного оборонного заказа Министерством обороны Российской Федерации (Государственным заказчиком), а также в связи с невыполнением Государственным заказчиком обязанности по направлению документов в ФАС России для регистрации цены Товара. Письмом от 01.09,2022 N АК/82090/22 ФАС России отказало в проведении проверки в отношении Государственного заказчика.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что снижение Минобороны России затрат на приобретение шасси "КАМАЗ" незаконно, так как законодательством об оборонном заказе не установлено требование о заключении государственного контракта (контракта) по цене, рекомендованной в заключении ВП МО РФ.
Положения законодательства о государственном оборонном заказе обязывают поставщика определять величину затрат затратным методом, то есть, таким методом, при котором в цену продукции включаются затраты в размере, определяемом расчетным путем, что подтверждается первичными учетными документами (счета, счета-фактуры, накладные, рабочие листы наряды и т. д.), обосновывающими эти расходы.
Указал на невыполнение государственным заказчиком обязанностей по подготовке заключения о цене продукции и направлении его ФАС России для регистрации цены продукции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
Порядок выдачи заключения установлен Постановления Правительства Российской Федерации N 1465 от 02.12.2017 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Вместе с тем, в совокупности и взаимной связи норм, приведённых в Федеральном законе N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", постановлении Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Инструкции к приказу Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2018 г. N 150, Положении о военных представительствах, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. N 804, позволяет сделать вывод, что в рассматриваемом случае функция военных представительств сводится лишь к выдаче заключений, используемых Заказчиком в качестве рекомендации при согласовании цен.
При этом, заинтересованным органом военного управления, предназначенным для проведения независимой экспертной оценки обоснования и подготовки заключений по стоимостным показателям государственных контрактов, является Департамент аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент).
По результатам анализа представленного комплекта обосновывающих документов головного исполнителя АО "КАЗ" с учетом заключения 183 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее - ВП МО) от 22 февраля 2022 г. N 183/151 Департаментом были скорректированы следующие статьи затрат: - приобретение полуфабрикатов на 9 168,48 руб., не представлено обоснование роста относительно отчетного периода, превышающего рассчитанный уровень в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 01 апреля 2020 г. N 190 "Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу" (далее - Приказ N 190) и значениями индексов цен и индексов-дефляторов от 12 октября 2021 г. (п. 12 Порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утверждённый приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 08 февраля 2019 г. N 334) (далее -Порядок); 4 - приобретение комплектующих изделий на 264 764,77 руб. (скорректированы затраты ПАО "КАМАЗ" с учетом заключения 183 ВП МО от 22 февраля 2022 г. N 183/151); - основная заработная плата на 38 695,16 руб., не представлено обоснование роста относительно отчетного периода, превышающего рассчитанный уровень в соответствии с Приказом N 190 и значениями индексов цен и индексов-дефляторов от 12 октября 2021 г. (п. 12 Порядка); - дополнительная заработная плата (далее - ДЗП) на 7 354,19 руб., не представлено обоснование роста затрат в расшифровке ДЗП относительно отчетного периода, превышающего значения индексов цен и индексов-(процента) ДЗП (п. 12 Порядка); страховые взносы на обязательное социальное страхование на 15 164,05 руб., пропорционально корректировке статей "основная заработная плата" и "дополнительная заработная плата"; - общепроизводственные затраты (далее - ОПЗ) на 119 535,02 руб., не представлено обоснование роста затрат в смете ОПЗ относительно отчетного периода по статьям: содержание аппарата управления, содержания зданий и сооружений, содержание и эксплуатация оборудования, охрана труда, энергоносители (п. 12 Порядка); - общехозяйственные затраты (далее - ОХЗ) на 93 311,57 руб., не представлено обоснование роста затрат в смете ОХЗ относительно отчетного периода по статьям: содержания аппарата управления, содержание прочего общезаводского персонала, аудиторские услуги, прочие (п. 12 Порядка). АО "КАЗ" указывает на то, что нормы законодательства о государственном оборонном заказе обязывают поставщика определять величину затрат затратным методом (пункты 9,15 Положения N 1465), то есть таким методом, при котором в цену продукции включаются затраты в размере, определяемом расчетным путем, что подтверждается первичными учетными документами (счета, счета-фактуры, накладные, рабочие листы наряды и т. д.).
Величина расходов по статьям затрат на продукцию "Кран-манипулятор военного назначения КМВ-10К" определялась Заявителем на основании отчетных данных о расходах в ценах предыдущих лет и расчетным путем (подпункты "а" и "б" пункта 17 Положением N 1465).
Вместе с тем как верно указал суд первой инстанции в материалах, представленных АО "КАЗ" отсутствует информация о подтверждении АО "КАЗ" затрат государственному заказчику обосновывающими первичными и иными документами, в том числе в ответ на представленные заказчиком пояснения относительно оснований по снижению затрат.
Заявитель также указывает, что нормы законодательства о государственном оборонном заказе не обязывают поставщика определять величину затрат исключительно методом индексации.
В соответствии с пунктом 19 Положение N 1465 плановые затраты на поставку (включая производство) продукции в рамках затратного метода могут определяться путем индексации расходов по статьям затрат с применением соответствующих индексов на плановый период в случае отсутствия иных данных, позволяющих определить объем расходов по соответствующей статье затрат в плановом периоде. \
На момент формирования цены подлежали применению индексы цен (индексы-дефляторы) на 2022 год, доведенные письмом Минэкономразвития России от 05.10.2021 N 33918-ПК/Д03и (Индексы на 2022 год).
Как следует из представленных АО "КАЗ" расчетно-калькуляционных материалов на продукцию "Кран-манипулятор военного назначения КМВ-10К" на 2022 год, Заявителем применялась индексация расходов по статьям затрат. При этом отмечается, что по отдельным затратам заявленный рост затрат превышает доведенные Индексы на 2022 год.
В соответствии с пунктом 12 Порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденного приказом Минпромторга России от 08.02.2019 N 334 несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из цены продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.
По результатам проведения процедуры формирования цены сторонами (государственным заказчиком и поставщиком) подписывается протокол согласования цены единицы продукции (Форма N 1 (1д) приложения N 5 к приказу ФАС России от 26.08.2019 N 1138/19), что подтверждает обоюдное согласие сторон с такой ценой.
При этом согласно подпункту "м" пункта 37 Положения N 1465 при представлении предложений о цене (прогнозной цене) продукции, сформированных с использованием методов определения цены, установленных Положением N 1465, поставщиком могут представляться любые иные документы, необходимые, по мнению организации, для обоснования цены на продукцию, а также документы, предоставление которых предусмотрено ведомственными актами государственных заказчиков и отраслевых органов.
Таким образом, в случае несогласия поставщика с ценой продукции, предлагаемой государственным заказчиком, поставщик вправе представить дополнительные обоснования и документальные подтверждения иного уровня цены.
Кроме того, в направленных Заявителем в ФАС России материалах сведения о заключении в 2022 году между Минобороны России и АО "КАЗ" государственного контракта на поставку продукции "Кран-манипулятор военного назначения КМВ-10К" и примененном в нем виде цены, отсутствуют.
Таким образом, ФАС России обоснованно не выявлено наличие признаков нарушения требований Положения N 1465 в части не направления государственным заказчиком в ФАС России предусмотренных документов в целях регистрации цены на продукцию "Кран-манипулятор военного назначения КМВ10К".
Более того, требования по обоснованию государственным заказчиком снижения затрат и выдаче заключения по цене продукции введены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2022 N 935 "О внесении изменений в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу", которое вступило в силу с 24.05.2022 и не распространяется на правоотношения, возникшие ранее указанной даты.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно указал, что у ФАС России отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки Минобороны России, предусмотренные статьей 15.4 Закона об оборонном заказе.
При этом суд также учитывает, что 30 сентября 2022 повторно в адрес Департамента поступил измененный комплект обосновывающих документов поставки Изделия в 2022 году. Цена Изделия составила 6 739 478,01 руб. (без НДС), что выше ранее заявленной цены АО "КАЗ" на 192 187,71 руб.
По результатам анализа повторно представленного комплекта обосновывающих документов, с учетом заключения 183 ВП МО от 5 сентября 2022 г. N 183/885 фиксированная цена Изделия составила 6 431 072,68 руб. (без НДС), выдано заключение (исх. от 18 октября 2022 г. N214/2/11279). По состоянию на 25 января 2023 г. согласие с уровнем фиксированной цены от АО "КАЗ" в адрес Департамента не поступало.
С учетом изложенного выше оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по примененным нормам права и фактическим обстоятельствам дела апелляционный суд не усматривает.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2023 по делу N А40-251279/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-251279/2022
Истец: АО "КЛИНЦОВСКИЙ АВТОКРАНОВЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ