г. Челябинск |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А76-18095/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Калашника С.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.03.2023 по делу N А76-18095/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ТЭКСПРОФ" - Драничников А.А.(доверенность от 30.12.2022, диплом);
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - Чебыкина А.И. (доверенность N 37 от 22.04.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "ТЭКСПРОФ" (далее - ООО "ТЭКСПРОФ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий по Челябинской области (далее - ГУ МЧС РФ по Челябинской области, управление) о признании незаконным приказа от 11.04.2022 N 698 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности в отношении ООО "ТЭКСПРОФ", а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно: должным образом вручить для ознакомления акт оценки с возможностью реализации законного права ООО "ТЭКСПРОФ" на устранение выявленных нарушений (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований - л.д.115-116).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Пожарно-технический аудит" (далее - ООО "ПТА", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.03.2023 (резолютивная часть решения объявлена 01.03.2023) требования заявителя удовлетворены, признан незаконным приказ ГУ МЧС РФ по Челябинской области от 11.04.2022 N 698 об отказе в предоставлении заявителю лицензии н осуществление деятельности в области пожарной безопасности, а также на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, для чего предоставить ему право устранить нарушения, изложенные в акте оценки от 07.04.2022 N 25, в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда, а после истечения указанного срока рассмотреть в соответствии с действующим законодательством заявление общества о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, начиная со стадии рассмотрения заявления, определенной в пункте 3.3.11 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий от 28.05.2012 N 291 (далее - Административный регламент N 291).
Не согласившись с принятым судом решением, ГУ МЧС РФ по Челябинской области обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе управление оспаривает вывод суда первой инстанции о допущенном лицензирующим органом нарушении процедуры рассмотрения заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений ввиду неознакомления заявителя с актом оценки от 07.04.2022 N 25 и непредоставления ему возможности устранить выявленные нарушения. Полагает, что возложенные на лицензирующий орган обязанности исполнены в полном объеме, составленный по итогам проверки акт оценки от 07.04.2022 N 25 занесен управлением в Единую информационную систему центра государственных услуг 08.04.2022, а ответственность за функциональные возможности и реализацию требований к Единому порталу государственных и муниципальный услуг (ЕПГМУ) несет оператор портала - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. также, полагает не подлежащими применению положения Административного регламента N 291, ссылаясь на то обстоятельство, что с 01.03.2022 эти положения противоречат Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) и Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение о лицензировании) в части срока рассмотрения заявления о предоставлении лицензии, возможности подачи такого заявления в электронной форме с использованием ЕПГМУ, а также в части формы взаимодействия и места проведения оценки, при том что указанными нормативными актами не предусмотрено право соискателя лицензии на устранение выявленных в ходе предоставления услуги замечаний.
В судебном заседании представитель управления доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение и дополнительное решение суда первой инстанции законными и обоснованными.
Представитель третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "ТЭКСПРОФ" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1097451009567
22.03.2022 ООО "ТЭКСПРОФ" обратилось в ГУ МЧС РФ по Челябинской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление вида деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов; монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах; выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
23.03.2022 ГУ МЧС РФ по Челябинской области в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, принято решение о проведении выездной оценки в отношении соискателя лицензии - ООО "ТЭКСПРОФ" путем использования средств дистанционного взаимодействия.
По итогам проведения 07.04.2022 оценки управлением составлен акт оценки от 07.04.2022 N 25, которым зафиксированы следующие нарушения, допущенные соискателем лицензии: 1) в нарушение подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании у работника ООО "ТЭКСПРОФ", ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности. Чичимова А.В. отсутствует высшее или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность", либо высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" (профиль: "Пожарная безопасность"), профессиональная переподготовка пройдена не по типовой дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки для получения квалификации "Пожарная безопасность"; 2) в нарушение подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании у работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, Чичимова А.В. стаж работы в организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, составляет менее 5 лет; 3) в нарушение подпункта "е" пункта 4 Положения о лицензировании работниками соискателя лицензии, указанными в подпунктах "в" и "г" пункта 4 Положения, не получено не реже 1 раза в 5 лет соответствующее выполняемым работам (оказываемым услугам) в области лицензируемого вида деятельности дополнительного профессионального образования по типовым дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации. Работниками ООО "ТЭКСПРОФ" Чичимовым А.В., Черепановым Е.В., Фалькенштейн С.К., Макеевым А.С., Прокопьевым А,Б. обучение пройдено не по типовым дополнительный профессиональным программам - программам повышения квалификации.
08.04.2022 ГУ МЧС РФ по Челябинской области в личный кабинет ООО "ТЭКСПРОФ" на Едином портале государственных и муниципальных услуг был направлен файл "Акт оценки ТЭКСПРОФ (+ оценочный лист).pdf" (л.д.73-75, 97).
Приказом ГУ МЧС РФ по Челябинской области от 11.04.2022 N 698 ООО "ТЭКСПРОФ" отказано в предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности по причине несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, подпунктами "в", "е" пункта 4 Положения о лицензировании.
12.04.2022 ГУ МЧС РФ по Челябинской области в личный кабинет ООО "ТЭКСПРОФ" в ЕПГМУ направлены решение о проведении выездной оценки, акт выездной оценки, Уведомление об отказе в предоставлении лицензии от 12.04.2022 N 5860.
12.04.2022 ООО "ТЭКСПРОФ" посредством электронной почты направило в адрес ГУ МЧС РФ по Челябинской области запрос на получение акта оценки от 07.04.2022 N 25, мотивированный тем, что указанный документ, размещенный в "Госуслугах".
В ответ на указанное обращение управление посредством электронной почты 13.04.2022 направило в электронном виде обществу запрошенный акт оценки (л.д.96).
Полагая, что приказ от 11.04.2022 N 698 не соответствует закону поскольку издан с нарушением установленного порядка и нарушает право заявителя на осуществление лицензируемых видов деятельности, ООО "ТЭКСПРОФ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспоренного приказа.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ, лицензирование представляет собой деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования (пункт 1). Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (пункт 2). Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 названного Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3). Лицензирующие органы - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование (пункт 4). Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (пункт 5). Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7).
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ установлено, что деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 99-ФЗ, для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются перечисленные в пунктах 1-6 части 1 указанной статьи сведения.
Статьей 14 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19.1 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении (часть 1). Решение об отказе в предоставлении лицензии оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа, который подписывается уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа (часть 6). В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения направляет соискателю лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе оценки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта оценки соискателя лицензии. В случае, предусмотренном частью 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, указанное уведомление лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении лицензии соискателю лицензии или направляет соискателю лицензии заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона направляет соискателю лицензии по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (часть 6.1). По просьбе соискателя лицензии, указанной в заявлении о предоставлении лицензии, уведомление об отказе в предоставлении лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, может быть направлено соискателю лицензии на адрес его электронной почты (часть 6.2). В случае представления соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов (комплекта электронных документов) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об отказе в предоставлении лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется соискателю лицензии с использованием его личного кабинета на едином портале государственных и муниципальных услуг (часть 6.3). Основанием отказа в предоставлении лицензии является: 1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; 2) установленное в ходе оценки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; 4) наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя, обратившихся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на конкретный лицензируемый вид деятельности, действующей лицензии на данный вид деятельности, предоставленной этим лицензирующим органом, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности (часть 7). Решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или бездействие лицензирующего органа может быть обжаловано соискателем лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 8).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, оценка соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований проводится в форме оценки соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, проводимой в соответствии со статьей 19.1 настоящего Федерального закона.
Статьей 19.1 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензирующий орган проводит оценку соответствия лицензионным требованиям в отношении соискателя лицензии, представившего в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии (пункт 1 части 1). Основанием для проведения оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям является поступление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о внесении изменений в реестр лицензий (часть 2). Оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям проводится в форме документарной оценки и (или) выездной оценки (часть 3). Предметом выездной оценки являются состояние производственных объектов, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям (часть 5). Выездная оценка осуществляется по месту или местам осуществления лицензируемого вида деятельности (часть 6). Оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям проводится на основании решения уполномоченного должностного лица лицензирующего органа (часть 7). Оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям проводится в соответствии с оценочным листом, содержащим список контрольных вопросов, ответы на которые должны свидетельствовать о соответствии соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям. Форма оценочного листа утверждается лицензирующим органом (часть 8). О проведении выездной оценки соискатель лицензии, лицензиат уведомляются лицензирующим органом за три рабочих дня до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством направления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, на адрес электронной почты соискателя лицензии, лицензиата (часть 9). Результаты оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям оформляются актом оценки, если иное в отношении документарной оценки не предусмотрено положением о лицензировании конкретных видов деятельности. В случае выявления несоответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям в акте оценки указывается, каким именно лицензионным требованиям не соответствует соискатель лицензии или лицензиат и каким нормативным правовым актом (с указанием его структурной единицы) такое лицензионное требование установлено (часть 11). Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности могут быть предусмотрены дополнительные требования к порядку организации и проведения оценки соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям (часть 13). В случае, если в ходе оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 настоящей статьи, выявлены грубые нарушения лицензиатом лицензионных требований, соблюдение которых является обязательным при осуществлении лицензируемого вида деятельности на основании действующей лицензии, лицензирующий орган направляет лицензиату уведомление о необходимости устранения грубых нарушений лицензионных требований в предусмотренный таким уведомлением срок, который должен составлять не менее десяти дней (часть 15). Указанное в части 15 настоящей статьи уведомление направляется лицензиату при условии, если лицензирующим органом выявлены грубые нарушения лицензионных требований, соблюдение которых является предметом оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при его намерении выполнять работы, оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, сведения о которых не внесены в реестр лицензий, и (или) при его намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по месту (местам) его осуществления, не указанному в реестре лицензий (часть 16). В срок, предусмотренный указанным в части 15 настоящей статьи уведомлением о необходимости устранения грубых нарушений лицензионных требований, лицензиат обязан устранить указанные нарушения и уведомить об этом лицензирующий орган. Лицензирующий орган осуществляет оценку устранения лицензиатом грубых нарушений в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения от лицензиата уведомления об устранении грубых нарушений лицензионных требований (часть 17).
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании, для получения лицензии соискатель лицензии подает в территориальный орган, расположенный в субъекте Российской Федерации по адресу места нахождения соискателя лицензии, в порядке, установленном статьей 13 Закона N 99-ФЗ, заявление с указанием сведений о документах: а) подтверждающих наличие у работников, указанных в подпункте "в" пункта 4 настоящего Положения, необходимого образования и соответствующей квалификации; б) подтверждающих стаж работы работника, указанного в подпункте "в" пункта 4 настоящего Положения; в) подтверждающих наличие у соискателя лицензии зданий (сооружений, помещений), указанных в подпункте "а" пункта 4 настоящего Положения; г) подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерений, указанных в подпункте "б" пункта 4 настоящего Положения; д) подтверждающих результаты поверки средств измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений или результатов поверки средств измерений, выполненных до 24 сентября 2020 г., которые должны быть удостоверены знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средств измерений, заверенной подписью поверителя и знаком поверки; е) подтверждающих прохождение работниками обучения, указанного в подпункте "е" пункта 4 настоящего Положения.
Пунктом 6(1) Положения о лицензировании предусмотрено, что заявление о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) с указанием сведений о документах, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, соискатель лицензии (лицензиат) подает в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Согласно пункту 9 Положения о лицензировании, оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям осуществляется в соответствии со статьей 19.1 Закона N 99-ФЗв форме выездной оценки. Выездная оценка проводится путем использования средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и (или) видеосвязи (далее - средства), за исключениями, прямо предусмотренными данным пунктом. Результаты проведения выездной оценки заносятся и хранятся в ведомственной информационной системе.
В соответствии с пунктом 12(1) Положения о лицензировании, в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии, территориальный орган осуществляет проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в указанном заявлении, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур при предоставлении Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определены Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Приказом МЧС России от 28.05.2012 N 291.
В соответствии с пунктом 3.3.8 Административного регламента N 291, выездная проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований осуществляется по адресу места нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя, в том числе по заявленным адресам филиалов. В целях проведения выездной проверки (при поступлении поручения о проведении проверки) руководитель (заместитель руководителя) лицензирующего органа, специального подразделения в течение двух рабочих дней со дня поступления соответствующего поручения издает распоряжение о проведении проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований. Распоряжение о проведении проверки возможности выполнения лицензионных требований либо его копия, заверенная печатью лица, издавшего распоряжение, предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.
Согласно пункту 3.3.9. Административного регламента N 291, по результатам проведения проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований должностным лицом лицензирующего органа, осуществлявшим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр акта проверки вручается руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю под роспись либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается ко второму экземпляру акта, хранящемуся в подразделении лицензирующего органа. Подразделение, осуществлявшее проверку по поручению, готовит три экземпляра акта. Третий экземпляр акта в течение двух рабочих дней после его оформления направляется в лицензирующий орган, давший поручение о проведении проверки.
Пунктом 3.3.10 Административного регламента N 291 предусмотрено, что в случае, если в процессе проведения проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о их невыполнении соискателем лицензии, соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган до принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии документы, подтверждающие устранение выявленных в ходе проверок нарушений.
Пунктом 3.3.11 Административного регламента N 291 установлено, что должностное лицо лицензирующего органа после оформления акта (поступления из другого подразделения) на основании результатов проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований, а также на основании проведенной проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии в течение трех рабочих дней подает рапорт руководителю лицензирующего органа о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии.
В силу пункта 3.3.12 Административного регламента N 291 решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии на основании поступившего рапорта в течение пяти рабочих дней оформляется приказом лицензирующего органа, который подписывается руководителем или лицом, замещающим его в установленном порядке.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет соискателю лицензии по его выбору заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии (пункт 3.3.15 Административного регламента N 291).
Буквальное толкование указанных нормативных положений позволяет прийти к выводу о наличии у соискателя лицензии права на устранение нарушений, выявленных в ходе проведения оценки, и представление результатов такого устранения в лицензирующий орган до принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензии. Это право обеспечивается соблюдением лицензирующим органом условия о своевременном размещении акта оценки в информационной системе. Приведенные в апелляционной жалобе управления возражения в этой части отклоняются как противоречащие положениям частей 13, 15-17 статьи 19.1 Закона N 99-ФЗ, пункта 12(1) Положения о лицензировании, пунктов 3.3.9, 3.3.10 Административного регламента N 291.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, 22.03.2022 ООО "ТЭКСПРОФ" обратилось в ГУ МЧС РФ по Челябинской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление вида деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. 23.03.2022 ГУ МЧС РФ по Челябинской области в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, принято решение о проведении выездной оценки в отношении соискателя лицензии - ООО "ТЭКСПРОФ" путем использования средств дистанционного взаимодействия. По итогам проведения 07.04.2022 оценки управлением составлен акт оценки от 07.04.2022 N 25, которым зафиксированы допущенные соискателем лицензии несоответствия лицензионным требованиям - подпунктам "в", "е" пункта 4 Положения о лицензировании.
В частности, согласно акта оценки от 07.04.2022 N 25 соискателем лицензии допущены следующие нарушения: 1) в нарушение подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании у работника ООО "ТЭКСПРОФ", ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности. Чичимова А.В. отсутствует высшее или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность", либо высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" (профиль: "Пожарная безопасность"), профессиональная переподготовка пройдена не по типовой дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки для получения квалификации "Пожарная безопасность"; 2) в нарушение подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании у работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, Чичимова А.В. стаж работы в организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, составляет менее 5 лет; 3) в нарушение подпункта "е" пункта 4 Положения о лицензировании работниками соискателя лицензии, указанными в подпунктах "в" и "г" пункта 4 Положения, не получено не реже 1 раза в 5 лет соответствующее выполняемым работам (оказываемым услугам) в области лицензируемого вида деятельности дополнительного профессионального образования по типовым дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации. Работниками ООО "ТЭКСПРОФ" Чичимовым А.В., Черепановым Е.В., Фалькенштейн С.К., Макеевым А.С., Прокопьевым А,Б. обучение пройдено не по типовым дополнительный профессиональным программам - программам повышения квалификации.
Акт оценки от 07.04.2022 N 25 размещен ГУ МЧС РФ по Челябинской области в личном кабинете общества на ЕПГМУ 08.04.2021 в 12:08:50 МСК (наименование файла "Акт оценки ТЭКСПРОФ (+ оценочный лист).pdf") (л.д.73-75, 97).
Однако, как указывает заявитель, размещенный в личном кабинете ООО "ТЭКСПРОФ" в ЕПГМУ файл, содержащий акт оценки от 07.04.2022 N 25, не открывался, имел размер 0 байт, в связи с чем у общества отсутствовала возможность исправить выявленные в ходе проведения оценки замечания в порядке пункта 3.3.10 Административного регламента N 291.
Суд первой инстанции обоснованно согласился с указанной позицей заявителя, обратив внимание на следующие обстоятельства:
- из материалов дела не следует, что файл "Акт оценки ТЭКСПРОФ (+ оценочный лист).pdf" был доступен в личном кабинете ООО "ТЭКСПРОФ" в ЕПГМУ для прочтения либо скачивания и имел какое-либо значимое содержание;
- 12.04.2022 от ООО "ТЭКСПРОФ" посредством электронной почты в адрес ГУ МЧС РФ пол Челябинской области поступил запрос на получение копии акта оценки от 07.04.2022 N 25, мотивированный тем, что указанный документ, размещенный в "Госуслугах", не открывается. В ответ на это обращение управление также посредством электронной почты 13.04.2022 направило в электронном виде запрошенный акт оценки;
- в судебном заседании суда первой инстанции 01.03.2023 свидетель Бердова К.В. (являвшаяся представителем общества во взаимоотношениях с управлением) пояснила, что 08.04.2022 на портале "Госуслуги" появилась строка "Результат оказания услуги", более никаких файлов подгружено не было, никакого оповещения о размещении Акта оценки от сервиса "Госуслуги" и ГУ МЧС РФ по Челябинской области не поступало. 11.04.2022 на портале "Госуслуги" помимо строки "Состояние" появился файл акта оценки без возможности его скачивания и просмотра, после попыток его открыть этим же днем свидетель связался с должностным лицом ГУ МЧС РФ по Челябинской области по телефону, который сообщил Бердовой К.В. о том, что файл с актом оценки загружен на "Госуслуги". 12.04.2022 Бердова К.В. повторно связалась с сотрудником управления по телефону, и ей рекомендовали подождать пока портал "Госуслуги" обработает загрузку акта, после чего обществом было решено направить запрос акта в управление с просьбой перенаправить копию акта на электронную почту общества. По состоянию на 13.04.2022 Акт оценки на сервисе "Госуслуги" был все еще не доступен, в следствии чего, Бердова К.В. повторно связалась с ГУ МЧС РФ по Челябинской области и просила выслать Акт оценки на электронную почту. Письмо с Актом оценки поступило в общество лишь 13.04.2022 в 14:08;
- в соответствии с нотариальным протоколом осмотра личного кабинета ООО "ТЭКСПРОФ" в ЕПГМУ от 03.11.2022 74 АА 5997503, (л.д.71-75), 03.11.2022 осмотрено и зафиксировано содержание уведомления - "Отказано в выдаче лицензии "Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", автор - Черепанов Е.В., поступившее 12.04.2022 (Приложение 2, 3). Осмотром установлено отсутствие возможности просмотреть прикрепленный файл с наименованием "Акт ТЭКСПРОФ (+ оценочный лист).pdf, 0 Кб";
- в судебном заседании 23.12.2022 судом первой инстанции в присутствии представителей сторон произведен осмотр личного кабинета ООО "ТЭКСПРОФ" в ЕПГМУ, по результатам которого установлено, что размещенный 08.04.2022 в ЛК ООО "ТЭКСПРОФ" в ЕПГУ файл "Акт оценки ТЭКСПРОФ (+оценочный лист).pdf" не открывается, ознакомиться с его содержанием путем открытия либо скачивания с последующим открытием невозможно;
- в ответ на судебный запрос от 09.01.2023 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации письмом от 27.01.2023 N П23- 2-109-5406 (л.д.97), сообщило, что в рамках заявления N1833210049 на лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений МЧС России в личный кабинет заявителя на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) 08.04.2022 был направлен файл "Акт оценки ТЭКСПРОФ (+ оценочный лист).рdf" формата *.pdf, размером 564 байта. 12.04.2022 ведомством были направлены: решение о проведении выездной оценки; акт выездной оценки; уведомление об отказе в предоставлении лицензии. По состоянию на 27.01.2023 файл акта выездной оценки не открывается. Провести анализ файла на наличие дефектов не представляется возможным в связи с истечением срока хранения информации о поступивших файлах в единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности управлением факта надлежащего размещения в ЕПГМУ акта оценки от 07.04.2022 N 25 в формате, доступном для ознакомления заявителем.
Отклоняя довод ГУ МЧС РФ по Челябинской области о том, что управление не несет ответственности за содержимое файлов, загружаемых на ЕПГМУ, и за обеспечение возможности их прочтения, суд первой инстанции обоснованно указал на то обстоятельство, что в силу требований пунктов 3.3.9, 3.3.10 Административного регламента N 291 именно лицензирующий орган обязан обеспечить соискателю лицензии фактическую возможность ознакомления с актом оценки в целях обеспечения его права на представление в лицензирующий орган до принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии документов, подтверждающих устранение выявленных в ходе проверки нарушений. Отсутствие в действиях управления (не являющегося администратором портала) вины в нарушении порядка размещения акта оценки не свидетельствует об отсутствии нарушения порядка принятия решения об отказе в выдаче лицензии ввиду ограничения права заявителя на ознакомление с актом оценки и представление доказательств устранения выявленных нарушений до момента принятия решения по его заявлению о выдаче лицензии.
Установив нарушение управлением нормативно установленного порядка рассмотрения заявления общества о выдаче лицензии ввиду необеспечения права заявителя на ознакомление с актом оценки и устранение выявленных в ходе оценки замечаний, а также факт добросовестного поведения общества при реализации своего права на ознакомление с актом оценки, учитывая, что выявленные в ходе оценки нарушения не являлись неустранимыми, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности оспоренного приказа об отказе в предоставлении обществу лицензии.
Так как таким приказом ограничено право общество на осуществление лицензируемого вида деятельности, следует согласиться с позицией суда первой инстанции об обоснованности требований заявителя о признании такого приказа недействительным.
На основании пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из фактических обстоятельств дела, в целях восстановления права заявителя суд первой инстанции возложил на управление обязанность предоставить ООО "ТЭКСПРОФ" право устранить нарушения, изложенные в акте оценки N 25 от 07.04.2022 N 25, в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда, а после истечения указанного срока рассмотреть в соответствии с действующим законодательством заявление ООО "ТЭКСПРОФ" о предоставлении лицензии начиная со стадии рассмотрения заявления, определенной в пункте 3.3.11 Административного регламента.
Понесенные обществом при обращении в суд с заявлением судебные расходы по оплате госпошлины отнесены судом первой инстанции на управление с учетом результатов рассмотрения дела (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Процессуальных нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь 167, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.03.2023 по делу N А76-18095/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-18095/2022
Истец: ООО "ТЭКСПРОФ"
Ответчик: ГУ МЧС России по Челябинской области
Третье лицо: ООО "ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ АУДИТ"