22 мая 2023 г. |
дело N А85-160/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.05.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Кравченко В.Е., Ольшанской Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой О.Л., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Республиканской налоговой инспекции в г. Торезе Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики на решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 23 сентября 2022 по делу N А85-160/2022 (N5а/200/160/2022), принятое по заявлению Государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "Торезантрацит" о признании незаконным решения Республиканской налоговой инспекции в г. Торезе Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Донецкой Народной Республики "Торезантрацит" обратилось в Арбитражный суд Донецкой Народной Республики с заявлением к Министерству доходов и сборов Донецкой Народной Республики о признании незаконным решения от 1 февраля 2022 года N 0039/524/14/23266906 о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) по налогу на прибыль с юридических лиц в размере 120 109,24 рос. руб.
Решением Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 22 сентября 2022 года заявленные требования удовлетворены; суд признал недействительным решение Республиканской налоговой инспекции в г. Торезе Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики от 1 февраля 2022 годаN 0039/524/14/23266906 о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) по налогу на прибыль с юридических лиц в размере 120 109,24 рос. руб
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, в частности пункты 44.1, 44.5 статьи 44, пункт 235.1 статьи 235 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 N 99-IHC "О налоговой системе".
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
До начала судебного разбирательства от налогового органа поступили заявление о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя и дополнительные пояснения.
От предприятия поступил отзыв на апелляционную жалобу и дополнительные пояснения, согласно которым против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 7 декабря 2021 года по 11 января 2022 года на основании пункта 236.1 статьи 236, подпункта "г", "ж" пункта 237.1 статьи 237 Закона Донецкой Народной Республики "О налоговой системе" от 25 декабря 2015 года N 99-IНС должностными лицами Республиканской налоговой инспекции в г. Торезе Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики проведена невыездная проверка по вопросам соблюдения законодательства в части своевременности и полноты уплаты денежных обязательств по налогу на прибыль юридических лиц, самостоятельно задекларированных налогоплательщиком в период с 1 апреля 2019 года по 31 мая 2021 года.
По результатам проведённой проверки налоговым органом составлен Акт N 0014/524/14/32366906 от 18 января 2022 года "О результатах невыездной проверки Государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "Торезантрацит", идентификационный код юридического лица 32366906, за период с 01.04.2019 по 31.05.2021".
Согласно выводам Акта проверки налоговым органом установлена несвоевременная Государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики "Торезантрацит" уплата налога на прибыль с юридических лиц за апрель 2019 года, декабрь 2019 года, июль - ноябрь 2020 года, январь - май 2021 года.
1 февраля 2022 года Республиканской налоговой инспекцией в г. Торезе Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики в отношении Государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "Торезантрацит" принято Решение N 0039/524/14/32366906 о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) по налогу на прибыль с юридических лиц в размере 120 109,24 рос. руб.
Не согласившись с указанным Решением заявитель обратился в Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики с жалобой о пересмотре решения о применении штрафных (финансовых) санкций Республиканской налоговой инспекцией в г. Торезе Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики от 01.02.2022 г. N 0039/524/14/32366906 по налогу на прибыль с юридических лиц в сумме 120 109,24 рос. руб., применённого к Государственному унитарному предприятию Донецкой Народной Республики "Торезантрацит".
Решением Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики от 17 марта 2022 года N 4377/6/06-03-01-12 жалоба Государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "Торезантрацит" оставлена без удовлетворения, а Решение Республиканской налоговой инспекции в г. Торезе Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) N 0039/524/14/32366906 от 1 февраля 2022 года на сумму 120 109,24 рос. руб. - без изменений.
Полагая, что решение налоговой инспекции является незаконными, нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в периоды, за которые налоговым органом отнесены денежные средства в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль, на момент уплаты соответствующих налогов на прибыль, действовали отсрочки платежа, а при вынесении оспариваемого решения налоговым органом не учтены положения пункта 3.21 Порядка, в соответствии с которым на отсроченные (рассроченные) платежи пеня и штрафы не насчитываются с даты заключения (подписания) договора до дня (включительно) окончания срока действия договора об отсрочке (рассрочке) платежа, вследствие чего Государственное унитарное предприятие Донецкой Народной Республики "Торезантрацит" безосновательно привлечено к ответственности в виде штрафа за несвоевременно уплаченную сумму денежного обязательства в период действия отсрочки по данному платежу.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 67.1 статьи 67 Закона Донецкой Народной Республики "О налоговой системе" от 25 декабря 2015 года N 99-IНС (далее - Закон "О налоговой системе") объектом налогообложения налога на прибыль является прибыль, которая рассчитывается путем уменьшения суммы валовых доходов отчетного периода на сумму валовых расходов отчетного периода с учетом правил, установленных настоящей главой.
Согласно части 1 пункта 68.1 статьи 68 Закона "О налоговой системе" налогоплательщики осуществляют расчет доходов и расходов в порядке, установленном настоящей главой Закона. Порядок признания таких доходов и расходов определяется в соответствии со статьей 73 настоящего Закона.
Пунктом 69.1 статьи 69 Закона "О налоговой системе" установлено, что налог уплачивается с прибыли, рассчитанной в соответствии со статьей 75 настоящего Закона, в размере 20 процентов от такой прибыли.
В соответствии с абзацем первым пункта 70.1, пунктом 70.2 статьи 70 Закона "О налоговой системе" для определения и исчисления налога на прибыль налоговым периодом является календарный месяц, за исключением случаев, определенных настоящим Законом. Плательщики налога на прибыль подают декларацию ежемесячно (раз в квартал, раз в полугодие) в срок не позднее 20 числа месяца (квартала, полугодия), следующего за отчетным и уплачивают сумму рассчитанного налога в течение 10 календарных дней после окончания предельного срока подачи налоговой декларации.
В силу подпункта 219.1 статьи 219 Закона "О налоговой системе" в случае если налогоплательщик не уплачивает сумму самостоятельно определенного денежного обязательства в течение сроков, определенных настоящим Законом, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах: при задержке до 30 календарных дней (включительно), следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, - в размере 10 процентов погашенной суммы налоговой задолженности; при задержке до 90 календарных дней (включительно), следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, - в размере 20 процентов погашенной суммы налоговой задолженности; при задержке более 90 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, - в размере 50 процентов погашенной суммы налоговой задолженности.
Согласно Приложению N 1 к акту невыездной проверки Государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "Торезантрацит" от 18 января 2022 года N 0014/524/14/32366906 установлены следующие факты несвоевременной уплаты заявителем суммы денежного обязательства по налогу на прибыль:
1. По отчётной декларации от 20 мая 2019 года N 4849238 за апрель 2019 года сумма самостоятельно определённого денежного обязательства ГУП ДНР "Торезантрацит" составляет 2 184 675,00 рос. руб., граничный срок уплаты - 30 мая 2019 года. В соответствии с платёжным поручением от 19 июня 2019 года N 4054 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 33 686,46 рос. руб. Налоговым органом указанные денежные средства засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль за апрель 2019 года.
2. По отчётной декларации от 20 января 2020 года N 00006268508 за декабрь 2019 года сумма самостоятельно определённого денежного обязательства ГУП ДНР "Торезантрацит" составляет 21 844 998,00 рос. руб., граничный срок уплаты - 30 января 2020 года. В соответствии с платёжным поручением от 19 марта 2020 года N 1712 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 1 985,00 рос. руб. Налоговым органом указанные денежные средства засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль за декабрь 2019 года.
3. По отчётной декларации от 19 октября 2020 года N 7894476 за сентябрь 2020 года сумма самостоятельно определённого денежного обязательства ГУП ДНР "Торезантрацит" составляет 1 923 401,00 рос. руб., граничный срок уплаты - 30 октября 2020 года. В соответствии с платёжным поручением от 5 ноября 2020 года N 8338 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 70 076,00 рос. руб. Из указанной суммы налоговым органом денежные средства в размере 3 713,00 рос. руб. засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль за сентябрь 2020 года. Согласно платёжным поручениям от 19 ноября 2020 года N 8697, от 1 декабря 2020 года N 8984, заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 67 854,00 рос. руб. и 99 544,00 рос. руб. соответственно. Налоговым органом указанные денежные средства засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль за сентябрь 2020 года.
4. По отчётной декларации от 19 ноября 2020 года N 8081951 за октябрь 2020 года сумма самостоятельно определённого денежного обязательства ГУП ДНР "Торезантрацит" составляет 1 745 231,00 рос. руб., граничный срок уплаты - 30 ноября 2020 года. В соответствии с платёжными поручениями от 3 декабря 2020 года N 9069, от 1 декабря 2020 года N 9070 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 103 763,00 рос. руб. и 70 659,00 рос. руб. соответственно. Налоговым органом указанные денежные средства засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль за октябрь 2020 года.
5. По уточняющей декларации от 3 декабря 2020 года N 8127166 за июль 2020 года сумма самостоятельно определённого денежного обязательства ГУП ДНР ГУП ДНР "Торезантрацит" составляет 1 833 333,00 рос. руб., граничный срок уплаты - 3 декабря 2020 года. В соответствии с платёжными поручениями от 15 декабря 2020 года N 9456, от 15 декабря 2020 года N 9457, от 22 декабря 2020 года N 9754, от 22 декабря 2020 года N9755, от 19 января 2021 года N246 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 33 327,00 рос. руб., 38 737,00 рос. руб., 36 952,00 рос. руб., 39 241,00 рос. руб. и 29 379,00 рос. руб. соответственно. Налоговым органом указанные денежные средства засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль согласно уточняющей декларации за июль 2020 года. Согласно платёжному поручению от 20 января 2021 года N 263 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 70 150,00 рос. руб. Из указанной суммы налоговым органом денежные средства в размере 22 692, 90 рос. руб. засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль согласно уточняющей декларации за июль 2020 года.
6. По уточняющей декларации от 3 декабря 2020 года N 8127168 за август 2020 года сумма самостоятельно определённого денежного обязательства ГУП ДНР "Торезантрацит" составляет 4 219 819,00 рос. руб., граничный срок уплаты - 3 декабря 2020 года. Согласно платёжному поручению от 20 января 2021 года N 263 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 70 150,00 рос. руб. Из указанной суммы налоговым органом денежные средства в размере 47 457,10 рос. руб. засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль согласно уточняющей декларации за август 2020 года. В соответствии с платёжным поручением от 22 января 2021 года N 325 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 32 191,00 рос. руб. Из указанной суммы налоговым органом денежные средства в размере 176,90 рос. руб. засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль согласно уточняющей декларации за август 2020 года.
7. По отчётной декларации от 21 декабря 2020 года N 8280364 за ноябрь 2020 года сумма самостоятельно определённого денежного обязательства ГУП ДНР "Торезантрацит" составляет 1 046 910,00 рос. руб., граничный срок уплаты - 30 декабря 2020 года. В соответствии с платёжным поручением от 22 января 2021 года N 325 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 32 191,00 рос. руб. Из указанной суммы налоговым органом денежные средства в размере 29 183,10 рос. руб. засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль за ноябрь 2020 года.
Судом первой инстанции установлено, что в материалы дела не представлена декларация от 21 декабря 2020 года N 8280364 за ноябрь 2020 года, в соответствии с которой сумма самостоятельно определённого денежного обязательства Государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики "Торезантрацит" составляет 1 046 910,00 рос. руб. Вместе с тем, на указанную сумму представлена декларация N 00008278266, что подтверждается квитанцией N 2 о обработке налоговой декларации (расчёта) в электронном виде. Принимая во внимание, что заявителем в заявлении указано, что налоговым органом номер декларации указан ошибочно, и налоговым органом не оспаривается данный факт, суд первой инстанции правомерно принял к рассмотрению декларацию N 00008278266.
8. По отчётной декларации от 20 февраля 2020 года N 8700103 за январь 2021 года сумма самостоятельно определённого денежного обязательства ГУП ДНР "Торезантрацит" составляет 1 805 807,00 рос. руб., граничный срок уплаты - 2 марта 2021 года. В соответствии с платёжным поручением от 16 марта 2021 года N 1775 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 70 085,68 рос. руб. Из указанной суммы налоговым органом денежные средства в размере 44 584,68 рос. руб. засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль за январь 2021 года. Согласно платёжному поручению от 16 марта 2021 года N 1776 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 71 316,88 рос. руб. Налоговым органом указанные денежные средства засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль за январь 2021 года.
9. По отчётной декларации от 19 марта 2021 года N 4849238 за февраль 2021 года сумма самостоятельно определённого денежного обязательства ГУП ДНР "Торезантрацит" составляет 2 945 889,00 рос. руб., граничный срок уплаты - 30 марта 2021 года. В соответствии с платёжным поручением от 2 апреля 2021 года N 2605 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 67 408,18 рос. руб. Налоговым органом указанные денежные средства засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль за февраль 2021 года.
10. По отчётной декларации от 19 апреля 2021 года N 9079906 за март 2021 года сумма самостоятельно определённого денежного обязательства ГУП ДНР "Торезантрацит" составляет 3 281 701,00 рос. руб., граничный срок уплаты - 30 апреля 2021 года. В соответствии с платёжным поручением от 14 мая 2021 года N 3587 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 27 458,00 рос. руб. Из указанной суммы налоговым органом денежные средства в размере 20 476,00 рос. руб. засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль за март 2021 года. Согласно платёжному поручению от 21 мая 2021 года N 3796 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 58 007,36 рос. руб. Налоговым органом денежные средства в размере 58 007,35 рос. руб. засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль за март 2021 года.
Судом первой инстанции установлено, что в материалы дела не представлена декларация от 19 апреля 2021 года N 9079906 за март 2021 года, в соответствии с которой сумма самостоятельно определённого денежного обязательства ГУП ДНР "Торезантрацит" составляет 3 281 701,00 рос. руб. Вместе с тем, на указанную сумму представлена декларация N 00009078617, что подтверждается квитанцией N 2 о обработке налоговой декларации (расчёта) в электронном виде. Принимая во внимание, что заявителем в заявлении указано, что налоговым органом номер декларации указан ошибочно, и налоговым органом не оспаривается данный факт, суд первой инстанции правомерно принял к рассмотрению декларацию N 00009078617.
11. По отчётной декларации от 20 мая 2021 года N 9272011 за апрель 2021 года сумма самостоятельно определённого денежного обязательства ГУП ДНР "Торезантрацит" составляет 2 062 007,00 рос. руб., граничный срок уплаты - 31 мая 2021 года. В соответствии с платёжным поручением от 11 июня 2021 года N 4192 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 34 655,00 рос. руб. Из указанной суммы налоговым органом денежные средства в размере 13 060,00 рос. руб. засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль за апрель 2021 года. Согласно платёжному поручению от 7 июля 2021 года N 4911 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 33 887,94 рос. руб. Налоговым органом указанные денежные средства засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль за апрель 2021 года.
Судом первой инстанции установлено, что в материалы дела не представлена декларация от 20 мая 2021 года N 9272011 за апрель 2021 года, в соответствии с которой сумма самостоятельно определённого денежного обязательства ГУП ДНР "Торезантрацит" составляет 2 062 007,00 рос. руб. Вместе с тем, на указанную сумму представлена декларация N 00009271503, что подтверждается квитанцией N 2 о обработке налоговой декларации (расчёта) в электронном виде. Принимая во внимание, что заявителем в заявлении указано, что налоговым органом номер декларации указан ошибочно, и налоговым органом не оспаривается данный факт, суд первой инстанции правомерно принял к рассмотрению декларацию N 00009271503.
12. По отчётной декларации от 22 июня 2021 года N 9463088 за май 2021 года сумма самостоятельно определённого денежного обязательства ГУП ДНР "Торезантрацит" составляет 1 231 647,00 рос. руб., граничный срок уплаты - 30 июня 2021 года. В соответствии с платёжным поручением от 12 августа 2021 года N 5677 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 34 652,44 рос. руб. Из указанной суммы налоговым органом денежные средства в размере 14 703,44 рос. руб. засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль за май 2021 года. Согласно платёжному поручению от 12 августа 2021 года N 5678 заявителем в Республиканский бюджет города Тореза уплачены денежные средства в размере 17 057,60 рос. руб. Налоговым органом указанные денежные средства засчитаны в качестве уплаты денежного обязательства по налогу па прибыль за май 2021 года.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 3 пункта 16.1 статьи 16 Закона "О налоговой системе" налогоплательщики имеют право получать отсрочку, рассрочку уплаты налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей, штрафных (финансовых) санкций, пени в порядке и на условиях, установленных законом, нормативными правовыми актами Правительства, Главы Донецкой Народной Республики.
Согласно подпункту 51 пункта 9.1 статьи 9 Закона "О налоговой системе" отсрочка и (или) рассрочка денежного обязательства или задолженности - перенесение органом доходов и сборов срока уплаты налогоплательщиком его денежных обязательств или задолженности под проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой (далее - проценты). Размер начисляемых процентов устанавливается нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики. Если в состав отсроченной и (или) рассроченной суммы входит пеня, то для расчета процентов берется сумма за вычетом такой пени.
Пунктом 52.1 статьи 52 Закона "О налоговой системе" установлено, что налогоплательщик имеет право обратиться в орган доходов и сборов с заявлением об отсрочке и (или) рассрочке денежных обязательств и (или) задолженности. Налогоплательщик, который обращается с заявлением об отсрочке и (или) рассрочке денежных обязательств и (или) задолженности, является согласовавшим сумму такого денежного обязательства и (или) задолженности.
В соответствии с пунктом 52.3 статьи 52 Закона "О налоговой системе" основанием для отсрочки и (или) рассрочки денежных обязательств и (или) задолженности налогоплательщика является предоставление им достаточных доказательств существования факторов, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения и (или) накопления задолженности, перечень которых определяется Порядком предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты денежных обязательств (задолженности) налогоплательщиков налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей, а также сумм пени и штрафных (финансовых) санкций.
Согласно пунктам 52.6, 52.7 статьи 52 Закона "О налоговой системе" решение об отсрочке и (или) рассрочке денежных обязательств и (или) задолженности в пределах одного бюджетного года предоставляет орган доходов и сборов Донецкой Народной Республики. Решение об отсрочке и (или) рассрочке уплаты денежных обязательств и (или) задолженности на срок, выходящий за пределы одного бюджетного года и не превышающий период, равный двадцати четырем календарным месяцам, принимает республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, без согласования с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере финансов. Решение об отсрочке и (или) рассрочке уплаты денежных обязательств и (или) задолженности на срок, выходящий за пределы одного бюджетного года и превышающий период, равный двадцати четырем календарным месяцам, принимает республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере финансов.
Пунктом 52.8 статьи 52 Закона "О налоговой системе" установлено, что отсрочки и (или) рассрочки предоставляются отдельно по каждому налогу, сбору, взносу, другому обязательному платежу, а также пене и штрафным (финансовым) санкциям) при их наличии. Сроки уплаты рассроченных (отсроченных) сумм или их части могут быть перенесены путем принятия отдельного решения и внесения соответствующих изменений в договоры отсрочки и (или) рассрочки.
В соответствии с пунктом 52.10 статьи 52 Закона "О налоговой системе" порядок предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты денежных обязательств (задолженности) налогоплательщикам налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей, а также суммы пени и штрафных (финансовых) санкций устанавливается Правительством или Главой Донецкой Народной Республики.
Порядок предоставления налогоплательщикам отсрочки (рассрочки) уплаты денежных обязательств (задолженности) по налогам, сборам, взносам и другим обязательным платежам, а также сумм пени и штрафных (финансовых) санкций утверждён Постановлением Совета министров Донецкой Народной Республики от 31 мая 2016 года N 7-50 (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 порядка действие настоящего Порядка распространяется на всех лиц, определённых Законом и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики как плательщиков налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей, за исключением физических лиц (без учета физических лиц-предпринимателей).
Пунктом 1.5 Порядка предусмотрено, что отсрочка (рассрочка) уплаты сумм: денежного обязательства (задолженности) по налогам, сборам, взносам и другим обязательным платежам (в том числе начисленной на такие суммы штрафной санкции (при их наличии) и пени); начисленной штрафной (финансовой) санкции, срок уплаты которой еще не наступил; задолженности по уплате штрафной (финансовой) санкции (далее - платежи), считается предоставленной, если на основании заявления налогоплательщика принято соответствующее решение органов доходов и сборов Донецкой Народной Республики (далее - орган доходов и сборов) и заключен соответствующий договор. Определение сумм платежей, которые подлежат отсрочке (рассрочке), осуществляется по данным автоматизированной информационной системы (дальше - АИС), которая ведется территориальным органом доходов и сборов.
В соответствии с пунктом 1.11 Порядка срок действия отсрочки (рассрочки) платежа, срок уплаты которого еще не наступил, начинается с граничной даты, определенной действующим законодательством для уплаты налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей, а также суммы пени и штрафных (финансовых) санкций, уплату которых необходимо отсрочить (рассрочить), и заканчивается датой, обозначенной в договоре, за исключением случаев досрочного расторжения таких договоров.
Согласно пунктам 3.13, 3.14 Порядка отсрочка (рассрочка) по уплате платежей предоставляется отдельно по каждому налогу, сбору, взносу, другому обязательному платежу, а также пене и штрафным (финансовым) санкциям (при их наличии). В случае, если срок уплаты денежных обязательств по отдельному налогу, сбору, взносу, другому обязательному платежу, а также пене и штрафным (финансовым) санкциям (при их наличии) и срок их отсрочки или рассрочки совпадают, может приниматься одно решение об отсрочке или рассрочке с указанием таких налогов, сборов, взносов, других обязательных платежей, а также пени и штрафных (финансовых) санкций (при их наличии) отдельными строками. Наличие решения об отсрочке (рассрочке) платежа и договора об отсрочке (рассрочке) платежа не ограничивает права налогоплательщика на получение следующей отсрочки (рассрочки) платежа как по видам отсроченного (рассроченного) налога, сбора, взноса, другого обязательного платежа, а также пене и штрафной (финансовой) санкции (при их наличии), так и по другим видам.
Пунктом 3.16 Порядка установлено, что не позднее следующего рабочего дня со дня принятия или получения решения территориальный орган доходов и сборов по месту регистрации налогоплательщика или по месту учета платежа заключает с этим налогоплательщиком договор об отсрочке (рассрочке) (Приложение 15). Срок действия договора начинается с даты его подписания и регистрации в соответствующем журнале.
В соответствии с пунктами 3.20, 3.21 Порядка в случае, если договор об отсрочке (рассрочке) платежа заключается позже дня принятия решения об отсрочке или рассрочке платежа, то такое решение является основанием для не начисления: пени, начисленной за несвоевременную уплату денежного обязательства, сумма которого подлежит отсрочке (рассрочке), за период с начала действия отсрочки (рассрочки) на дату подписания договора; штрафа, начисленного за несвоевременную уплату денежного обязательства, за период с начала действия отсрочки (рассрочки) на дату подписания договора. На отсроченные (рассроченные) платежи пеня и штрафы не насчитываются с даты заключения (подписания) договора до дня (включительно) окончания срока действия договора об отсрочке (рассрочке) платежа.
Из анализа указанных норм следует, что в период действия отсрочки, начиная с даты предоставления такой отсрочки, и заканчивая датой, определённой в решении об отсрочке и в договоре об отсрочке, пеня, начисленная за несвоевременную уплату денежного обязательства, подлежащего отсрочке, не начисляется.
ГУП ДНР "Торезантрацит" представлены Решения об отсрочке обязательств по уплате налогов на прибыль с юридических лиц: от 30 мая 2019 года N 637/13-02-12-2 на сумму 2 184 675,00 рос. руб.; от 30 января 2020 года N 142/13-02-12-2 на сумму 22 818 061,00 рос. руб.; от 2 ноября 2020 года N2379/13-02-12-2 на сумму 1 923 401,00 рос. руб.; от 1 декабря 2020 года N2592/13-02-12-2 на сумму 1 710 875,00 рос. руб.; от 4 декабря 2020 года N2604/13-02-12-2 на сумму 51 635 763,00 рос. руб.; от 1 октября 2020 года N2190/13-02-12-2 на сумму 4 172 185,00 рос. руб.; от 30 декабря 2020 года N2871/13-02-12-2 на сумму 908 980,00 рос. руб.; от 3 марта 2021 года N273/13-02-12-2 на сумму 1 674 087,00 рос. руб.; от 31 марта 2021 года N425/13-02-12-2 на сумму 2 945 889,00 рос. руб.; от 5 мая 2021 года N647/13-02-12-2 на сумму 3 140 298,44 рос. руб.; от 1 июня 2021 года N787/13-02-12-2 на сумму 1 994 598,82 рос. руб.; от 1 июля 2021 года N916/13-02-12-2 на сумму 1 128 646,64 рос. руб.; от 27 декабря 2021 года N1919/13-02-12-2 на сумму 888 920 088,35 рос. руб.
Указанные выше решения вынесены должностными лицами Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики.
Также между Государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики "Торезантрацит" и Республиканской налоговой инспекцией в г. Торезе Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики подписаны следующие договоры об отсрочке обязательств по уплате налогов на прибыль с юридических лиц: от 30 мая 2019 года N 119 на сумму 2 184 675,00 рос. руб.; от 27 декабря 2019 года N 344 на сумму 622 675 071,79 рос. руб.; от 30 января 2020 года N 14 на сумму 608 913 579,42 рос. руб.; от 30 января 2020 года N 18 на сумму 22 818 061,00 рос. руб.; от 2 июня 2020 года N 100 на сумму 78 204 484,91 рос. руб.; от 1 октября 2020 года N 169 на сумму 4 172 185,00 рос. руб.; от 2 ноября 2020 года N 178 на сумму 1 923 401,00 рос. руб.; от 1 декабря 2020 года N 199 на сумму 1 710 875,00 рос. руб.; от 4 декабря 2020 года N 203 на сумму 51 635 763,00 рос. руб.; от 30 декабря 2020 года N212 на сумму 908 980,00 рос. руб.; от 3 марта 2021 года N 23 на сумму 1 674 087,00 рос. руб.; от 31 марта 2021 года N 35 на сумму 2 945 889,00 рос. руб.; от 9 апреля 2021 года N 42 на сумму 918 069,80 рос. руб.; от 5 мая 2021 года N 54 на сумму 3 140 298,44 рос. руб.; от 1 июня 2021 года N 68 на сумму 1 994 598,82 рос. руб.; от 1 июля 2021 года N 85 на сумму 1 128 646,64 рос. руб.; от 27 декабря 2021 года N 162 на сумму 888 920 088,35 рос. руб.
Проанализировав предоставленные в материалы дела декларации по налогу на прибыль, платёжные поручения, подтверждающие уплату налога на прибыль, Решения Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики об отсрочке обязательств по уплате налогов на прибыль с юридических лиц, договоры об отсрочке обязательств по уплате налогов, на прибыль с юридических лиц, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в периоды, за которые налоговым органом отнесены денежные средства в качестве уплаты денежного обязательства по налогу на прибыль, на момент уплаты соответствующих налогов на прибыль, действовали отсрочки платежа.
Так, по сумме, отражённой в отчётной декларации от 20 мая 2019 года N 00004849238 за апрель 2019 года в размере 2 184 675,00 рос. руб. Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики 30 мая 2019 года вынесено Решение об отсрочке N637/13-02-12-2, а также между заявителем и административным органом 30 мая 2019 года подписан Договор об отсрочке обязательств по уплате налогов на прибыль с юридических лиц N 119. Отсрочка по указанной сумме предоставлена с 30 мая 2019 года по 26 декабря 2019 года. При этом, согласно Приложению N 1 к акту проверки денежные средства в размере 33 686,46 рос. руб., уплаченные заявителем согласно платёжного поручения от 19 июня 2019 года N 4054 (назначение платежа, указанное заявителем - налог на прибыль юридических лиц за июнь 2019 года), налоговым органом засчитаны в качестве оплаты налога на прибыль за апрель 2019 года. Вместе с тем, судом первой инстанции установлено что 19 июня 2019 года (на момент уплаты указанных денежных средств) действовала отсрочка платежа по налогу на прибыль юридических лиц за апрель 2019 года.
Таким образом, денежные средства, уплаченные заявителем согласно платёжному поручению от 19 июня 2019 года N 4054 в размере 33 686,46 рос. руб., безосновательно отнесены налоговым органом в качестве оплаты налога на прибыль за апрель 2019 года в период действия отсрочки платежа по указанному налогу, поскольку срок уплаты указанного налога перенесён на более поздний срок.
Аналогично, проверив декларации, отражённые в Приложении N 1 к акту проверки, и, соответственно, в Расчёте штрафных санкций по налогу на прибыль с юридических лиц, принимая во внимание, что административным органом не оспаривается наличие отсрочки платежей по налогу на прибыль в соответствующий период на момент уплаты такого налога на основании платёжных поручений, отражённых в Приложении N 1 к акту проверки, с учётом того, что по состоянию на момент рассмотрения настоящего дела налоговым органом на основании Решения об отсрочке от 27 декабря 2021 года N 1919/13-02-12-2, договора об отсрочке от 27 декабря 2021 года N 162 заявителю предоставлена отсрочка по налогу на прибыль юридических лиц до 26 декабря 2022 года (в том числе и по спорным периодам), суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что налоговым органом безосновательно установлен факт несвоевременной уплаты заявителем налога на прибыль с юридических лиц за апрель 2019 года, декабрь 2019 года, июль 2019 года - ноябрь 2020 года, январь 2021 года - май 2021 года.
Более того, при вынесении Решения о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) от 1 февраля 2022 года N 0039/524/14/32366906 налоговым органом не учтены положения пункта 3.21 Порядка, в соответствии с которым на отсроченные (рассроченные) платежи пеня и штрафы не насчитываются с даты заключения (подписания) договора до дня (включительно) окончания срока действия договора об отсрочке (рассрочке) платежа, вследствие чего ГУП ДНР "Торезантрацит" безосновательно привлечено к ответственности в виде штрафа за несвоевременно уплаченную сумму денежного обязательства в период действия отсрочки по данному платежу.
При этом, доводы налогового органа, что денежные средства, уплаченные заявителем, а также суммы отсроченных денежных обязательств по налогу на прибыль юридических лиц зачтены в счёт погашения задолженности по уплате денежного обязательства по налогу на прибыль и пени в порядке погашения задолженности согласно очерёдности её возникновения согласно данным карты лицевого счёта ГУП ДНР "Торезантрацит" в соответствии с пунктом 44.5 статьи 44 Закона "О налоговой системе" и в порядке очерёдности, установленной пунктом 235.1 статьи 235 Закона "О налоговой системе" судом первой инстанции правомерно не приняты во внимание исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 9.1 статьи 9 Закона "О налоговой системе" задолженность (налоговая задолженность) - сумма денежного обязательства, а также пеня и штрафные (финансовые) санкции, начисленные и не уплаченные в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом, другими законами Донецкой Народной Республики, нормативными правовыми актами Правительства Донецкой Народной Республики, Указами Главы Донецкой Народной Республики, контроль за соблюдением которых возложен на органы доходов и сборов.
Согласно пунктам 44.1, 44.5 статьи 44 Закона "О налоговой системе" источниками погашения задолженности налогоплательщика являются любые собственные средства, в том числе те, которые получены от продажи товаров (работ, услуг), активов и из других источников, а также суммы излишне уплаченных платежей в соответствующие бюджеты. Погашение задолженности налогоплательщика по соответствующему платежу может быть осуществлено также: а) за счет излишне уплаченных сумм такого платежа - без заявления налогоплательщика; б) за счет ошибочно и (или) излишне уплаченных сумм по другим платежам - по заявлению налогоплательщика в порядке, определенном действующим законодательством Донецкой Народной Республики. В случае наличия у налогоплательщика задолженности, территориальный орган доходов и сборов обязан зачесть средства, уплаченные таким налогоплательщиком, в счет погашения задолженности согласно очередности ее возникновения, независимо от назначения платежа, определенного налогоплательщиком.
Поскольку согласно подпункту 51 пункта 9.1 статьи 9 Закона "О налоговой системе" отсрочкой денежного обязательства является перенесение органом доходов и сборов срока уплаты налогоплательщиком его денежных обязательств под проценты за пользование отсрочкой, Решения Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики об отсрочке, а также договоры об отсрочке, заключённые между Государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики "Торезантрацит" и Республиканской налоговой инспекцией в г. Торезе Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики не являются источниками или средствами погашения задолженности, а являются исключительно основанием переноса срока уплаты обязательств по налогу на прибыль юридических лиц.
Исходя из изложенного доводы Государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "Торезантрацит" относительно необоснованности отнесения налоговым органом в качестве оплаты налога на прибыль юридических лиц за апрель 2019 года, декабрь 2019 года, июль 2019 года - ноябрь 2020 года, январь 2021 года - май 2021 года в период действия отсрочки платежа по указанному налогу являются обоснованными, поскольку срок уплаты указанного налога перенесён на более поздний срок, и подтверждаются материалами дела.
Пояснения Республиканской налоговой инспекции в г. Торезе Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики от 02.03.2023 г. относительно задолженности за 2015 год, не могут быть приняты апелляционным судом во внимание, поскольку не соответствуют данным предприятия и ранее предоставленным налоговым органом документам об отсутствии такой задолженности.
По данным бухгалтерского учета предприятия, подтвержденными налоговым органом актами сверок и справкой о размере задолженности перед бюджетом, предоставленной для обращения в Межведомственную комиссию по оказанию поддержки субъектам предпринимательства от 15.04.2021 г. N 1487/10/13-12-6 вся задолженности ГУП ДНР "Торезантрацит" по налогу на прибыль была отсрочена, т.е. срок обязательства не был нарушен.
Согласно письма налогового органа от 01.12.2021 N 4918/10/13-12-3 с 01.07.2021 г. в промышленную эксплуатацию введен дополнительный модуль автоматизированной информационной системы "Налоговый блок", который содержит автоматический алгоритм начисления пени в карточках лицевых счетов, что в свою очередь повлекло за собой изменение прошлых налоговых периодов и образование у ГУП ДНР "Торезантрацит" задолженности по налогу на прибыль с 2015 года.
Вместе с тем данные автоматизированной информационной системы о размере задолженности на определенную дату ввиду несогласия должника не могут рассматриваться как достаточные доказательства в подтверждение суммы долга возникшей в 2015 году.
Принимая во внимание необоснованность отнесения налоговым органом в качестве оплаты налога на прибыль юридических лиц за апрель 2019 года, декабрь 2019 года, июль 2019 года - ноябрь 2020 года, январь 2021 года - май 2021 года в период действия отсрочки платежа по указанному налогу, а также тот факт, что на отсроченные платежи пеня и штрафы не насчитываются с даты заключения (подписания) договора до дня (включительно) окончания срока действия договора об отсрочке (рассрочке) платежа, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недействительности решения Республиканской налоговой инспекции в г. Торезе Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики от 1 февраля 2022 года N 0039/524/14/23266906 о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) по налогу на прибыль с юридических лиц в размере 120 109,24 рос. руб.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 23 сентября 2022 по делу N А85-160/2022 (N5а/200/160/2022) оставить без изменения, апелляционную жалобу Республиканской налоговой инспекции в г. Торезе Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А85-160/2022
Истец: ГУП Донецкой Народной Республики "Торезантрацит"
Ответчик: Республиканская налоговая инспекция в г. Торезе Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-5170/2022