г. Санкт-Петербург |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А56-124928/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8850/2023) ООО "Специализированная служба по вопросам организации похорон в Санкт-Петербурге и Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2023 по делу N А56-124928/2022 (судья Е. Н. Домрачева), принятое
по иску ООО "Специализированная служба по вопросам организации похорон в Санкт-Петербурге и Ленинградской области"
к ГБУЗ Ленинградская областная клиническая больница
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам организации похорон в СПб и ЛО" (ОГРН 1217800124541, ИНН 7817116830, адрес: 196650, Россия, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. г. Колпино, ул. Финляндская, д. 24, литера Б, офис 261; далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградская областная клиническая больница (ОГРН 1037804002125, ИНН 4700001254, адрес: 188300, Ленинградская обл., Гатчинский м.р-н, г. Гатчина, Гатчинское г.п., Красносельское ш., д. 1а; далее - учреждение, ответчик) о взыскании 146 000 руб. задолженности по контракту N 0345200004021000618_100902, 4 910 руб. 47 коп. пени и 50 000 руб., перечисленных в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 16.02.2023 в виде резолютивной части в удовлетворении иска отказано.
25.02.2023 изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между учреждением (заказчик) и обществом (исполнитель) в порядке в порядке предусмотренным пунктом 25 части 1 статьи 93 и часть 1 статьи 71 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Закон N44-ФЗ), по результатам электронного аукциона, объявленного Извещением от 13.10.2021 N 0345200004021000618 на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 25.10.2021 N 0345200004021000618-4, торги N 635/2021-ЭА, заключен контракт N 034520000618100902 на оказание в 2022 году услуг по перевозке (вывозу) тел (останков) умерших (погибших) специализированным транспортным средством (далее - контракт), по условиям которого исполнитель обязуется по заявкам заказчика осуществлять перевозку тел (останков) умерших (погибших) (далее-услуги), из мест отправления, указанных в пункте 1.2 контракта, до мест приема, указанных в пункте 1.3 контракта, а заказчик обязуется оказанные услуги принять и оплатить в порядке и сроки, предусмотренные настоящим контрактом.
Срок оказания услуг с момента заключения контракта, но не ранее 01.01.2022 до 31.12.2022 на основании заявки заказчика - в течение 4 часов с момента ее получения исполнителем в порядке, предусмотренном разделом 3.2 описания объекта закупки. Услуги оказываются с 8-00 до 20-00 часов.
Согласно пункту 3.1 контракта максимальное значение цены контракта по результатам электронного аукциона составляет 500 000 руб., НДС не облагается на основании статьи 346.11 НК РФ.
Цена единицы услуги является твердой и определяется на весь срок его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.4 контракта (пункт 3.3 контракта).
По соглашению сторон цена единицы услуги может быть снижена без изменения предусмотренного контрактом объема услуг и иных условий контракта (пункт 3.4 контракта).
В силу пункта 12.6 контракта все изменения контракта должны быть совершены в письменном виде и оформлены дополнительными соглашениями к контракту.
Оплата по контракту осуществляется за счет средств собственных доходов учреждения на 2022 год - 500 000 руб. (пункт 3.5 контракта).
В соответствии с пунктом 3.7 контракта заказчик ежемесячно оплачивает надлежащим образом оказанные услуги (включая в необходимом случае, сопутствующие услуги) на основании предоставленных исполнителем счета на оплату, счета - фактуры (кроме организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения) в течение 30 дней с момента подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг (приложение N 3 к контракту).
Согласно пункту 5.1 контракта не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, исполнитель предоставляет заказчику, подписанный со своей стороны универсальный передаточный документ (далее - УПД) в двух экземплярах и счет на оплату.
Заказчик в течение 3 рабочих дней с даты получения от исполнителя документов, отчетных документов для оплаты, проверяет соответствие указанного исполнителем объема фактически оказанных услуг и их качества требованиям контракта, по результатам проверки подписывает и направляет исполнителю один экземпляр УПД либо мотивированный отказ от его подписания (пункт 5.2 контракта).
При наличии замечаний или возражений заказчик направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания УПД с перечнем выявленных замечаний и возражений (пункт 5.3 контракта).
В соответствии с пунктом 5.5 контракта в случае уклонения заказчика или немотивированного отказа заказчика от подписания УПД, исполнитель вправе составить односторонний УПД. С момента подписания УПД исполнителем услуги считаются оказанными исполнителем и принятыми заказчиком без претензий и замечаний и подлежат оплате на основании такого документа.
По условиям пункта 7.3 контракта в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы (пункт 7.4 контракта).
В период с апреля по июнь 2022 года истец указал ответчику услуги по перевозке (вывозу) тел (останков) умерших (погибших) специализированным транспортным средством на сумму 146 000 руб.
С сопроводительным письмом от 20.06.2022 N 93/22 истец направил в адрес ответчика УПД от 30.04.2022 N 29, счет на оплату от 30.04.2022 N 31, выписку из журнала транспортировки тел умерших с 15.04.2022 по 30.04.2022, УПД от 31.05.2022 N 32, счет на оплату от 31.05.2022 N 32, выписку из журнала транспортировки тел умерших за май 2022 года, УПД от 15.06.2022 N 33, счет на оплату от 15.06.2022 N 37, выписку из журнала транспортировки тел умерших за июнь 2022 года, и просил оплатить оказанные услуги.
Письмо и приложенные к нему документы получены учреждением 21.06.2022 (вх. N 01.18/2661).
Мотивированных возражений от подписания ответчиком не заявлено.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате в сумме 146 000 руб. явилось основанием для обращения общества в суд с настоящим иском. За нарушение обязательств по оплате истцом в соответствии с пунктом 7.4 контракта (ошибочно указан пункт 7.9) начислены пени в сумме 4 910 руб. 47 коп. Также обществом заявлено требование о взыскании с учреждения 50 000 руб., перечисленных в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту.
Суд отказал обществу в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (часть 1 статьи 781 ГК РФ).
В соответствии со статьей 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729 ГК РФ), если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно статье 1 Закона N 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ определено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 закона.
Подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
Названным законом установлено императивное правовое регулирование отношений, связанных с размещением государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе, установлен единый порядок размещения таких заказов конкурентными способами, к которым в соответствии со статьей 24 Закона относятся конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Таким образом, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Таким образом, государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Взыскание неосновательного обогащения за фактически оказанные услуги при отсутствии государственного (муниципального) контракта открывало бы возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона N 44-ФЗ, тогда как никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения. Данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2013 N 37/13, от 28.05.2013 N 18045/12, а также приведенной в пункте 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Согласно представленному ответчиком акту сверки взаимных расчетов от 10.01.2023 в период с февраля по апрель 2022 истцом оказаны услуги на сумму 496 400 руб.
В рамках настоящего спора обществом заявлено требование о взыскании с учреждения задолженности за оказанные в период с апреля по июнь 2022 года услуги в сумме 146 000 руб.
Цена контракта составляет 500 000 руб. и является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта.
Положения пункта 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ исключают возможность оплаты оказанных услуг в сумме, превышающей твердую цену контракта.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 30.06.2020 N 24-03-08/56248, если оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке, возможность увеличения количества товара, объема работы или услуги на десять процентов в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ отсутствует.
Таким образом, изменение максимального значения цены контракта законодательством в сфере закупок не предусмотрено, закупка услуг по контракту от завершена. При превышении предусмотренной в нем максимальной цены исполнитель может в одностороннем порядке прекратить его исполнение, осуществляя контроль над собственным исполнением контракта, в том числе являясь субъектом профессиональной деятельности в сфере оказываемых им услуг.
Учитывая, что разница между стоимостью оказанных в рамках контракта услуг и максимальным значением цены контракта составила менее размера минимальной цены единицы услуги по указанному контракту, контракт считается исполненным, а обязательства по нему прекращены в связи с их исполнением.
Оплата услуг, оказанных без заключения контракта, законодательством о контрактной системе не предусмотрена.
Общество, оказывающее услуги сверх цены контракта, не могло не знать, что услуги оказываются им при очевидном отсутствии обязательств, и в полной мере осознавало риски, связанные с продолжением такого исполнения.
Доказательств, свидетельствующих о том, что оказание спорных услуг не зависело от волеизъявления общества и являлось для него обязательной либо было обусловлено экстренной необходимостью или иной чрезвычайной ситуацией (угрозой возникновения такой ситуации), общество не имело возможности не оказывать услуги, поскольку это противоречило бы требованиям закона и (или) повлекло бы нарушение охраняемых законом публичных интересов, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для взыскания с ответчика стоимости оказанных истцом услуг сверх цены контракта.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2023 по делу N А56-124928/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-124928/2022
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ СЛУЖБА ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОРОН В СПБ И ЛО"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА