г. Пермь |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А60-56410/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Трефиловой Е.М., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Можеговой Е.Х.,
при участии:
в судебное заседание явился представитель ответчика: Захарова С.А., паспорт, доверенность от 23.01.2023 N 33/05/01-14/0111, диплом (копии прилагаются к материалам дела);
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Министерства образования и молодежной политики Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 марта 2023 года
по делу N А60-56410/2022
по иску Министерства образования и молодежной политики Свердловской области (ИНН 6661077317 ОГРН 1036603988816)
к муниципальному образованию "город Екатеринбург" в лице Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661 ОГРН 1046603983800),
третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Управление заказчика по капитальному ремонту" (ИНН 6671248498 ОГРН 1076671036991), общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ГрандСтрой" (ИНН 6658141869 ОГРН 1036602644495)
о взыскании 27 522 183 руб. 54 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Администрации города Екатеринбурга о взыскании 27 522 183 руб. 54 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКУ "УЗКР" и ООО "Строительная компания "Гранд-Строй".
Определением суда от 30.11.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКУ "УЗКР" (ИНН 6671248498) и ООО "Строительная компания "Гранд-Строй" (ИНН 6658141869).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2023 (резолютивная часть решения объявлена 14.03.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы истцом приведены доводы о том, что вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований не соответствует обстоятельствам дела.
Исковые требования заявлены в связи с нарушением ответчиком - муниципальным образованием "город Екатеринбург" обязательства, предусмотренного соглашением от 28.05.2021 N° 604 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" на создание современной образовательной среды для школьников в рамках программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы в 2021 году (далее - соглашение N 604).
Нарушение, допущенное ответчиком, заключается в невыполнения показателя результативности использования субсидии, а именно: не достигнуто к установленному соглашением сроку (на 31.12.2021) значение показателя результативности использования субсидии (в общеобразовательных организациях создано 251 место вместо 916). Данное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела отчетом о достижении значений показателей результативности использования субсидии по состоянию на "01" января 2022 года.
Согласно пункту 4.1.4 соглашения N 604 в случае, если Муниципальным образованием по состоянию на 31.12.2021 не достигнуты значения показателей результативности использования субсидии, Министерство обязано рассчитать в соответствии с порядком предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на создание современной образовательной среды для школьников в рамках программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы (приложение N 6 к государственной программе Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2027 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 N 920-ПП) (далее - Порядок предоставления и распределения субсидий, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 N 920-ПП), объем средств, подлежащих возврату, и направить Муниципальному образованию требование о возврате средств субсидии в указанном объеме.
Сумма средств, подлежащих возврату в доход областного бюджета, рассчитана Министерством в точном соответствии с формулой, определенной в пункте 21 Порядка предоставления и распределения субсидий, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 N 920-ПП. Расчет объема средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" в доход областного бюджета в связи с недостижением муниципальным образованием "город Екатеринбург" по состоянию на 31 декабря 2021 года значения показателя результативности использования субсидии, утвержден приказом Министерства от 28.02.2022 N 225-Д, копия которого имеется в материалах дела.
Кроме того, пунктом 22 Порядка предоставления и распределения субсидий, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 N 920-ПП, прямо предусмотрено, что продление срока достижения значения показателя результативности осуществляется путем заключения между Министерством и Муниципальным образованием дополнительного соглашения к соглашению с определением нового срока достижения значения показателя результативности.
Дополнительное соглашение к соглашению N 604 о продлении срока достижения значения показателя результативности между Министерством и Муниципальным образованием не заключалось.
Заключение между Министерством и Муниципальным образованием соглашения от 09.03.2022 N 859 (далее - соглашение N 859) не является продлением срока достижения значения показателя результативности использования субсидии, поскольку заключение соглашения о направлении на те же цели не использованного по состоянию на 1 января 2022 года остатка средств субсидии не предусмотрено пунктом 22 Порядка предоставления и распределения субсидий, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 N 920-ПП, в качестве основания для продления срока достижения значения показателя результативности. Указанное соглашение является самостоятельным соглашением с определенными в нем условиями.
Предметом соглашения N 604 является предоставление субсидии (пункт 1.1 соглашения N 604).
Согласно пункту 6.1.2 соглашения N 604 субсидия направляется на создание современной образовательной среды для школьников в двух школах: муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школе N 24, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, пер. Коломенский, 3, и муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе N 83, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, пр. Седова, 46.
Правовым основанием, регулирующим порядок предоставления субсидии по соглашению N 604, является Порядок предоставления и распределения субсидий, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 N 920-ПП.
Предметом соглашения N 859 является направление на те же цели не использованного по состоянию на 1 января 2022 года остатка средств субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования "город Екатеринбург", предоставленной в 2021 году на создание современной образовательной среды для школьников в рамках программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы (далее - неиспользованный остаток средств субсидии).
Неиспользованный остаток направляется на завершение мероприятий по созданию современной образовательной среды для школьников только в одной школе: муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе N 83, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, пр. Седова, 46 (пункт 1.1 соглашения N 859).
Правовым основанием, регулирующим направление на те же цели не использованного остатка средств субсидии по соглашению N 859, является Порядок возврата из областного бюджета в федеральный бюджет и местные бюджеты межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 16.02.2017 N 82-ПП (далее - Порядок возврата межбюджетных трансфертов, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 16.02.2017 N 82-ПП).
Ответчиком в соответствии с Порядком возврата межбюджетных трансфертов, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 16.02.2017 N 82-ПП, было направлено в Министерство письмо от 09.02.2022 с приложением документов, подтверждающих расчет потребности в неиспользованном остатке средств субсидии в размере 21 538 059,93 (копия имеется в материалах дела). В пояснительной записке (копия имеется в материалах дела) указан перечень работ, которые необходимо выполнить для завершения капитального ремонта в школе N 83 по адресу: г. Екатеринбург, пр. Седова, 46, в соответствии с муниципальным контрактом от 11.05.2021. Сумма работ определена в размере 21 538 059,93.
Таким образом, денежные средства по соглашению N 859 выделялись под конкретные расходы, сумма которых рассчитана.
Следовательно, соглашения имеют разный предмет. Соглашение N° 859 заключено по самостоятельному основанию - для направления на те же цели не использованного остатка средств субсидии в соответствии с Порядком возврата межбюджетных трансфертов, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 16.02.2017 N° 82-ПП. Предметом соглашения N 859 является направление на те же цели не использованного остатка средств субсидии в отличие от соглашения N 604, предметом которого является предоставление субсидии.
Ответчик и третье лицо с жалобой не согласны по основаниям, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу. Решение суда считают законным и обоснованным, просят оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика против доводов жалобы возражал, позицию, изложенную в отзыве, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований истец указывает на то, что между Министерством и Администрацией МО "город Екатеринбург" (далее - Администрация) заключено соглашение от 28.05.2021 N 604 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" на создание современной образовательной среды для школьников в рамках программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы в 2021 году (далее - Соглашение N 604).
В срок, определенный названным Соглашением (по состоянию на 31 декабря 2021 года), Администрацией не было достигнуто в полном объеме значение показателя результативности использования субсидии (в общеобразовательных организациях создано 251 место из 916).
Согласно пункту 21 Порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на создание современной образовательной среды для школьников в рамках программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы (приложение N 6 к государственной программе Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 N 920-ПП) (далее - Порядок N 920-ПП), решение о достижении (недостижении) муниципальным образованием значения показателя результативности использования субсидии принимается Министерством в срок до 1 марта года, следующего за годом предоставления субсидии, на основании отчетов об использовании средств областного бюджета, предоставленных в форме субсидии, и о достижении показателя результативности использования субсидии.
Решение о недостижении значения показателя результативности использования субсидии, содержащее расчет объема средств, подлежащих возврату в доход областного бюджета, принимается в форме приказа Министерства.
Министерство не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения о недостижении муниципальным образованием значения показателя результативности использования субсидии направляет муниципальному образованию письменное требование о возврате средств с указанием объема средств, подлежащих возврату, реквизитов для возврата средств, с приложением копии решения.
Муниципальное образование обязано вернуть средства, подлежащие возврату в объеме, указанном в требовании Министерства, в доход областного бюджета в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения требования.
Министерством издан приказ от 28.02.2022 N 225-Д "О недостижении муниципальным образованием "город Екатеринбург" по состоянию на 31 декабря 2021 года значения показателя результативности использования субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" на создание современной образовательной среды для школьников в рамках программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы в 2021 году" (далее - приказ N 225-Д), которым установлено недостижение муниципальным образованием "город Екатеринбург" по состоянию на 31 декабря 2021 года значения показателя результативности использования субсидии, а также установлен объем средств, подлежащих возврату в областной бюджет в размере 27 522 183 руб. 54 коп.
В адрес Администрации направлено требование от 03.03.2022 N 02-01-81/2435 о возврате средств субсидии, которое получено 03.03.2022, срок для возврата денежных средств истек 18.03.2022.
Администрацией в Министерство направлены пояснения от 09.03.2022 N 0111/01-24/002/1495 с просьбой об отзыве требования о возврате средств субсидии со ссылкой на пункт 22 ПорядкаN 920-ПП.
Согласно пункту 22 Порядка N 920-ПП допускается продление срока достижения значения показателя результативности использования субсидии при наличии в совокупности двух условий: 1) обращение муниципального образования, допустившего недостижение значения показателя результативности использования субсидии, в Министерство не позднее 15 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, с ходатайством о продлении срока достижения значения показателя результативности использования субсидии; 2) недостижение показателя результативности использования субсидии возникло из-за обстоятельств непреодолимой силы.
Как указывает истец, Администрация не обращалась в Министерство с ходатайством о продлении срока достижения значения показателя результативности использования субсидии в срок, установленный в пункте 22 названного Порядка. Все пояснения и обращения о наличии возможных обстоятельств непреодолимой силы были представлены Администрацией за пределами срока, установленного Порядком N 920-ПП.
Помимо пояснений от 09.03.2022 N 0111/01-24/002/1495, Администрацией в адрес Губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева было направлено обращение от 17.03.2022 N 0111/01-24/002/1680 с просьбой согласования продления срока достижения значения показателя результативности использования субсидии.
Во исполнение поручения Губернатора Свердловской области и в целях дополнительного рассмотрения указанного вопроса Министерством в адрес Администрации было направлено письмо от 13.04.2022 N 02-01-81/4367 с предложением представить информацию с подробным обоснованием обстоятельств, повлекших нарушение срока достижения значения показателя результативности использования субсидии, а также пояснения относительно непредставления ходатайства о продлении срока достижения целевого показателя в установленный Порядком N 920-ПП срок.
Администрацией в Министерство письмом от 16.05.2022 N 0121/01-24/002/3181 направлены дополнительные пояснения, касающиеся оснований для продления срока достижения значения показателя результативности использования субсидии.
По мнению истца, из пояснений, направленных Администрацией в Министерство письмом от 16.05.2022 N 0121/01-24/002/3181, не усматривается наличие обстоятельств непреодолимой силы, поскольку указанные в письме обстоятельства не обладают признаками чрезвычайности и непредотвратимости; пояснения и обращения о наличии возможных обстоятельств непреодолимой силы были представлены Администрацией за пределами срока, установленного Порядком N 920-ПП.
Министерство в письме от 01.08.2022 N 02-01-81/9458 предложило Администрации урегулировать вопрос возврата средств субсидии в досудебном порядке и возвратить денежные средства в областной бюджет по реквизитам, указанным в требовании от 03.03.2022 N 02-01-81/2435, в течение месяца с момента получения указанного письма.
В письме от 29.08.2022 N 0121/01-24/002/5624 Администрация вновь обратилась с просьбой о неприменении Министерством положений пункта 21 ПорядкаN 920-ПП, предусматривающего возврат средств в областной бюджет в случае недостижения показателя результативности использования субсидии.
Министерство в письме от 02.09.2022 N 02-01-81/11162 уведомило Администрацию об отсутствии правовых оснований для продления срока достижения значения показателя результативности использования субсидии и неприменения мер ответственности в виде возврата средств субсидии в областной бюджет.
Поскольку в досудебном порядке урегулировать вопрос возврата средств субсидии не удалось, Министерство как главный распорядитель бюджетных средств обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика денежных средств в размере 27 522 183 руб. 54 коп.
При рассмотрении дела суд первой инстанции оснований для удовлетворения исковых требований не установил.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 21 Порядка N 920-ПП решение о достижении (недостижении) муниципальным образованием значения показателя результативности использования субсидии принимается Министерством в срок до 1 марта года, следующего за годом предоставления субсидии, на основании отчетов об использовании средств областного бюджета, предоставленных в форме субсидии, и о достижении показателя результативности использования субсидии.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения в суд с настоящим иском послужил вывод истца о недостижении муниципальным образованием "город Екатеринбург" по состоянию на 31 декабря 2021 года значения показателя результативности использования субсидии, а также установлен объем средств, подлежащих возврату в областной бюджет в размере 27 522 183 руб. 54 коп.
Ответчик, возражая против исковых требований, указывал на то, что предметом Соглашения N 604 являлось предоставление из областного бюджета бюджету МО "город Екатеринбург" субсидии на создание современной образовательной среды для школьников в рамках программы "Содействие созданию субъектов Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы (п. 1.1 Соглашения N 604).
Из областного бюджета в бюджет муниципального образования "город Екатеринбург" предоставлена субсидия в сумме 280 266 812 руб. (уровень софинансирования Свердловской областью расходного обязательства муниципального образования составляет 70 %).
Субсидия направлена на создание современной образовательной среды для школьников (отчеты предоставлены истцу). Размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января 2022, составляет 26 583 036 руб. 56 коп.
Средства в размере 26 583 036 руб. 56 коп. возвращены в областной бюджет (заявка на возврат от 18.01.2022, уведомление N 1 по расчетам между бюджетами).
Администрация 01.02.2022 обратилась в Министерство в соответствии с Порядком возврата из областного бюджета в федеральный и местные бюджеты межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 16.02.2017 N 82-ПП, были направлены документы для подтверждения потребности в неиспользованных остатках межбюджетных трансфертов с обоснованием потребности в использовании в текущем финансовом году для финансового обеспечения расходов федерального или местного бюджета, соответствующих целям предоставления межбюджетных трансфертов, и с указанием сумм средств в объеме, не превышающем остатка межбюджетных трансфертов в рамках программы ""Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025" в 2021 году.
Приказом Министерства от 17.02.2022 N 173-Д установлено наличие потребности в направлении на те же цели не использованного по состоянию на 1 января 2022 года остатка средств межбюджетного трансферта, предоставленного из областного бюджета в форме субсидии бюджету МО "город Екатеринбург" в 2021 году на основании Соглашения N 604, в объеме 21 538 059 руб. 93 коп. в соответствии с обоснованным подтверждением потребности в 2022 году в неиспользованном остатке.
Между Министерством и Администрацией 09.03.2022 было заключено Соглашение N 859 о направлении на те же цели не использованного по состоянию на 1 января 2022 остатка средств субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" предоставленной с 2021 году, на создание современной образовательной среды для школьников в рамках программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы" (далее - Соглашение N 859).
По мнению ответчика, факт заключения указанного Соглашения свидетельствует о продлении срока достижения значений показателей результативности использования субсидии. Срок продлен до 31.12.2022. Показатель результативности исполнения субсидии достигнут в установленные сроки (отчет об исполнении направлен истцу 07.10.2022, 10.01.2023). Соглашение N 859 от 09.03.2022 заключено по тому же предмету - создание современной образовательной среды для школьников, которым срок достижения показателя установлен до 31.12.2022. Таким образом, по мнению ответчика, обязательства сторон по Соглашению от 28.05.2021 N 604 прекращены, оснований для взыскания денежных не имеется.
Кроме того, ответчик считает, что исходя из формулы расчета объема средств, подлежащих возврату в доход областного бюджета, в соответствии с п. 21 Порядка N 920-ПП, составляет 25 368 377 руб. 55 коп. (0,1(280 266 812-26 583 036,53). Размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января 2022, 26 583 036 руб. 56 коп., денежные средства в указанном размере возвращены в областной бюджет.
По мнению ответчика, предъявляя требования о возврате денежных средств, истец в одностороннем порядке изменяет условия софинансирования в сторону уменьшения и, соответственно, увеличения расходов МО "город Екатеринбург", что повлечет нецелевое расходование муниципальным образованием бюджетных средств. Истец просит взыскать денежные средства сверх суммы выделенной субсидии.
Кроме того, ответчик указывает на то, что у истца не возникло никаких неблагоприятных последствий, убытки и ущерб публично-правовому образованию не причинен. Доказательства наличия виновного поведения муниципального образования отсутствуют. Денежные средства, выделенные в качестве субсидии, израсходованы по целевому назначению, размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января 2022, возвращен. Муниципальным образованием предприняты все необходимые действия для продления срока достижений показателя результативности, по итогам которых показатель результативности достигнут.
Статьей 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
В соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведённые лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно п. 12 Порядка N 920-ПП средства, полученные из областного бюджета в форме субсидий, носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.
Закрепленный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
При определении размера ответственности необходимо учитывать меры, принятые ответчиком для исполнения своих обязанностей по соглашению.
Материалами дела подтверждается, что действиями ответчика не причинены негативные последствия, ущерб. Признаков бездействия или злоупотребления судом также не установлено. Кроме того, как отмечает ответчик, муниципальным образованием предприняты все необходимые действия для продления срока достижений показателя результативности, по итогам которых показатель результативности достигнут.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, в том числе Соглашения N 604, N 859, Приказ от 17.02.2022 N 173-Д, установив отсутствие негативных последствий, ущерба, признаков в бездействия или злоупотребления, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства.
Оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции также исходит из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
По смыслу ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ возврат субсидии возможен при использовании средств нецелевым образом как мера бюджетного принуждения.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно сформировавшейся практике Конституционного суда Российской Федерации право на судебную защиту оказывается существенно ущемленным, а рассмотрение судами дел не может признано объективным, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (постановления от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N 14-П, от 28.10.1999 N 14-П, от 22.11.2000 N 14-П и от 14.07.2003 N 12-П, определение от 05.03.2004 N 82-О).
В данном случае какие-либо негативные последствия для государства не наступили, допущенное нарушение установленного порядка предоставления субсидии имеет формальный характер, следовательно, требования об ответственности за нарушение, несоразмерны объему заявленных требований.
Учитывая, что субсидии предоставляются получателям на безвозмездной и безвозвратной основе, цели и задачи их предоставления в целом достигнуты, то применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Приведенные в жалобе доводы судом проверены и отклонены, поскольку истцом не учтено следующее.
На основании Соглашения N 604 из областного бюджета в бюджет муниципального образования "город Екатеринбург" предоставлена субсидия в сумме 280 266 812 руб. (уровень софинансирования Свердловской областью расходного обязательства муниципального образования составляет 70,00%).
Субсидия направлена на создание современной образовательной среды для школьников: МОУ СОШ N 24 по адресу: г. Екатеринбург, пер. Коломенский, 3 (сумма 111 398 112 руб.); МБОУ СОШ N 83 по адресу: г. Екатеринбург, пр. Седова, 46 (сумма 168 868 700 руб.).
Согласно отчетам, предоставленным истцу в соответствии с условиями Соглашения N 604, субсидия использована: в отношении МОУ СОШ N 24 - в сумме 110 639 779,52 руб.; в отношении МБОУ СОШ N 83 - в сумме 143 043 995,92 руб.
По состоянию на 1 января 2022 размер не использованного остатка субсидии составляет 26 583 036,56 руб.
Средства в размере 26 583 036,56 руб. были возвращены в областной бюджет (в материалы предоставлены: копия заявки на возврат от 18.01.2022 и копия уведомления N 1 по расчетам между бюджетами, л.д. 17-19).
Отклоняя доводы истца о том, что Соглашение N 604 и Соглашение N 859 имеют разные цели, суд отмечает, что предметом указанных соглашений является - создание современной образовательной среды для школьников в рамках программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы.
Указание в Соглашениях иных оснований либо условий представления субсидии не свидетельствует о несоответствии предмета.
Судом установлено и иного в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано, что правоотношения сторон по соглашению N 604 прекращены в соответствии с п. 7.2 в связи с "заключением нового соглашения по предмету настоящего Соглашения".
Истец, подписав Соглашение N 604, выразил согласие с его условиями.
Таким образом, поскольку правоотношения сторон по Соглашению N 604 прекращены, основания для взыскания денежных средств отсутствуют.
Кроме того, судом установлено, что Администрацией города Екатеринбурга совершены все необходимые действия для достижения показателя результативности, а также то, что в данных правоотношениях Администрация города Екатеринбурга является лицом, зависимым от волеизъявления истца.
Поскольку по состоянию на 31.12.2021 МБОУ СОШ N° 83 по адресу: г. Екатеринбург, пр. Седова, 46 не была введена в эксплуатацию, неиспользованный остаток субсидии в размере 26 583 036,56 руб. был возвращен в областной бюджет.
После возврата неиспользованного остатка субсидии в областной бюджет 01.02.2022 Администраций города Екатеринбурга были направлены документы для подтверждения потребности в неиспользованных остатках межбюджетных трансфертов с обоснованием потребности в использовании в текущем финансовом.
Истец, являясь распорядителем средств, выделяемых в качестве субсидий, и лицом, в полномочия которого входит принятие решения как о продолжении софинансирования создания современной образовательной среды для школьников новых мест в МБУ СОШ N 83, так и об отказе в выделении субсидии, принял решение о наличии потребности в направлении из областного бюджета денежных средств в форме субсидии (Приказ от 17.02.2022 N 173-Д) и, соответственно, о прекращении правоотношений по Соглашению N 604 и заключении нового соглашения.
09.03.2022 между Министерством образования и молодежной политики Свердловской области и Администрацией города Екатеринбурга было заключено Соглашение N 859 на создание современной образовательной среды для школьников в МБУ СОШ N° 83 (с сохранением уровня софинансирования Свердловской областью расходного обязательства муниципального образования - 70,00%), которым срок достижения показателя результативности установлен до 31.12.2022.
Показатель результативности исполнения субсидии достигнут в установленные сроки (отчеты об исполнении направлены истцу 07.10.2022, 10.01.2023).
У истца не возникло никаких неблагоприятных последствий, убытки и ущерб публично-правовому образованию не причинены. Доказательства наличия виновного поведения муниципального образования отсутствуют. Денежные средства, выделенные в качестве субсидии, израсходованы по целевому назначению, размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января 2022, возвращен. Муниципальным образованием предприняты все необходимые действия для продления срока достижения показателя результативности, по итогам которых показатель результативности достигнут.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что оснований для взыскания правомерно предоставленной ответчику и использованной им по целевому назначению субсидии и, соответственно, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом и правомерно отклонены. Заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции.
При рассмотрении дела апелляционный суд пришел к выводу, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции, принятое законно и обоснованно, отмене не подлежит, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 марта 2023 года по делу N А60-56410/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-56410/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, Загидуллина Гульнара Робертовна, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ГРАНД-СТРОЙ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
Третье лицо: АНО МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ, Ярулин Олег Мансурович