город Воронеж |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А64-9564/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы": Сорокин Р.В. - представитель по доверенности N 46 от 03.11.2022, сроком до 31.12.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова: Кулемина В.А. - представитель по доверенности от 03.07.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП УФССП России по Тамбовской области Гавриковой О.С.: извещен надлежащим образом, представитель не явился;
от УФССП России по Тамбовской области: извещено надлежащим образом, представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области апелляционную жалобу акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" на определение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.02.2023 по делу N А64-9564/2022 по заявлению акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП УФССП России по Тамбовской области Гавриковой О.С. об освобождении от взыскания исполнительского сбора либо его уменьшении, заинтересованные лица: УФССП России по Тамбовской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского районного ОСП УФССП по Тамбовской области (далее - отдел) Гавриковой Олеси Сергеевны от 20.09.22 N 68033/22/238726, либо его уменьшении.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 02.02.2023 по делу N А64-9564/2022 заявленные требования АО "Тамбовские коммунальные системы" об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП УФССП России по Тамбовской области от 24.06.2022 N 68033/22/190080 оставлены без удовлетворения; размер исполнительского сбора взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП УФССП России по Тамбовской области от 24.06.2022 N 68033/22/190080 уменьшен до 37 500 рублей.
Не согласившись с указанным определением, АО "Тамбовские коммунальные системы" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение от 02.02.2023 по делу N А64-9564/2022.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом АО "Тамбовские коммунальные системы" ссылается на наличие препятствий для исполнения решения суд и восстановления пристройки ввиду наличия на месте пристройки металлической конструкции. Заявитель неоднократно обращался в Комитет о демонтаже металлической конструкции с письмами от 11.07.2022 и от 13.10.2022, а также обращался в суд с заявлениями об отсрочке исполнения судебного акта и о разъяснении судебного акта. При этом, исполнить решение суда стало возможно только после демонтажа металлической конструкции Комитетом, который был осуществлен только 14.10.2022.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова указывает на законность и обоснованность принятого судебного акта, полагая, что снос временной конструкции Комитетом напрямую зависел от готовности АО "Тамбовские коммунальные системы" фактически провести работы по восстановлению нарушенной пристройки. При этом, в период с 11.07.2022 по 22.09.2022 АО "Тамбовские коммунальные системы" дважды обращалось в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2021 по делу N А64-2791/2020, ввиду чего Комитет не мог приступить к демонтажу металлической конструкции, поскольку она временно обеспечивала работу участкового пункта полиции, расположенного в указанном помещении. После отказа судом в удовлетворении заявлений должника об отсрочке исполнения судебного акта, металлическая конструкции была демонтирована на следующий день после соответствующего обращения общества.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП УФССП России по Тамбовской области Гавриковой О.С. и УФССП России по Тамбовской области не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП УФССП России по Тамбовской области Гавриковой О.С. и УФССП России по Тамбовской о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Оценив представленные доказательства, каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2021 по делу N А64-2791/2020, вступившим в законную силу, на Акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы" в лице филиала в г. Тамбове возложена обязанность восстановить холодную пристройку к нежилому помещению N 6, расположенному в многоквартирном жилом доме по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 12, в соответствии с техническим паспортом нежилого помещения по состоянию на 08.06.2010 (подготовлен Муниципальным унитарным предприятием "Тамбов-недвижимость"), техническим заключением от 2010 года (подготовлен ООО "Коммунпроектинвест") в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании предъявленного взыскателем исполнительного листа N ФС 007441177 от 21.02.2021 судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП УФССП по Тамбовской области Гавриковой О.С. на основании постановления N 68033/22/190080 от 24.06.2022 возбуждено исполнительное производство от 24.06.2022 N 21635/22/68033-ИП.
Копия постановления N 68033/22/190080 от 24.06.2022 получена должником 06.07.2022.
В установленный для добровольного исполнения срок требования по исполнительному листу N ФС 007441177 от 21.02.2020 обществом исполнены не были.
05.07.2022 судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, в котором указано, что решение Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-2791/2020 не исполнено. В акте зафиксировано, что со стороны входа размещена лестница, которую необходимо демонтировать, чтобы приступить к работам по восстановлению нежилого помещения по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 12. Лестница, козырек, площадка - временные конструкции.
11.07.2022 АО "Тамбовские коммунальные системы" в лице филиала в г. Тамбове направило в адрес главы Администрации г. Тамбова. Комитета по управлению муниципальным имуществом города Тамбова письмо N 01-05-0955 о необходимости сноса (демонтажа) входной группы нежилого помещения N 6, д.12 по ул. Астраханской г. Тамбова (лит А) металлических элементов конструкции лестницы, площадки и навеса.
Одновременно с этим, 11.07.2022 АО "Тамбовские коммунальные системы" в лице филиала в г. Тамбове обратилось в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения обязательств по решению по делу N А64-2791/2020 на срок шесть месяцев для устранения причин, препятствующих восстановлению холодной пристройки (снос (демонтаж) пристройки).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.08.2022 Акционерному обществу "Тамбовские коммунальные системы" в лице филиала в г. Тамбове отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2021 по делу N А64-2791/2020 в части восстановления холодной пристройки к нежилому помещению N 6, расположенному в многоквартирном жилом доме по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 12, в соответствии с техническим паспортом нежилого помещения по состоянию на 08.06.2010 (подготовлен Муниципальным унитарным предприятием "Тамбов-недвижимость"), техническим заключением от 2010 года (подготовлен ООО "Коммунпроектинвест"), сроком на шесть месяцев.
05.08.2022 АО "Тамбовские коммунальные системы" в лице филиала в г. Тамбове обратилось в суд с заявлением о разъяснении решения от 22.09.2021 по делу N А64-2791/2020 в части указания, каким образом следует производить восстановление холодной пристройки к нежилому помещению N 6, расположенному в многоквартирном жилом доме по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 12, в отсутствие строительных материалов, оставшихся после ее разрушения.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.08.2022 заявление Акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" в лице филиала в г. Тамбове о разъяснении решения Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2021 по делу N А64-2791/2020 оставлено без удовлетворения.
12.08.2022 АО "Тамбовские коммунальные системы" в лице филиала в г. Тамбове вновь обратилось в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения обязательств по решению по делу N А64-2791/2020 до 15 ноября 2022.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2022 Акционерному обществу "Тамбовские коммунальные системы" в лице филиала в г. Тамбове отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2021 по делу N А64-2791/2020 в части восстановления холодной пристройки к нежилому помещению N 6, расположенному в многоквартирном жилом доме по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 12, в соответствии с техническим паспортом нежилого помещения по состоянию на 08.06.2010 (подготовлен Муниципальным унитарным предприятием "Тамбов-недвижимость"), техническим заключением от 2010 года (подготовлен ООО "Коммунпроектинвест"), сроком до 15.11.2022.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя от 14.07.2022, от 29.07.2022, от 15.08.2022, от 15.09.2022 исполнительные действия по исполнительному производству N 21635/22/68033-ИП откладывались по заявлениям должника, в связи с рассмотрением судом заявлений АО "Тамбовские коммунальные системы" в лице филиала в г. Тамбове об отсрочке исполнения решения суда и о разъяснении судебного акта.
Постановлением от 20.09.2022 исполнительное производство N 21635/22/68033-ИП было возобновлено.
20.09.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановления о взыскании с должника Акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" исполнительного сбора в размере 50 000 руб.
Ссылаясь на имеющиеся препятствия для своевременного исполнения решения суда, а также на финансовые трудности, АО "Тамбовские коммунальные системы" обратилось в суд с заявлением об освобождении от исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя от 20.09.2022 N 68033/22/238726, либо его уменьшении.
В обоснование заявленных требований АО "Тамбовские коммунальные системы" указало на невозможность исполнения требований исполнительного листа в установленный судом срок, ввиду наличия на месте возведения пристройки входной группы из металлических конструкций. О демонтаже указанной конструкции Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области сообщил обществу только в письме N 01-33-2222-18 от 18.10.2022. На 23.11.2022 решение Арбитражного суда Тамбовской области выполнено Должником на 95%. (пристройка почти полностью восстановлена, за исключением двери и окна). Кроме того, общество указало, что согласно отчету о финансовых результатах предприятия на 30.06.2022, убыток за первое полугодие 2022 г. составил 7,881 млн. руб., непокрытый убыток прошлых лет - 578 912 000 руб. Таким образом, отрицательная величина чистых активов означает, что размер долгов Общества превышает стоимость его имущества, что свидетельствует о тяжелом финансовом положении общества.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.112 закона N 229-ФЗ, правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) от 30.07.01 N 13-П, разъяснениями в п. 75 постановления Пленума ВС РФ от 17.11.15 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 50), ст. 401 ГК РФ, не нашел оснований для освобождения администрации от взыскания исполнительского сбора, сославшись в обоснование на то, что исполнительский сбор был наложен на общество правомерно, суд не усмотрел наличие обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения, отметив, что с даты вступления решения суда по делу NА64-2791/2020 в законную силу, прошло более полугода, за указанный длительный период ответчик имел реальную возможность произвести необходимые процедуры согласования работ по восстановлению холодной пристройки.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с данными выводами суда первой инстанции, полагает необходимым указать следующее:
Пунктом 2.1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации регламентировано, что по правилам, установленным частью 2 настоящей статьи, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом.
В п. п. 12, 13 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112, 116 закона N 229-ФЗ.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено законом N 229-ФЗ.
При этом, срок на добровольное исполнение требований исполнительного документа устанавливается судебным приставом-исполнителем с учетом наличия у должника реальной возможности исполнения должником требований исполнительного документа, в том числе, с учетом специфики исполнительного листа.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 закона N 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ст. 112 закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1); исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Наряду с этим, должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с заявлением об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 закона N 229-ФЗ).
В соответствии с ч. 7 ст. 112 закона N 229-ФЗ, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В п. 75 постановления Пленума ВС РФ N 50 разъяснено что при применении положений п. 7 ст. 112 закона N 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Как следует из постановлений и определений КС РФ от 30.07.01 N 13-П, 17.01.13 N 1-П, от 25.02.14 N 4-П, от 19.01.17 N 1-П, от 01.04.08 N 419-О-П, от 02.04.15 N 654-О, а также из п. 78 постановления Пленума ВС РФ N 50, исполнительский сбор имеет характер штрафной административно-правовой санкции и должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, принципами применения которой является справедливость наказания, его индивидуализации и учет характера совершенного правонарушения, наличие вины нарушителя как элемента субъективной стороны правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 168 АПК РФ, при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
В обоснование требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора Общество сослалось на невозможность исполнения требований исполнительного листа в установленный судом срок по объективным причинам, а именно ввиду наличия на месте возведения пристройки входной группы из металлических конструкций, и не проведением демонтажа данной пристройки Комитетом.
При этом, из определения Арбитражного суда Тамбовской области от 11.08.2022 по делу N А64-2791/2020 следует, что в обоснование наличия необходимости в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта должник ссылался на те же обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда в установленные сроки, что и в рассмотренном в настоящем деле заявлении об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Так, АО "Тамбовские коммунальные системы" указывало, что после частичного обрушения холодной пристройки к нежилому помещению, находящемуся в муниципальной собственности, от холодной пристройки осталась уцелевшая часть фундамента входной группы, однако в настоящее время данная часть фундамента отсутствует. На месте пристройки имеется входная группа из металлических конструкций: лестницы, площадки и навеса, собственник которой заявителю неизвестен. Изложенные обстоятельства, по заявлению АО "Тамбовские коммунальные системы" в лице филиала в г. Тамбове препятствуют своевременному исполнению решения суда.
Оценив приведенные доводы общества при рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что АО "Тамбовские коммунальные системы" в лице филиала в г. Тамбове не подтвердило наличие обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения. С даты вступления решения суда по делу N А64-2791/2020 в законную силу, прошло более полугода, за указанный длительный период ответчик имел реальную возможность произвести необходимые процедуры согласования работ по восстановлению холодной пристройки.
Кроме того, судом при рассмотрении заявления общества об отсрочке принято во внимание, что в спорном помещении расположен участковый пункт полиции, где среди прочего, осуществляется прием граждан. Из пояснений истца и третьего лица - Управления Министерства внутренних дел РФ по г. Тамбову было установлено, что до момента исполнения решения суда по настоящему спору, силами стороннего муниципального предприятия МБУ "Град-Сервис" была возведена временная конструкция (металлическая лестница), демонтаж которой может быть произведен указанным предприятием в момент, когда АО "ТСК" приступит к работам по восстановлению входной группы. Между тем, указанная временная лестница не в полной мере отвечает нормативным требованиям и стандартам, предъявляемым к входным группам. Таким образом, отсрочка исполнения решения суда на испрашиваемый срок - шесть месяцев, приведет к неисполнению решения суда до наступления зимнего периода времени, когда проведение строительных работ может быть затруднено ввиду погодных условий.
На отсутствие возможности исполнить решение суда при наличии возведенной входной группы из металлических конструкций ссылался заявитель и при обращении в суд с заявлением о разъяснении решения арбитражного суда от 22.09.2021 по делу N А64-2791/2020 в части указания, каким образом следует производить восстановление холодной пристройки к нежилому помещению N 6, расположенному в многоквартирном жилом доме по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 12, в отсутствие строительных материалов, оставшихся после ее разрушения.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.08.2022 заявление Акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" в лице филиала в г. Тамбове о разъяснении решения Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2021 по делу N А64-2791/2020 оставлено без удовлетворения ввиду отсутствия неясностей в толковании принятого судебного акта.
Также, АО "Тамбовские коммунальные системы" повторно обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2021 по делу N А64-2791/2020 сроком до 15.11.2022.
Определением Арбитражный суд Тамбовской области от 22.09.2022 отказано АО "Тамбовские коммунальные системы" в удовлетворении заявления общества отказано.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что в период с 11.07.2022, направив в Комитет обращение о демонтаже металлической конструкции. Общество дважды обращалось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, а также с заявлением о разъяснении судебного акта относительно способа его исполнения.
При условии, что в данной пристройке располагался участковый пункт полиции, для работы которого и была установлена временная облегченная металлическая конструкция (ступени, оборудование поручнями) с навесом, оснований для ее сноса у комитета не имелось, поскольку в случае предоставлении обществу отсрочки в исполнении судебного акта, иной способ обеспечения работы данного пункта (применительно к входу в него) у сторон исполнительно производства отсутствовал.
Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции пояснил, что поскольку общество в добровольном порядке отказалось исполнять решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2021 по делу N А64-2791/2020, то МБУ "Град-Сервис" с целью возобновления работы участкового пункта полиции, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 12, пом. 6 установило временную облегченную металлическую конструкцию (ступени, оборудование поручнями) с навесом. В связи с тем, что участковый пункт полиции должен иметь входную группу для надлежащего осуществлений деятельности сотрудниками полиции, демонтаж временной облегченной металлической конструкции и исполнение решения суда по делу N А64-2791/2020 можно было осуществить в зависимости от определения фактической готовности АО "Тамбовские коммунальные системы" к проведению работ по восстановлению холодной пристройки к нежилому помещению, расположенному по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 12.
Так, письмом от 13.10.2022 АО "Тамбовские коммунальные системы" сообщило о необходимости проведения работ по сносу временной конструкции для дальнейшего исполнения решения суда, в отношении спорного помещения и письмом от 18.10.2022 N 01-33-2222-18 Комитет сообщил АО "Тамбовские коммунальные системы", что 14.10.2022 проведены работы по демонтажу временной конструкции.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2021 по делу N А64-2791/2020 вступило в силу 18.01.2022. С момента вступления решения суда в законную силу до возбуждения исполнительного производства постановлением от 24.06.2022 (более 6-ти месяцев), должник не обращался к Комитету о необходимости проведения работ по сносу временной конструкции.
Вместе с тем, после получения 06.07.2022 постановления о возбуждении исполнительного производства от 24.06.2022 АО "Тамбовские коммунальные системы" действиями по обращению с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2021 по делу N А64-2791/2020 в период с июля 2022 по сентябрь 2022 способствовало затягиванию исполнению указанного решения суда.
Наличие временной металлической пристройки в указанный период времени не явилось тем препятствием для общества ввиду наличия которого не осуществлялось исполнение решения суда.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии у должника объективных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2021 по делу N А64-2791/2020.
Оснований, предусмотренных частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, для освобождения заявителя от взыскания исполнительского сбора, судом первой инстанции правомерно не установлено.
Постановление о взыскании исполнительского сбора от 20.09.2022 вынесено по истечении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Размер исполнительского сбора, установленный судебным приставом-исполнителем, соответствует закону.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд пришел к верному выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие непреодолимой силы; указанные заявителем обстоятельства не являются основаниями для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Частью 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что суд с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статья.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, установленный в статье 112 Закона N 229-ФЗ сбор представляет собой лишь допустимый максимум штрафа, который с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Данный вывод закреплен также в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Закона N 229-ФЗ.
В соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О у суда имеется право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения с учетом задачи судопроизводства в арбитражных судах по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность и являющихся сторонами исполнительного производства.
Законодатель установил открытый перечень обстоятельств, которые могут являться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, и наделил арбитражный суд дискреционными полномочиями по квалификации тех или иных обстоятельств в качестве оснований для уменьшения размера исполнительского сбора.
Таким образом, закон предоставляет суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос о наличии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора, предоставления отсрочки его взыскания с учетом всех фактических обстоятельств дела и баланса интересов участников спорных правоотношений (соблюдения баланса интересов как взыскателя, так и должника).
В пункте 26 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 N 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов" разъяснено, что арбитражный суд вправе по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. В решении должно быть указано, какие именно причины явились основанием для снижения исполнительского сбора.
Судом области, исходя из принципа соразмерности наказания, степени общественной опасности допущенного нарушения, учитывая финансовое положение заявителя, а также то обстоятельство, что решение суда исполнено, что подтверждается представленными в материалы дела материалами исполнительного производства (постановление судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП УФССП России по Тамбовской области Гавриковой О.С. об окончании исполнительного производства от 29.11.2022 N 68033/22/282709), обоснованно счел возможным уменьшить размер исполнительского сбора до 37 500 руб. по исполнительному производству N 21635/22/68033-ИП, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП УФССП России по Тамбовской области Гавриковой О.С. от 24.06.2022 N 68033/22/190080.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.02.2023 по делу N А64-9564/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-9564/2022
Истец: АО "Тамбовские коммунальные системы "
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель Гаврикова Олеся Сергеевна Лепнинский районный отдел судбных приставов УФССП России по Тамбовской области
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Тамбова Тамбовской области, УФССП по Тамбовской области, 19 Арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1498/2023