г. Киров |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А29-9118/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
при участии в судебном заседании представителей ответчика - Карамышевой А.С., Братковской Т.И., Боровского А.Б., по доверенности от 24.08.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, публичного акционерного общества "Ростелеком"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.03.2023 по делу N А29-9118/2022
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН 1101160027, ОГРН 1171101008297)
к обществу с ограниченной ответственностью "Геопроект-М" (ИНН 3123201168, ОГРН 1093123011409),
третьи лица: публичное акционерное общество "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388), общество с ограниченной ответственностью "ТрансПроектИнжиниринг" (ИНН 7717701845, ОГРН 1117746480060),
об обязании выполнить работы,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью "Геопроект-М" (далее - ответчик, ООО "Геопроект-М") с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании выполнить мероприятия по лесовосстановлению или лесоразведению на площади 10,2041 га в соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком"), общество с ограниченной ответственностью "ТрансПроектИнжиниринг" (ООО "ТПИ").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований истца.
По мнению Министерства, суд пришел к необоснованному выводу, что лицом, использующим леса на момент рубки, являлось ПАО "Ростелеком". Договор аренды лесного участка заключен с ПАО "Ростелеком" исключительно в целях эксплуатации линейного объекта без проведения рубки лесных насаждений. Поскольку ПАО "Ростелеком" не производило рубки, у него не возникло обязанности по разработке проекта лесовосстановления или проекта лесоразведения и проведения лесовосстановления, а также невозможно установить начало течения срока для восстановления, предусмотренного статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
ПАО "Ростелеком" с принятым решением также не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ПАО "Ростелеком" указывает, что лицом, обязанным выполнить работы по лесовосстановлению, является лицо, использовавшее лесной участок и производившее рубку лесных насаждений для выполнения работ по строительству.
Министерство в отзыве поддерживает апелляционную жалобу ПАО "Ростелеком", просит учесть ее доводы и удовлетворить.
Ответчик и ООО "ТПИ" в отзывах на апелляционные жалобы с доводами жалобы не согласны, считают решение законным и обоснованным, просят отказать Министерству и ПАО "Ростелеком" в удовлетворении апелляционных жалоб, оставить решение без изменения.
Определения Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционных жалоб к производству вынесено 21.04.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 22.04.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представители ответчика поддержали свои позиции по делу, возражают против удовлетворения жалоб.
Иные участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.04.2020 года между Министерством (арендодатель) и ООО "ГеоПроект-М" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N С0990506/04/20-АЗ (далее - договор), по условиям которого арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 12,3902 га, местоположение: Республика Коми, МР "Ижемский", ГУ "Ижемское лесничество", Щельяюрское участковое лесничество, кв. 470, 492, 493, 494, 495, 496, 512, 513, 514, 515, 517, 518, 542, 543, 544, 569, 570, 571, 597, 598, 599, 600, 620, 621, 622, 644, 771, 772.
В пункте 3.1 договора указано, что лесной участок передан в аренду с целью "Отводы волоконно-оптической линии связи в Ижемском муниципальном районе Республики Коми".
Арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов (подпункт "л" пункта 3.4 договора).
Срок действия договора с 30.04.2020 по 29.03.2021 (пункт 6.1 договора).
В соответствии с договором аренды разработан проект освоения лесов (ПОЛ). Приказом от 23.06.2020 N 1092 утверждено положительное заключение государственной экспертизы ПОЛ.
Согласно пункту 5.6 ПОЛ площадь лесовосстановления составляет 11,3975 га с посадкой сеянцев с закрытой корневой системой после окончания эксплуатации и демонтажа проектируемого объекта, ввиду отсутствия необходимости его дальнейшего использования. В пункте 5.7 ПАО указаны проектируемые способы и объемы лесовосстановления.
Согласно лесной декларации от 02.07.2020 N 13 в период с 12.07.2020 по 29.03.2021 ответчик использует лесной участок для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
В соответствии с отчетом об использовании лесов за ноябрь 2020 года ответчиком проведены рубки лесных насаждений.
В связи с отсутствием со стороны ООО "ГеоПроект-М" работ по лесовосстановлению после проведенной рубки лесных насаждений Министерство обратилось к ООО "ГеоПроект-М" с претензией от 04.05.2022 с требованием о выполнении работ по лесовосстановлению или лесоразведению.
Отсутствие со стороны ответчика предпринятых мер по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на нее, заслушав представителей ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действующей на дату заключения договора аренды) мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок использования лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В силу частей 1, 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений (часть 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения содержатся в частях 5, 6 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в действующей редакции.
Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2019, Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1, в силу части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 названного Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45) - для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62-63.1, 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ Закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 (далее - Правила N 566).
Согласно пункту 2 Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса соответственно.
Пункт 5 Правил N 566 содержит указание на то, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
В определении Верховного Суда РФ от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 сформулирована правовая позиция, согласно которой по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев) осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов. Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса РФ, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 данного Кодекса, то, следовательно, у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959 также указано, что по смыслу статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации и Правил N 566, работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. При этом не имеет правового значения, кто именно осуществил заготовку древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку рубка осуществляется в целях освобождения участков от лесных насаждений для строительства (размещения) объектов, указанных в приведенных нормах Кодекса.
Из материалов дела следует, что ООО "ТПИ" (с учетом дополнительного соглашения о замене стороны) на основании договора от 07.08.2014 как генеральный подрядчик приняло на себя обязательства по проектированию и строительству линий связи по проекту "Устранение цифрового неравенства" по заказу ПАО "Ростелеком".
В рамках договора от 04.06.2018 N 61-СМР в адрес ООО "ГеоПроект-М" (подрядчик) от ООО "ТПИ" (генеральный подрядчик) поступил заказ на строительство волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) до населенного пункта д. Чика в Ижемском муниципальном районе Республики Коми.
Согласно техническому заданию к заказу подрядчику (ООО "ГеоПроект-М") поручено также заключение договора аренды земельных участков, в том числе по землям лесного фонда. Проектом освоения лесов по арендуемому земельному участку выполнение мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению предусмотрено по окончании эксплуатации и демонтажа ВОЛС на рассматриваемом земельном участке, то есть за пределами срока действия договора между ООО "ГеоПроект-М" и ПАО "Ростелеком". Затраты и сами работы по выполнению работ по лесовосстановлению и лесоразведению не включены в цену договора и не учтены в соответствующем заказе.
Постановлением администрации муниципального района "Ижемский" от 24.04.2020 N 261 на основании документации, разработанной ООО "ГеоПроект-М" утвержден проект планировки и проект межевания территории линейного объекта "Отводы волоконно-оптической линии связи в муниципальном районе "Ижемский" Республики Коми (доотвод)" площадью 12,3902 га в границах земель лесного фонда (кварталы, согласованные в договоре аренды N С0990506/04/20-АЗ).
Работы выполнены ответчиком в полном объеме, ВОЛС до населенного пункта д. Чика в Ижемском муниципальном районе Республики Коми передана ПАО "Ростелеком" согласно акту приемки законченного строительством объекта от 30.09.2020, подписанному генеральным подрядчиком ООО "ТПИ" и застройщиком ПАО "Ростелеком".
17.01.2022 по запросу ПАО "Ростелеком" в единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территорий - охранная зона объекта "Линейные сооружения 104501046, Республика Коми, Ижемский район".
Приказом Министерства от 27.02.2023 N 246 в аренду ПАО "Ростелеком" предоставлены лесные участки с номерами в государственном лесном реестре NN 009-2023-01, 010-2023-01, с кадастровыми номерами NN 11:14:0101001:390, 11:14:0101001:3901, 11:14:0101001:392, 11:14:0101001:387, 11:14:0101001:388, 11:14:0101001:389, 11:14:0101001:393, сроком до 01.01.2072, с разрешенным видом использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Согласно приложению N 1 к приказу лесной участок Щельяюрского участкового лесничества (кварталы, согласованные в договоре аренды N С0990506/04/20-АЗ) предоставлены ПАО "Ростелеком" в целях эксплуатации линейного объекта ВОЛС.
Материалами дела подтверждается, что ПАО "Ростелеком" является лицом, использующим лесной участок в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта (ВОЛС). Рассматриваемый в настоящем деле лесной участок арендован ответчиком не в своем интересе, а с целью выполнения заказа ПАО "Ростелеком" по проектированию и строительству ВОЛС.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "ГеоПроект-М" не является пользователем линейного объекта, размещенного на лесном участке, переданном по договору, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по проведению работ по лесоустройству и лесовосстановлению в порядке статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566.
Доводы апелляционных жалоб отклоняются, поскольку направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств в связи с иным пониманием норм материального права. В то же время суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовав фактические обстоятельства дела, а также представленные по нему доказательства, дал этим обстоятельствам и доказательствам надлежащую правовую оценку, в том числе с позиции относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе Министерства не рассматривался, поскольку оно на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе ПАО "Россети" относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.03.2023 по делу N А29-9118/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, публичного акционерного общества "Ростелеком" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-9118/2022
Истец: ГУ "Ижемское лесничество", ГУ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми "Ижемское лесничество", ГУ Министерство Природных Ресурсов и Охраны Окружающей Среды Республики Коми в лице Ижемское лесничество, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Ответчик: ООО "ГЕОПРОЕКТ-М"
Третье лицо: ООО "ТрансПроектИнжиниринг", ПАО "Ростелеком", Второй арбитражный апелляционный суд, ГУ Главный лесничий "Ижемское лесничество" Ярцев Павел Валерьевич