г. Владивосток |
|
26 мая 2023 г. |
Дело N А59-6243/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Г.Н. Палагеша, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-2345/2023
на решение от 16.03.2023
судьи М.В.Зуева
по делу N А59-6243/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (ИНН 6500005551, ОГРН 1026500532960) к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Углегорского городского округа" (ИНН 6508009910, ОГРН 1156509000230)
о взыскании ущерба, причиненного в результате несвоевременного предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, повлекшего переплату пенсии,
третье лицо: Кривобок Николай Александрович,
при участии:
извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее - истец, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Углегорского городского округа" (далее - ответчик, страхователь) с исковым заявлением о взыскании 60 317 рублей 56 копеек ущерба, причиненного в результате переплаты пенсии застрахованному лицу, как неработающему пенсионеру.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено застрахованное лицо - Кривобок Николай Александрович (далее - Кривобок Н.А., застрахованное лицо, третье лицо).
Решением суда от 16.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы указывает на то, что Страхователь, МУП "ХКХ Углегорского городского округа", обязан был представить в Отделение сведения о всех застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный месяц - август 2020 года - не позднее 15 сентября 2020 года. Сведения по форме СЗВ-М с типом "исх." за август 2020 г. в отношении застрахованного лица предоставлены не были. Из буквального толкования части 8 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следует, что после увольнения с работы пенсионеру индексируется пенсия за период его работы и выплачивается ежемесячно в установленном размере, а в случае возобновления трудовой деятельности выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы, в связи с чем, страховая пенсия и фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом индексации выплачивалась пенсионеру установленная по состоянию на август 2020 г. В этой связи, вывод суда о том, что на момент принятия решения от 01.11.2020 г., истец располагал сведениями о работе Кривобок Н.А.и обязан был принять решение об отмене до начисления пенсии, противоречит положению части 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ. Таким образом, истец счиитает, что вина ответчика и причинно-следственная связь между несвоевременным предоставлением сведений о застрахованном лице и фактами излишне выплаченной суммы пенсии доказана.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. Ответчик и третье лицо отношение к жалобе не выразили.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156, статьей 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области изменило наименование на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области, что подтверждается сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц (запись ГРН 2236500000031 от 01.01.2023).
При этом изменение наименования юридического лица не влечет юридических последствий, установленных для правопреемства при реорганизации юридического лица, согласно статье 58 ГК РФ, а равно процессуального правопреемства, определенного в статье 48 АПК РФ. Изучив материалы дела, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ответчик является страхователем в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N167-ФЗ, Закон об обязательном пенсионном страховании).
Как указано истцом, ответчик несвоевременно подавал сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М в отношении третьего лица.
Согласно доказательствам, представленным в материалы дела, истцом в отношении третьего лица приняты:
- решение от 01.11.2020 о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Как следует из указанного решения, по состоянию на август 2020 года третье лицо не работает, общий размер страховой пенсии по старости составляет 18 772 рубля 93 копейки, дата, с которой установлена пенсия: с 01.08.2020; - решение от 01.08.2021 о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии).
По состоянию на май 2021 года третье лицо работает, общий размер страховой пенсии по старости составляет 19 051 рубль 93 копейки, дата, с которой установлена пенсия: с 01.08.2021.
Ответчик предоставил следующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М с типом "ИСХ":
- за август 2020 года - 11.09.2020 (Кривобок Н.А. не указан в качестве лица, осуществляющего трудовую деятельность - работника);
- за сентябрь 2020 года - 13.10.2020 (Кривобок Н.А. указан в качестве работника);
- за октябрь 2020 года - 16.11.2020, за ноябрь 2020 года - 10.12.2020 и за декабрь 2020 года - 15.01.2021 (Кривобок Н.А. не указан в качестве работника).
Также ответчик представил сведения по форме СЗВ-М с типом "ДОП" за август 2020 года - 01.11.2020 в отношении Кривобок Н.А.
Помимо этого, ответчик представил сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М с типом "ИСХ": за январь (12.02.2021), февраль (10.03.2021), март (13.04.2021), апрель (12.05.2021), май (11.06.2021), 4 июнь (13.07.2021), июль (12.08.2021), август (10.09.2021), сентябрь (11.10.2021), октябрь (11.11.2021), ноябрь (13.12.2021),, согласно которым Кривобок Н.А. прекратил трудовую деятельность в организации ответчика.
Посчитав, что ответчик несвоевременно представил отчетность по форме СЗВ-М за август 2020 года (в отношении Кривобок Н.А.), истец произвел расчет излишне выплаченных сумм за период с 01.08.2020 по 30.11.2021, согласно которому сумма излишне выплаченных сумм составила 60 317 рублей 56 копеек.
Протоколом о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и социальных выплат от 06.05.2022, а также решением от 04.04.2022 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, установлено, что в период с 01.08.2020 пенсия необоснованно выплачивалась в завышенном размере как неработающему пенсионеру.
Направленная ответчику претензия о возмещении ущерба оставлена им без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" Федеральный закон от 28.12.2013 и N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) дополнен статьей 26.1, определяющей порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 названного Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с названным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 названного Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Положения части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ корреспондируют с положениями части 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), которым установлена обязанность страхователи представлять предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 названной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Из пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ следует, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
На основании части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 названной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 названного Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Пенсия пенсионеру, возобновившему трудовую деятельность, выплачивается в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности. При этом пенсия с учетом повышения выплачивается только в случае возобновления работы после осуществления.
Согласно части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность 6 сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 названного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, названные законоположения устанавливают ответственность страхователя по возмещению Пенсионному фонду РФ причиненного ущерба, если к возникновению такого ущерба привели его виновные действия.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1064 ГК РФ для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
При этом действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом установлено, что ответчик, являясь страхователем, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ своевременно представлял истцу отчетность.
Так, согласно материалам дела ответчик предоставил отчетность по форме СЗВ-М "исх" за август 2020 года - 11.09.2020. В указанной отчетности Кривобок Н.А. отсутствовал в качестве лица, осуществляющего трудовую деятельность у ответчика.
Впоследствии ответчик представил отчетность по форме СЗВ-М "доп" - 01.11.2020, в которой Кривобок Н.А. уже был указан в качестве работающего пенсионера. При этом ответчик предоставил отчетность по форме СЗВ-М "исх" за сентябрь 2020 года (дата направления - 13.10.2020) Кривобок Н.А. был указан в качестве работающего лица.
В свою очередь истец ссылается, в том числе, на решение от 01.11.2020 о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) (далее - решение от 01.11.2020). Также истец ссылается на решение от 01.08.2021 о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) (далее - решение от 01.08.2021), которое, исходя из пояснений истца, было принято в порядке перерасчета суммы пенсии, ранее назначенной решением от 01.11.2020.
Таким образом, суд первой инстанции оценив имеющиеся в деле доказательства пришел к верному выводу о том, что на момент принятия решения от 01.11.2020, истец располагал сведениями о Кривобок Н.А. как о работающем пенсионере. Кроме этого, ответчик также представил отчетность по форме СЗВ-М с типом "исх" за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года, за период с января по ноябрь 2021 года с соблюдением срока на предоставление данной отчётности, в том числе за май 2021 года - 11.06.2021. Во всех указанных отчетах Кривобок Н.А. указан как лицо, прекратившее осуществление трудовой деятельности у ответчика.
Учитывая, что на момент принятия решения от 01.11.2020 истец располагал сведениями о Кривобок Н.А. как о лице, осуществляющим трудовую деятельность у ответчика, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае истец не доказал факт того, что выплата пенсии третьему лицу в повышенном размере, начиная с 01.08.2020, произошла именно в результате противоправных действий ответчика.
Делая данный вывод, суд, также принял во внимание, что по состоянию на 01.08.2021 истец располагал сведениями о Кривобок Н.А. как о лице, прекратившим трудовую деятельность в организации ответчика, в связи с чем, при принятии решения от 01.08.2021 истец был обязан установить факт прекращения работы Кривобоком Н.А., и соответственно, был вправе назначить данному лицу фиксированную выплату к страховой пенсии как неработающему пенсионеру.
Согласно пункту 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) 8 выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка. Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Закона N 166-ФЗ.
Согласно пункту 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (действовавших в рассматриваемый период), в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
На основании пункта 101 названных Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Таким образом, основанием для принятия органом пенсионного обеспечения решения о выплате страховой пенсии с учетом индексации или без таковой является представление страхователем сведений индивидуального персонифицированного учета о застрахованных лицах. При этом такие решения принимаются в месяце, следующем за месяцем, в котором возникли обстоятельства, как для установления индексации, так и для прекращения ее выплаты.
При таких обстоятельствах, истец в силу части 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ на основании представленных ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года должен был уточнить факт осуществления пенсионером работы уже в октябре 2020 года (по состоянию на 01.08.2020), то есть на момент принятия им соответствующего решения (решения от 01.11.2020) по выплате страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Изложенное свидетельствует о том, что истец не был лишен возможности на основании указанных сведений принять решения о назначении выплаты пенсии в размере, установленном законом для работающих пенсионеров.
Вместе с тем, истец продолжал начисление и выплату пенсии застрахованному лицу в индексированном размере, несмотря на наличие у него информации о факте работы застрахованного лица у ответчика.
При таких обстоятельствах, довод истца о виновности страхователя в излишней выплате страховой пенсии апелляционной коллегией не принимается, поскольку истцом не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что выплата пенсии третьему лицу в повышенном размере за рассматриваемый период, произошла именно в результате противоправных действий ответчика. Вина ответчика в убытках истца, выразившихся в излишне выплаченной пенсии третьему лицу, отсутствует.
Указанная позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.11.2019 N 303- ЭС19-20197.
При таких обстоятельствах, исковые требования в части взыскании ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении третьего лица удовлетворению не подлежат в связи с недоказанностью истцом наличия причинно-следственной связи между причиненным вредом и противоправным поведением ответчика.
Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствуют нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Соответственно оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 16.03.2023 по делу N А59-6243/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Г.Н. Палагеша |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-6243/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МУП "Жилищно-Коммунальное хозяйство Углегорского городского округа"
Третье лицо: Кривобок Николай Александрович