г. Самара |
|
30 мая 2023 г. |
дело N А55-20702/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием:
от Федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар" - Молодова И.В., доверенность от 09.01.2023, диплом,
от общества с ограниченной ответственностью "Проектинвестстрой" - Лукин С.А., доверенность от 09.01.2023, удостоверение адвоката, Мамаев И.Я., доверенность от 09.01.2023, удостоверение адвоката (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проектинвестстрой" на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 февраля 2023 года по делу N А55-20702/2022 (судья Михайлова М.В.)
по иску Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в лице Федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар" (ОГРН 1036302392356, ИНН 6367080065) к обществу с ограниченной ответственностью "Проектинвестстрой" (ОГРН 1047796149521, ИНН 7720504621) о взыскании.
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в лице Федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар" (далее- истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Проектинвестстрой" (далее - ответчик) о взыскании 5 492 400 руб. пени.
Решением от 22.02.2023 исковые требования удовлетворены частично в размере 2 050 650 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что вывод суда о том, что истцом исполнена обязанность в части предоставления ответчику казначейского обеспечения обязательств является необоснованным, поскольку ответчик денежные средства не получил.
Отсутствие казначейского обеспечения препятствовало началу исполнению ответчиком обязательств по контракту.
Отказ истца от добровольной выплаты аванса свидетельствует об утрате интереса во встречном исполнении.
По мнению ответчика, поведение истца является недобросовестным, однако указанному факту суд оценки не дал.
Кроме этого, решением Арбитражного суда Самарской области от 27.04.2021 по делу N А55-35025/2020 ООО "Проектинвестстрой" было отказано в удовлетворении исковых требований о расторжении контракта с ФКП "Самарский завод "Коммунар"по причине того, что последний предоставил документы об оформлении казначейского обеспечения обязательств, но утаил тот факт что ответчик его не получил из-за неверно оформленных документов и отказом по этой причине Управления Федерального казначейства по г. Москве в перечислении 5 970 000 руб. на счет ответчика (уведомление (протокол N 10091) от 27.12.2020).
Истец с 27.12.2019 знал о том, что он не исполнил встречное обязательство по контракту, не выплатил ответчику аванс в размере 5 970 000 руб., вместе с тем, обратился с иском к ответчику о взыскании пени в размере 5 492 400 руб. за период с 01.06.2020 по 19.07.2021.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Представитель истца отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральным казенным предприятием "Самарский завод "Коммунар" 21.10.2019 было заключено соглашение N 19209.447009.16.05, в соответствии с пунктом 1.1 которого ФКП "Самарский завод "Коммунар" были переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Согласно пункту 3.3.9.16 соглашения N 19209.447009.16.05 от 21.10.2019 истец обязуется осуществлять взыскание убытков, неустоек (штрафов, пени) за невыполнение и (или) ненадлежащее выполнение поставщиками (подрядчиками, исполнителями) своих обязательств по государственным контрактам на счет Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по реквизитам в редакции дополнительного соглашения N2.
На основании указанного соглашения ФКП "Самарский завод "Коммунар" был проведен открытый конкурс в электронной форме по результатам которого 16.12.2019 в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в лице федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар" (заказчик) и ООО "Проектинвестстрой" (подрядчик) был заключен государственный контракт N1920020200012000000000000/702-19 на разработку проектной документации, в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить работы по государственному оборонному заказу на разработку проектной документации с выполнением необходимых инженерных изысканий и обследовательских работ, с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проверки достоверности определения сметной стоимости объекта, по объекту "Реконструкция и техническое перевооружение с внедрением новых промышленных технологий, автоматизация и повышение промышленной безопасности производств", на указанном в контракте объекте, а заказчик обязался принять качественно выполненные работы и оплатить их в соответствии с условиями государственного контракта.
Цена государственного контракта - 19 900 000 руб., в том числе НДС 20%.
Согласно пункту 3.1 государственного контракта окончание работ до 01.06.2020 (с правом досрочного выполнения работ).
В обоснование заявленных требований истец указал, что условие государственного контракта было ответчиком нарушено, работы в установленный контрактом срок не выполнены.
03.09.2021 постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-35025/2020 было утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым государственный контракт N 1920020200012000000000000/702-19 от 16.12.2019 расторгнут с 20.07.2021.
Пунктом 7.2 государственного контракта установлено, что в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с пунктом 7.4 государственного контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Согласно расчету истца, размер пени составляет 5 492 400 руб.
23.03.2022 истец направил в адрес ответчика претензию об уплате неустойки, которая была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований ответчик указал, что истцом нарушен пункт 2.5 государственного контракта о перечислении ответчику казначейского обеспечения, в отсутствии денежных средств, ответчик не мог приступить к выполнению работ.
Указанный довод судом первой инстанции отклонен, при этом суд исходил из следующего. В соответствии пунктом 2.5 государственного контракта в течение 10 рабочих дней со дня получения заказчиком уведомления о реквизитах лицевого счета, открытого подрядчиком в территориальном органе Федерального казначейства, подрядчику предоставляется казначейское обеспечение обязательств (аванс в форме казначейского обеспечения обязательств) в размере 90% от цены контракта, что составляет 5 970 000 руб., но не более годового объема финансирования в текущем году.
В соответствии с указанным положением между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение N 1 от 24.12.2019, которым в государственный контракт от 16.12.2019 были внесены реквизиты счета подрядчика, открытые в территориальном органе Федерального казначейства, а также изменен номер контракта.
27.12.2019 истцом в Управление Федерального казначейства по Самарской области было направлено заявление N 2 от 27.12.2019 на выдачу казначейского обеспечения обязательств на сумму 5 970 000 руб.
Управление Федерального казначейства по Самарской области после проверки заявления N 2 от 27.12.2019 сформировало казначейское обеспечение обязательств N 001002019000001330.1 от 27.12.2019 для осуществления оплаты обязательств, а также перевода настоящего казначейского обеспечения обязательств, и направило его в Управление Федерального казначейства по г. Москве.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом были выполнены контрактные обязательства в части предоставления ответчику казначейского обеспечения обязательств в полном объеме.
Остальные доводы ответчика о неполучении аванса судом первой инстанции отклонены, поскольку представленное им письмо N 226/1 от 08.08.2020 содержит ссылку на обстоятельства непреодолимой силы, связанные с распространением коронавирусной инфекции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции признал требование истца о взыскании неустойки обоснованным.
Вместе с тем, суд признал заявленный к взысканию размер неустойки чрезмерно высоким, поскольку доказательств причинения истцу значительных убытков, связанных с нарушением ответчиком обязательств по своевременной оплате, не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая ходатайство ответчика об уменьшении неустойки, суд первой инстанции снизил неустойку в порядке статьи 333 ГК РФ до 2 059 650 руб., применив ставку ЦБ РФ 7,5 %.
Суд апелляционной инстанции повторно рассмотрев дело, не соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из обстоятельств дела следует, что ответчик ранее обращался в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и к Федеральному казенному предприятию "Самарский завод "Коммунар" о признании государственного контракта N 702-19 на разработку проектной документации от 16.12. 2019 прекращенным с 26.08.2020.
Решением Арбитражного суда Самарской области по делу А55-35025/2020 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 указанное решение отменено, утверждено мировое соглашение, заключенное между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным казенным предприятием "Самарский завод "Коммунар"и ООО "Проектинвестстрой" которым стороны пришли к соглашению о том, что государственный контракт N 1920020200012000000000000/702-19 от 16.12.2019 расторгнут.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" из смысла и содержания норм, регламентирующих примирение сторон, а также из задач судопроизводства в арбитражных судах следует, что утвержденное судом мировое соглашение основывается на примирении сторон на взаимоприемлемых условиях, что влечет за собой окончательное прекращение гражданско-правового спора (полностью либо в соответствующей части).
С учетом положений части 2 статьи 9 АПК РФ, если стороны при заключении мирового соглашения прямо не оговорили в нем иные правовые последствия для соответствующего правоотношения (включающего как основное обязательство, из которого возникло заявленное в суд требование (требования), так и дополнительные), такое соглашение сторон означает полное прекращение спора, возникшего из этого правоотношения. В связи с этим последующее выдвижение в суде новых требований из того же правоотношения, независимо от того, возникло такое требование из основного либо из дополнительного обязательства, не допускается.
В мировом соглашении отсутствует указание на то, что Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в лице Федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар" сохраняет право на взыскание неустойки по вышеуказанному контракту либо имеет право на применение к ООО "Проектинвестстрой" " иной ответственности.
Невключение в текст мирового соглашения условий о необходимости выполнения каких-либо дополнительных обязательств, влечет за собой ликвидацию спора сторон, возникшего в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта, полностью.
В данном случае, предъявленное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в лице Федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар" в рамках настоящего требования о взыскании неустойки за нарушение срока исполнения контракта, удовлетворению не подлежат в связи с отсутствием для этого правовых оснований.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что заявленные требования также не подлежали удовлетворению в связи с непредоставлением истцом встречного обязательства.
В соответствии с пунктом 2.5 контракта истец обязан был в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о реквизитах лицевого счета, открытого ответчиком в территориальном органе Федерального казначейства, предоставить ответчику казначейское обеспечение обязательств (аванс в форме казначейского обеспечения обязательств) в размере 30 % от цены контракта, равное 5 970 000 руб.
Однако, в нарушение условий пунктов 2.5, 2.7 контракта истцом не исполнены обязательства по перечислению на лицевой счет, открытый ответчиком в территориальном органе Федерального казначейства, аванса в форме казначейского обеспечения обязательств в размере 5 970 000 руб.
Довод истца и выводы суда первой инстанции о том, что истец указанную обязанность исполнил надлежащим образом, перечислив денежные средства, не соответствуют фактическим обстоятельств дела.
В материалы дела представлен ответ Управления Федерального казначейства по г. Москве от 21.05.2021 N 7327-1611-11767 на запрос ответчика, из которого следует, что ООО "Проектинвестстрой" 25.12.2019 в Управлении открыт лицевой счет 711У4775001 и соответствующий аналитический код раздела 19015870 на основании государственного контракта от 16.12. 2019 N 702-19.
На указанный лицевой счет 27.12.2019 поступило казначейское обеспечение обязательств (КФД 0506110) N 001000201900000133.1 на сумму 5 970 000 руб.
Поступившее казначейское обеспечение обязательств Управлением отказано по причине не соответствия реквизитов (номер) государственного контракта.
В установленном порядке Управлением сформировано Уведомление (протокол) от 27.12.2019 N 10091 с указанием причин отказа.
Повторно казначейское обеспечение обязательств на лицевой счет 711У4775001 не поступало (т.1, л 142).
Таким образом, довод истца о том, что денежные средства перечислены, является необоснованным, поскольку денежные средства в размере 5 970 000 руб. ответчик не получил.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что документы для перечисления казначейского обеспечения оформлялись истцом, в связи с чем, именно им была допущена ошибка в номере государственного контракта.
Кроме этого, истец не мог не знать об указанных обстоятельствах, поскольку Управлением было сформировано уведомление (протокол) от 27.12.2019 N 10091 с указанием причин отказа.
Таким образом истец в нарушение пункта 2.5 контракта не исполнил свою обязанность по перечислению казначейского обеспечения.
Кроме этого, согласно пункту 4.1.1 контракта заказчик для исполнения контракта обязуется подготовить и передать подрядчику исходные данные для выполнения работ по акту приема-передачи в течение 3 рабочих дней с момента заключения контракта.
В материалы дела акт о передаче исходных данных не представлен, а имеется письмо ответчика на претензию истца (исх. N 149) от 09.06.2020, из которого следует, что ответчику передан неполный комплект документов в феврале 2020 после неоднократных обращений с просьбой об их предоставлении (т.1, л. 72).
Из пояснений ответчика следует, что в отсутствии финансирования и исходных данных он не смог приступить к выполнению работ.
В соответствии с частью 2 статьи 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно части 3 статьи 328 ГК РФ ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.
В пункте 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что при не совершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика, поскольку подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, требование истца о взыскании неустойки за просрочку исполнения ответчиком обязательства по контракту является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела с принятием по делу нового судебного акта.
От уплаты государственной пошлины истец освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27 февраля 2023 года по делу N А55-20702/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт. Исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в лице Федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Проектинвестстрой" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20702/2022
Истец: Министерство промышленности и торговли РФ в лице Федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар"
Ответчик: ООО "Проектинвестстрой"