г. Вологда |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А44-6754/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 июня 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" Коробейниковой А.А. по доверенности от 18.07.2022, от Управления Федерального казначейства по Новгородской области Дмитриева К.Л. по доверенности от 27.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 января 2023 года по делу N А44-6754/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" (ОГРН 1185321002921, ИНН 5310022677; адрес: 173526, Новгородская область, Новгородский район, рабочий поселок Панковка, улица Промышленная, дом 1, помещение 9; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Новгородской области (ОГРН 1025300783991, ИНН 5321036946; адрес: 173015, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Нехинская, дом 10; далее - Управление, казначейство) о признании недействительным представления от 01.11.2022 N 50-22-09/02пс.
Решением суда от 19 января 2023 года Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований, а также возвращена из бюджета Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3 000 руб.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. Полагает, что Управление при вынесении оспариваемого представления вышло за пределы предоставленных ему полномочий. Считает, что Управление не доказало факт нецелевого использования Обществом средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонили, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения. Считают решение суда законным и обоснованным. Полагают, что казначейство, исходя из предоставленных ему полномочий, обоснованно провело проверку Общества и выдало оспариваемое предписание.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, согласно поручению Федерального казначейства от 28.06.2022 N 07-04-05/17-15853 Управлением проведена внеплановая выездная проверка Общества по теме осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации (далее - ТФОМС) в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) и федерального бюджета за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, по итогам которой составлен акт от 12.09.2022.
В ходе проверки Управлением сделан вывод о нарушении Обществом части 7 статьи 35, пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), выразившееся в расходовании не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи на общую сумму 6 773 136,53 руб. (6 484 088 руб. + 289 048,53 руб.), а именно: на оплату сторонней организации медицинских услуг, связанных с обращениями по поводу заболеваний (забор крови и внутримышечные и внутривенные инъекции), оказание которых должно было осуществляется самостоятельно (2 351 188 руб.), на оплату медицинских услуг организации, привлеченной для оказания услуг по проведению диагностических исследований при фактическом наличии в Обществе необходимого для этого оборудования и персонала (4 132 900 руб.), на оплату штрафов за неисполнение обязательств по договору на оказание и оплату медицинской помощи (289 048,53 руб.), а также о нарушении части 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, выразившееся в искажении показателей бухгалтерской отчетности, а именно: показателя по строке 1230 "дебиторская задолженность" бухгалтерского баланса Общества (ф. по ОКУД 0710001) за 2020 год на общую сумму 96 791 923,43 руб.; показателя по строке 1230 "дебиторская задолженность" бухгалтерского баланса Общества (ф. по ОКУД 0710001) за 2021 год на общую сумму 40 319 578,96 руб.
По результатам проверки Управление в адрес заявителя вынесло представление от 01.11.2022 N 50-22-09/02пс с требованием устранить выявленные нарушения путем перечисления 6 773 136,53 руб. в бюджет ТФОМС в течение 60 календарных дней со дня получения представления, а также в указанный срок принять меры по устранению причин и условий допущенных нарушений.
Не согласившись с вынесенным представлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, признав законным и обоснованным оспариваемое представление управления.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 БК РФ).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (часть 3 этой же статьи).
Согласно пункту 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля могут являться юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся: юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями; исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов; органы управления государственными внебюджетными фондами; юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования; кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 266.1 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля, за определенном исключением, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.
Пунктом 2.1 статьи 266.1 названного Кодекса установлено, что государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, может осуществляться Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством в отношении юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Федеральное казначейство также на основании поручений Министерства финансов Российской Федерации осуществляет контроль в соответствии со статьей 269.2 настоящего Кодекса в отношении юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из бюджетов субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета.
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля наделены полномочиями по контролю за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; по контролю за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; по контролю за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета; по контролю за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; по контролю за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; по контролю за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля представления и (или) предписания.
В данном случае Общество является медицинской организацией, заключившей договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию со страховыми медицинскими организациями, в силу которых обязалась оказывать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховые медицинские организации обязались, в свою очередь, оплачивать оказанную помощь.
Следовательно, исходя из перечисленных норм БК РФ, Общество не является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, и соответственно Управление не вправе осуществлять в отношении заявителя внутренний государственный финансовый контроль.
Также, исходя из представленных в материалы дела поручения Федерального казначейства от 28.06.2022 N 07-04-05/17-15853 и приказа Управления от 04.07.2022 N 143, последнее проводило проверку Общества по теме - проверка осуществления расходов бюджета территориального фонда ОМС субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы ОМС, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферы Федерального фонда ОМС и федерального бюджета.
Согласно статье 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В данном случае из акта проверки не следует, что Управлением осуществлялась проверка расходов бюджета территориального фонда ОМС субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы ОМС, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферы Федерального фонда ОМС и федерального бюджета, и какие именно.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства получения Обществом межбюджетных трансфертов.
В силу статьи 39 Закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке. По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 настоящего Федерального закона, в случае, если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования; оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в случае, если медицинская помощь оказывается за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи.
В данном случае оплата оказанной Обществом медицинской помощи производилась согласно условиям заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинскими страховыми компаниями в соответствии с указанными нормами Закона N 326-ФЗ.
Также из акта проверки следует, что Управление фактически осуществило проверку правильности расходования Обществом средств, полученных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи за оказанную медицинскую помощь.
Исходя из указанных выше норм БК РФ, Управление не имело право осуществлять проверку правильности расходования Обществом средств, полученных по договору на оказание и оплату медицинской помощи, за оказанную медицинскую помощь и использованных в целях оказания медицинской помощи в соответствии с условиями заключенных договоров с медицинскими страховыми организациями.
Не могут быть приняты во внимание ссылки Управления на пункт 4 статьи 6 Закона N 326-ФЗ, в соответствии с которым контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования, обеспечивающих осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, проводится Федеральным фондом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации.
В силу положений статьи 7 Закона N 326-ФЗ, которой установлены права и обязанности уполномоченного федерального органа исполнительной власти и Федерального фонда по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования органами государственной власти субъектов Российской Федерации, к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти не отнесено право проведения проверок медицинских организаций по расходованию средств, полученных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи, за оказанную медицинскую помощь.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 326-ФЗ правом осуществлять контроль за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводить проверки и ревизии, наделен Федеральный фонд.
Данная норма корреспондируется с положениями части 12 пункта 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ, которой определено правовое положение, полномочия и органы управления территориального фонда. В силу данной нормы контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями осуществляет территориальный фонд, который имеет право проводить соответствующие проверки и ревизии.
Кроме того, в соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В силу статьи 65 АПК РФ Управление обязано предоставить соответствующие доказательства, подтверждающие факт нецелевого использования Обществом средств, полученных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи.
В данном случае Управление не предоставило какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что расходы на оплату сторонней организации медицинских услуг, связанных с обращениями по поводу заболеваний (забор крови и внутримышечные и внутривенные инъекции), на оплату медицинских услуг организации, привлеченной для оказания услуг по проведению диагностических исследований, произведены Обществом не с целью оказания медицинской помощи в соответствии с заключенными договорами.
Наоборот, из содержания акта проверки следует, что указанные расходы произведены Обществом только с одной определенной целью - оказанием медицинской помощи в соответствии с условиями заключенных договоров.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что Управление неправомерно провело в отношении Общества проверку и вынесло по ее результатам оспариваемое представление.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует отменить в части отказа в удовлетворении заявления Общества о признании недействительным представления Управления от 01.11.2022 N 50-22-09/02пс.
Следует признать незаконным и отменить представление Управления Федерального казначейства по Новгородской области от 01.11.2022 N 50-22-09/02пс. В остальной части решение суда надлежит оставить без изменения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ следует также взыскать с Управления в пользу Общества 4 500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 января 2023 года по делу N А44-6754/2022 отменить в части отказа в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Новгородской области от 01.11.2022 N 50-22-09/02пс.
Признать незаконным и отменить представление Управления Федерального казначейства по Новгородской области от 01.11.2022 N 50-22-09/02пс.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Управления Федерального казначейства по Новгородской области (ОГРН 1025300783991, ИНН 5321036946; адрес: 173015, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Нехинская, дом 10) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" (ОГРН 1185321002921, ИНН 5310022677; адрес: 173526, Новгородская область, Новгородский район, рабочий поселок Панковка, улица Промышленная, дом 1, помещение 9) 4 500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6754/2022
Истец: ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий"
Ответчик: УФК по Новгородской области
Третье лицо: Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд