Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в соответствии с решениями XXVII съезда партии, январского (1987 г.) и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС по радикальной реформе управления экономикой необходимо коренным образом перестроить дело статистики в стране, существенно повысить роль ее органов в системе руководства народным хозяйством, с тем чтобы статистика стала действенным инструментом эффективного планового управления в новых условиях хозяйствования.
Существующая система статистики не обеспечивает в полной мере потребности руководства экономикой на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях управления в надежной, своевременной, глубоко аналитической статистической информации.
Не отвечает современным требованиям состояние аналитической работы статистических органов, многие данные не отражают суть экономических явлений. Важнейшие процессы расширенного социалистического воспроизводства, тенденции и закономерности общественного развития исследуются поверхностно, их анализ не направлен на изыскание резервов экономического роста, выявление основных причин недостатков в хозяйственной деятельности. Не обеспечивается глубокое изучение научно-технического прогресса, обновления и технического перевооружения производственного аппарата, ресурсосбережения, структурных сдвигов в народном хозяйстве.
В серьезном улучшении нуждается система обобщающих статистических показателей. Сложившаяся отчетность все еще громоздка, в значительной мере ориентирована на валовой подход в оценке результатов работы, отражает в основном количественные характеристики, а не качественные преобразования. Особенно отстает статистика по социальным и региональным вопросам, несовершенны применяемые ею методы социологических исследований, не обеспечивается достаточная статистическая информация населения. Не получили должного развития международные статистические сопоставления.
Крайне неудовлетворительно ведется борьба с разбуханием отчетности, очковтирательством и приписками, наносящими огромный вред народному хозяйству. Во многих трудовых коллективах еще не создана обстановка всеобщей нетерпимости к искажению отчетности - фактическому обману партии и государства. Партийными, советскими и хозяйственными органами не дается принципиальная оценка этим явлениям.
Министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик, местные органы управления не приняли необходимых мер по преодолению запущенности учета, наведению в нем строгого государственного порядка, продолжают запрашивать у подведомственных объединений и предприятий многочисленные сведения, не вызываемые действительными нуждами управления.
Вследствие установления необоснованных ограничений при публикации статистических материалов заметно ухудшилось информирование общественности, ослабла пропагандистская деятельность статистических органов, сузились возможности обществоведческих исследований.
Органы государственной статистики слабо взаимодействуют с другими экономическими ведомствами, роль этих органов в системе управления принижена.
Не отвечают современным требованиям организационная структура государственной статистики, материально-техническая база статистических органов, состав и квалификация их кадров.
В целях коренного улучшения дела статистики в стране Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Осуществить перестройку государственной статистики для усиления ее воздействия на ускорение социально-экономического развития страны и повышения роли статистических органов в системе руководства народным хозяйством.
Считать важнейшими задачами государственной статистики в новых условиях хозяйствования всестороннее исследование происходящих в обществе глубоких преобразований, экономических и социальных процессов на основе научно обоснованной системы показателей, обобщение и прогнозирование тенденций развития народного хозяйства, выявление имеющихся резервов роста эффективности общественного производства, своевременное обеспечение надежной информацией партийных, советских, хозяйственных, экономических органов и широкой общественности.
Совершенствование экономического анализа и статистической информации
2. Органам государственной статистики обеспечить резкий поворот в сторону качественных показателей, перестройку аналитической деятельности и существенное повышение качества экономического анализа, нацелив его на своевременное и полное выявление возможностей развития экономики и повышения народного благосостояния. Сосредоточить свою деятельность на систематическом изучении и глубоком анализе:
процессов ускорения социально-экономического развития на основе научно-технического прогресса, перестройки структурной и инвестиционной политики, интенсификации общественного производства, совершенствования системы управления и методов хозяйствования;
пропорциональности и сбалансированности экономики, результативности проводимых мероприятий по ее дальнейшему подъему;
выполнения государственных планов экономического и социального развития, общегосударственных и региональных программ по решению важнейших народно-хозяйственных проблем;
осуществления социальной политики партии и процесса совершенствования социалистического образа жизни;
результатов выполнения комплексных программ социалистической экономической интеграции и научно-технического прогресса стран - членов СЭВ и эффективности внешнеэкономических связей.
3. В экономическом анализе уделять первостепенное внимание обеспечению нового качества экономического роста, всесторонней интенсификации общественного производства, качества продукции и соответствия ее мировому уровню, ресурсосбережения, эффективности использования действующего производственного потенциала, природных, материальных и финансовых ресурсов, повышения производительности труда, ускорения оборачиваемости оборотных средств, увеличения рентабельности общественного производства.
4. Существенным образом пересмотреть содержание и состав отчетных показателей, характеризующих развитие науки и техники, углубить изучение положения дел на главных направлениях научно-технического прогресса, выполнения заданий государственных целевых и комплексных научно-технических программ, планов технического перевооружения и реконструкции производства, а также эффективности развития межотраслевых научно-технических комплексов, фундаментальных и прикладных исследований, вузовской и отраслевой науки.
5. Усилить анализ перестройки структурной и инвестиционной политики, степени ее влияния на обеспечение пропорциональности развития экономики и сбалансированности материально-вещественных и стоимостных пропорций, материального производства и социальной сферы.
6. Одним из важных направлений дальнейшего развития статистики должно стать непрерывное изучение результатов проводимой радикальной реформы хозяйственного управления, ее экономических и социальных последствий.
Реализовать в статистике принципиально новый подход к оценке хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций, исходя из современных условий управления на основе полного хозяйственного расчета, нового порядка составления планов экономического и социального развития, усиления роли качественных показателей.
Организовать статистическое изучение и широкое освещение хода реализации мероприятий по комплексному совершенствованию системы управления, переводу предприятий и организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, формированию современных организационных структур управления, с обязательной оценкой эффективности этих мероприятий.
7. Значительно расширить информацию, повысить качество статистических материалов, характеризующих социальное развитие советского общества: соблюдение социалистического принципа оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством, удовлетворение спроса населения на товары и услуги, решение жилищной проблемы, создание современной высокоразвитой сферы социально-культурного обслуживания, активизация человеческого фактора и совершенствование социалистического образа жизни.
Разработать и внедрить в практику статистических обобщений показатели, отражающие процессы совершенствования социалистических производственных, социально-классовых и национальных отношений, развития демократии и самоуправления, осуществления принципа социальной справедливости. Реорганизовать социальную статистику, обеспечить разработку комплексной научно обоснованной интегрированной системы информации о социальном развитии и повышении жизненного уровня народа на базе всесоюзных переписей населения, текущей статистики и специальных социально-демографических обследований.
Признать необходимым существенно увеличить сеть постоянно обследуемых статистическими органами семей, обеспечив ее более полную представительность по союзным республикам, экономическим районам, отраслям народного хозяйства, социальным группам населения. Расширить проведение разнообразных выборочных социально-демографических обследований и придать им регулярный характер. Статистическим органам усилить координацию работ по статистическому исследованию всех социально-демографических процессов в стране.
Статистическим органам совместно с ВЦСПС и Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам обеспечить систематическое изучение общественного мнения по социально-экономическим вопросам. Предоставить им право привлекать к проведению опросов соответствующие организации, учебные институты, научные учреждения, социологические службы предприятий. Партийным и советским органам оказывать необходимую помощь в организации этой работы.
8. Совершенствовать теорию и практику международных сопоставлений экономических и социальных показателей, углубить анализ узловых проблем экономического и научно-технического сотрудничества с социалистическими странами, внешнеэкономических связей, экономического соревнования социалистической и капиталистической систем.
Осуществить централизацию статистики внешнеэкономических связей в системе статистических органов. Проводить систематическое изучение мировой экономики, приоритетных направлений технического прогресса и организации производства в зарубежных странах.
9. Повысить научно-методологический уровень балансовых работ в статистике, и прежде всего в формировании народно-хозяйственных балансов, отражающих важнейшие экономические пропорции, - балансов общественного продукта и национального дохода, финансового и платежного балансов государства, балансов денежных доходов и расходов населения, основных фондов, трудовых ресурсов. Поднять роль этих балансов в интеграции отраслевой и территориальной статистики. Органам государственной статистики принять меры к коренному улучшению методологии разработки и применения балансов, сокращению сроков проведения и повышению качества балансовых работ.
10. В связи с возрастанием роли и ответственности Советов Министров союзных республик и местных Советов народных депутатов за комплексное социально-экономическое развитие республик и регионов осуществить меры по существенному улучшению организации региональной статистики, имея в виду обеспечить надежную и своевременную информацию для потребностей руководства народным хозяйством на районном (городском), областном (краевом) и республиканском уровнях. Предусмотреть полный охват сведений о деятельности расположенных на соответствующей территории предприятий и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, единство методологии построения показателей и их сопоставимость с аналогичными данными по СССР.
11. Усилить взаимодействие статистических органов с другими экономическими органами в вопросах комплексной проработки социально-экономических проблем, обеспечения народно-хозяйственного планирования и управления необходимыми информацией и прогнозами. Ввести в практику аналитической работы ежегодное представление органами статистики совместно с плановыми органами докладов об экономическом положении страны, союзных республик, краев и областей, характеризующих общее состояние хозяйства, происходящие в нем изменения и содержащих меры по его дальнейшему развитию. Разрабатывать обзоры по наиболее важным сторонам экономической и социальной жизни.
12. Для повышения качества экономического и социологического анализа и статистической информации поднять теоретический уровень, комплексность и практическую значимость научных исследований по статистике, улучшить их организацию, нацелив на изучение фундаментальных проблем развития экономики и осуществления активной социальной политики. Привести в соответствие с современными требованиями разработку методологических вопросов построения статистических показателей, шире использовать экономико-математические методы обработки статистической информации. Усовершенствовать систему статистических и прежде всего обобщающих показателей, имея в виду обеспечить объективное отражение в них особенностей современного этапа социально-экономического развития страны и укрепление противозатратного механизма хозяйствования.
Упорядочение отчетности и обеспечение ее достоверности
13. В соответствии с перестройкой управления, планирования и хозяйственного механизма усовершенствовать всю систему государственной отчетности в народном хозяйстве, устранить излишества, вести постоянную работу по ее рационализации.
Категорически запретить всем государственным органам управления, партийным, советским и общественным организациям требовать, а предприятиям и организациям представлять какие-либо сводки и отчеты, не предусмотренные государственной отчетностью.
Статистическая отчетность, включая отчетность, собираемую и накапливаемую в отраслевых и региональных автоматизированных системах управления, вводится и утверждается только органами государственной статистики или в порядке, ими установленном.
Органам статистики выявлять и отменять отчетность, не утвержденную в установленном порядке, рассматривая сбор излишних сведений как подмену живого организаторского дела бумаготворчеством, бюрократическими методами руководства, мешающими развитию самостоятельности предприятий и организаций.
14. Органам государственной статистики, министерствам и ведомствам переработать в 1987-1988 годах все действующие нормативные акты и инструкции по составлению отчетности, привести их в соответствие с требованиями нового хозяйственного механизма и Закона СССР о государственном предприятии (объединении).
15. В целях повышения качества, обеспечения достоверности, сокращения сроков разработки и представления статистической отчетности для потребностей государственного и хозяйственного руководства статистическим органам обеспечить переход к организации сбора, накопления, обработки и передачи статистической информации на базе новой технологии, основанной на широком применении современных средств связи, вычислительной и организационной техники. Упорядочить информационные потоки в народном хозяйстве, обеспечить взаимодействие отраслевых, функциональных и региональных автоматизированных систем управления с автоматизированной системой государственной статистики.
16. Органам государственной статистики поднять уровень работы по повышению качества и достоверности отчетных данных о результатах деятельности предприятий и организаций. Решительно усилить контроль за состоянием учета и отчетности, достоверностью статистических данных в отраслях народного хозяйства.
Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик принять меры по коренному улучшению постановки первичного учета и отчетности на подведомственных предприятиях и в организациях, неукоснительному исполнению законодательства по этим вопросам, повышению ответственности должностных лиц за недопущение приписок и других искажений государственной отчетности.
17. Органам государственной статистики, финансовым, банковским и контролирующим органам усилить взаимодействие в борьбе с приписками и очковтирательством, регламентировать порядок и периодичность проведения проверок, обеспечить их комплексность, настойчиво и принципиально добиваться результативности каждой проверки. Возложить на статистические органы координацию этой работы на всех уровнях хозяйственного управления; в каждом случае установления фактов искажения отчетности давать соответствующим предприятиям и организациям обязательные для исполнения предписания о внесении необходимых исправлений.
В работе по обеспечению достоверности отчетности ориентироваться в большей степени на профилактические меры и усиление экономических методов контроля за конечными результатами деятельности предприятий и организаций.
18. Признать необходимым расширить применение экономических и правовых рычагов в борьбе с приписками и очковтирательством, добиваться полного возмещения причиненного государству ущерба в результате необоснованного списания стоимости топлива, энергии, сырья и материалов, незаконно выплаченных сумм заработной платы и премий, а также других нарушений государственной дисциплины.
19. Повысить роль и расширить права трудовых коллективов в контроле за достоверностью данных о выполнении государственных планов и обязательств, обсуждать все факты искажений государственной отчетности и принятые по ним меры.
Руководители предприятий и организаций и другие виновные лица несут персональную ответственность за факты приписок, очковтирательство и иные искажения государственной отчетности и привлекаются к дисциплинарной, материальной или уголовной ответственности.
25. Улучшить в соответствии с современными требованиями работу журнала "Вестник статистики". Расширить публикации об экономическом и социальном развитии страны, союзных и автономных республик, краев, областей, округов, городов и районов по теоретическим и практическим проблемам статистики. Полнее освещать передовой опыт деятельности статистических органов, привлекать к подготовке выступлений в журнале крупных ученых, хозяйственных руководителей и специалистов.
Реорганизация и повышение роли статистических органов
26. Признать целесообразным преобразовать Центральное статистическое управление СССР в союзно-республиканский Государственный комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР), - главный учетно-статистический центр страны.
27. Установить, что Госкомстат СССР, руководствуясь решениями июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, осуществляет государственное управление делом статистики, учета и отчетности во всех отраслях народного хозяйства, несет всю полноту ответственности за создание и функционирование статистической информационной системы на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях на основе единой научной методологии.
Считать целесообразным образовать в союзных республиках одноименные комитеты.
В автономных республиках, краях и областях организовать управления статистики на базе соответствующих статистических управлений и хозрасчетных объединений по информационно-вычислительному обслуживанию. Признать необходимым организовать деятельность указанных управлений применительно к Закону СССР о государственном предприятии (объединении).
Госкомстат СССР, государственные комитеты союзных республик по статистике, областные (краевые, автономных республик) управления статистики, городские и районные отделы статистики составляют единую систему Госкомстата СССР.
28. Расширить полномочия Госкомстата СССР по организации учета и отчетности в народном хозяйстве, предоставив ему право:
контролировать выполнение министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями нормативных актов по вопросам статистики, учета и отчетности;
проверять в министерствах и ведомствах, на предприятиях и в организациях состояние работы по организации учета и отчетности, обеспечению достоверности данных, заслушивать их отчеты по этим вопросам и давать им обязательные для исполнения указания об устранении выявленных нарушений;
получать от министерств и ведомств, предприятий и организаций данные внутриведомственной отчетности.
Установить, что издаваемые министерствами и ведомствами СССР и союзных республик нормативные акты по вопросам статистики и учета, обязательные для других министерств и ведомств, предварительно согласовываются соответственно с Госкомстатом СССР или госкомстатом союзной республики.
29. Госкомстату СССР устранить недостатки в работе с кадрами, улучшить их подбор, расстановку и воспитание, усилить требования по укомплектованию статистических органов высококвалифицированными кадрами, создать для них необходимые условия труда и быта. Обеспечить постоянное повышение квалификации кадров, совершенствовать их профессиональную подготовку.
Госплану СССР и Министерству высшего и среднего специального образования СССР расширить подготовку кадров высшей квалификации по учетно-статистическим специальностям в целях полного удовлетворения потребностей в них органов государственной статистики и отраслей народного хозяйства. Обеспечить сочетание высокого уровня политико-экономического образования с глубокими знаниями в области конкретной экономики, современной вычислительной техники и технологии обработки статистической информации.
30. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов всемерно содействовать дальнейшему повышению роли органов государственной статистики в реализации задач экономического и социального развития страны, превращению их в активных проводников экономической политики партии.
Секретарь |
М. Горбачев |
Председатель |
Н. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 822 "О мерах по коренному улучшению дела статистики в стране"
Текст постановления официально опубликован не был