г. Москва |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А40-267535/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2023 по делу N А40-267535/22
по заявлению Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
Псковской области
к Федеральной антимонопольной службе России
третье лицо: 1) ООО "Спецтранском", 2) ООО "Экологистика", 3) Муниципальное
унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства
о признании незаконным и отмене решения и предписания
при участии:
от заявителя: |
Кириленко Н.Г. по доверенности от 09.01.2023; |
от заинтересованного лица: |
Ковалёва О.В. по доверенности от 30.12.2022, Карпусь П.Б. по доверенности от 27.12.2022; |
от третьего лица: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2023 Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области (далее - Комитет) отказано в удовлетворении требований о признании недействительными решения и предписания ФАС России от 17.10.2022 по делу N 10/01/15-6/2022 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Решение и Предписание ФАС России).
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Комитета, антимонопольного органа поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 156, 266 и 268 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, заслушав мнения сторон, исследовав доводы жалобы, полагает обжалуемый судебный акт Арбитражного суда города Москвы не подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Псковским УФАС России по итогам рассмотрения заявления ООО "Спецтранском" в действиях Комитета были установлены признаки нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся в необоснованном исключении из территориальной схемы обращения с отходами Псковской области мусоросортировочного комплекса ООО "Спецтранском", расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, д. Котово (далее - Объект обработки), и отсутствии в территориальной схеме направления потока отходов на объект захоронения муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (далее - МУП ЖКХ), расположенного по адресу: Псковская область, Новосокольнический район, д. Долынино 1,4 км, в связи с чем Комитету было выдано предупреждение от 13.04.2021 N 1176/АА о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - Предупреждение Псковского УФАС России).
Указанное Предупреждение Псковского УФАС России в судебном порядке обжаловано не было.
В связи с тем, что признаки нарушения антимонопольного законодательства, отраженные в Предупреждении Псковского УФАС России, в установленные сроки не были устранены, в отношении Комитета было возбуждено дело N 060/01/15-14/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 1.4.1 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 N 244, по ходатайству Псковского УФАС России дело было передано на рассмотрение в ФАС России.
На основании изложенного издан приказ ФАС России от 02.06.2022 N 425/22 "О принятии дела к рассмотрению и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".
По итогам рассмотрения указанного дела ФАС России установила в действиях Комитета, выразившихся в необоснованном исключении из территориальной схемы обращения с отходами Псковской области Объекта обработки и отсутствии в территориальной схеме направления потока отходов на объект захоронения МУП ЖКХ, нарушение пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом принято решение от 17.10.2022 по делу N N 10/01/15-6/2022, а также выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ.
Не согласившись с оспариваемым решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с позицией антимонопольного органа, при этом обосновано исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам и создание дискриминационных условий.
Согласно пункту 1 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основании которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 2 статьи 13.3 Закона об отходах территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Согласно Положению о Комитете по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, утвержденному постановлением Администрации Псковской области от 14.10.2013 N 465, уполномоченным органом исполнительной власти Псковской области по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами является Комитет.
Исходя из фактических обстоятельств дела, приказом Комитета от 29.12.2020 N 100-ОД были внесены изменения в территориальную схему обращения с отходами Псковской области, утвержденную приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 15.11.2016 N 127-ОД "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Псковской области" (далее - Территориальная схема).
Территориальной схемой в новой редакции предусматривалось исключение Объекта обработки ООО "Спецтранском" из схемы потоков твердых коммунальных отходов ввиду нахождения Объекта обработки в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации на приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Согласно подпункту "д" пункта 1(1) Положения о приаэродромной территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460, шестая подзона выделяется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома.
В целях уточнения информации об установлении шестой подзоны на приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты), а также информации о зафиксированных фактах нарушений ООО "Спецтранском" воздушного законодательства, в адрес Росавиации был направлен запрос от 05.07.2022 N ВК/64238/22.
Росавиация письмом от 18.07.2022 N Исх-28776/04 представила информацию о том, что Псков (Кресты) является аэродромом государственной авиации, совместного базирования с гражданской авиацией, ведомственная принадлежность -Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" согласование строительства (реконструкции, проектирования) объектов в границах приаэродромных территорий, полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов государственной авиации осуществляется с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации (Минобороны России).
При этом Росавиация уведомила ФАС России, что не располагает сведениями об установлении приаэродромных территорий, а также о порядке согласования размещения объектов в границах приаэродромных территорий, полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов государственной авиации.
Аналогичная информация письмом от 20.07.2022 N ВК/68923/22 была запрошена у Министерства обороны Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации в письме от 26.07.2022 N 607/8/4276 указало, что решением начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 07.11.2017 N 673/1/34/6830 в период, пока акт об установлении приаэродромной территории не утвержден, полномочия на согласование строительства объектов в границах приаэродромной территории возложены на командиров воинских частей - старших авиационных начальников.
Кроме того, по представленной Министерством обороны Российской Федерации информации только в настоящее время идет подготовка документации о возможном нарушении ООО "Спецтранском" воздушного законодательства.
Документов, свидетельствующих об установлении шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты), в адрес антимонопольного органа представлено не было.
Учитывая изложенное, на момент принятия приказа от 29.12.2020 N 100-ОД у Комитета отсутствовала информация об установлении подзон на приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты), следовательно, отсутствовали правовые основания для исключения Объекта обработки ООО "Спецтранском" из Территориальной схемы.
Также необходимо отметить, что указанные выводы находят свое подтверждение в апелляционном определении Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 09.12.2022 по делу N 66а-3281/2022, на которое ошибочно ссылается Комитет в подтверждение своих доводов.
Так, апелляционным определением по указанному делу Территориальная схема признана недействующей в той мере, в которой раздел 9 Территориальной схемы, которым ООО "Спецтранском" исключается из схемы потоков твердых коммунальных отходов, не ограничивая использование данного объекта в системе обращения с отходами строительства и промышленности, а именно отходов III-V классов опасности, образованных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате хозяйственной и (или) иной деятельности и не подлежащие тарифному регулированию, не соответствует приложениям 9.2 и 9.4 к Территориальной схеме.
При этом, признавая Территориальную схему недействующей, Первый апелляционный суд общей юрисдикции пришел к выводу о ее несоответствии требованиям действующего законодательства в части исключения ООО "Спецтранском" из схемы потоков в связи с его размещением в приаэродромной зоне, поскольку ни доказательств установления этой зоны, ни доказательств наличия негативного влияния объекта на зону не имеется.
Кроме того, Первый апелляционный суд общей юрисдикции указал, что корректировка и изменение схемы в виде исключения объекта обработки отходов без соответствующего подтверждения экономической и (или) санитарно-эпидемиологической нецелесообразности его использования является произвольной, не соответствующей положениям Закона об отходах, а также статьи 15 Закона о защите конкуренции и ограничивающей права и законные интересы хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по обращению с отходами. Таким образом, апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 09.12.2022 по делу N 66а-3281/2022, напротив, подтверждает позицию антимонопольного органа о необоснованном исключении Объекта обработки ООО "Спецтранском" из схемы потоков твердых коммунальных отходов ввиду нахождения Объекта обработки в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты).
При этом указание на возможность исключения Объекта обработки ООО "Спецтранском" из перспективной схемы потоков твердых коммунальных отходов (с 2024 года) в связи с введением в действие нового объекта с производственной мощностью обработки 250 000 тонн/год не опровергает выводов антимонопольного органа, изложенных в Решении ФАС России, поскольку нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Комитета выразилось в необоснованном исключении Объекта обработки ООО "Спецтранском" из переходной схемы потоков твердых коммунальных отходов (период 2022-2023 годов).
Также, как обратил внимание представитель антимонопольного органа, Объект обработки эксплуатируется ООО "Спецтранском" с 2006 года, общество имеет бессрочную лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 29.02.2016 N Л020-00113-60/00015882, в соответствии с которой вправе осуществлять деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности, обработке и утилизации отходов IV класса опасности.
При этом вопреки доводам апелляционной жалобы за время функционирования Объекта обработки в действиях ООО "Спецтранском" не выявлены факты нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов и требований в области охраны окружающей среды, что также подтверждается письмом Роспотребнадзора от 21.07.2022 N 02/15220-2022-23.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, действия Комитета по исключению Объекта обработки из Территориальной схемы в отсутствие на то правовых оснований необоснованно препятствуют осуществлению ООО "Спецтранском" деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, что прямо запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Относительно допущенного Комитетом нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминационных условий, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Под дискриминационными условиями согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
В ходе рассмотрения дела N 10/01/15-6/2022 о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что разделом 9 Территориальной схемы в зоне деятельности регионального оператора N 2 указаны объекты захоронения твердых коммунальных отходов, включенные в Государственный реестр объектов размещения отходов, в том числе объект захоронения МУП ЖКХ вместимостью 150 000 тонн, расположенный по адресу: Псковская область, Новосокольнический район, д. Дольшино 1,4 км.
Вместе с тем Территориальной схемой не предусмотрено размещение отходов на указанном объекте.
Приложением 9.3 к Территориальной схеме предусмотрено направление отходов с территории муниципального образования "Новосокольнический район" на мусоросортировочный комплекс ООО "Экологистика", расположенный по адресу: Псковская область, Великолукский район, Переслегинская волость, вблизи д. Бабки, а затем на объект размещения отходов ООО "Экологистика", расположенный по адресу: Псковская область, Великолукский район, Переслегинская волость, вблизи д. Бабки.
При этом в нарушение требований пунктов 10, 12 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N ИЗО, схема потоков отходов в зоне деятельности регионального оператора N 2 не содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объекта размещения отходов, включенного в государственный реестр объектов размещения отходов с указанием предусмотренных законом сведений об объекте размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Учитывая изложенное, отсутствие в Территориальной схеме направления потока отходов на объект захоронения МУП ЖКХ, включенный в Государственный реестр объектов размещения отходов, свидетельствует о создании Комитетом дискриминационных условий для МУП ЖКХ, поскольку при наличии технологической возможности исключает направление на данный объект отходов в пользу иного хозяйствующего субъекта.
В опровержение указанных выводов Комитет ссылается на положения Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в соответствии с которым предусмотрены плановые мероприятия по снижению объема отходов, направляемых на полигоны.
Вместе с тем выполнение мероприятий по снижению объема отходов, размещаемых на объектах захоронения, не исключает возможности размещения указанных отходов на объектах, принадлежащих разным хозяйствующим субъектам, следовательно, доводы Комитета не опровергают выводов антимонопольного органа о наличии в его действиях нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного, ФАС России правомерно установлено нарушение Комитетом пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в необоснованном исключении из Территориальной схемы Объекта обработки ООО "Спецтранском" и отсутствии в территориальной схеме направления потока отходов на объект захоронения МУП ЖКХ, в связи с чем Комитету также выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с Предписанием ФАС России Комитету необходимо прекратить нарушение пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем внесения изменений в Территориальную схему в части включения Объекта обработки ООО "Спецтранском" и направления потока отходов на объект захоронения МУП ЖКХ.
При этом внесенные приказом Комитета от 23.03.2022 N 25-ОД изменения в Территориальную схему не свидетельствуют о неисполнимости Предписания ФАС России, поскольку для его исполнения необходимо внести изменения в приказ от 15.11.2016 N 127-ОД, которым непосредственно утверждена территориальная схема обращения с отходами Псковской области и который продолжает действовать в установленном порядке.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, которые основываются на всестороннем исследовании и оценке имеющиеся в материалах дела доказательствах.
Оснований, предусмотренных статьей 13 ГК РФ, статьями 198, 201 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта недействительным в настоящем деле не установлено.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.03.2023 по делу N А40-267535/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-267535/2022
Истец: Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: МУП жилищно-коммунального хозяйства, ООО "СПЕЦТРАНСКОМ", ООО "ЭКОЛОГИСТИКА"