г. Москва |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А40-277106/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кухаренко Ю.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "КаргоХим"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2023
по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-277106/22
по иску общества с ограниченной ответственностью "КаргоХим" (ОГРН: 1042329058738, ИНН: 2352035432)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727),
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Общество КаргоХим обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к обществу Российские железные дороги о взыскании пени в сумме 681 537 руб. 58 коп.
Решением суда от 20.03.2023 в иске отказано в полном объеме.
ООО "КаргоХим", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе и дополнениях к ней заявитель указывает на то, что представленные ответчиком акты общей формы, не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств по делу, поскольку они составлены в одностороннем порядке в отсутствие уведомления собственника вагонов, грузоотправителя или грузополучателя.
Ссылается на то, что составив акты общей формы в одностороннем порядке, ответчик, не представил в материалы дела иных допустимых и достаточных доказательств занятости фронта погрузки/выгрузки, равно как и наличия иных обстоятельств невозможности доставки грузов в срок по причинам, зависящим от грузополучателя. Кроме того, представленные ответчиком акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов не подтверждают факт того, что спорные вагоны были задержаны по вине истца (по причине непринятия истцом их на станции назначения).
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик представил отзыв, по апелляционной жалобе возражает, просит оставить решение Арбитражного суда г. Москвы без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Как усматривается из материалов дела, в процессе оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом ОАО "Российские железные дороги", являясь перевозчиком, нарушало нормативный срок доставки, что подтверждается прилагаемыми транспортными железнодорожными накладными N N ЭТ670689, ЭТ750810, ЭТ750810.
Нормативное нарушение сроков доставки от 1 до 16 суток.
В силу 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями На основании пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств.
По правилам пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке перевозчик несет ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и Кодексами, а также соглашением сторон договора перевозки.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ") перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Как указано в статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Соглашение о неустойке должно быть заключено в письменной форме (статья 331 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следовательно, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В соответствии со ст. 97 Устава за несоблюдение сроков доставки грузов или порожних вагонов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза или доставку каждого порожнего вагона за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются полными).
Согласно Федеральному закону от 02.08.2019 N 266-ФЗ "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской 3 Федерации" за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила исчисления сроков доставки грузов), исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня следующею за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанною в оригинале накладной в графе "Календарные штемпеля". Нормативные сроки доставки грузов исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учет железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время московское.
Сроки доставки грузов определяются исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки.
На основании указанного, истцом начислены пени в размере 681 537 руб. 58 коп.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно п. 6.7 Правил исчисления сроков доставки, сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержке вагонов на промежуточных железнодорожных станциях в случае невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, получателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
В железнодорожных накладных, в случаях, когда имелась задержка проследования вагонов в связи с неприёмом станции назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, имеется соответствующая отметка о составлении акта общей формы на задержку вагонов.
ОАО "РЖД" представило следующие документы, подтверждающие увеличение срока доставки груза по данному основанию:
1) железнодорожные накладные с отметками об увеличении срока доставки;
2) обращения начальника станции назначения о необходимости задержке (отставлении от движения) в пути следования вагонов, контейнеров, следующих в адрес Клиента, по причинам, зависящим от грузополучателя;
3) извещения грузополучателя о задержке вагонов по причине неприема вагонов станцией назначения;
4) акты общей формы на начало задержке вагонов;
5) акты общей формы на окончание задержке вагонов;
6) оперативные приказы на временное отставление от движения грузовых поездов; 7) распоряжения об отправлении задержанных вагонов, контейнеров в пути следования;
8) итоговые акты общей формы, составленные на станции назначения, с указанием увеличения сроков доставки;
9) Договор N 253/2 от 06.09.2022 на эксплуатацию жд пути необщего пользования ООО "Каргохим" при железнодорожной станции Темрюк СКжд;
10) Анализ занятостей путей необщего пользования;
11) памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов по спорным накладным. Железнодорожные накладные, по которым срок доставки подлежит увеличению по данному основанию, и суммы пени, не подлежащие взысканию.
Так, по накладной ЭТ670689 ответчик представил акт общей формы N 1/8297 от 03.07.2022, 20/51028 от 29.06.2022, 20/51171 от 29.06.2022. 20/51269 от 29.06.2022, 20/52181 от 02.07.2022, обращение о необходимости задержки от 29.06.2022 N 13448, оперативный приказ на задержку от 29.06.2022 N 55903, извещение о задержке вагонов, оперативный приказ на окончание от 29.06.2022 N21338, извещение об окончании задержки, обращение о необходимости задержки от 29.06.2022 N13492, оперативный приказ на временное отставление от 29.06.2022 N 3984, извещение N 82, оперативный приказ о подъеме от 02.07.2022 N3900, извещение N 83. Срок доставки увеличивается на 5 суток. Анализ занятости путей. Ведомости подачи и уборки. Аналогичная ситуация по накладным NN ЭТ750810, ЭФ086504 (ЭТ750810), ЭФ086659 (ЭТ750810), ЭФ086780 (ЭТ750810), ЭФ086891 (ЭТ750810), ЭФ086976 (ЭТ750810), ЭФ087092 (ЭТ750810), ЭФ087671 (ЭТ750810), ЭФ087951 (ЭТ750810), ЭФ087955 (ЭТ750810), ЭФ087960 (ЭТ750810), ЭФ087968 (ЭТ750810), ЭФ087971 (ЭТ750810), ЭФ087316 (ЭТ750810), ЭФ087319 (ЭТ750810), ЭФ087974 (ЭТ750810), ЭФ087980 (ЭТ750810). При указанных обстоятельствах, пени, не подлежащие взысканию составляют 681 537,58 руб., в связи с чем, Арбитражный суд Москвы в удовлетворении исковых требований отказал в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции в том, что представленным комплектом документов доказано наличие вины грузополучателя и отсутствие вины перевозчика в неприеме вагонов по данным накладным и просрочке доставки груза по данным накладным, в связи, с чем пени в размере 681 537,58 руб. заявлены Истцом неправомерно.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2023 по делу N А40-277106/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-277106/2022
Истец: ООО "КАРГОХИМ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"