г. Вологда |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А05-33/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 июня 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Ралько О.Б. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,
при участии от товарищества собственников жилья "Советских космонавтов, 52, корпус 1" представителя Сальцына А.Н. по доверенности от 11.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Советских космонавтов, 52, корпус 1" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 марта 2023 года по делу N А05-33/2023,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа "Город Архангельск" (адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; ИНН 2901065991, ОГРН 1022900509521; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к товариществу собственников жилья "Советских космонавтов, 52, корпус 1" (адрес: 163046, Архангельская область, город Архангельск, проспект Советских Космонавтов, дом 52, корпус 1, квартира 24; ИНН 2901164400, ОГРН 1072900000931; далее - ТСЖ) о возложении на ответчика обязанности провести ремонтно-восстановительные работы придомового тротуара, расположенного у дома 52 по проспекту Советских космонавтов в городе Архангельске, а именно со стороны подъездов дома 52 по проспекту Советских космонавтов в городе Архангельске, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем устранения обрушений (провалов) тротуарной плитки, восстановления целостности тротуарной плитки и бордюрного камня (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 17.03.2023 иск удовлетворен.
ТСЖ с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд не исследовал вопрос о наличии у истца процессуального права на обращение в суд, не применил соответствующие федеральные законы, которыми регулируются объемы и механизмы реализации этого права применительно к отношениям по осуществлению контролирующей функции в сфере благоустройства. Суд не дал правовой оценки действиям специалистов: наличию оснований для проведения контрольных мероприятий, составлению актов осмотра, наличию полномочий специалистов, соответствию составленных документов установленным требованиям. В материалах дела отсутствуют задания уполномоченных лиц контрольного органа, доказательства ненадлежащего состояния тротуара напротив первого подъезда дома. Форма и содержание представленных в суд актов осмотра не соответствуют требованиям, установленным в приложении 2 к Порядку оформления и содержания зданий, результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении муниципального контроля за соблюдением обязательных требований Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", утвержденному постановлением Администрации от 17.03.2020 N 501. Характер и объемы работ можно определить после окончания зимнего сезона. В перечне должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, отсутствую специалисты, составившие акты осмотра. Администрация 18.11.2022 обратилась к ТСЖ за информацией о направлении информации о планировании проведения ремонтных работ тротуара, не просила привести его надлежащее состояние.
Представитель ТСЖ в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Администрация в отзыве на жалобу возразила против изложенных в ней доводов и требований, просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От Администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия ее представителя. В связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителя ТСЖ, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в управлении ТСЖ находится многоквартирный жилой дом (далее - МКД) 52 по проспекту Советских космонавтов в городе Архангельске.
В связи с обращением гражданина о неудовлетворительном состоянии тротуара у названного дома Администрация 08.09.2022 обратилась к ТСЖ с требованием о приведении в надлежащее состояние придомового тротуара.
В ответе ТСЖ сообщило, что тротуар находится в ведении Администрации и не является общим имуществом собственников МКД, ремонт тротуара предусмотрен вместе с ремонтом проезжей части по проспекту Советских космонавтов.
В результате осмотра комиссия в составе специалистов Администрации 25.10.2022 установила, что придомовой тротуар имеет дефекты и повреждения, а именно: имеется нарушение целостности и частичное отсутствие плитки, а также обрушение (провал) тротуарной плитки с главного фасада МКД. Указанные дефекты зафиксированы в приложениях 2, 3 к акту (фототаблице). Схема расположения поврежденной части тротуара размещена в приложении 1 к акту.
Администрация 18.11.2022 обратилась к ТСЖ с требованием привести в надлежащее состояние придомовой тротуар.
ТСЖ сообщило Администрации, что тротуар общим имуществом собственников МКД не является.
В результате осмотра и фотофиксации придомового тротуара со стороны двора МКД комиссия в составе специалистов Администрации 25.11.2022 установила нарушение целостности и частичное отсутствие плитки тротуара от второго до третьего подъезда, а также нарушение целостности и частичное отсутствие бордюрного камня у третьего подъезда МКД. Выявленные дефекты зафиксированы в приложении 2 к акту (фототаблице). Схема расположения поврежденной части тротуара размещена в приложении 1 к акту.
Поскольку ремонт тротуара не выполнен, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно письму Департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации от 17.02.2023 N 17-17/845 ремонт тротуара со стороны главного фасада МКД запланирован в рамках ремонта автомобильной дороги и тротуаров по проспекту Советских космонавтов по проекту муниципального контракта. В этой части требование не заявлено.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления МКД: непосредственное управление собственниками помещений в МКД, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг.
При управлении МКД товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления МКД с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах.
В силу статьи 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII ЖК РФ, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в МКД.
Из материалов дела видно, что ТСЖ осуществляет управление МКД 52 по проспекту Советских космонавтов в городе Архангельске.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения МКД включает в себя, в том числе содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого МКД объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого МКД объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (пункт 11 Правил N 491).
В приложении 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), приведен Перечень работ, относящихся к текущему ремонту, из пункта 17 которого следует, что к таким работам относится ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Согласно пунктам 10.2, 10.8.1 Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581 (далее - Правила N 581), ответственными за содержание в чистоте городских территорий, отведенных и прилегающих территорий, зданий, сооружений, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства являются на отведенных территориях МКД - организации, управляющие жилищным фондом и обслуживающие жилищный фонд. Содержание отведенной территории включает в себя содержание всей территории, в том числе тротуаров, дворовых проездов, игровых, спортивных и хозяйственных площадок, скверов и газонов внутри микрорайонов жилой застройки, контейнерных площадок, очистку дождеприемных колодцев на подведомственной территории, очистку снега и льда с крыш, карнизов и козырьков подъездов, уход за зелеными насаждениями.
Как правильно указал суд первой инстанции, ТСЖ обязано содержать придомовую территорию в надлежащем состоянии, в том числе своевременно выполнять ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров. Факт неудовлетворительного состояния тротуара со стороны подъездов МКД подтверждается актом осмотра от 25.11.2022, которым установлено нарушение целостности и частичное отсутствие плитки тротуара от второго до третьего подъезда, нарушение целостности и частичное отсутствие бордюрного камня у третьего подъезда МКД. Выявленные дефекты очевидны и зафиксированы в фото таблице, являющейся приложением 2 к акту. Доказательств, подтверждающих, что тротуар со стороны подъездов МКД приведен в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и находится в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, в материалы дела не представлено. Поскольку фотографии, выполненные ТСЖ 01.03.2023, свидетельствуют о наличии значительного снежного покрова придомового тротуара, суду не представляется возможным сделать вывод о том, что плиточное покрытие тротуара, бордюрный камень в настоящее время находятся в надлежащем состоянии.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
В соответствии со статьей 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого такие действия должны быть совершены.
Из материалов дела видно, что Администрация просила определить такой срок равным двум месяцам с момента вступления судебного акта в законную силу.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что разумным и достаточным сроком,, в течение которого ТСЖ должны быть совершены ремонтно-восстановительные работы придомового тротуара, является два месяца с момента вступления решения в законную силу.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Довод подателя жалобы об отсутствии у Администрации права на обращение с иском в арбитражный суд не принимается во внимание. В данном случае требования заявлены к ТСЖ Администрацией, действующей на основании статьи 6 устава городского округа "Город Архангельск", положения об Администрации, утвержденного решением Архангельской городской думы от 25.11.2015 N 291 и Правил N 581.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 марта 2023 года по делу N А05-33/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Советских космонавтов, 52, корпус 1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-33/2023
Истец: Администрация городского округа "Город Архангельск"
Ответчик: ТСЖ "Советских космонавтов, 52, корпус 1"