город Омск |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А46-18715/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 31 мая 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Аристовой Е. В.,
судей Горбуновой Е. А., Сафронова М. М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Титовой А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3989/2023) Федеральной налоговой службы на определение от 22.03.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-18715/2022 (судья Солодкевич И. М.), вынесенное по результатам рассмотрения требования Федеральной налоговой службы (ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23, далее - ФНС, уполномоченный орган, налоговый орган) о включении в реестр требований кредиторов Сметанкина Сергея Александровича 46 353 руб. 69 коп., в рамках дела о признании Сметанкина С. А. (ИНН 550101686060) несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании представителя ФНС в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы 7 по Омской области - Жулмурзиной А. М. по доверенности от 10.01.2023 N 01-18/00085,
УСТАНОВИЛ:
Сметанкин С. А. обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании себя несостоятельным (банкротом), принятым к производству суда определением от 28.10.2022.
Решением суда 07.12.2022 (резолютивная часть от 06.12.2022) Сметанкин С. А. признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина сроком на пять месяцев (до 06.05.2023), финансовым управляющим имуществом Сметанкина С. А. утверждён Богунов Константин Александрович.
Сведения о признании должника банкротом и о введении процедуры реализации имущества гражданина опубликованы в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 09.12.2022 и в печатном издании "Коммерсантъ" 29.12.2022.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника ФНС обратилась 17.01.2023 (дата обработки судом - 18.01.2023) в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требований: 19 727 руб. 68 коп. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2021, 2022 гг.) - во вторую очередь, 23 249 руб. 71 коп. (3 993 руб. 40 коп. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2022 год, 3 828 руб. 07 коп. - налог на доходы физических лиц за 2020 год, 15 428 руб. 24 коп. - транспортный налог за 2020, 2021 гг., 1 595 руб. 94 коп. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 28.01.2019 по 05.12.2022, 292 руб. 75 коп. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2021 по 05.12.2022, 74 руб. 13 коп. - пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за период с 16.07.2021 по 05.12.2022, 183 руб. 59 коп. - пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 02.12.2021 по 05.12.2022, 757 руб. 50 коп. - штраф) - в третью очередь реестра.
Определением от 22.03.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-18715/2022 требование ФНС в размере 46 353 руб. 69 коп. (42 977 руб. 39 коп. - основной долг, 2 618 руб. 80 коп. - пени, 757 руб. 50 коп. - штраф) включено в третью очередь реестра требований кредиторов Сметанкина С. А.
В апелляционной жалобе ФНС ставится вопрос об отмене определения суда в части, просит включить во вторую очередь реестра требований кредиторов должника требование в размере 19 727 руб. 68 коп., в третью очередь реестра - 26 626 руб. 01 коп., в том числе 23 249 руб. 71 коп. - основной долг, 2 618 руб. 80 коп. - пени, 757 руб. 50 коп. - штраф. Мотивируя свою позицию, апеллянт указывает на следующие доводы: требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) относятся ко второй очереди удовлетворения; при этом законодатель не разделяет страховые взносы, уплачиваемые на обязательное пенсионное страхование работодателями за своих работников, и страховые взносы, уплачиваемые самозанятыми гражданами. Исходя из правовой природы и целей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уполномоченный орган полагает, что задолженность на страховую часть трудовой пенсии подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ФНС поддержала доводы, изложенные в жалобе.
Учитывая надлежащее извещение иных лиц, участвующих в рассмотрении обособленного спора, о времени и месте проведения судебного заседания, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с положениями статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, заслушав представителя налогового органа, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В обоснование заявленных требований уполномоченный орган ссылается на то, что в период с 22.07.2014 по 14.06.2022 Сметанкин С. А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
ФНС в отношении налогоплательщика Сметанкина С. А. выставлены требования от 16.12.2021 N 61329, от 26.04.2022 N 14757, от 20.06.2022 N 60383, от 21.07.2022 N 64062, от 14.07.2022 N 62806, от 13.12.2022 N 86755 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), в которых сообщалось о наличии задолженности: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021, 2022 гг.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2022 год; по налогу на доходы физических лиц за 2020 год; по транспортному налогу за 2020, 2021 гг.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование; пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц; пени за несвоевременную уплату транспортного налога.
По результатам проведения в период с 13.09.2021 по 25.11.2021 камеральной налоговой проверки в отношении Сметанкина С. А. уполномоченным органом вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.02.2022 N 1196. Должнику начислен штраф на 24.02.2022 в размере 757 руб. 50 коп.
Как следует из вышеуказанного решения, Сметанкиным С. А. 20.04.2021 представлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2020 год, сумма налога к доплате - 0 руб.
03.09.2021 Сметанкиным С. А. представлена уточнённая налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2020 год, номер корректировки - 1, сумма налога к доплате - 0 руб.
13.09.2021 должником представлена уточнённая налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2020 год, номер корректировки - 2, сумма налога к доплате - 8 441 руб.
По результатам камеральной проверки установлено, что Сметанкин С. А. представил уточнённую налоговую декларацию после обнаружения налоговым органом факта неполноты сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога. По состоянию на дату представления уточнённой налоговой декларации в карточке лицевого счёта переплата 864 руб.
Судебным приставом исполнителем ОСП по Советскому АО г. Омска на основании судебных приказов от 14.04.2022 N 2а-595-75/2022, от 23.11.2022 N 2а-3453-75/2022, вынесенных мировым судьёй судебного участка N 75 в Первомайском судебном районе в городе Омске по заявлениям ФНС о взыскании с должника налога, пени, штрафа в сумме 15 607 руб. 90 коп. и 24 602 руб. 60 коп. соответственно возбуждены исполнительные производства N 212838/22/55004-ИП и 421040/22/55004-ИП (постановления от 13.07.2022 и от 20.12.2022 соответственно).
Постановлениями от 08.12.2022, 23.12.2022 вышеуказанные исполнительные производства окончены в связи с признанием должника банкротом.
Поскольку задолженность должником не погашена, Сметанкин С. А. признан несостоятельным (банкротом), уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Разрешая обособленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь абзацем вторым пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 (далее - постановление N 257) и утверждённого им Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, статьёй 2, пунктом 1 статьи 100, абзацем третьим пункта 2, абзацем третьим пункта 4 статьи 134, пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве, разъяснениями, изложенными в пунктах 24, 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", а также абзаце шестом пункта 8, пунктах 10, 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утверждённого 20.12.2016 Президиумом ВС РФ (далее - Обзор от 20.12.2016), статьёй 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), исходил из того, что требования ФНС подтверждены материалами дела, на дату рассмотрения заявления сведения о погашении задолженности (основной долг, пени, штраф) суду не представлены, участвующими в деле лицами наличие и размер задолженности не оспорен, в связи с чем посчитал требование обоснованным. Суд заключил, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2021 - 2022 гг. подлежат уплате в составе платежей третьей очереди реестра требований кредиторов должника.
По результатам повторной оценки обстоятельств обособленного спора и имеющихся в деле доказательств коллегия суда установила основания для изменения обжалуемого определения.
В пункте 2 постановления N 257 установлено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
В силу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьёй 100 указанного Закона.
В пункте 10 Обзора от 20.12.2016 разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 16, а также пунктам 3 - 5 статьи 71, пунктам 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтверждённых вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. Поэтому в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам. Представляемая уполномоченным органом в обоснование указанных требований справка налогового органа, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки на определённый день, в случае несогласия должника (арбитражного управляющего, конкурсных кредиторов) с этими сведениями не может рассматриваться как достаточное доказательство для признания заявленных требований доказанными.
В этом случае уполномоченным органом в обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели), в частности, индивидуальные предприниматели.
По расчёту уполномоченного органа, у должника наличествует задолженность в размере 19 727 руб. 68 коп. - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021, 2022 гг., 3 993 руб. 40 коп. - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2022 год, 3 828 руб. 07 коп. - по налогу на доходы физических лиц за 2020 год, 15 428 руб. 24 коп. - по транспортному налогу за 2020, 2021 гг., 1 595 руб. 94 коп. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 28.01.2019 по 05.12.2022, 292 руб. 75 коп. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2021 по 05.12.2022, 74 руб. 13 коп. - пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за период с 16.07.2021 по 05.12.2022, 183 руб. 59 коп. - пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 02.12.2021 по 05.12.2022, 757 руб. 50 коп. - штраф.
Финансовый управляющий, должник расчёт суммы задолженности не оспорили.
При рассмотрении заявления суд первой инстанции заключил, что срок на обращение в суд заявлением о включении требования в реестр требований кредиторов должника не пропущен; ФНС представлены достаточные доказательства в подтверждение обоснованности размера задолженности. Поскольку сведений о погашении задолженности на день обращения кредитора с требованием и на день рассмотрения требования судом в материалы дела не представлено, суд посчитал требование обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника. Суд пришёл к выводу, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2021 - 2022 гг. подлежат уплате в составе платежей третьей очереди реестра требований кредиторов должника.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В пункте 14 Обзора от 20.12.2016 разъяснено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счёт которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счёт средств пенсионных накоплений (статья 3 названного Закона).
Такие платежи, как отмечается в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П и от 10.07.2007 N 9-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.
Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о банкротстве (абзац пятый пункта 14 указанного Обзора).
При этом указанный специальный режим удовлетворения, установленный для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не применяется в отношении иных страховых взносов в Российской Федерации (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование).
В рассматриваемом случае требование уполномоченного органа по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит отнесению ко второй очереди погашения требований, включённых в реестр требований кредиторов должника, поскольку отнесение спорной задолженности, в зависимости от того, за себя должник не уплатил страховые взносы либо за лиц, трудящихся у него по трудовому договору, к различным очередям удовлетворения требований кредиторов действующим законодательством не предусмотрена.
Исходя из изложенных обстоятельств, требование ФНС подлежит удовлетворению в соответствие с приведёнными положениями.
При этом пеней признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено этой статьёй и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объёме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 НК РФ и части 4 статьи 200 АПК РФ" разъяснено, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьёй 271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 22.03.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-18715/2022 изменить, изложив резолютивную часть судебного акта в следующей редакции.
Признать требование Федеральной налоговой службы обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника - Сметанкина Сергея Александровича в размере 19 727 руб. 68 коп. - во вторую очередь реестра требований, в размере 26 626 руб. 01 коп., в том числе основной долг - 23 249 руб. 71 коп., пени - 2 618 руб. 80 оп., штраф - 757 руб. 50 коп., - в третью очередь реестра требований.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Председательствующий |
Е. В. Аристова |
Судьи |
Е. А. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18715/2022
Должник: Сметанкин Сергей Александрович
Кредитор: Сметанкин Сергей Александрович
Третье лицо: Ассоциация саморегулируемая организация "Объединение арбитражных управляющих "Лидер", ИНСПЕКЦИЯ ГОСТЕХНАДЗОРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонный отдел технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Омской области, МИФНС N 7 по Омской области, Подразделение по вопросам миграции УМВД России по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ф/у Богунов К.А., Филиал ФБГУ "ФКП Росреестра" по Омской области