город Воронеж |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А64-7333/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Воскобойникова М.С., |
судей |
Поротикова А.И., |
|
Кораблевой Г.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ТСЖ": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления жилищной политики администрации города Тамбова Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от фонда капитального ремонта Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от муниципального казенного учреждения "Дирекция жилищных услуг": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищной политики администрации города Тамбова Тамбовской области (ОГРН 1066829055732, ИНН 6829028489) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.03.2023 по делу N А64-7333/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "ТСЖ" (ОГРН 1116829003136, ИНН 6829073650) к Управлению жилищной политики администрации города Тамбова Тамбовской области (ОГРН 1066829055732, ИНН 6829028489) о взыскании задолженности,
третьи лица: фонд капитального ремонта Тамбовской области, муниципальное казенное учреждение "Дирекция жилищных услуг",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТСЖ" (далее - ООО "ТСЖ", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Жилищному комитету Администрации города Тамбова Тамбовской области (далее - ответчик) о взыскании задолженности 329 866 руб. 66 коп. (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Фонд капитального ремонта Тамбовской области и Муниципальное казенное учреждение "Дирекция жилищных услуг".
Жилищный комитет администрации города Тамбова Тамбовской области решением Тамбовской городской Думы от 29.09.2021 N 289 переименован в Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Тамбова Тамбовской области, а решением Тамбовской городской Думы от 23.12.2022 N 728 переименован в Управление жилищной политики администрации города Тамбова Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.03.2023 по делу N А64-7333/2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Управление жилищной политики администрации города Тамбова Тамбовской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 указанная жалоба принята к производству.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 25.05.2023 стороны и третьи лица явку полномочных представителей не обеспечили.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом области, ООО "ТСЖ" (до 01.04.2020 - общество с ограниченной ответственностью "Тамбовский жилищный стандарт") в рамках исполнения обязанностей по управлению многоквартирными домами реализованы мероприятия по капитальному ремонту: фасада (цоколь, установка пластиковых окон, ремонт входных групп), кровли, внутридомовых инженерных систем (водоотведения, электроснабжения) многоквартирных домов, находящихся в зоне ответственности истца.
В рамках исполнения полномочий управляющей организации ООО "ТСЖ" заключены следующие договоры: договор подряда N П1189/18 от 04.06.2018 с ООО "СтройОптТорг" на выполнение работ по капитальному ремонту канализации жилого дома N 15/2 по ул. Менделеева г. Тамбова на сумму 196 644 руб.; договор подряда N 111202/18 от 29.06.2018 с ИП Богачев Д.А. на выполнение работ по капитальному ремонту установка пластиковых окон жилого дома N 62/1 по ул. Рылеева г. Тамбова на сумму 321 750 руб.; договор подряда N П1218/18 от 25.07.2018 с ООО "ПОСТРОЙКА" на выполнение работ по капитальному ремонту фасада (цоколь) жилого дома N 6 по ул. 2- я Шацкая г. Тамбова на сумму 256 774 руб.; договор подряда N 11299/18 от 12.10.2018 с ООО "Участок N 4" на выполнение работ по капитальному ремонту системы водоотведения жилого дома N 84 по ул. Мичуринская г. Тамбова на сумму 140 272 руб.; договор подряда N 111450/19 от 31.05.2019 с ООО "ПОСТРОЙКА" на выполнение работ по капитальному ремонту кровли жилого дома N 187Б по ул. Советская г. Тамбова на сумму 1 253 832 руб.; договор подряда N П1466/19 от 20.06.2019 с ООО "ПОСТРОЙКА" на выполнение работ по капитальному ремонту цоколя жилого дома N 62 корпус 2 по ул. Рылеева г. Тамбова на сумму 244 413 руб.; договор подряда N П1505/19 от 22.07.2019 с ООО "ПОСТРОЙКА" на выполнение работ по капитальному ремонту системы электроснабжения жилого дома N 33Б по ул. 8 Марта г. Тамбова на сумму 377 668 руб.; договор подряда N П1633/19 от 22.11.2019 с ООО "ПОСТРОЙКА" на выполнение работ по капитальному ремонту входных групп жилого дома N 78 по ул. Степная г. Тамбова на сумму 407 078 руб.; договор подряда N 11819/20 от 13.07.2020 с ООО "Тамбовэнергострой" на выполнение работ по капитальному ремонту розлива системы водоотведения жилого дома N 198 Г по ул. Советская г. Тамбова на сумму 199 984 руб.; договор подряда N 111890/20 от 23.09.2020 с ООО "Тамбовэнергострой" на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовой системы энергоснабжения жилого дома N 1 по ул. Б.Федорова г. Тамбова на сумму 607 174 руб.
Во исполнение указанных договоров были подписаны акты КС-2, справки КС-3: от 19.06.2018, 01.08.2018, 27.08.2018, 14.11.2018, 28.08.2019, 17.10.2019, 16.12.2019, 07.01.2020, 26.08.2020, 09.02.2021.
Акты подписаны сторонами без замечаний и возражений.
В исковом заявлении истец указал, что часть объектов недвижимости в многоквартирных домах, в которых проводились работы, является муниципальной собственностью, в связи с чем, задолженность муниципалитета за выполненные работы составляет 371 167 руб. 34 коп.
В целях досудебного урегулирования спора ООО "ТСЖ" направляло в адрес ответчика претензионные письма исх. N 218 от 10.02.2021, исх. N 589 от 14.04.2021 об оплате задолженности в добровольном порядке в установленный в претензии срок. Однако требования истца оставлены ответчиком без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что ответчиком оплата задолженности в добровольном порядке не произведена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В процессе рассмотрения дела в ответ на запросы суда Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области и Управлением Росреестра по Тамбовской области представлены сведения о собственниках спорных помещений в многоквартирных домах.
На основании поступивших сведений истец произвел перерасчет заявленных требований и заявлением от 13.12.2022 в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования, просил суд взыскать с ответчика задолженность в размере 329 866 руб. 66 коп.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд области правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьями 244 и 249 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по его содержанию и сохранению. Аналогичное требование закреплено в пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, доля собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Как следует из положений статьи 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1.1. ЖК РФ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании Постановления Администрации Тамбовской области от 25.11.2013 N 1359 утверждена программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области на период 2014 - 2043 годах.
На основании пункта 3 статьи 22 указанного Постановления основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ.
В рассматриваемом случае ООО "ТСЖ" (до 01.04.2020 - Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовский жилищный стандарт") в рамках исполнения обязанностей по управлению многоквартирными домами реализованы мероприятия по капитальному ремонту: фасада (цоколь, установка пластиковых окон, ремонт входных групп), кровли, внутридомовых инженерных систем (водоотведения, электроснабжения) многоквартирных домов, что подтверждается представленными в материалы дела договорами.
В соответствии с частью 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
По смыслу пункта 1 статьи 711 и пункта 1 статьи 746 ГК РФ по договору подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Факт сдачи подрядчиком заказчику результата выполненных работ является основанием для возникновения обязательства заказчика по их оплате.
В материалы дела представлены подписанные сторонами акты КС-2, справки КС-3: от 19.06.2018, 01.08.2018, 27.08.2018, 14.11.2018, 28.08.2019, 17.10.2019, 16.12.2019, 07.01.2020, 26.08.2020, 09.02.2021, без замечаний и возражений.
При этом, как установлено судом и не оспаривается ответчиком, часть объектов недвижимости в многоквартирных домах, в которых проводились работы, является муниципальной собственностью, бремя содержания которой возложено на Управление жилищной политики администрации города Тамбова Тамбовской области (положение об Управлении жилищной политики администрации города Тамбова Тамбовской области, утвержденным Решением Тамбовской городской Думы от 25.12.2019 N 1204 (в редакции Решения Тамбовской городской Думы от 23.12.2022 N 728).
В качестве обоснования к расчету суммы предъявленной к взысканию задолженности, истцом в материалы дела представлены справки к актам по форме КС-2, КС-3, определяющие муниципальную долю в общем имуществе многоквартирного дома на момент производства работ. Данные, отраженные в справках, внесены на основании справочных сведений, представленных Тамбовским областным государственным унитарным предприятием "Единый расчетный центр".
В процессе рассмотрения дела в ответ на запросы суда Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области и Управлением Росреестра по Тамбовской области представлены сведения о собственниках спорных помещений в многоквартирных домах.
На основании поступивших сведений истец произвел перерасчет заявленных требований, уточнил заявленные требования.
В соответствии с расчетом истца задолженность ответчика составила 329 866 руб. 66 коп.
Возражая против удовлетворения заявленного иска, ответчик расчет суммы задолженности не оспорил, контррасчета не представил (статьи 9, 65 АПК РФ).
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 АПК РФ, а также положений статей 65, 66 АПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
С учетом изложенного, исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Давая оценку доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия руководствуется следующим.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанных в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Уставом города Тамбова, статьей 5 решения Тамбовской городской Думы от 28.05.2008 N 639 "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа - город Тамбов" Администрация г. Тамбова является органом, управляющим и распоряжающимся муниципальной собственностью.
В свою очередь, Управление жилищной политики организует от имени администрации города в установленном законом порядке управление муниципальным жилищным фондом, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено, в соответствии с законодательством, исключительно к компетенции городской Думы (положение об Управлении жилищной политики администрации города Тамбова Тамбовской области, утвержденным Решением Тамбовской городской Думы от 25.12.2019 N 1204 (в редакции Решения Тамбовской городской Думы от 23.12.2022 N 728).
В данном случае органом местного самоуправления, который осуществляет от имени муниципального образования права собственника в отношении муниципального жилищного фонда и выступает главным распорядителем бюджетных средств, является Управление жилищной политики.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии в муниципальном бюджете средств и расходных обязательств на содержание муниципального имущества, отклоняется судом, так как отсутствие лимитов бюджетных обязательств не освобождает собственника от оплаты расходов на содержание принадлежащего ему имущества.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.03.2023 по делу N А64-7333/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.03.2023 по делу N А64-7333/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.С. Воскобойников |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7333/2021
Истец: ООО "ТСЖ"
Ответчик: Жилищный комитет администрации города Тамбова Тамбовской области
Третье лицо: Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, 19 Арбитражный апелляционный суд, МКУ "Дирекция жилищных услуг", Управление Росреестра по Тамбовской области