01 июня 2023 г. |
Дело N А83-12678/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
руководителя общества с ограниченной ответственностью "Азовчане"- Емлютина А.В.,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Азовчане"- Левикова А.В.,
представителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору-Ушакова Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Азовчане" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 декабря 2022 года по делу N А83-12678/2022, рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азовчане" к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, заместителю руководителя Южного межрегионального управления Россельхознадзора Епанову Юрию Викторовичу, главному государственному инспектору отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации Южного межрегионального управления Россельхознадзора Новиковой Варваре Владимировне, главному государственному инспектору отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе РФ Южного межрегионального управления Россельхознадзора Г.Г. Наумкиной, о признании незаконными действий, предписания,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Азовчане" в Арбитражный суд Республики Крым подано заявление (с уточнениями) о признании незаконными предписания выданного 07.04.2022 Южным МРУ Россельхознадзора N 14-61-02-11/02 и совершенных должностными лицами этого надзорного органа действий:
03.03.2022 по отбору в магазине (г. Феодосия, ул. Горького, 9А) в качестве пробы для лабораторных исследований выпущенного ООО "Азовчане" колбасного изделия мясного охлажденного категории Г сардельки "Домашние" и по направлению проб в ФГБУ "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория";
13.04.2022 главным государственным инспектором отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на государственной границе Наумкиной Г.Г. по проведению в отношении ООО "Азовчане" контрольного (надзорного) мероприятия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и по внесению в "Сообщение о наличии события административного правонарушения" от 13.04.2022 информации о норме "не допускается" в отношении показателя "энрофлоксацин" по отношению к выпущенному ООО "Азовчане" колбасному изделию мясному охлажденному категории Г сардельки "Домашние";
главным государственным инспектором отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на государственной границе Новиковой В.В. по проведению в отношении ООО "Азовчане" контрольного (надзорного) мероприятия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и по внесению в служебную записку от 12.05.2022 N С314/730 сведений о выработке ООО "Азовчане" продукции не соответствующей требованиям ЕАЭС;
заместителем руководителя Южного МРУ Россельхознадзора Епановым Ю.В. по информированию письмом от 22.03.2022 N 14/4294 ООО "Азовчане" и ИП Москвина Р.Ю. о несоответствии нормам ЕАЭС по показателю "энрофлоксацин" выпущенного ООО "Азовчане" колбасного изделия мясного охлажденного категории Г сардельки "Домашние" путем направления письма.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано по тем мотивам, что выданное предписание и совершенные должностными лицами Южного МРУ Россельхознадзора действия соответствуют требованиям законодательства, в том числе предписание выдано и действия совершены в пределах полномочий Россельхознадзора. Выработанный заявителем пищевой продукт (колбасное изделие мясное охлажденное категории Г "Сардельки домашние") содержали антибиотик "энрофлоксацин", тогда как ТР ТС 021/2011 не предусматривает возможность содержания в таком пищевом продукте названного антибиотика в любом количестве, в связи с чем надзорный орган обосновано принял меры к пресечению незаконного обращения пищевого продукта.
ООО "Азовчане" подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуально права, изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Из отзыва на апелляционную жалобу и дополнения к нему следует, что Южное МРУ Россельхознадзора не согласно с ее доводами, так как предписание выдано и действия совершены в пределах предоставленных Россельхознадзору полномочий; заявитель выработал пищевой продукт, содержащий антибиотик "энрофлоксацин", содержание которого в любом количестве в колбасных изделиях не допустимо.
В судебном заседании представители ООО "Азовчане" поддержали доводы апелляционной жалобы и представленных письменных объяснений от 06.03.2023; представитель Южного МРУ Россельхознадзора возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.
Иные участники (их представители) в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания участники извещены в установленном законом порядке.
Заявленные ООО "Азовчане" ходатайства об отстранении представителя Южного МРУ Россельхознадзора Ушакова Д.Г. от участия в судебном заседании, истребовании дополнительных доказательств (срочного отчета от 21.03.2022 о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм), направления запроса в Конституционный Суд Российской Федерации по проверке конституционности статьи 39, части 4 статьи 40, части 4 статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и привлечения к участию в дело Главного государственного санитарного врача РФ и Минздрава РФ и перехода на рассмотрение дела по правилам суда первой инстанции удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 59 АПК РФ дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций.
Пункт 4 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (в ред. от 20.07.2022), предусматривает, что Россельхознадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Выданная Россельхознадзором Ушакову Д.Г. доверенность подтверждает полномочия этого лица представлять в судах интересы территориального органа Россельхознадзора, что является осуществлением деятельности надзорного органа через его территориальные органы; в связи с чем, Ушаков Д.Г. допущен к участию в дело, ходатайство заявителя об отстранении этого представителя не обосновано.
В соответствии с частью 2 статьи 66, частью 2 статьи 71, частью 2 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта; арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Ходатайство заявителя об истребовании срочного отчета от 21.03.2022 о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм, суд первой инстанции отклонил. Суд апелляционной инстанции полагает, что ходатайство об истребовании этого документа как дополнительного доказательства на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции также подлежит отклонению, так как дело содержит достаточно доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта; эти доказательства подлежат оценке каждое в отдельности и в совокупности, в их взаимной связи.
При рассмотрении данного дела суд апелляционной инстанции не пришел к выводу о возможном несоответствии статьи 39, части 4 статьи 40, части 4 статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Конституции Российской Федерации. А потому оснований для обращения суда апелляционной инстанции в порядке части 3 статьи 13 АПК РФ в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона нет.
Пункт 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, часть 6.1 статьи 268 АПК РФ предусматривает, что безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; в таком случае арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Судом первой инстанции принято решение по выданному Южным МРУ Россельхознадзора предписанию и по совершенным должностными лицами этого надзорного органа действиям, о правах и обязанностях Главного государственного санитарного врача РФ и Минздрава РФ суд первой инстанции решения не принимал; в связи чем, оснований для привлечения к участию в дело Главного государственного санитарного врача РФ и Минздрава РФ и перехода судом апелляционной инстанции на рассмотрение дела по правилам суда первой инстанции нет.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционный инстанции, исследовав доказательства, установил следующие обстоятельства.
03.03.2022 государственным инспектором отдела внутреннего ветеринарного контроля и надзора Южного МРУ Россельхознадзора Борисовой А.О. в присутствии ИП Москвина Р.Ю. по адресу: г. Феодосия, ул. Горького, д.9А, 1, осуществлён осмотр партии 3,1 кг/2 (дата поступления 28.02.2022) колбасного изделия мясного охлажденного категории Г сардельки "Домашние", изготовленных 23.02.2022 ООО "Азовчане", и отобрана одна проба - 1,5 кг, для направления в ФГБУ "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория" для исследований на пенициллиновую группу, цинкбацитрацин, макроиды, хинолоны, фалоспорины, тетрациклиновая группа, о чем составлен акт отбора проб (образцов) N 2620561.
На продукцию ООО "Азовчане" - "сардельки "Домашние" н/о ТУ 10.13.14-036-37676459-2016 сут 5 под вакуумом 15, 3.1 кг в вакуумной упаковке, 2шт." выдано 28.02.2022 ветеринарное свидетельство N 3484787806.
Товарно-транспортная накладная N 7766 от 28.02.2022 подтверждает факт поставки сарделек "Домашние" (ТУ 10.13.14-036-37676459-2016 сут 5 под вакуумом 15, 3.1 кг) от ООО "Азовчане" в адрес ИП Москвина Р.Ю.
Согласно составленного 21.03.2022 и.о.зав.отделом приема продукции и объектов окружающей среды ФГБУ "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория" Астрецовой Н.В. и утвержденного зам.директора по ветеринарии - ветеринарным врачом, руководителем Испытательного центра Шкиря Р.В., протокола испытаний N 22-524-м следует, что в 1 пробе (1,5 кг) поступившего образца партии (2шт., масса партии 3,1 кг) колбасного изделия мясные охлажденные категории Г - сардельки "Домашние", принадлежащего и отобранного у ИП Москвина Р.Ю. по акту N 2620561 от 03.03.2022, содержатся хинолоны, в частности - энрофлоксацин 2,0 мкг/кг, погрешность +-1,0, норматив - не допускается, НД на метод испытаний - ГОСТ 32797-2014. Межгосударственный стандарт. Продукты пищевые, продовольственное сырье. Метод определения остаточного содержания хинолонов с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектором, веденного в действие Приказом Росстандарта N 901-ст. от 19.08.2014.
По протоколу инспекции N В-27-22 от 22.03.2022, составленному должностными лицами Отдела инспекции в области ветеринарии, качества и безопасности пищевой продукции ФГБУ "Краснодарская МВЛ" (экспертом 1 категории Алферовой Н.В. и ВрИО зам. директора по фитосанитарному направлению - руководителем Органа инспекции Анищенко Е.А.) произведена оценка результатов вышеназванных исследований (испытаний) по показателям качества и безопасности вышеназванной партии, Отдел инспекции пришел к заключению о несоответствии исследованного образца сарделек, выработанных ООО "Азовчане", ТР ТС "О безопасности пищевой продукции 021/2011, так как содержится не допустимый показатель - энрофлоксацин 2,0 мкг/кг, погрешность +-1,0.
22.03.2022 письмом N 14/4294 за подписью заместителя руководителя Южного МРУ Россельхознадзора Епанова Ю.В. ООО "Азовчане" и ИП Москвин Р.Ю. информированы о несоответствии нормам ЕАЭС по показателю "энрофлоксацин" выпущенного ООО "Азовчане" колбасного изделия мясного охлажденного категории Г сардельки "Домашние".
07.04.2022 по итогам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) главный государственный инспектор отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на государственной границе РФ Южного МРУ Россельхознадзора Новикова В.В. выдала в адрес ООО "Азовчане" предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда и приостановлении реализации продукции N 14-61-02-11/02, которым предписано:
немедленно приостановить реализацию несоответствующей ТР ТС "О безопасности пищевой продукции - колбасных изделий охлажденных категории Г, сардельки "Домашние", дата изготовления 23.02.2022, производитель ООО "Азовчане";
в течение 3 календарных дней проинформировать Южное МРУ Россельхознадзора о месте нахождения, объемах продукции вышеназванного колбасного изделия;
в течение 20 календарных дней разработать и согласовать с Южным МРУ Россельхознадзора в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" программу мероприятий по предотвращению причинения вреда;
в течение 3 календарных дня после выполнения программы мероприятий представить Южному МРУ Россельхознадзора документы, содержащие информацию о выполнении программы.
13.04.2022 это предписание получено заявителем по почте - заказной корреспонденцией (трек-код 29505369117864).
13.04.2022 по итогам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) главным государственным инспектором отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на государственной границе РФ Южного МРУ Россельхознадзора Наумкиной Г.Г. на имя начальника вышеназванного отдела Ломбасу И.В. составлено сообщение о наличии события административного правонарушения, в котором указано на выявление совершения ООО "Азовчане" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, так как в отобранной в качестве пробы образце продукции (колбасное изделие охлажденное категории Г, сардельки "Домашние", дата изготовления 23.02.2022) обнаружено наличие остатков лекарственного препарата, используемого в ветеринарии группы хинолоны "энрофлоксацин" в количестве 2,0 мкг/кг при норме "не допускается".
12.05.2022 главным государственным инспектором отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на государственной границе РФ Южного МРУ Россельхознадзора Новиковой В.В. составлена на имя начальника этого отдела Ломбас И.В. служебная записка N С314/730, в которой указано на то, что согласно Alert ФГИС "Сирано" 03276-2022 30.1.2022 и 393-2022 23.02.2022 ООО "Октябрьское" и ООО "Азовчане" допустили выработку продукции, несоответствующей нормам ЕАЭС, и изложена просьба рассмотреть вопрос о вынесении предостережения.
12.05.2022 заместитель руководителя Южного МРУ Россельхознадзора Епанов Ю.В. вынес предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований N 79-ПВН, которым ООО "Азовчане" предложено принять меры по обеспечению соблюдения требований ТР ТС 021/2011, ТР ТС 034/2013.
Это предостережение получено заявителем 17.05.2022 по почте (трек-код 80087372480940).
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 (в ред. от 02.07.2021) "О ветеринарии" под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных (в том числе) на выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства; к основным задачам ветеринарии в Российской Федерации отнесено (в том числе) осуществление федерального государственного ветеринарного контроля (надзора).
Статья 1 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 предусматривает, что задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют (в том числе) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности (далее - федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора), и подведомственные ему территориальные органы и организации, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы и специалисты в области ветеринарии.
Из частей 1 и 1.1 статьи 8 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 следует, что предметом федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) являются (в том числе) соблюдение юридическими лицами обязательных требований в области ветеринарии, установленных международными договорами Российской Федерации в сфере ветеринарии, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, настоящим Законом, Федеральным законом от 5 июля 1996 года N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; соблюдение изготовителем, продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
При этом статья 25 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 предусматривает, что если международным договором с участием Российской Федерации по вопросам ветеринарии установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 8 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1, пункта 1, подпунктов 5.1.1 и 5.1.6 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (в ред. от 29.11.2021), Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере ветеринарии, в его полномочия входит (в том числе) федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор), в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах своей компетенции; государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции.
Как указано выше, Россельхознадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, каковым является Южное МРУ Россельхознадзора.
Статьей 9 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 предусмотрены права должностных лиц органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор), являющихся государственными ветеринарными инспекторами; в частности, эти должностные лица вправе предъявлять организациям требования о проведении мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также вправе осуществлять контроль за выполнением этих требований.
Согласно подпунктов 6.1 и 6.4 Положения о Россельхознадзоре этот надзорный орган вправе организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения нарушений законодательства Российской Федерации.
Статья 15 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" устанавливает, что продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории; организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) "О техническом регулировании" :
безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;
технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно абзацу третьему пункта 9 статьи 7 Закона о техническом регулировании ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимых для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их перевозки материалов, а также методы и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в технических регламентах требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона о техническом регулировании государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в рамках видов федерального государственного контроля (надзора), федеральными законами о которых устанавливается, что предметом соответствующих вида федерального государственного контроля (надзора) является соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами.
Согласно статье 13 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, федерального государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 1 данной статьи, осуществляют соответственно санитарно-карантинный контроль, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей и федеральный государственный ветеринарный надзор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и о ветеринарии (пункт 3).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 987 "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" установлено, что государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется в том числе федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять соответственно федеральный государственный ветеринарный надзор и региональный государственный ветеринарный надзор за соответствием ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, установленным нормативными документами: безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства); безопасности в ветеринарном отношении условий заготовки пищевых продуктов животного происхождения, подготовки их к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок; безопасности условий реализации на розничных рынках пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления; условий утилизации некачественных, опасных пищевых продуктов животного происхождения, в том числе их использования на корм животных, или уничтожения; организации и проведения ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предотвращение болезней животных, общих для животных и человека.
Постановлением N 1097 утверждено Положение о федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре), которым установлено, что указанный контроль (надзор) осуществляет Россельхознадзор и его территориальные органы (пункт 1); объектами государственного надзора являются: товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (далее - Решение Комиссии таможенного союза N 317) (далее - подконтрольные товары); деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, предметом которой является разведение, выращивание, содержание, перемещение (в том числе перевозка и перегон), оборот, убой животных, производство, перемещение, переработка, хранение, реализация и (или) оборот подконтрольных товаров (далее - контролируемые лица); объекты, используемые контролируемыми лицами при разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте, убое животных, производстве, перемещении, переработке, хранении, реализации и (или) обороте подконтрольных товаров объекты, используемые контролируемыми лицами при разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте, убое животных, производстве, перемещении, переработке, хранении, реализации и (или) обороте подконтрольных товаров (пункт 2).
Пункт 3 названного Положения к предмету государственного надзора в соответствии со статьей 8 Закона о ветеринарии относит соблюдение контролируемыми лицами требований, установленных в том числе Техническим регламентом о безопасности пищевой продукции и Техническим регламентом о безопасности мяса и мясной продукции (в части обеспечения ветеринарной безопасности в отношении подконтрольных товаров).
Так же согласно статьи 4 ТР ТС 021/2011. Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (в ред. от 14.07.2021):
безопасность пищевой продукции - состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения;
выпуск в обращение пищевой продукции - купля-продажа и иные способы передачи пищевой продукции на таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.
Статья 5 ТР ТС 021/2011 предусматривает, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Пункты 1 и 2 статьи 7 ТР ТС 021/2011 устанавливают, что пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной; показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4 и 6 к настоящему техническому регламенту.
При этом ТР ТС 021/2011 предусмотрено "Приложение для всех разделов", в котором приведены показатели антибиотиков. Так, для мясных и мясосодержащих продуктов, в том числе птичьи, относительно антибиотиков предусмотрено: левомицетин (хлорамфеникол) - не допускается (< 0,0003 мг/кг), тетрациклиновая группа: тетрациклин, окситетрациклин, хлортетрациклин (сумма исходных веществ и их 4-эпимеров) - не допускается (< 0,01 мг/кг), бацитрацин (кроме мяса кроликов) - не допускается (< 0,02 мг/кг).
Содержание в мясных и мясосодержащих продуктах энрофлоксацина в любом, в том числе минимальном количестве как для приведенных выше антибиотиков, не предусмотрено.
Согласно ТР ТС 034/2013. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68, к объектам регулирования которого отнесены (в том числе) продукты убоя и мясная продукция - мясные и мясосодержащие колбасные изделия:
пункт 9 - продукты убоя и мясная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется;
пункт 12 - не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, в том числе продуктов убоя и мясной продукции с истекшим сроком годности;
пункт 13 - продукты убоя и мясная продукция, находящиеся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должны быть безопасны;
пункт 14 - продукты убоя и мясная продукция должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется;
пункт 18 - максимальные допустимые уровни остатков ветеринарных (зоотехнических) препаратов, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), лекарственных средств (в том числе антибиотиков), содержание которых в продуктах убоя и мясной продукции контролируется в соответствии с информацией об их использовании, предоставляемой изготовителем (поставщиком) при ввозе их на таможенную территорию Таможенного союза или при поставке продуктов убоя на переработку в установленном законодательством государства-члена порядке, должны соответствовать требованиям согласно приложению N 5;
пункт 59 - продукты убоя, используемые при производстве мясной продукции, должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
Установленные обстоятельства и приведенные нормы права свидетельствуют о том, что Южное МРУ Россельхознадзора, его должностные лица в пределах предоставленных полномочий правомерно осуществляли действия по осуществлению федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), в рамках этого надзора правомерно выдано предписание. Обстоятельства, послужившие основанием для выдачи предписания, подтверждены надлежащими доказательствами, ООО "Азовчане" допустило нарушение обязательных требований по обороту безопасной пищевой продукции.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и процессуально права, изложенные в решении суда выводы соответствуют обстоятельствам дела; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 333.40, подпунктами 1, 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ, абзацем 2 пункта 33 ПП ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", организацией при обращении с заявлением об оспаривании решений и действий государственного органа государственная пошлина уплачивается в размере 3.000 руб. за каждое требование, при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда - 1.500 руб., размер государственной пошлины, уплачиваемой лицом на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, не зависит от того, сколько требований было заявлено истцом (заявителем) на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции и разрешено судом в рамках данного дела; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Из представленного платежного документа следует, что ООО "Азовчане" при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплатило 7.500 руб., а потому излишне уплаченная сумма государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 6.000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 декабря 2022 года по делу N А83-12678/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Азовчане" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Азовчане" из федерального бюджета излишне уплаченную 26.12.2022 по платежному поручению N 497974 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 6.000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-12678/2022
Истец: ООО "АЗОВЧАНЕ"
Ответчик: Главный государственный инспектор отдела государственного ветеринарного надзора и контроля на Государственной границе РФ Южного межрегионального Управления Россельхознадзора Новикова В.В., Заместитель руководителя Южного межрегионального управления Россельхознадзора Епанов Ю.В., ЮЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: Главный гос. инспектор отдела гос. ветеринарного контроля и надзора Юж. межрегионального управления Россельхознадзора Наумкина Г. Г.