город Томск |
|
2 июня 2023 г. |
Дело N А45-32579/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.06.2023.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Вагановой Р.А., |
|
|
Марченко Н.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений "Новосибирскавтодор" (N 07АП-3449/2023) на решение от 14.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32579/2022 (судья Суворова О.В.) по иску акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений "Новосибирскавтодор" (ОГРН 1025402462689), г. Новосибирск, к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1035401907287), г. Новосибирск, о внесении изменений в государственный контракт N 63-21 от 21.04.2021,
при участии в судебном заседании:
от истца: не подключился;
от ответчика: Бочаров Антон Павлович, по доверенности от 09.01.2023, паспорт, диплом; (посредством участия в онлайн заседании в режиме веб-конференции);
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений "Новосибирскавтодор" (далее - АО "Новосибирскавтодор") обратилось в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Сибуправтодор") о внесении изменений в государственный контракт N 63-21 от 21.04.2021 на строительство автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" - от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией на участке Новосибирск-Линево (1 этап км 14 - км 34), Новосибирская область. Этапы 1А, 1Б, 1В:
2. "Пункт 5.1 Контракта изложить в следующей редакции: Цена Контракта (цена Работ) составляет 4 726 195 291 (четыре миллиарда семьсот двадцать шесть миллионов сто девяносто пять тысяч двести девяносто один рубль) 83 копейки, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС).
2.Пункт 5.2 Контракта изложить в следующей редакции: "Планируемый объем работ, выполняемых Подрядчиком по годам, составляет: - 2021 г. - 240 052 149,80 руб., с учетом НДС; - 2022 г. - 1 545 753 644,78 руб., с учетом НДС; - 2023 г. - 1 948 673 852,73 руб., с учетом НДС; - 2024 г. - 991 715 644,52 руб., с учетом НДС. С вводом в эксплуатацию в 2024 году - 10,7 км"
3. - по всему тексту Контракта заменить приложение N 1/6 "График выполнения строительно-монтажных работ на 2022 год" на приложение N 1/8 "График выполнения строительно-монтажных работ на 2022 год".
4. - по всему тексту Контракта заменить приложение N 1/6 "График выполнения строительно-монтажных работ на 2023 год" на приложение N 1/8 "График выполнения строительно-монтажных работ на 2023 год".
5. - по всему тексту Контракта заменить приложение N 1/6 "График выполнения строительно-монтажных работ на 2024 год" на приложение N 1/8 "График выполнения строительно-монтажных работ на 2024 год".
6. - по всему тексту Контракта заменить приложение N 1-1/6 "График оплаты выполненных работ на 2022 год" на приложение N 1-1/8 "График оплаты выполненных работ на 2022 год".
7. - по всему тексту Контракта заменить приложение N 1-1/6 "График оплаты выполненных работ на 2023 год" на приложение N 1-1/8 "График оплаты выполненных работ на 2023 год".
8. - по всему тексту Контракта заменить приложение N 1-1/6 "График оплаты выполненных работ на 2024 год" на приложение N 1-1/8 "График оплаты выполненных работ на 2024 год".
ФКУ "Сибуправтодор" уточнило исковые требования и просило обязать ФКУ "Сибуправтодор" внести изменения в государственный контракт N 63-21 от 21.04.2021 на основании пункта 2 постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации", распоряжения Правительства РФ от 18.02.2022 N 292-р и положительного заключения повторной государственной экспертизы N 54-1-1-2-021937-2022 от 12.04.2022:
1.1. увеличить цену Контракта на 42 141 513 (сорок два миллиона сто сорок одну тысячу пятьсот тринадцать) рублей 45 копеек с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) (п.5.1 Контракта);
1.2. планируемый объем работ, выполняемых Подрядчиком по годам (п.5.2 Контракта): - на 2021 год увеличить на 8 644 796,89 руб. с НДС; - на 2022 год увеличить на 22 100 043,84 руб. с НДС; - на 2023 год увеличить на 6 088 273,32 руб. с НДС; - на 2024 год увеличить на 5 308 399,40 руб. с НДС.
1.3. приложение N 1 к Контракту "График оплаты выполненных работ на 2023 год" изменить в следующей части:
- сумму к оплате по столбцу "Порядковый номер этапа работ" строки 7 "Дорожная одежда" раздела 2.3 "Дорожная одежда" главы 2 "Основные объекты строительства" по 1 пусковому комплексу увеличить на 5 112 140,40 руб. с НДС;
- сумму к оплате по столбцу "Порядковый номер этапа работ" строки 32 "Участок основной дороги ПК150+00-ПК225+00" раздела 2.3 "Дорожная одежда" главы 2 "Основные объекты строительства" по 2 пусковому комплексу увеличить на 16 959 328,40 руб. с НДС;
- сумму к оплате по столбцу "Порядковый номер этапа работ" строки 35 "Участок основной дороги ПК132+30-ПК150+00" раздела 2.3 "Дорожная одежда" главы 2 "Основные объекты строительства" по 2 пусковому комплексу увеличить на 3 163 924,60 руб. с НДС;
- сумму к оплате по столбцу "Порядковый номер этапа работ" строки 36 "Съезды транспортная развязка на ПК141+32 (включая участок основной дороги ПК132+30-ПК150+00)" раздела 2.3 "Дорожная одежда" главы 2 "Основные объекты строительства" по 2 пусковому комплексу увеличить на 3 820 984,60 руб. с НДС;
- сумму к оплате по столбцу "Порядковый номер этапа работ" строки 39 "Участок основной дороги ПК225+00-ПК238+58" раздела 2.3 "Дорожная одежда" главы 2 "Основные объекты строительства" по 2 пусковому комплексу увеличить на 3 670 971,20 руб. с НДС;
- сумму к оплате по столбцу "Порядковый номер этапа работ" строки 40 "Дорожная одежда по съездам транспортная развязка на ПК233+20 (включая участок основной дороги ПК 225+00-ПК238+50)" раздела 2.3 "Дорожная одежда" главы 2 "Основные объекты строительства" по 2 пусковому комплексу увеличить на 90 205,75 руб. с НДС;
- сумму к оплате по столбцу "Порядковый номер этапа работ" строки 105 "Дорожная одежда" раздела 2.3 "Дорожная одежда" главы 2 "Основные объекты строительства" по 3 пусковому комплексу увеличить на 4 015 559,10 руб. с НДС;
1.4. приложение N 1 к Контракту "График оплаты выполненных работ на 2024 год" изменить в следующей части:
- сумму к оплате по столбцу "Порядковый номер этапа работ" строки 12 "Участок основной дороги ПК150+00-ПК225+00" раздела 2.3 "Дорожная одежда" главы 2 "Основные объекты строительства" по 2 пусковому комплексу увеличить на 469 974,61 руб. с НДС;
- сумму к оплате по столбцу "Порядковый номер этапа работ" строки 13 "Участок основной дороги ПК132+30-ПК150+00" раздела 2.3 "Дорожная одежда" главы 2 "Основные объекты строительства" по 2 пусковому комплексу увеличить на 2 107 158,31 руб. с НДС;
- сумму к оплате по столбцу "Порядковый номер этапа работ" строки 14 "Съезды транспортная развязка на ПК141+32 (включая участок основной дороги ПК132+30-ПК150+00)" раздела 2.3 "Дорожная одежда" главы 2 "Основные объекты строительства" по 2 пусковому комплексу увеличить на 2 547 300,95 руб. с НДС;
- сумму к оплате по столбцу "Порядковый номер этапа работ" строки 15 "Участок основной дороги ПК 225+00-ПК238+50" раздела 2.3 "Дорожная одежда" главы 2 "Основные объекты строительства" по 2 пусковому комплексу увеличить на 183 965,53 руб. с НДС.
1.5. приложение N 4 к Контракту "Смета контракта" изменить в части позиций 156, 965, 1001, 1019, 1044, 1102, 1134, 1182, 1214, 2291, увеличив их стоимость пропорционально увеличению стоимости единицы измерения на 383,53 руб. без учета НДС.
Решением от 14.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе АО "Новосибирскавтодор", ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что судом первой инстанции не учтено, что обращение АО "Новосибирскавтодор" с ходатайством об уточнении проектной документации обусловлено возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, которые не были учтены при проектировании объекта, в частности: отсутствием в необходимом объеме в регионе материала, отвечающего требованиям проектной документации и позволяющим реализовать контракт без уточнения содержащихся в нем проектных решений. В связи с тем, что одновременного внесения изменений в проектную документацию в связи с включением в нее ранее не предусмотренных такой проектной документацией видов работ и (или) затрат, с корректировкой видов и объемов работ, а также в связи с заменой материалов и (или) оборудования на аналоги без изменения их объема с выполнением Расчета исключающего возможность применения коэффициента корректировки в отношении песка согласно п. 14.6 Методики не производилось, в смете контракта стоимость таких работ должна быть определена с использованием цены работ на единицу измерения сметы контракта, определенной с учетом коэффициента корректировки цены контракта (Ккор) и индекса роста цен (Ирц).
В дополнении к апелляционной жалобы АО "Новосибирскавтодор" ходатайствовало о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств - письма Минстроя России от 29.05.2023.
ФКУ "Сибуправтодор", оспаривая доводы апелляционной жалобы, в отзыве просило оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направил.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставит решение без изменения.
До начала судебного заседания от АО "Новосибирскавтодор" поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
В соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Указанные нормы статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают право, но не обязанность суда отложить судебное разбирательство в случае заявления лицом, участвующим в деле, такого ходатайства с обоснованием причины и при условии, что эти причины будут признаны судом уважительными.
Учитывая, что неявка лица, участвующего в деле, при условии надлежащего уведомления о времени и месте судебного заседания не является препятствием для рассмотрения дела, невозможность рассмотрения апелляционной жалобы по существу в настоящем судебном заседании не установлена, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства общества об отложении судебного разбирательства.
Рассмотрев вопрос о возможности приобщения к материалам дела дополнительных документов - письма Минстроя России от 29.05.2023, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Вместе с тем вышеуказанное доказательство получено истцом после вынесения обжалуемого решения, то есть истцом совершены действия по сбору доказательств после вынесения судебного акта, что применительно к положениям пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, изложенных в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", не свидетельствует об уважительности причин непредставления документов суду первой инстанции.
Учитывая изложенное, принимая во внимание продолжительность рассмотрения спора судом первой инстанции, надлежащее уведомление истца о рассмотрении спора и его участие в рассмотрении дела, отсутствие сведений о наличии процессуальных препятствий в защите прав истца, представленное дополнительное доказательство судом апелляционной инстанции не принимается.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 21.04.2021 между АО "Новосибирскавтодор" (подрядчик) и ФКУ "Сибуправтодор" (заказчик) заключен государственный контракт N 63-21 на строительство автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" - от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией на участке НовосибирскЛинево (1 этап км 14 - км 34), Новосибирская область. Этапы 1А, 1Б, 1В (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 2.1 контракта АО "Новосибирскавтодор" обязалось выполнить работы по объекту "строительство автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" - от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией на участке Новосибирск-Линево (1 этап км 14 - км 34), Новосибирская область. Этапы 1А, 1Б, 1В" (далее - Объект), а также иные работы, определенные в контракте и технической документации, а ФКУ "Сибуправтодор" обязалось принять работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта.
Согласно пункту 5.1 контракта цена контракта составила 3 763 177 070 рублей, в том числе НДС.
В процессе исполнения контракта возникли обстоятельства, связанные с увеличением стоимости строительных ресурсов, о чем заказчик был уведомлен письмом за исх. N УП-ИС-163 от 21.01.2022, УП-ИС-1083 от 13.04.2022. 25.08.2022 ФКУ "Сибуправтодор" письмом за исх. N 7715 сообщило АО "Новосибирскавтодор о выделении из резервного фонда Правительства РФ (распоряжение Правительства РФ N 2324-р от 19.08.2022) денежных средств и предложило предоставить расчет корректировки сметы контракта, расчет новой цены контракта, откорректированную смету контракта, откорректированные графики выполнения и оплаты строительно-монтажных работ с целью заключения дополнительного соглашения.
26.09.2022 АО "Новосибирскавтодор" направило в адрес ФКУ "Сибуправтодор" расчет корректировки сметы контракта, расчет новой цены контракта (письмо за исх. N УП-ИС-3094 от 26.09.2022).
27.09.2022 ФКУ "Сибуправтодор" письмом за исх. N 8166 уведомило АО "Новосибирскавтодор" о не согласовании представленных расчетов и выполнило их корректировку.
14.10.2022 сторонами было подписано дополнительное соглашение N 248/22 от 14.10.2022, предусматривающее повышение его цены до 4 684 053 778 рублей.
АО "Новосибирскавтодор" направило в адрес ФКУ "Сибуправтодор" предложение внести изменения в контракт согласно проекту дополнительного соглашения к контракту с приложениями (письмо за исх. N УП-ИС-3568 от 26.10.2022), которым предлагало увеличить цену контракта до 4 726 195 291 рублей 83 копеек, то есть еще на 42 141 513 рублей 45 копеек.
Отказ ответчика вносить изменения в контракт послужил поводом обращения с настоящим иском в суд.
Согласно статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Статьей 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Возможность изменения цены контракта предусмотрена статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в том числе в случае, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.
В связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы Правительством Российской Федерации принято постановление от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315).
Пунктом 2 Постановления N 1315 (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) установлено, что при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обеспечения федеральных нужд (далее - контракт):
а) допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к настоящему постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий:
- изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;
- предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;
- размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45 (14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (в редакции настоящего постановления);
изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;
контракт заключен до 01.10.2021 и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Таким образом, внесение изменений в контракт, заключенный в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, возможно только при совокупности условий, определенных в подпункте "а" пункта 2 Постановления N 1315, в том числе основным условием является то, что обязательства по контракту не исполнены.
Согласно пункту 45 (14) Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" в случае принятия Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией решения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн. рублей и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 01.07.2021, в отношении объектов, указанных в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении такого контракта, и внесения соответствующих изменений в проектную документацию таких объектов проводится повторная государственная экспертиза проектной документации указанных объектов в части проверки достоверности определения сметной стоимости с выдачей соответствующего заключения.
Для проведения такой повторной государственной экспертизы представляется сметная документация, рассчитанная в уровне цен на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы в порядке, определенном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
При подготовке такой сметной документации не допускается изменение физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ).
Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методик составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства утверждены Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
Согласно пункту 14 указанной Методики обоснование существенного возрастания стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика, оказывающего влияние на изменение (увеличение) цены контракта, оформляется в письменной форме в виде предложения подрядчика с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение, в соответствии с объемами работ и затрат, предусмотренными сметой контракта, с учетом выявленного в процессе исполнения контракта существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, поставляемых подрядчиком (далее - Расчет).
В настоящем случае подрядчик требование об увеличении цены контракта мотивирует существенным увеличением цен на материалы.
Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора на основании статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
21.01.2022 в связи с увеличением стоимости строительных ресурсов и в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", АО "Новосибирскавтодор" направило в адрес ФКУ "Сибуправтодор" Расчёт в соответствии с Методикой расчёта, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
Расчет был составлен в соответствии с условиями его проведения, согласно которым предусмотренные проектной документацией физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются в рамках выполнения расчета.
По проведенному расчету 12.04.2022 получено положительное заключение повторной государственной экспертизы N 54-1-1-2-021937-2022. Показатель (Цнов) определен в размере 14 403 923,17 тыс. рублей с учетом НДС, справочно указан показатель (Цнмцк х Идеф) = 11 609 220,63 тыс. рублей с учетом НДС. Таким образом, Ккор = 1,24073.
Дополнительным соглашением N 248/22 от 14.10.2022 была изменена цена контракта, которая составила 4 684 053 778,38 рублей (в состав суммы увеличения стоимости контракта вошло удорожание в сумме 779 679 760,55 рублей (без учета удорожания по песку) и дополнительные объемы работ на сумму 141 196 947,83 рублей).
При этом в связи с отказом заказчика от применения Ккор к позициям в смете контракта (Приложение N 4 к контракту), связанных с применением строительного материала "песок", в отношении которых были внесены изменения в проектную документацию разница между стоимостью конструктивного решения (элемента), комплексов (видов) работ с применением строительного материала "песок", учтенной в контракте (дополнительное соглашение N248/22 от 14.10.2022), и стоимостью конструктивного решения (элемента), комплексов (видов) работ с применением строительного материала "песок", не учтенной в контракте согласно проведенному расчёту, составляет 42 141 513,45 рублей с учетом НДС
06.08.2021 подрядчик АО "Новосибирскавтодор" обратился к ФКУ "Сибуправтодор" с письмом N СУ-382 от 06.08.2021 о внесении изменений в проектную документацию в части изменения материала конструкции дорожной одежды, подстилающего слоя основания из песка толщиной 0,2 метра с материала "песок средний" на материал "песок мелкий".
В ответ на это обращение ФКУ "Сибуправтодор" согласовало замену материала "песок средний" на материал "песок мелкий".
Положительное заключение повторной государственной экспертизы было получено относительно проектных решений без соответствующих изменений по данному материалу, что обусловлено требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
В соответствии с пунктом 14.2 Методики N 841/пр для контрактов, цена которых превышает 30 млн. руб., определение новой цены работ осуществляется на основании коэффициента корректировки цены контракта (Ккор), рассчитываемого на основании сметной документации, используемой при определении начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), рассчитанной в уровне цен на дату выполнения Расчета (Цнов) и в уровне цен утвержденной проектной документации (Цнмцк).
Показатели Цнов и Цнмцк рассчитываются на основании сметной документации, определяющей сметную стоимость всех работ, предусмотренных проектной документацией по объекту строительства, используемой при определении НМЦК, без учета внесенных в нее корректировок в част изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений.
При этом подпунктом "г" пункта 14.2 Методики установлено, что коэффициент корректировки цены контракта (Ккор) распространяется на остатки работ, подлежащие выполнению в рамках исполнения контракта, в том числе на работы, потребность в которых возникла до выполнения Расчета, в результате внесения изменений в проектную документацию в части изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, внесенных по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, экспертного сопровождения или в соответствии с частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 14.6 Методики установлено, что в случае, если одновременно с выполнением Расчета осуществляется внесение изменений в проектную документацию в связи с включением в нее ранее не предусмотренных такой проектной документацией видов работ и (или) затрат, с корректировкой видов и объемов работ, а также в связи с заменой материалов и (или) оборудования на аналоги без изменения их объема, то коэффициент корректировки цены контракта (Ккор) не распространяется на такие работы и затраты, претерпевшие изменения в результате внесения таких корректировок в проектную документацию.
Таким образом, внесение изменений в части цены контракта допускает только, если предусмотренные проектной документацией физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются.
В материалы дела представлено письмо Минстроя России от 23.11.2022 N 62376-СМ/09, в котором были даны разъяснения по порядку применения соответствующей Методики, в том числе, в части применения положений "г" пункта 14.2 и пункта 14.6 Методики.
Отвечая на вопросы по порядку применения Методики, указывая, каким образом производится соответствующий расчет стоимости работ, материалов и оборудования, в случае внесения соответствующих изменений, в том числе и при замене материала на аналогичный. Так, цена работ, перечень и объем которых был откорректирован при внесении изменений в проектную документацию, а также цена материалов и (или) оборудования, замененных при внесении изменений в проектную документацию на аналоги без изменения их объема (Цкор)/определяется как произведение стоимости видов работ и (или) затрат, а также стоимости материалов и (или) оборудования, откорректированных по результатам внесения изменений в проектную документацию, в уровне цен на дату утверждения сметной документации (на дату внесения изменений) на индексы прогнозной инфляции, применяемые с учетом продолжительности выполнения работ, определяемые от уровня цен на дату утверждения проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и включающей такие работы и (или) затраты, с учетом продолжительности выполнения таких работ и коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта, определенный по результатам закупочных процедур. То есть на возможность применения коэффициент удорожания Ккор относительно материалов и (или) оборудования, замененных при внесении изменений в проектную документацию на аналоги без изменения их объема, разработчик не указывает.
Иные разъяснения разработчика Методики (Минстрой России) в части возможности применения коэффициент удорожания Ккор к измененным решениям касаются обстоятельств изменения объема конструктивного решения, работ, количества оборудования.
Таким образом, в нарушение положений пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" АО "Новосибирскавтодор" при обращении к заказчику с предложением об изменении цены контракта в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении контракта, подрядчик не представил информации и документов, обосновывающих такое предложение.
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что истцом не доказано наличие оснований для увеличения стоимости работ по контракту, установленных пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
В силу изложенного, исковые требования АО "Новосибирскавтодор" правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Доводы подателя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32579/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений "Новосибирскавтодор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-32579/2022
Истец: АО по Строительству, Ремонту и Содержанию Автомобильных Дорог и Инженерных Сооружений "Новосибирскавтодор"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства"
Третье лицо: Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд