г. Санкт-Петербург |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А26-5451/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7805/2023) ГБУЗ "Межрайонная больница N 1" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.01.2023 по делу N А26-5451/2022 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия"
к ГБУЗ "Межрайонная больница N 1"
3-е лицо: Бурлаков Сергей Юрьевич
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия" (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия "Межрайонная больница N 1" (далее - ответчик, Больница) о взыскании 407 213 руб. 90 коп, в том числе, сумме нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в размере 367 742,84 руб., штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС на сумму 36 774,28 руб., пени за период с 23 июня по 12 июля 2022 года в размере 2 696,78 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечён Бурлаков Сергей Юрьевич.
Решением суда от 25.01.2023 с Больницы в пользу Фонда взысканы: 341 594,49 руб. - сумма нецелевого использования средств ОМС; 17 000 руб. штраф; 2 505,03 руб. пени, начисленные по состоянию на 12 июля 2022 года; - в бюджет Российской Федерации 10 352 руб. госпошлины, о взыскании остальной суммы отказано.
Не согласившись с указанным решением, Больница направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что суд не принял во внимание позицию Учреждения о правомерности оплаты главному бухгалтеру Бурлакову С.Ю. работы в выходные и праздничные дни 5 января 2021 года (в количестве 8 час). Ссылается на то, что выводы суда, об отсутствии у Учреждения оснований для привлечения главного бухгалтера Бурлакова С.Ю. к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в спорные периоды января-августа 2021 года, в связи с установлением ему ненормированного рабочего дня, в соответствии с пунктом 5.4 трудового договора N 979 от 21.12.2020, основаны на неправильном применении закона.
Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, приложенных ответчиком к апелляционной жалобе и не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции.
В связи с заменой состава суда в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, в связи с письменным обращением ОМВД России по г. Костомукша от 14.03.2022 по факту необоснованно начисленных и выплаченных денежных средств на оплату труда сотруднику ГБУЗ "Межрайонная больница N 1" Фондом проведена внеплановая тематическая проверка использования Учреждением средств Территориальной программы ОМС за период с 1 января по 31 декабря 2021 года, по результатам которой составлен акт от 29.04.2022.
В акте проверки Фондом сделан вывод о нецелевом использовании учреждением средств ОМС в размере 367 742,84 руб., в том числе:
- расходование средств ОМС на выплату заработной платы главному бухгалтеру за работу в выходные и нерабочие праздничные дни без подтверждающих документов (при отсутствии документов, подтверждающих выполненный объём работы и с нарушением процедуры, установленной для привлечения к работе в выходные дни) - в сумме 341 594,49 руб.;
- расходование средств ОМС сверх установленных норм: в нарушение статьи 186 ТК РФ работнику необоснованно представлены дни отдыха с оплатой по среднему заработку - на сумму 26 148 35 руб.
В акте Больнице предложено в течение 10 рабочих дней со дня его подписания возвратить в бюджет Фонда использованные не по целевому назначению средства Территориальной программы ОМС в размере 367 742,84 руб., уплатить в бюджет Фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в сумме 36 774,28 руб.
В возражениях к акту Больница не признала нецелевое использование средств ОМС, указав на подтверждение факта осуществления факта трудовой деятельности в выходные и нерабочие дни главным бухгалтером и, следовательно, на обоснованность начисления и выплаты ему заработной платы за счет средств ОМС, сославшись на акт служебной проверки от 24.11.2021 (том 1 листы 39-45). Требованием от 27.05.2022 N 06-15/65 Фонд предложил Учреждению перечислить сумму средств ОМС, использованных не по целевому назначению, а также штраф.
Поскольку указанное требование не было исполнено Учреждением в добровольном порядке, Фонд обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в части.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 30 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи по ОМС осуществляется по тарифам, установленным тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников.
Статьей 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. Указанные в настоящей части нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно- управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги), определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей системы оплаты труда (пункт 206 Правил ОМС).
В соответствии с пунктами 2, 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, а поэтому согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктом 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ установлено, что договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Таким образом, расходование средств на непредусмотренные структурой установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ тарифа цели является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с приказом директора ГУ "ТФОМС РК" от 07.04.2022 г. N 146 (в редакции приказа от 20.04.2022 N 162/1) специалистами ГУ "ТФОМС РК" в период с 11 апреля 2022 года по 29 апреля 2022 года проведена в документарной (камеральной) форме внеплановая тематическая проверка обоснованности использования средств на оплату труда, полученных ГБУЗ "Межрайонная больница N 1") на финансовое обеспечение Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Карелия. Проверяемый период - с 01 января 2021 года по 31 декабря 2022 года.
Результаты проверки отражены в Акте внеплановой тематической проверки обоснованности использования средств на оплату труда, полученных ГБУЗ "Межрайонная больница N 1" на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Карелия от 29.04.2022 г.
В ходе проверки Фондом выявлены факты нецелевого использования Ответчиком средств обязательного медицинского страхования на общую сумму 367 742, 84 руб.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что анализируя расходы на оплату труда главному бухгалтеру Больницы, Фонд установил, что приказ о привлечении к работе главного бухгалтера в спорные праздничные и выходные дни 2021 года не издавался, а факт выхода Бурлакова С.Ю. на работу был признан Больницей постфактум, по результатам служебной проверки, проведенной Больницей на основании приказа от 02.11.2021.
При этом проверка Фондом проведена внеплановая тематическая проверка использования Учреждением средств Территориальной программы ОМС в связи с письменным обращением ОМВД России по г. Костомукша от 14.03.2022.
Из обращения ОМВД России по г. Костомукше от 14.03.2022 в адрес Фонда следовало, что материалы служебной проверки содержат недостоверные сведения о лицах, которые могут подтвердить факт работы Бурлакова С.Ю., поскольку эти лица не опрашивались и в действительности не могут подтвердить выход Бурлакова С.Ю. на работу в спорные дни. Кроме того, в нерабочие дни 4,11 апреля, 17,24 июля, 14 августа 2021 года установлен факт отсутствия Бурлакова С.Ю. на рабочем месте при том, что заработная плата за счет средств ОМС ему начислена и выплачена.
При рассмотрении дела судом исследованы иные письменные доказательства - запрошенные по ходатайству Фонда копии материалов уголовного дела, представленные в подтверждение фактов, изложенных в обращении ОМВД.
Так ответчиком представлены сведения из систем: информационно-аналитического комплекса "ВЕБ-Консолидация", предназначенного для работы с отчетностью Больницы, и программы "1-С Бухгалтерия", отражающие активность пользователя, заходившего в системы с использованием логина Бурлакова С.Ю. и главного врача Больницы в спорные нерабочие дни (том 2 листы 103-147).
Вместе с тем, судом первой инстанции при исследовании указанных документов обоснованно установлено, что входы в системы работы с отчётностью 4,11 апреля, 17,24 июля, 14 августа 2021 года в них не отражена. В другие спорные даты факт работы с документами в перечисленных системах отражен. Однако представленные сведения не позволяют определить выполняемые манипуляции и результат работы с документами.
В связи с вышеизложенным следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что объём работы в течение часов, проставленных в табеле рабочего времени и учтенных при определении размера выплат за работу в нерабочие праздничные и выходные дни, не может считаться подтвержденным.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно установлено, что согласно условиям трудового договора N 979 от 21.12.2020, заключенного с Бурлаковым С.Ю., работнику был установлен ненормированный рабочий день, о чем свидетельствует пункт 5.4 трудового договора о дополнительном ежегодном отпуске продолжительностью 6 календарных дней за ненормированный рабочий день.
Нормами Трудового кодекса РФ доплаты компенсационного характера за работу в указанном режиме не предусмотрены, переработка компенсируется предоставлением дополнительных дней отпуска (ст. 119 ТК РФ).
В трудовом договоре, заключенном с главным бухгалтером, предусмотрены компенсационные выплаты за работу в выходные и праздничные дни (статья 153 ТК РФ), в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в государственных учреждениях Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 29.05.2008 N 110-П.
Согласно части 2 статьи 4 Закона Республики Карелия N 1365-ЗРК от 25.01.2010 "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Карелия" фонд оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений формируется исходя из объёма средств, поступающих в установленном порядке из бюджета Республики Карелия, объёмов средств государственных внебюджетных фондов, направленных на возмещение затрат указанных учреждений на оказание медицинских услуг, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Таким образом, обязательства, возникающие в связи с выплатой заработной платы, относятся сразу к нескольким видам деятельности, финансовое обеспечение которых осуществляется из разных источников - средств ОМС, средств бюджета Республики Карелия, средств от платной деятельности.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в условиях режима ненормированного рабочего дня дополнительные выплаты компенсационного характера за счет средств ОМС не являются обоснованными.
Выплаты заработной платы в размере 18 009,47 руб. за корректировку отчетов присоединенного к Больнице ФГУП "Фармация", выполненную главным бухгалтером в нерабочие дни 6 и 13 марта 2021 года так же правомерно признаны судом нецелевым использованием средств ОМС, поскольку деятельность ФГУП "Фармация" по торговле лекарственными средствами не связана с оказанием медицинских услуг, включенных в Территориальную программу ОМС и не должна оплачиваться за счет средств ОМС.
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований в части взыскания 341 594,49 руб.
В удовлетворении иска в части взыскания 26 148,35 руб. за выполнение трудовых обязанностей в дни сдачи крови судом первой инстанции правомерно отказано, поскольку статьей 186 ТК РФ предусмотрено, что при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха, в связи с чем указанные выплаты не могут быть признанными нецелевыми.
Также Фондом заявлено требование о взыскании штрафа, исчисленного в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 34 159,45 руб.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, в связи с чем юридические санкции должны соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, а также дифференцироваться в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию ответственности.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении установленной законом ответственности индивидуализировать наказание за нарушение установленных требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Правовые позиции, касающиеся указанного вопроса, изложены в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954.
Любая мера публичной ответственности, в том числе штрафная санкция за нецелевое расходование средств ОМС, предусмотренная пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, принимая во внимание степень вины правонарушителя с целью установления баланса между применяемой мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного выявленными нарушениями, пришел к выводу о наличии правовых оснований для снижения размера штрафа до 17 000 руб.
Апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции в указанной части, в связи с чем не усматривает правовых оснований для изменения решения суда в части взыскания штрафа.
Размер пени, начисленных за просрочку возврата суммы нецелевого использования средств ОМС (341 594,49 руб.) по состоянию на 12 июля 2022 года составил 2 505,03 руб.
Расчет пени проверен судами и признан верным.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателей жалоб с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25 января 2023 года по делу N А26-5451/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Межрайонная больница N 1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5451/2022
Истец: Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ " МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА N 1"
Третье лицо: Бурлаков Сергей Юрьевич, Информационный центр МВД по Республике Карелия, Отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Костомукше, Управление по вопросам миграции МВД по Республике Карелия