г. Москва |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А41-32377/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Бархатовой Е.А., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЮАННА" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2023 по делу N А41-32377/22, принятое судьей Чекаловой Н.А., по иску ООО "ЮАННА" (ИНН 5047143243) к Администрации г.о. Химки (ИНН 5047009801), третьи лица Министерство имущественных отношений Московской области (ИНН 7725131814), Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (ИНН 7707018904), ИП Новиков Н.И. (ИНН 504702763050), Религиозная организация "Сергиево-Посадская епархия русской православной церкви (Московский патриархат)" (ИНН 5042156464), Управление дорожного хозяйства и благоустройства Администрации го Химки (ИНН 5047094589), ООО "Детское здоровье" (ИНН 5047146646), Дунаевская Н.П., о признании, обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Юанна" (далее - ООО "Юанна", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Химки Московской области (далее - Администрация го Химки, администрация, заинтересованное лицо) с требованиями:
1) Признать незаконным отказ Администрации городского округа Химки Московской области в разделе земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:21, образовании двух новых земельных участков и постановки их на кадастровый учет.
2) Обязать Администрацию городского округа Химки Московской области разделить земельный участок с кадастровым номером 50:10:0060226:21 на два земельных участка со следующими координатами и поставить их на кадастровый учет.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.03.2023 по делу N А41-32377/22 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЮАННА" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, ИП Новикова Н.И, Религиозной организации "Сергиево-Посадская епархия русской православной церкви (Московский патриархат)", Управления дорожного хозяйства и благоустройства Администрации го Химки, ООО "Детское здоровье", Дунаевской Н.П. надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Представитель ООО "ЮАННА" поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Администрации г.о. Химки возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Юанна" является собственником объекта недвижимости - нежилое административно-бытовое здание, двухэтажное, с кадастровым номером 50:10:0010210:432, площадью 1288,8 кв. м, местоположением Московская область г. Химки мкр. Сходня ул. Кирова д. 3-А, право собственности зарегистрировано 23.08.2013 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 03.02.2023.
Также общество являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:21 площадью 1332 кв. м по адресу Московская область г. Химки мкр. Сходня между ул. Кирова и ул. Первомайская, на основании договора аренды N ЮА-52 от 21.05.2010, договоров о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 14.07.2014 и 11.10.2017 (регистрация права аренды от 13.11.2017).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 28.01.2020 по делу N А41-90211/19 договор аренды земельного участка N ЮА-52 от 21.05.2010, заключенный между ООО "Юанна" и Администрацией го Химки, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:21 площадью 1332 кв. м по адресу Московская область г. Химки мкр. Сходня между ул. Первомайская и ул. Кирова, расторгнут.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 08.09.2020 по делу N А41-40957/18 признан недействительным договор от 11.10.2017 уступки прав по договору N ЮА-52 от 21.05.2010 аренды земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:21 в части земельного участка, налагающегося на границы земельного участка площадью 446 кв. м, с указанием координат характерных точек границ. В решении по делу N А41-40957/18 также указано, что настоящее решение является основанием для исключения из ЕГРН записи о государственной регистрации права аренды ООО "ЮАНА" на весь земельный участок КН 50:10:0060226:21 на основании договора уступки прав по договору аренды земельного участка по договору N ЮА-52 от 21.05.2010.
24.08.2021 общество обратилось в Администрацию го Химки с заявлением об осуществлении во исполнение решения суда по делу N А41-40957/18 раздела земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:21 на два земельных участка площадью 886 и 446 кв. м.
08.11.2021 общество повторно обратилось в администрацию с заявлением о разделе земельного участка, с приложением Схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (раздела).
Письмом от 01.02.2022 N 153ИСХ-1352/9.1-1 к заявителю администрация сообщила, что учитывая разработанный и утвержденный проект планировки и проект межевания территории (ППТ и ПМТ), раздел земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:21 возможен исключительно в рамках данных ППТ и ПМТ. Кроме того, образуемые земельные участки полностью расположены в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещение) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения. Заявителю было рекомендовано обратиться за заключением договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора, поскольку на спорном участке расположены части зданий с кадастровыми номерами 50:10:0060226:30 и 50:10:0010210:432.
Не согласившись с доводами, изложенными в письме администрации, заявитель обратился в суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 4 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 4 ст. 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Такое согласие не требуется в следующих случаях:
1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;
3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд;
4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки).
5) образование земельных участков, на которых расположены самовольные постройки в соответствии с пунктом 5 статьи 46, пунктом 6.2 статьи 54, пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса.
6) образование земельного участка в связи с разделом земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено договором залога.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ).
Пунктом 3 ст. 11.3 ЗК РФ предусмотрены случаи, когда образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с п. 7 ст. 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение двадцати дней со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку они не соответствуют вышеизложенным положениям земельного законодательства об образовании земельных участков, в том числе путем раздела исходного земельного участка.
Как следует из актуальной выписки на спорный земельный участок, прав на него не зарегистрировано, участок находится в неразграниченной государственной собственности, полномочия по его распоряжению осуществляет орган местного самоуправления (в данном случае Администрация го Химки).
Заявитель не является арендатором указанного участка.
В выписке ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0060226:21 отсутствуют сведения о нахождении на нем объекта недвижимости с кадастровым номером 50:10:0060210:432, принадлежащего заявителю.
В выписке ЕГРН на объект с кадастровым номером 50:10:0060210:432 отсутствуют сведения, что данный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0060226:21.
Заявитель на момент обращения в администрацию и разбирательства дела в суде не является правообладателем (арендатором) земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:21, раздел которого он просит осуществить администрацию.
Администрация, являясь правообладателем указанного земельного участка, заявила о несогласии на его раздел. В данном случае обязанность администрации осуществить раздел спорного участка без ее согласия отсутствует.
Также отсутствует согласие на раздел спорного земельного участка со стороны собственника объекта недвижимости с кадастровым номером 50:10:0060226:30, часть которого расположена на спорном земельном участке. Судебным актом по делу N А41-40957/18, на который ссылается заявитель, не предусмотрен раздел земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:21.
Кроме того, как следует из материалов дела, в рамках межведомственного запроса Администрацией было получено заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (далее - заключение Комитета) от 09.12.2021 ГЗ-21-019775 и от 16.12.2021 N ГЗ - 21-020526, согласно которому, образуемые земельные участки площадью 886 кв. м. и площадь. 446 кв. м. полностью расположены в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещение) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения - Высокоскоростная специализированная пассажирская магистраль Москва - Санкт- Петербург: 885.37 кв.м; полностью расположены в защитной зоне объекта культурного наследия - Церковь Святой Троицы, 1910-е гг. 885.37 кв.м., а также полностью расположены в границах утвержденного проекта, планировки и проекта межевания территории, где образуемые земельные участки частично расположены в границах красных линий; частично расположены в зоне планируемого размещения объектов социально - культурного назначения, частично в зоне планируемого размещения объектов автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа - строительство и реконструкция участков магистральных улиц, улиц местного значения, основных проездов, территорий общего пользования; частично расположен в образ. ЗУ N 62.23 площадью 83 кв. м, с ВРИ "Земельные участки (территории) общего пользования (12.0)", образуемые в результате межевания территории, включая часть существующего земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:21.
Кроме того, частично расположены в ориентировочном санитарном разрыве от магистральных путей Октябрьской железной дороги, от объектов производственного и коммунально- складского назначения в соответствии с распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 16.03.2017 N П35/351 "Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории по адресу: Московская обл., г.о. Химки, мкр. Сходня".
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
- проект межевания территории, утвержденный в соответствии с ГрК РФ;
- проектная документация лесных участков;
- утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что раздел земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060226:21 возможен исключительно в рамках утвержденного проекта межевания территории или после реализации ППТ и ПМТ.
В соответствии с ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых в том числе отображаются границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В свою очередь, текстовая часть проекта межевания территории, подготовка которого осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, включает в себя перечень образуемых земельных участков и сведения об их площади, возможные способы их образования, а также вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории (ст. 43 ГрК РФ).
Из содержания статьи 43 ГрК РФ, в совокупности с другими нормами главы 5 ГрК РФ, устанавливающими особенности подготовки документации по планировке территории, следует, что при наличии утвержденного проекта межевания территории образование земельных участков осуществляется в соответствии с проектом межевания территории.
В рассматриваемом случае утверждение схемы расположения земельного участка не допускается.
В случае, если утвержденный проект межевания территории не соответствует установленным требованиям, в частности, не содержит необходимые для образования земельного участка сведения, то для образования испрашиваемого земельного участка необходимо внесение соответствующих изменений в проект межевания территории.
Частью 21 ст. 45 ГрК РФ предусмотрено, что внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством.
В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
Границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков отображаются на чертежах межевания территории.
Таким образом, в целях образования земельных участков допускается утверждение чертежей межевания применительно к территориям, в границах которых предполагается образовать земельные участки.
Между тем, истец не обращался в соответствии с ч. 21 ст. 45 ГрК РФ с заявлением о внесении изменений в утвержденный проект планировки территории с проектом межевания, и в силу п. 1 ст. 46 ГрК РФ не лишен возможности самостоятельно инициировать процедуру изменения утвержденного проекта межевания территории
При наличии утвержденного проекта межевания территории, раздел спорного земельного участка с кадастровым номером путем утверждения представленной схемы будет противоречить требованиям ст. 11.3 ЗК РФ.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы ответчика направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2023 по делу N А41-32377/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-32377/2022
Истец: ООО "ЮАННА"
Ответчик: Администрация городского округа Химки Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ