г. Санкт-Петербург |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А56-116196/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пономаревой О.С., судей Новиковой Е.М., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Пановой А.М.
при участии:
от истца: Михайлова Е.А. по доверенности от 09.01.2023;
от ответчика: Медникова А.И. по доверенности от 18.08.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14419/2023) Администрации муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2023 по делу N А56-116196/2022 (судья Коноваленко Я.А.), принятое
по иску Администрации муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
к публичному акционерному обществу "Россети Ленэнерго"
о признании незаконным акта
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Россети Ленэнерго" (далее - ответчик, Общество) о признании незаконным (недействительным) акта от 02.11.2022 N БП/012243 (далее - Акт) о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2023 в иске отказано.
Истец, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение от 07.04.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Администрация указывает, что земельный участок, на котором расположено энергопринимающее устройство, является участком неразграниченной собственности и не является дорогой местного значения, в связи с чем расходы на содержание и эксплуатацию объектов не могут быть отнесены к вопросам местного значения.
В судебном заседании присутствовали представители сторон. Истец доводы апелляционной жалобы поддержал, ответчик против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил, что ответчиком отношении объектов, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, деревня Порошкино, проведена проверка соблюдения правовых норм, регулирующих сферу обращения электроэнергии и выявления фактов безучетного (бездоговорного) потребления электрической энергии.
По результатам проверки указанного объекта установлен факт неучтенного (бездоговорного) потребления электрической энергии, составлен Акт, в котором зафиксировано самовольное подключение от ТП-8329 Л-3 не через учет электроэнергии третьих лиц; схема присоединения: от ТП по опорам, далее врезка в ВЛ-04 кВ, кабель ВВГ-2/1,5, далее к светильнику на опоре.
Администрация указана в качестве лица, осуществившего безучетное (бездоговорное) потребление.
Истец, полагая, что обозначенный в акте "светильник" освещает проезд, не относящийся к дорогам общего пользования местного значения, и Акт составлен в отношении ненадлежащего лица, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в иске отказал, указав, что энергопринимающее устройство - "светильник", установлен в границах территории поселения, организация освещения на территории поселения отнесена к вопросам местного значения, в связи с чем расходы на содержание и эксплуатацию объектов уличного освещения должны возмещаться за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам ее подателя.
В направленном отзыве на апелляционную жалобу ответчик указывал, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.13 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.12.2021, требование об оспаривании акта о неучтенном потреблении электрической энергии является надлежащим способом защиты и подлежит рассмотрению по существу как требование о пресечении действий, создающих угрозу нарушения права (абзац третий статьи 12 ГК РФ).
С учетом указанных разъяснений судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что Администрацией избран надлежащий способ защиты права.
Согласно абз.13 п.2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
По факту безучетного или бездоговорного потребления электроэнергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электроэнергии (пункт 177 Основных положений N 442).
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация не несет обязанность по содержанию спорного объекта электропотребления, поскольку он был расположен и освещал частный проезд к жилым домам, не находился на дороге местного значения, апелляционным судом признаются необоснованными.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, вод о отведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (в частности, освещение улиц).
Согласно ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с ч.2 ст.18 ФЗ N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Следовательно, организация, ремонт и оплата стоимости уличного освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
Истец указывал, что земельный участок, на котором расположен столб со спорным объектом электропотребления является участком неразграниченной собственности и не является дорогой местного значения.
В соответствии с п.6 ст.14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по:
- выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
- организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Исходя из анализа приведенных выше норм следует, что орган местного самоуправления, как орган власти, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения электроснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, в частности, путем заключения соответствующих договоров с сетевой организацией (договоров оказания услуг по передаче электрической энергии) и гарантирующим поставщиком (договоров энергоснабжения)
В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Спорный объект электропотребления находится в границах сельского поселения, доказательства наличия права собственности иных лиц на спорный объект электропотребления не представлены.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что организация, ремонт и оплата стоимости уличного освещения относится к компетенции Администрации.
Доказательства недействительности Акта в материалы дела не представлены.
В соответствии с ч.2 ст.176 АПК РФ изготовление решения в полном объеме может быть отложено на срок, не превышающий пяти дней. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
В судебном заседании 29.05.2023 истец указывал, что нарушение судом первой инстанции срока изготовления решения в полном объеме является основанием для его отмены.
Указанный довод ошибочен, подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2023 по делу N А56-116196/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.С. Пономарева |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-116196/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БУГРОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ " ВСЕВОЛОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13423/2023
05.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14419/2023
07.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-116196/2022