г. Москва |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А41-19455/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от АО "Военторг-Москва": Мельников А.П. по доверенности от 22.09.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от Управления Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 20 апреля 2023 года по делу N А41-19455/23,
по заявлению акционерного общества "Военторг-Москва"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Военторг-Москва" (далее - АО "Военторг-Москва", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным и отменить решение, оформленное уведомлением от 06.12.2022 N КУВД-001/2022-38569712/7, об отказе государственного кадастрового учета в отношении нежилого здания, с кадастровым номером 50:51:0000000:785;
- обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении указанного выше нежилого здания.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2023 года по делу N А41-19455/23 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 132-135).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Росреестра по Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "Военторг-Москва" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя АО "Военторг-Москва", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "Военторг-Москва" является собственником нежилого здания, общей площадью 1 211 кв.м., с кадастровым номером 50:51:0000000:785, расположенным по адресу: Московская область, городской округ Краснознаменск, г. Краснознаменск, проспект Мира, здание 19.
В связи с необходимостью актуализации сведений о здании заявителем подготовлен технический план здания от 02.09.2022.
02 сентября 2022 года АО "Военторг-Москва" обратилось к Управлению Росреестра по Московской области с заявлением об оказании государственной услуги по государственному кадастровому учету изменений вышеуказанного объекта недвижимого имущества.
Уведомлением от 06.09.2022 N КУВД-001/2022-38569712/1 регистрирующий орган известил общество о приостановлении государственного кадастрового учета, сославшись на то, что представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения проектной документации и иной указанной в настоящей части документации не осуществляется. В техническом плане указываются сведения о токой документации. Сведения из такой документации включаются в текстовую и графическую части технического плана в объеме, предусмотренном формой технического плана, требованиями к его подготовке, составом содержащихся в нем сведений (т. 1 л. д. 37-38).
Уведомлением от 06.12.2022 N КУВД-001/2022-38569712/7 регистрирующий орган известил общество об отказе в государственном кадастровом учете, сославшись на истечение срока приостановления и непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета изменений нежилого здания, общей площадью 1 211 кв.м., с кадастровым номером 50:51:0000000:785 (т. 1 л. д. 43).
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы АО "Военторг-Москва" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, регламентированы статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, согласно части 1 которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Основанием для отказа государственной регистрации права послужило не представление надлежащим образом оформленного технического плана, а также представление документов в форме электронных образов, не подписанных электронной подписью.
Пунктом 21.1 Требований к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 (далее - Требования) предусмотрено, что сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания в границах земельного участка и его площади, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания, разрешения на строительство здания (в случае, если для строительства такого здания в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения).
При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных строительных конструкций здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости в границах земельного участка (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 ГрК РФ.
Представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения проектной документации и (или) иной указанной в настоящей части документации (копий такой документации) не осуществляется. В техническом плане указываются сведения о такой документации.
Сведения из такой документации включаются в текстовую и графическую части технического плана в объеме, предусмотренном формой технического плана, требованиями к его подготовке, составом содержащихся в нем сведений.
В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года
Как следует из материалов дела, Управлением Росреестра по Московской области при принятии решения об отказе в государственном кадастровом учете не учтено, что во исполнение уведомления от 06.09.2022 N КУВД-001/2022-38569712/1 кадастровым инженером подготовлен технический паспорт здания от 29.09.2022.
Согласно приложенного технического плана здания от 29.09.2022, оформленных в качестве приложений к нему документов следует, что в ГБУ МО "МОБТИ" по объекту "здание столовой "Русь" на хранении находился лишь Кадастровый паспорт, изготовленный ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", иная техническая инвентаризация отсутствовала (письмо ГБУ МО "МОБТИ" от 20.06.2022 N Исх-10-14/4098-2022, письмо Росимущества от 11.07.2022 N 07/31629, письмо Центрального архива Минобороны России от 17.02.2022 N 279), в связи с чем, данный документ подготовлен на основании имеющегося Кадастрового паспорта и актуальных данных в отношении здания, поскольку в кадастровом паспорте технические данные, включая площадь, были прописаны на основе предоставленных заказчиком документов, без проведения фактических обмеров.
В ходе выполнения кадастровых работ осуществлен пересчет площади в соответствии с Приказом Росреестра от 23.10.2020 N П/0393, так как ранее подвальный этаж не учитывался органом технического учета при составлении кадастрового паспорта, а площадь, учтенная в ЕГРН, не соответствует фактической, которая составляет 1 598,8 кв.м.
Кадастровым инженером с выходом на место составлен натурный план с определением координат здания, с определением планировки здания и составлен Чертеж (абрис) с нанесенными подробными размерами.
Согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Краснознаменск Московской области спорное здание расположено в зоне О-1 (многофункциональная общественно-деловая зона), предусматривающая основные виды разрешенного использования в т.ч. магазины (4.4), общественное питание (4.6), в связи с чем, в техническом плане предусмотрено исключение наименования объекта с одновременным включением информации о виде разрешенного использования такого объекта.
В настоящем случае, обществом при подаче заявления были приложены как документы, подтверждающие право собственности на спорный объект - выписка из ЕГРП от 21.02.2022 N 99/2022/451111892, так и документы, подтверждающий ранее осуществленный государственный учет - кадастровый паспорт от 21.04.2008.
В силу части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Кроме того, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 16 сентября 2022 года по делу N А41-87057/2021 разъяснено, что наличие в ЕГРН недостоверных сведений противоречит основному принципу государственного реестра, в соответствии с которым ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации сведений.
Оснований полагать, что было изменено местоположение здания, изменена его площадь путем проведения реконструкции без разрешительной документации, у суда не имеется.
Как следует из материалов дела, все электронные образы бумажных документов, включенные в состав приложений к техническому плану, были подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, что подтверждается представленными в материалы дела документами на электронном носителе (CD-диск).
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении нежилого здания, с кадастровым номером 50:51:0000000:785.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2023 года по делу N А41-19455/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19455/2023
Истец: ЗАО АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ВОЕНТОРГ-МОСКВА
Ответчик: ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ