город Ростов-на-Дону |
|
06 июня 2023 г. |
дело N А53-21726/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Нарышкиной Н.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобровой М.Ю.,
при участии:
от истца: представитель Чилингарашвили А.Г. по доверенности от 09.01.2023;
от ответчика: представитель Лиманский М.А. по доверенности от 09.01.2023;
от МУП "Ростовпассажиртранс: представитель Кирьянова Е.Н. по доверенности от 30.12.2022; представитель Юсупова Н.В. по доверенности от 05.12.2022;
от Министерства труда и социального развития Ростовской области :представитель Антонцев Р.А. по доверенности от 12.01.2023;
от администрации города Ростова-на-Дону представитель Янин В.В. по доверенности от 19.10.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 03.04.2023 по делу N А53-21726/2021
по иску муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания"
к Министерству финансов Ростовской области,
при участии третьих лиц: администрации города Ростова-на-Дону, муниципального унитарного предприятия "Ростовпассажиртранс", департамента транспорта города Ростова-на-Дону, министерства труда и социального развития Ростовской области
о возмещении убытков,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Ростовская транспортная компания" (далее - истец, МУП "РТК") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - ответчик, министерство финансов) о возмещении убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан за 2021 год, в размере 34 778 764,19 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что истцом неверно определены количественные показатели пассажиропотока. Суд пришел к выводу, что на 1 льготного пассажира федерального регистра приходится 1,75 поездки в электротранспорте в месяц. На основании сведений раздела 3 результатов обследования пассажиропотока за 2021 год, судом был осуществлен расчет стоимости фактически перевезенных льготных пассажиров федерального регистра по формулам, использованным истцом в уточненных исковых требованиях. Согласно произведенному расчету убытки от перевозки данной льготной категории граждан у истца отсутствуют.
МУП "РТК" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы истец указал следующее:
1) взятый за основу расчета показатель 1,75 поездки на 1 льготного пассажира является информативным и введен в целях выявления статистических данных.
2) при принятии решения не учтена позиция судов по аналогичному спору по делу N А53-5658/2021, в рамках которого расчет пассажиропотока определен в количестве 171,76 поездок.
3) результаты обследования пассажиропотока, проведенного в 2021 году, утверждены администрацией с учетом использованного истцом показателя. Указанный документ не отменен.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Представитель МУП "Ростовпассажиртранс" апелляционную жалобу поддерживал, просил решение отменить.
Представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области доводы апелляционной жалобы считает необоснованными, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Администрации города Ростова-на-Дону апелляционную жалобу поддержал.
Департамент транспорта города Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя департамента.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей сторон и третьих лиц, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Из материалов дела следует, что МУП "РТК" является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров трамваями и троллейбусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Ростове-на-Дону.
В период с 01.01.2021 по 31.12.2021 МУП "РТК" осуществляло деятельность по перевозке пассажиров трамваями и троллейбусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Ростове-на-Дону Ростовской области.
25.02.2020 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и МУП "РТК" заключен муниципальный контракт N 12/20 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа трамваями, по регулируемым тарифам.
В соответствии с пунктом 10.1 заключенного контракта он действует до 31.07.2023.
25.02.2020 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и МУП "РТК" заключен муниципальный контракт N 11/20 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам.
В соответствии с пунктом 10.1 заключенного контракта он действует до 31.07.2023.
11.12.2020 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и МУП "РТК" заключен муниципальный контракт N 83/20 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам по маршруту N 14 "Ц. Рынок - пл. 2-ой Пятилетки".
В соответствии с пунктом 10.1 заключенного контракта выполнение работ осуществляется с 14.12.2020 до дня, предшествующего дате начала работ по муниципальному контракту, заключенному по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме либо до даты изменения или отмены маршрута регулярных перевозок, но в любом случае - не позднее 28.02.2021 (в зависимости от того, какое событие наступит ранее).
01.03.2021 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и МУП "РТК" заключен муниципальный контракт N 13/21-В на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам по маршруту N 14 "Ц. Рынок - пл. 2-ой Пятилетки".
В соответствии с пунктом 10.1 заключенного контракта выполнение работ осуществляется с 01.03.2021 до дня, предшествующего дате начала работ по муниципальному контракту, заключенному по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме либо до даты изменения или отмены маршрута регулярных перевозок, но в любом случае - не позднее 30.04.2021 (в зависимости от того, какое событие наступит ранее).
29.12.2020 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и МУП "РТК" заключен муниципальный контракт N 89/20 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам по маршруту N 7 "Сельмаш - Ц. Рынок".
В соответствии с пунктом 10.1 заключенного контракта выполнение работ осуществляется с 01.01.2021 до дня, предшествующего дате начала работ по муниципальному контракту, заключенному по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме либо до даты изменения или отмены маршрута регулярных перевозок, но в любом случае - не позднее 28.02.2021 (в зависимости от того, какое событие наступит ранее).
26.02.2021 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и МУП "РТК" заключен муниципальный контракт N 12/21-В на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам по маршруту N 7 "Сельмаш - Ц. Рынок".
В соответствии с пунктом 10.1 заключенного контракта выполнение работ осуществляется с 01.03.2021 до дня, предшествующего дате начала работ по муниципальному контракту, заключенному по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме либо до даты изменения или отмены маршрута регулярных перевозок, по в любом случае - не позднее 30.04.2021 (в зависимости от того, какое событие наступит ранее).
Согласно договорам МУП "РТК", являясь исполнителем (перевозчиком), приняло на себя обязанности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров в городе Ростове-на-Дону городским электротранспортом на установленных маршрутах, а также предоставлении льгот на проезд льготным категориям граждан.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным Администрацией города Ростова-на-Дону в общественном городском транспорте, МУП "РТК" оказывало услуги по перевозке отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При этом понесенные истцом расходы на перевозку льготных категорий граждан компенсированы, по мнению истца, не в полном объеме.
Расчет выпадающих доходов МУП "РТК" определен как произведение числа перевезенных граждан льготных категорий федерального регистра по ЕСПБ в соответствии с долей транспортного предприятия на полную стоимость проезда в общественном транспорте за вычетом возмещения, полученного МУП "РТК" от МУП МТК "Ростовпассажиртранс" за перевозку граждан по ЕСПБ пассажирским транспортом.
Размер непокрытых расходов по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр, по единым социальным проездным билетам за 2021 год в троллейбусах и трамваях МУП "Ростовская транспортная компания" составил по расчету истца 34 778 764,19 руб.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением предприятием бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр льготников, истцу не возмещены, МУП "РТК" обратилось в суд с иском о взыскании выпадающих расходов.
В Федеральные законы от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, согласно которым с 01.01.2005 нормы, предусматривающие бесплатный (льготный) проезд на городском (внутрирайонном), пригородном и междугородном транспорте отдельным категориям граждан, утратили силу, предоставляемые ранее натуральные льготы, в том числе льготный проезд, заменены законодателем в рамках перехода к новой системе социальной поддержки населения на ежемесячные денежные выплаты.
В Ростовской области федеральным льготникам бесплатный (льготный) проезд предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства из федерального бюджета на возмещение расходов за проезд федеральных льготников на автомобильных, пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах в Ростовскую область не поступают. Порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрен приложением N 3 постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
Организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В постановлении Администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120 не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью единого социального проездного билета.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 23.06.2009 N 2992/09, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной зашиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Предметом доказывания наличия обязательств по возмещению указанных затрат является установление источника их финансирования, то есть бюджета соответствующего уровня, и факта выделения им средств для возмещения затрат.
Доказательствами размера понесенных расходов являются документы, подтверждающие объем предоставленных льгот, их частичную оплату, а также правомерность предоставления льгот.
Применив положения статей 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также постановлению Пленума ВАС Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд пришёл к обоснованному выводу, что убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
МУП "РТК" в соответствии с Уставом является коммерческой организацией, целью и предметом деятельности которой является оказание услуг по перевозке населения пассажирским электротранспортом (трамвай, троллейбус) на платной основе в городе Ростове-на-Дону. Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по установленным Администрацией города Ростова-на-Дону тарифам в общественном городском транспорте, МУП "РТК" оказывало и оказывает услуги по перевозке отдельным категориям граждан, имеющим право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и города Ростова-на-Дону.
В частности, в 2021 году предприятие оказывало услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники) по единым социальным проездным билетам. Меры социальной поддержки данной категории граждан в виде льготного проезда на общественном городском транспорте предоставлены Положением "О порядке предоставления льготного проезда на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условиях обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта", утвержденным Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" (в ред. от 17.12.2020).
С 1 февраля 2021 стоимость единого социального проездного билета составит 287 рублей. Единые социальные проездные билеты приобретались федеральными льготниками за счет причитающихся им единовременных денежных выплат у организаций, осуществляющих выплату пенсий, и давали право в течение месяца совершать неограниченное количество поездок на городском общественном транспорте.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства Ростовской области и постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону N 622 от 23.05.2016 года "О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 18.09.2014 N 1058 "Об определении уполномоченной организации, реализующей мероприятия по обеспечению проезда на городских маршрутах отдельных категорий граждан" расходы транспортным предприятиям в связи с предоставлением льготного проезда в спорный период возмещались исходя из стоимости ЕСПБ с учетом их доли в перевозке федеральных льготников.
Однако в соответствии с установленными Администрацией города тарифами на перевозку цены единых социальных проездных билетов, количества поездок, совершаемых федеральными льготниками в месяц, предусмотренная в спорный период компенсация расходов не приводила к полному возмещению понесенных предприятием расходов, что явилось причиной образования убытков.
До 2010 года в целях возмещения транспортным предприятиям расходов, понесенных в связи с предоставлением льготного проезда, постановлением Администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120 была предусмотрена компенсация за счет средств бюджета в размере 150 руб. в месяц за каждый проданный месячный единый социальный проездной билет федеральному льготнику и лицу, сопровождающему инвалида 1 группы и ребенка - инвалида.
Однако постановлением Администрации Ростовской области от 22.07.2009 N 358 "О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120" возмещение расходов транспортным организациям за проезд на общественном транспорте городских маршрутов федеральных льготников в размере 150 руб. отменено с формулировкой: "В связи с уменьшением объема финансовой помощи из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта федеральным льготникам".
В дальнейшем, в том числе в спорный период, областной бюджет не предусматривал средства на возмещение расходов транспортных организаций за перевозку федеральных льготников на общественном транспорте городских маршрутов.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о правомерности требований истца о взыскании с Ростовской области в лице Министерства финансов за счет средств казны Ростовской области понесенных им расходов в связи с предоставлением льготного проезда по ЕСПБ.
Истец произвел расчет выпадающих доходов предприятия в результате оказания услуг перевозки пассажиров, льготников федерального регистра в 2021 году исходя из количества поездок в месяц по льготникам федерального регистра 171,76.
Проверив расчет истца (л.д. 44-70, том 3), суд признал его ошибочным, примененное истцом количество поездок равное 171,76 не является утвержденным и достоверным, а лишь указывается в сноске в результатах обследования пассажиропотока, проведенного в 2021 году (л.д. 11. т.4).
Применение истцом сноски в результатах обследования пассажиропотока было отклонено по следующим причинам.
Сноска о количестве поездок на 1 ЕСПБ (191,72) в результатах обследования пассажиропотока не предусмотрена формой муниципального контракта. На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещены, в том числе, контракты на оказание услуг по проведению обследования пассажирского потока общественного транспорта городского сообщения, заключаемые Департаментом транспорта города Ростова-на-Дону с исполнителями. Размещенными на указанном сайте контрактами утверждены формы результатов обследования пассажиропотока.
Утвержденные контрактами формы обследования пассажиропотока (за 2021 реестровый номер контракта на портале ЕИС - N 3616406062720000020) не предусматривают сноски о количестве поездок на 1 ЕСПБ.
Кроме того, используемое истцом количество поездок - 171,76, как следует из сноски к данным, отражающим результаты обследования пассажиропотока за 2021 год, определено путем умножения данных 4-го столбца (3-ей строки) раздела N 1 результатов обследования пассажиропотока - 1 864 719 на 10 месяцев с делением полученной суммы на 108 564 человек (количество проданных ЕСПБ за 10 месяцев).
Между тем из результатов обследования пассажиропотока (л.д. 10-11 т. 4) следует, что количество зарегистрированных льготников федерального регистра - 76 762 человека в месяц. В месяц 76 762 человека совершают 1 864 719 поездок. На одного льготника приходится 24,29 поездок в месяц.
Используемая же формула Департамента транспорта г. Ростова-на-Дону логически неверна ввиду следующего:
- количество поездок (1 864 719), которые приходятся на 76 762 льготника, Департамент соотносит с другим количеством льготников;
- в учитываемых Департаментом транспорта 108 564 льготниках не учтены льготники федерального регистра, которые в течение 10 месяцев 2021 года приобретали ЕСПБ через ФГУП "Почта России", что следует из сопоставления представленных в материалы дела таблиц заявителя и Министерства труда и социального развития Ростовской области о количестве реализованных ЕСПБ (л.д. 9 том 3, л.д. 96 т.5).
Так, судом было установлено, что реализация проездных билетов льготным категориям граждан федерального регистра осуществлялась ПАО "Сбербанк", ООО "Участие", ООО "Доверие", ФГУП "Почта России", что подтверждено актами сверок о количестве проданных проездных билетов через отделения ФГУП и по существу не отрицается третьим лицом - МУП МТК "Ростовпассажиртранс".
При этом в Департамент транспорта г. Ростова-на-Дону, МУП МТК "Ростовпассажиртранс" представили только сведения о реализации ЕСПБ тремя операторами - ОАО "Сбербанк", ООО "Доверие", ООО "Участие". В отношении оператора ФГУП "Почта России" такие данные не представлены, что МУП МТК "Ростовпассажиртранс" также не отрицается, и следует из представленной в материалы дела таблицы о количестве реализованных льготных проездных билетов.
Судом было установлено, что результаты обследования пассажиропотока общественного транспорта городского сообщения в 2021 году состоят из нескольких разделов:
- раздел 1 "Результат обследования пассажиропотока, проведенного в 2021 года по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Ростове-на-Дону",
- раздел 2 "Результат обследования пассажиропотока, проведенного в 2021 года по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городе Ростове-на-Дону",
- раздел 3 "Результат обследования пассажиропотока, проведенного в 2021 году по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом в городе Ростове-на-Дону".
То есть данные первого раздела конкретизируются в разделах 2 и 3 по видам транспорта.
Результаты обследования также содержат раздел 4 "Результат обследования пассажиропотока, проведенного в 2021 году по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа немуниципальным автомобильным транспортом в городе Ростове-на-Дону" и раздел 5 "Результат обследования пассажиропотока, проведенного в 2021 году по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа муниципальным автомобильным транспортом в городе Ростове-на-Дону", которые конкретизируют данные раздела 2.
Разделы 6 и 7 конкретизируют данные раздела 3 также по видам транспорта - трамвай и троллейбус.
В этой связи, учитывая, что в рамках настоящего дела МУП "РТК" взыскивает убытки, связанные с перевозкой льготной категории граждан электротранспортом, более точные сведения о количестве поездок, приходящихся на одного льготника федерального регистра в рассматриваемом случае отражены в разделе 3 результатов обследования пассажиропотока, согласно которому на 1 льготного пассажира федерального регистра приходится 1,75 поездки в электротранспорте месяц.
Используя сведения раздела 3 результатов обследования пассажиропотока за 2021 год, суд произвел расчет стоимости фактически перевезенных льготных пассажиров федерального регистра по формулам, использованным истцом в уточненных исковых требованиях.
Согласно произведенному расчету суда убытки от перевозки данной льготной категории граждан у истца отсутствуют, поскольку полностью компенсированы денежными средствами, полученными от МУТ МТК "Ростовпассажиртранс".
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
При отказе в удовлетворении иска судом также учитывалось то обстоятельство, что при расчете убытков истцом используются данные, полученные в результате обследования пассажиропотока за 2021 год. Указанное обследование осуществлено Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону в соответствии с Методологическими рекомендациями по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан) (далее - методические рекомендации), полученными из Ростовстата 16.09.2015 (л.д. 42, т.4).
Согласно данным Методических рекомендаций полученная информация по среднему числу поездок в результате обследований носит экспертную оценку и не может быть использована для финансовых расчетов, контрольных, фискальных и иных управленческих целей, для принятия решений в судебном порядке, о чем прямо указано в самих рекомендациях (л.д. 46, т.4).
Более того, в разделе 2 данных методических рекомендаций содержится перечень категорий пассажиров, имеющих право бесплатного проезда на городском и пригородном общественном пассажирском транспорте, который используется для проведения обследования (л.д. 111-116, том 4). Данная классификация последовательно отражена в таблицах, которые должны быть составлены по результатам обследования пассажиропотока (л.д. 120 - 121, том 4). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что такая категория пассажиров как "пассажиры федерального регистра" в методических рекомендациях не фигурирует.
Порядок заполнения таблиц, отражающих данные о результатах обследования пассажиропотока, использованных истцом, в методических рекомендациях не определен. Пояснений о том, в каком порядке осуществлено соответствующее обследование и заполнялись соответствующие таблицы, Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону не дано.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию истца с тем, что суд при расчете суммы убытков исходил из количества ездок на 1 единый социальный проездной билет (далее - ЕСПБ) в размере 1,75 ездок (строка 3 раздела 1 обследования пассажиропотока), истец настаивает на использовании показателя 171,76 ездок (сноска к разделу 1 того же обследования пассажиропотока).
При этом, судом первой инстанции дана исчерпывающая оценка расчетам истца.
Как верно отметил суд, сноска о количестве поездок на 1 ЕСПБ (171,76) в результатах обследования пассажиропотока не предусмотрена формой муниципального контракта.
При этом примененный судом показатель прямо указан в разделе 3 результатов обследования пассажиропотока применительно к электротранспорту.
Доводы истца о наличии иной судебной практики и необходимости ее учета при вынесении решения несостоятельны, поскольку суд оценивает имеющиеся доказательства, пояснения, возражения сторон и иные обстоятельства по каждому конкретному делу отдельно.
Несогласие заявителя жалобы с произведенной судом первой инстанции оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
В соответствии с правилами ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.04.2023 по делу N А53-21726/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21726/2021
Истец: МУП "РОСТОВСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация г. Ростова-на-Дону, ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ, Министерство труда и социального развития Ростовской области, МУП "МУНИЦИПАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "РОСТОВПАССАЖИРТРАНС", МУП "Ростовпассажиртранс"