г. Вологда |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А52-3600/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 июня 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" Кузьминой Е.А. по доверенности от 27.02.2023, Нестерчук И.Л. по доверенности от 27.02.2023, от общества с ограниченной ответственностью "Псковсельхозэнерго" Бойко Т.В. по доверенности от 07.12.2022 N 07/12/2022-1, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Тимофеевой Д.И. по доверенности от 24.01.2023 N 174/23,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Псковсельхозэнерго" и публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Псковской области от 06 марта 2023 года по делу N А52-3600/2022,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н; далее - ПАО "Россети Северо-Запад", компания) и общество с ограниченной ответственностью "Псковсельхозэнерго" (ОГРН 1176027002810, ИНН 6027178602; адрес: 180004, Псковская область, город Псков, улица Декабристов, дом 64; далее - ООО "Псковсельхозэнерго", общество) обратились в Арбитражный суд Псковской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536; адрес: 180017, Псковская область, город Псков, улица Кузнецкая, дом 13; далее - УФАС, управление, антимонопольный орган) о признании недействительными пунктов 1 и 3 решения от 29.04.2022 N 060/01/17-625/2021 и о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 06 марта 2023 года по делу N А52-3600/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Россети Северо-Запад" и ООО "Псковсельхозэнерго" с судебным актом не согласились и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить. В обоснование жалоб ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Доводы подателей жалоб фактически сводятся к отсутствию нарушений антимонопольного законодательства, поскольку, по их мнению, нарушение положений статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) возможно только в ходе проведения аукциона, а нарушений конкурсных процедур и конкурентной составляющей при их проведении, не допущено. Надлежащих доказательств вмененного нарушения управлением не добыто. Кроме того, ПАО "Россети Северо-Запад" отмечает, что решение о проведении работ до опубликования извещений о проведении конкурсов принято ООО "Псковсельхозэнерго" самостоятельно в связи с получением им сведений из Министерства обороны Российской Федерации.
Управление в отзыве на жалобы просит решение суда оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в ходе дела, возбужденного в связи с поступившими с сопроводительным письмом от 27.05.2021 N 6/7/5241 из Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Псковской области материалами, управлением в действиях ООО "Псковсельхозэнерго" и ПАО "Россети Северо-Запада" установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении антиконкурентного соглашения между организатором и участником торгов при проведении конкурсов в электронной форме (извещения N 32009308120 и N 32009335116), о чем принято решение от 29.04.2022 N 060/01/17-625/2021 (пункт 1 резолютивной части решения).
УФАС пунктом 3 этого решения также определило передать материалы дела уполномоченному должностному лицу управления для возбуждения дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением УФАС в указанной выше части, заявители оспорили его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона N 135-ФЗ соглашением является любая договоренность в письменной форме, содержащая в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
В пункте 21 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление Пленума N 2) разъяснено, что с учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы) так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок.
Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.
В пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.
Таким образом, соглашение является согласованным выражением воли двух или более участников. Согласованность выражения воли означает, осведомленность каждого из участников о намерении каждого другого участника действовать определенным образом и согласованность воли невозможна без намерения каждого из участников действовать сообразно с известными ему предполагаемыми действиями других участников.
Следовательно, вопреки доводам подателей жалоб, под соглашением понимаются договоренности, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для отдельных участников торгов, при этом оно выражается не только в нарушении установленных требований участниками конкурсных процедур при их фактическом проведении. Заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками таких торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, свидетельствует о нарушении пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В рассматриваемом случае управлением установлено и отражено в его в решении, что Министерство обороны Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации в июне 2020 года приступило к возведению в г. Пскове и в г. Великие Луки Псковской области многофункциональных медицинских центров для обеспечения необходимой специализированной медицинской помощью пациентов во время пандемии COVID-19.
С целью подключения новых многофункциональных медицинских центров ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" направило в адрес ПАО "Россети Северо-Запад" "Псковэнерго" заявку N 76-00604/20 (вх. от 23.06.2020 N 1418/7304) на технологическое присоединение объекта "Инфекционный госпиталь на 200 коек в г. Пскове" (далее - Госпиталь в Пскове) и заявку N 76-00621/20 (вх. от 02.07.2020 N 1494/7304) на технологическое присоединение объекта "Медицинский центр, расположенный по адресу: Псковская область, г. Великие Луки, примерно в 25 метрах в южном направлении от земельного участка по пр-кт Октябрьский, дом 125" (далее - Медицинский центр в Великих Луках).
Далее ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" и ПАО "Россети Северо-Запад" заключен договор от 29.06.2020 N 76-006004/20 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя по Госпиталю в Пскове к объектам электросетевого хозяйства ПАО "Россети Северо-Запад" до 31.08.2020.
Кроме того этими же сторонами заключен договор от 08.07.2020 N 76-00621/20 об осуществлении такого технологического присоединения по Медицинскому центру в Великих Луках до 07.09.2020.
Реализация заключенных договоров подлежала осуществлению ПАО "Россети Северо-Запад" путем проведения публичных процедур в соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках).
Целями регулирования Закона о закупках среди прочего являются развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 этого Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 3 N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки:
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Единый стандарт закупок ПАО "Россети" (Положение о закупке) утверждено протоколом от 25.12.2018, внесено в реестр Положений о закупках сайта http://zakupki.gov.ru под номером 1120004273 (далее - Положение о закупке).
Согласно пункту 5.1.1.1 Положения о закупке к конкурентным способам закупок относится, в том числе, конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс в неэлектронной форме).
Во исполнение требований Закона N 223-ФЗ ПАО "Россети Северо-Запад" 09.07.2020 на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru в единой информационной системе (далее - ЕИС) опубликовано извещение N 32009308120 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ "под ключ" по технологическому присоединению объекта "Строительство ТП 10/0,4 кВ (2x1 МВА, 2x0,63 МВА) в рассечку КЛ-10 кВ РП-26 - ТП-633 с прокладкой недостающих участков кабельных линий 10 кВ (2x0,55 км) для нужд Псковского филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" (г. Псков).
На участие в конкурсе подано три заявки.
Согласно итоговому протоколу от 27.07.2020 закупка на основании пункта 7.5.1 Положения о закупках (по результатам рассмотрения заявок принято решение о допуске только одного участника закупки") признана несостоявшейся.
Принято решение о заключении договора с ООО "Псковсельхозэнерго" и 11.08.2020 ПАО "Россети Северо-Запад" с ним заключен договор подряда N 76-Н106-КЛ (далее - Договор N 1 Псков).
Вместе с тем, управлением установлено, что в Договоре N 1 Псков дата начала исполнения договора определена 11.08.2020, а дата окончания - 21.09.2020.
Однако фактически работы по указанному договору выполнены ООО "Псковсельхозэнерго" в следующие сроки:
30.06.2020 получено согласование рабочей документации со стороны муниципального предприятия (далее - МП) г. Пскова "Псковские тепловые сети";
02.07.2020 МП г. Пскова "Горводоканал" подготовлен ответ на запрос ООО "Псковсельхозэнерго" (исх. от 29.06.2020 N 177) о согласовании строительства трассы от ул. Шестака до строящегося корпуса инфекционной больницы, а также об отсутствии в ведении МП г. Пскова "Горводоканал" сетей водоснабжения и водоотведения;
06.07.2020 получено согласование рабочей документации со стороны АО "Газпром газораспределение Псков";
09.07.2020 ООО "Псковсельхозэнерго" направило в адрес УГХ Администрации г. Пскова заявление на выдачу разрешения на производство земляных работ (исх. N 61);
03.07.2020 заявление о выдаче разрешения на производство земляных работ согласовано с Псковским филиалом ПАО "МРСК Северо-Запада", ОАО "Псковская ГТС", филиалом ПАО "Ростелеком" в Новгородской и Псковской области; 06.07.2020 такое заявление согласовано с комбинатом благоустройства, МП г. Пскова "Горводоканал", Управлением по градостроительной деятельности Администрации г. Пскова, ООО "ПсковТранссигнал", 07.07.2020 заявление согласовано АО "Газпром газораспределение Псков", 09.07.2020 заявление согласовано УГХ администрации г. Пскова (том 4, листы 60-63);
14.07.2020 рабочая документация по объекту N 096-20.0 ГЭС утверждена заказчиком, о чем имеется оттиск штампа на титульном листе документации; также 14.07.2020 заказчиком подготовлено экспертное заключение N 7.06.09-0840/205, которым рабочая документация по объекту N 096-20.0ГЭС согласована.
22.07.2020 ООО "Псковсельхозэнерго" в адрес заместителя директора по инвестиционной деятельности Псковского филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" Грибкова СВ. направлено письмо об окончании строительно-монтажных работ по объекту и необходимости назначения рабочей комиссии по приемке указанного объекта в эксплуатацию на 30.07.2020.
В соответствии с фотоотчетом, выполненным ООО "Псковсельхозэнерго", (том 4, листы 1-38) работы на объекте в г. Пскове по Договору N 1 выполнялись в следующие сроки: 02.07.2020 - начало работ, шурфление вручную;16.07.2020 - установка комплектной трансформаторной подстанции N 1; 17.07.2020 - установка комплектной трансформаторной подстанции N 2 и монтаж трансформаторов; 25.07.2020 - благоустройство, завершение работ.
ПАО "Россети Северо-Запад" 20.07.2020 в ЕИС также опубликовано извещение N 32009335116 о проведении конкурса на выполнение работ "под ключ" по объекту: Строительство двух трансформаторной ТП-6/0,4 кВ (2x1 MB А), подключаемой в рассечку КЛ-6 кВ ф. 157-23 (2x0,85 км), КЛ-6 кВ ф.157-12 (2x0,85 км) с прокладкой недостающих участков кабельными линиями 6 кВ, г. Великие Луки, примерно в 25 метрах в южном направлении от ЗУ по пр-ту Октябрьский, д. 125 (Управление капитального строительства Псковской области Дог. N 76-00621/20 от 02.07.20) для нужд Псковского филиала ПАО "Россети Северо-Запад" (г. Великие Луки).
На участие в конкурсе также подано три заявки.
Из протокола рассмотрения вторых частей от 31.07.2020 N 32009335116-02 следует, что заявки ООО "Псковсельхозэнерго" и ООО "Промышленный инжиниринг" допущены до участия, заявка ООО "Росэлектройстрой" отклонена.
Итоговым протоколом от 31.07.2020 N 32009335116-03 победителем признано ООО "Псковсельхозэнерго", с которым 14.08.2020 заключен договор подряда N76-Н107-КЛ (далее - Договор N 2 Великие Луки), который определял начало исполнения 14.08.2020, а его окончание - 04.09.2020.
Однако еще в июле 2020 года ООО "Псковсельхозэнерго" направило в адрес МУ "УЖКХ Администрации г. Великие Луки" заявление на выдачу разрешения на производство земляных работ, которое 07.07.2020 согласовано МУ "УЖКХ Администрации г. Великие Луки", ПО "ЮЭС" Псковского филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" Великолукской РЭС г. Великие Луки, филиалом ПАО "Ростелеком" в Новгородской и Псковской области, Великолуксим РЭУ АО "Газпром газораспределение Псков", МУП "Тепловые сети", ОАО "РЖД", Комитетом по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации г. Великие Луки, ООО "КВС", МУП "ДСУ Великие Луки", МП "Водоканал" г. Великие Луки (том 3, листы 56-59).
Также 13.07.2020 ООО "Псковсельхозэнерго" в адрес главного инженера ПО "ЮЭС" Григорьева А.И. направлено письмо, которым сообщал, что для производства работ на объекте в г. Великие Луки необходимо произвести отключение ТП -1365, начало работ: 29.07.2020 в 08.00, окончание работ: 29.07.2020 в 17.00.
Согласно протоколам бурения скважины методом горизонтально-направленного бурения N 1, 2, 3, 4, 5 указанные виды работ производились ООО "Псковсельхозэнерго" в период с 14.07.2020 по 18.07.2020.
Главным инженером ООО "Псковсельхозэнерго" Семеновым А.Н. и начальником Великолукского РЭС ПО "ЮЭС" Шараповым Е.А. 28.07.2020 подписан акт N 1/6 приемки перехода газопровода, выполненного способом наклонно-направленного бурения.
28.07.2020 получен технический отчет N 88 по испытаниям, изготовленный электролабораторией ООО "Псковсельхозэнерго".
Рабочая документация по объекту N 097-20.01.ЭС утверждена заказчиком 12.08.2020, о чем имеется оттиск штампа на титульном листе документации. В этот же день (12.08.2020) заказчиком подготовлено экспертное заключение N 7.06.09-0840/220, которым рабочая документация по объекту N 097-20.01.ЭС согласована при условии оформления сервитута на участок автомобильной дороги по пр. Октябрьский перед началом строительства.
В соответствии с представленным ООО "Псковсельхозэнерго" фотоотчетом (том 2, листы 112-151) работы на объекте в г. Великие Луки выполнялись в следующие сроки: 07.07.2020 - начало работ, разгрузка материала; 24.07.2020 - установка комплектной трансформаторной подстанции и установка трансформаторов; 28.07.2020 - завершение работ, заводка кабельной линии в комплектную трансформаторную подстанцию.
В связи с этим УФАС верно отмечено, что еще до момента опубликования в ЕИС извещений N 32009308120 (09.07.2020) и N 32009335116 (20.07.2020) ООО "Псковсельхозэнерго" приступило к фактическому выполнению работ, являющихся предметом проводимых конкурсов, а само завершение работ осуществлено до официального заключения договоров (11.08.2020 и 14.08.2020 соответственно), то есть работы по строительству трансформаторных подстанций в г. Псков и г. Великие Луки для технологического присоединения новых инфекционных больниц, инициированы еще до публичного объявления о проведении закупок.
Вместе с тем, когда хозяйствующий субъект приступает к проведению работ по исполнимому в будущем договору, заказчик неизбежно обеспечивает победу такому лицу в указанной закупке при установлении в документации сжатых сроков выполнения работ.
В частности, согласно конкурсной документации срок выполнения работ (включая подготовку проектной документации) составляет по Договору N 1 Псков 41 день и по договору N 2 Великие Луки 21 день, что является неисполнимым и правильно признано условием, ограничивающим круг участников закупки и дискриминационными, поскольку потенциальные добросовестные подрядчики, оценив предпринимательские риски, осознавая невозможность выполнения работ в установленные заказчиком сроки, изначально примут для себя решение не участвовать в конкурсе.
При этом, добросовестный участник закупки (не состоящий в противоправной связи с организатором торгов) должен быть осведомлен о спецификации работ (их перечне и видах) и реальных сроках в день публикации сведений в общедоступной системе ЕИС, то есть 09.07.2020 и 20.07.2020.
Кроме того, как верно отмечает УФАС, ПАО "Россети Северо-Запад", как заказчик, достоверно было осведомлено о фактически начатых ООО "Псковсельхозэнерго" работах до публикации извещений о проведении закупок и о ходе проводимых им работ, что подтверждается согласованием указанной выше документации, необходимой для проведения работ. Помимо того, установленные ООО "Псковсельхозэнерго" трансформаторные подстанции имели нанесение логотипа единой бренд-архитектуры "Россети", что невозможно без уведомления ПАО "Россети Северо-Запад".
В настоящем деле, ООО "Псковсельхозэнерго", вступивший в сговор с организатором торгов, обеспечило себе возможность приступить к работам задолго до проведения закупки, получив больший срок на выполнение работ.
Общество имело безусловное преимущество при участии в торгах, поскольку не только было осведомлено о предстоящих конкурсах, но и заранее осуществило заказываемые конкурсами работы.
Доводы ООО "Псковсельхозэнерго" о том, что оно самостоятельно получило информацию о том, какие работы подлежали выполнению, не могут быть приняты, поскольку разработка и согласование проекта, установка и наладка трансформаторной подстанции, осуществление фактических действий по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств в электрической сети невозможны без получения предварительной информации от заказчика.
Как отмечено ранее, ООО "Псковсельхозэнерго" до опубликования в ЕИС извещений по рассматриваемым конкурсам приступило к согласованию изготовленной им же рабочей документации, при этом оно, соблюдая принципы Закона о закупках и Закона о защите конкуренции, при добросовестном поведении и при отсутствии соглашения не могло знать об объемах и видах работ, использованных материалах, включенных в техническое задание к договору, и, соответственно, не мог приступить к производству таких работ.
Помимо того УФАС установлены и нарушения пункта 7 части 9, пункта 12 части 10 и части 11 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, так как рассмотрение вторых частей заявок и подведение итого торгов проведены ПАО "Россети Северо-Запад" ранее сроков, указанных в извещении о закупке.
Совокупность указанных выше действий заказчика и подрядчика свидетельствует о взаимной договоренности, возникшей до размещения извещений о проведении конкурсов в единой информационной системе.
Предметом антиконкурентного соглашения, заключенного подателями жалоб, является обеспечение условий для начала выполнения работ до проведения торгов конкретному хозяйствующему субъекту в приоритетном порядке, предоставление указанному хозяйствующему субъекту информации о конкурентной процедуре до начала проведения торгов в приоритетном порядке.
Поскольку решение о победителе закупки было определено заранее, то торги в электронной форме (извещения N 32009308120 и N 32009335116) проведены с нарушением основных принципов добросовестной конкуренции и проведения торгов.
Начало выполнения работ с ведома заказчика, еще не по заключенному контракту, является ограничивающим конкуренцию фактом, так как решение о победителе закупки уже предопределено. В данном случае заказчик с целью создания преимущественных условий участия в торгах для лица, начавшего осуществление работ, будут осуществлять действия по ограничению конкуренции на торгах, в том числе путем неправомерного отклонения заявки участника закупки - конкурента, не находящегося в антиконкурентном соглашении с заказчиком.
Участвующие в конкурсах потенциальные участники - субъекты рынка (ООО "Росэлектрострой", ООО "Стройком" ООО "Промышленный инжиниринг") при оценке своих возможностей по выполнению требований заказчика исходили из того объема, видов работ и сроков их выполнения, которые предполагали реализацию работ, указанных в техническом задании.
О том, что такие работы ООО "Псковсельхозэнерго" фактически уже выполнялись им не было известно. Указанные лица в итоге были лишены реальной возможности определения объема и стоимости работ, реально являющихся предметом конкурса, а также стать победителями конкурсной процедуры, что свидетельствует о создании для них (иных участников рынка) дискриминационных условий осуществления деятельности, в то время как ООО "Псковсельхозэнерго" поставлено в привилегированное положение.
Факт наступления негативных последствий для конкуренции при проведении торгов подтверждается и объяснением директора ООО "Стройком", заявка которого была отклонена конкурсной комиссией компании (том 4, листы 67-72).
О нарушении конкуренции свидетельствуют и выводы УФАС, изложенные в заключении об обстоятельствах дела, подготовленном по результатам проведенного в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона N 135-ФЗ исследования состояния конкурентной среды при проведении рассматриваемых электронных процедур N 060/01/17-625/2021 (том 4, листы 39-41).
УФАС также сделало верный вывод о том, что инициатива в заключении антиконкурентного соглашения исходила от обеих сторон, указанное соглашение направлено на ограничение, устранение, недопущение конкуренции при участии в конкурсах и обеспечение победы определенного участника (ООО "Псковсельхозэнерго"), то есть изначальное предоставление (начиная со стадии планирования закупки и подготовки к ее проведению) ему преимущественных условий участия в торгах. При этом компания и общество сознательно шли на нарушение требований действующего законодательства, их связывали длительные хозяйственные отношения, что подтверждается тем, что в период с 2019 года по 2022 год обществом и сетевой компанией заключено 72 договора на выполнение работ/оказание услуг в рамках Закона N 223-ФЗ.
ПАО "Россети Северо-Запад" последовательно ссылается на письмо заместителя Губернатора Псковской области от 06.07.2020 N ВО-33-3004, которым указанное лицо просило сетевую компанию обеспечить завершение работ по технологическому присоединению спорных объектов в срок до 01.08.2020.
Однако, наличие указанного письма не освобождает компанию от соблюдения требований законодательства. Кроме того, следует отметить, что сама компания в своей документации о закупках сроки выполнения работ обозначила после этой даты.
С учетом изложенного выше следует признать, что антимонопольным органом со стороны компании и общества доказано нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Доводы подателей жалоб о том, что в ходе проведения торгов не было реализовано антиконкурентное соглашение, не могут быть приняты, поскольку все действия, описанные в решении УФАС, непосредственно связаны с процедурой торгов и не относятся к исполнению обычного гражданского договора.
Решение управление в части передачи материалов дела должностному лицу УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении также принято с учетом требований пункта 5 части 1 статьи 49 Закона N 135-ФЗ и не нарушает прав заявителей.
Доводы о нарушение управлением процедуры проверки и рассмотрения материалов дела были предметом исследования суда первой инстанции, что нашло детальное отражение в судебном акте, и правомерно отклонены, поскольку обозначенные компанией нарушения не являются существенными, влекущими признание решение УФАС от 29.04.2022 N 060/01/17-625/2021 недействительным.
Оценивая приведенные заявителями доводы, суд правомерно исходил из требований Закона N 135-ФЗ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 53 Постановлений Пленума N 2.
ПАО "Россети Северо-Запад" как заказчик, обладающий всем объемом документов по конкурсам и выполненным договорам, имело возможность в обоснование своей позиции подготовить тот объем доказательств, который считало необходимым. С учетом общих сроков рассмотрения антимонопольного дела, оно не было лишено возможности в полном объеме реализовать свое право на защиту.
В связи с этим у суда первой инстанции не имелось оснований для признания недействительным пунктов 1 и 3 решение УФАС от 29.04.2022 N 060/01/17-625/2021.
Все заявленные подателями жалоб доводы являлись предметом исследования Арбитражного суда Псковской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Апелляционные жалобы не содержит фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобах аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 06 марта 2023 года по делу N А52-3600/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Псковсельхозэнерго" и публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Псковсельхозэнерго" (ОГРН 1176027002810, ИНН 6027178602; адрес: 180004, Псковская область, город Псков, улица Декабристов, дом 64) из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 29.03.2023 N 388 за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3600/2022
Истец: ООО "Псковсельхозэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области
Третье лицо: ПАО "Россети Северо-Запад"