г. Владимир |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А79-6538/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Протасова Ю.В., судей Богуновой Е.А., Новиковой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищным фондом города Чебоксары" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.03.2023 по делу N А79-6538/2022, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Текстильщик", г. Чебоксары, ул. Текстильщиков, д. 12, ОГРН 1102130008320, к муниципальному бюджетному учреждению "Управление жилищным фондом города Чебоксары", г. Чебоксары, ул. Гагарина, д. 26, ОГРН 1082130008905, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары, ул. К.Маркса, д. 36, ОГРН 1022101150037, Ермошкиной Любови Николаевны, Никитиной Ольги Всеволодовны, Ефимовой Галины Николаевны, Максимова Николая Алексеевича, Антоновой Марины Михайловны, Кузьмина Ивана Владимировича, о взыскании 85 860 руб. 80 коп.,
при участии от ответчика - муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищным фондом города Чебоксары" - Селиванова С.Н., доверенность от 09.01.2023 N 23-01-07 сроком действия по 31.12.2023, диплом от 02.03.2009 N 29274, Ильина А.А., доверенность от 09.01.2023 N 23-01-05 сроком действия по 31.12.2023, диплом от 26.02.2003 N 64033,
установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Текстильщик" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к муниципальному бюджетному учреждению "Управление жилищным фондом города Чебоксары" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 68 286 руб. 69 коп. долга, 17 574 руб. 11 коп. пени за период с 10.01.2019 по 07.07.2022, 10 000 руб.00 коп. расходов на представителя.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств по оплате расходов на содержание и отопление общего имущества многоквартирных домов, собственником квартир в которых является МО г. Чебоксары Чувашской Республики.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.12.2022 в отдельное производство выделено требование Общества к Учреждению о взыскании 14 671 руб. 00 коп. по спорным жилым помещениям: г. Чебоксары, ул. 50 Лет Октября д. 20, кв. 3, сумма 1794 руб. 85 коп., г. Чебоксары, ул. 50 Лет Октября д. 20, кв. 36, сумма 1586 руб. 65 коп., г. Чебоксары, ул. Декабристов д. 14 корп. 1-120, сумма 1047 руб. 34 коп., г. Чебоксары, ул. Декабристов д. 20 корп. 1-54, сумма 917 руб. 12 коп., г. Чебоксары, ул. Декабристов д.25, кв. 41, сумма 1937 руб. 23 коп., г. Чебоксары, ул. Декабристов д. 39-1, сумма 1702 руб. 55 коп., г. Чебоксары, ул. Декабристов д. 39, кв. 32, сумма 1929 руб. 01 коп., г. Чебоксары, пр. Мира д.6-207, сумма 1101 руб. 57 коп., г. Чебоксары, пр. Мира д.6-214, сумма 1130 руб. 68 коп., г. Чебоксары, пр. Мира 8-154, сумма 994 руб. 35 коп., г. Чебоксары, пер. Молодежный д.1 корп. 1-108, сумма 3927 руб. 55 коп., г. Чебоксары, ул. Николаева д. 46 корп. 1-41, сумма 2129 руб. 32 коп.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, просил с ответчика взыскать 33 589 руб.87 коп. долга по содержанию жилья за период с 01.10.2019 по 31.12.2019, 14 423 руб. 17 коп. долга по отоплению за период с 01.12.2019 по 31.12.2019, 10 830 руб. 64 коп. пени за период с 01.01.2021 по 31.03.2022 и далее по день фактической оплаты суммы долга, 10 000 руб. 00 коп. расходов на представителя. Уточнение судом принято.
Решением от 27.03.2023 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил исковые требования, взыскал с Учреждения в пользу Общества 48 013 руб. 04 коп. долга, 10 830 руб. 64 коп. пени за период с 01.01.2021 по 31.03.2022 и далее с 02.10.2022 пени начислять по день фактической оплаты суммы долг, 5000 руб. 00 коп. в возмещении расходов по оплате расходов на представителя, 2354 руб. 00 коп. в возмещении расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым по делу решением, Учреждение обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, муниципальные квартиры не принадлежат Учреждению на праве собственности либо на каком ином основании.
Указывает на несоблюдение истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
Пояснил, что счет на оплату, акт выполненных работ (оказанных услуг) истцом до настоящего времени не представлен.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя апелляционной жалобы в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца, третьих лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Текстильщик" осуществляет управление следующими многоквартирными домами, находящимися в городе Чебоксары: N 20, N 22 по улице 50 лет Октября, N 25, N 29, N 39 по улице Декабристов, N 101, N 106/1 по улице Калинина, N 1/1, N 11/1 в переулке Молодежный, N 46/1 по улице космонавта А.Н. Николаева, N 3 в проезде Соляное, N 12 по улице Текстильщиков, N 11 по ул. Энергетиков.
В заявленный период - с 01.10.2019 по 31.12.2019 в указанных многоквартирных домах находились свободные муниципальные жилые помещения.
Письмом от 03.02.2022 N 70 истец просил оплатить задолженность за содержание общего имущества, образовавшуюся за период с 01.10.2019 по 31.12.2019.
Неисполнение требований изложенных в претензии послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 названного Кодекса доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу пунктов 6 и 7 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи; застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Пунктами 1, 3 статьи 158 Жилищного кодекса российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
При этом вышеуказанные нормы права не устанавливают каких-либо отличий в несении расходов на содержание общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме и собственников нежилых помещений в этом же доме.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Исходя из изложенного, в силу прямого указания закона собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом исходя из площади помещения.
Поскольку в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Данная правовая позиция соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.11.2010 N 4910/10.
В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме (пункты 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491). При этом данные Правила не предусматривают обязанности истца представлять ответчику доказательства, подтверждающие факт и объем услуг, оказанных по содержанию домовладения.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. При этом начисление собственнику платы за предоставленные услуги управляющая организация должна произвести с учетом цены, установленной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, либо если она не установлена, с применением утвержденных органом местного самоуправления тарифов.
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации -городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Материалами дела подтверждается фактическое оказание истцом услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также коммунальных услуг. Оказание данных услуг силами иной управляющей организации ответчиком вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Факт нахождения имущества в спорный период в муниципальной собственности также подтвержден материалами дела.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 26.05.2020 N 937 утвержден Порядок возмещения расходов, связанных с содержанием муниципальных жилых и нежилых помещений, являющихся казной муниципального образования города Чебоксары, до их реализации и распределения (далее - Порядок).
Ранее действовал аналогичный порядок, утвержденный распоряжением администрации города Чебоксары от 15.06.2010 N 1893-р.
Согласно пункту 1 Порядка его действие распространяется на организации, в управлении которых находится временно свободный муниципальный жилой и нежилой фонд, подлежащий предоставлению по договорам найма, аренды, купли-продажи и другим основаниям в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Под организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, в Порядке понимаются товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах, с которыми заключены договора о передаче в управление муниципального жилого и нежилого фонда г. Чебоксары с МБУ "Управление жилищным фондом г. Чебоксары" (далее - Учреждение).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что в состав затрат, связанных с содержанием пустующих муниципальных жилых и нежилых помещений, подлежащих возмещению за счет средств бюджета города Чебоксары в соответствии с пунктом 1 Порядка, входят: затраты по содержанию и ремонту пустующих муниципальных жилых помещений, включающие в себя затраты за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; затраты, связанные с оплатой коммунальных услуг по пустующим муниципальным жилым помещениям (отопление).
Размер возмещения затрат, связанных с содержанием пустующих муниципальных жилых и нежилых помещений, определяется: на содержание и ремонт пустующих муниципальных жилых и нежилых помещений исходя из общей площади муниципального жилого помещения, платы, установленной для многоквартирного дома в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, периода пустования муниципального жилого и нежилого помещения; на оплату коммунальных услуг исходя из общей площади муниципального жилого и нежилого помещения, доли общедомового имущества, приходящейся на пустующее муниципальное жилое и нежилое помещение, объемов коммунальных услуг, определяемых по приборам учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, тарифов, установленных для населения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, периода пустования муниципального жилого и нежилого помещения (пункт 4 Порядка).
В соответствии с пунктом 5 Порядка организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, а также ресурсоснабжающие организации для возмещения затрат, связанных с содержанием и оплатой коммунальных услуг за пустующие муниципальные жилые и нежилые помещения, ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала, предоставляют в МБУ "Управление жилищным фондом города Чебоксары" сведения о понесенных затратах согласно приложению N 1 к Порядку с приложением подтверждающих документов: 1) счет-фактура (для плательщиков НДС), счет на оплату, акт выполненных работ (оказанных услуг); 2) документы, подтверждающие даты расчета убытков; 3) документы по утверждению тарифа по статье "содержание и ремонт жилья"; 4) квитанции на оплату ЖКУ (по жилым помещениям); 5) документы, подтверждающие расчеты с ресурсоснабжающими организациями по теплоснабжению (счета-фактуры, акты отпуска тепловой энергии).
Согласно пункту 6 Порядка МБУ "Управление жилищным фондом города Чебоксары" проверяет представленные сведения и в течение тридцати рабочих дней с даты окончания предоставления сведений, указанной в п. 5 настоящего Порядка, направляет в Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары сводный отчет о затратах, понесенных организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также ресурсоснабжающими организациями, по содержанию и оплате коммунальных услуг за пустующие муниципальные жилые и нежилые помещения согласно приложению N 2 к Порядку.
Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары на основании сводного отчета в течение десяти рабочих дней со дня его получения предоставляет МБУ "Управление жилищным фондом города Чебоксары" субсидии на осуществление функций по использованию муниципального жилищного и нежилого фонда в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Чебоксары на указанные цели (пункт 7 Порядка).
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что перечисление средств для возмещения затрат, связанных с содержанием и оплатой коммунальных услуг за пустующие муниципальные жилые и нежилые помещения, организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, а также ресурсоснабжающим организациям осуществляется ежеквартально в пределах субсидий, предусмотренных МБУ "Управление жилищным фондом города Чебоксары" на осуществление функций по использованию муниципального жилищного и нежилого фонда в течение пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на счет Учреждения.
Судом установлено, что документы, предусмотренные пунктом 5 Порядка, направлялись истцом ответчику письмом от 17.08.2022 N 617.
С учетом изложенного Учреждение является надлежащим ответчиком по делу.
Следовательно, ответчик обязан ежемесячно в период нахождения спорного помещения в муниципальной собственности производить возмещение издержек за работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества, коммунальные услуги.
При этом отсутствие договора, заключенного с организацией, оказывающей услуги по управлению многоквартирным домом, не освобождает собственника помещения от обязанности производить оплату услуг управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Неполучение платежных документов с расчетом платы за помещение и коммунальные услуги с указанием тарифов, площади и иных показателей, используемых при начислении платы, позволяющих собственнику помещений проверить обоснованность начислений, также не освобождает собственника от обязанности нести расходы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В данном случае обязанность ответчика по внесению спорных платежей, сроки их внесения прямо установлены законом, поэтому невыставление платежных документов не освобождает ответчика от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и от ответственности за неисполнение данной обязанности. Внесение платы за содержание общего имущества многоквартирного дома является предусмотренной законом обязанностью собственника помещения в данном доме, в связи с чем последний, действуя добросовестно, может самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки или обратиться к истцу за соответствующими платежными документами (определение Верховного Суда РФ от 10.04.2019 N 303-ЭС19-3457 по делу N А73-9598/2018).
Стоимость услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома определена истцом, исходя из площади помещения и действующих в спорный период тарифов, установленных решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Суд первой инстанции, проверив правильность произведенного истцом расчета и учитывая непредставление в дело доказательств внесения собственником спорного помещения соответствующей платы, правомерно признал требование истца о взыскании задолженности законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме в сумме 48 012 руб. 97 коп. за период с 01.10.2019 по 31.12.2019.
Помимо задолженности судом первой инстанции также обоснованно с ответчика взысканы пени за нарушение сроков внесения платы за содержание общего имущества на основании статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за период с 01.01.2021 по 31.03.2022 в сумме 10 830 руб. 64 коп. и далее с 02.10.2022 по день фактической оплаты суммы долга.
Пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства.
Ввиду того, что факт нарушения ответчиком срока исполнения денежного обязательства по оплате расходов за содержание и ремонт общего имущества подтверждается материалами дела, требование о взыскании пени заявлено правомерно.
Расчет пени судом первой инстанции проверен и обоснованно признан верным, соответствующим действующему законодательству.
На основании положений статей 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из результата рассмотрения исковых требований, суд первой инстанции правомерно отнес судебные расходы по делу в виде расходов на оплату услуг представителя на ответчика в сумме 10 000 руб.
Факт несения истцом указанных расходов подтвержден документально, в обоснование данного заявления им представлены договор на оказание юридических услуг от 05.07.2022, заключенный обществом с ограниченной ответственностью "Текстильщик" (клиент) и Григорьевой Альбиной Ивановной (исполнитель), расходный кассовый ордер от 05.07.2022 N 407.
Оценив и проанализировав представленные документы, учитывая степень сложности рассмотренного дела, объем выполненной представителем работы, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование о взыскании судебных расходов частично в размере 5000 руб. (с учетом их снижению до разумного предела).
При этом судом учтено, что представителем истцу оказана лишь услуга по составлению искового заявления и уточнения к нему, в судебных заседаниях представитель не участвовал.
Арбитражным судом первой инстанции в полной мере учтен критерий разумности судебных расходов, соблюден баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.
Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не были представлены доказательства, объективно подтверждающие факт завышения истцом своих расходов на представителя и несоответствия размера взысканных судом расходов критерию разумности.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Аргументы заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Довод заявителя апелляционной жалобы о несоблюдении истцом обязательного претензионного порядка урегулирования спора рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом (пункт 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В материалах дела имеется письмо от 03.02.2022 N 70, которым истец просил оплатить задолженность за содержание общего имущества, образовавшуюся за период с 01.10.2019 по 31.12.2019.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора.
По смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, пункта 7 части 1 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2015 по делу N 306-ЭС15-1364, N А55-12366/2012).
Оставляя иск без рассмотрения, суд должен исходить из реальной возможности исчерпания конфликта между сторонами при наличии воли сторон к совершению соответствующих действий, направленных на разрешение спора. При наличии доказательств, свидетельствующих о невозможности досудебного урегулирования спора, иск подлежит рассмотрению в суде.
Однако из поведения ответчика не усматривалось намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, то оставление иска без рассмотрения привело бы к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав одной из его сторон, в связи с чем суд первой инстанции правомерно рассмотрел спор по существу.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Определением суда от 02.05.2023 заявителю жалобы в порядке статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе до принятия постановления по делу.
На основании изложенного заявитель обязан уплатить в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.03.2023 по делу N А79-6538/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищным фондом города Чебоксары" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищным фондом города Чебоксары" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.В. Протасов |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6538/2022
Истец: ООО "Текстильщик"
Ответчик: Муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищным фондом города Чебоксары"
Третье лицо: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики, Антонова Марина Михайловна, Ермошкина Любовь Николаевна, Ефимова Галина Николаевна, Кузьмин Иван Владимирович, Максимов Николай Алексеевич, Никитина Ольга Всеволодовна, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Чувашской Республике