город Томск |
|
7 июня 2023 г. |
Дело N А02-753/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Зайцевой О.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рудник "Веселый" (N 07АП-849/2023) на решение от 12.12.2022 Арбитражного суда Республики Алтай по делу NА02-753/2022 (судья Соколова А.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рудник "Веселый" (ОГРН 1170400003817, ИНН 0400005170, адрес: ул. Центральная, д. 7, литер Б, с. Сёйка, р-н. Чойский, Респ. Алтай) к ЮЖНО-СИБИРСКОМУ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250, адрес:: ул. Ноградская, д. 19, литер А, г. Кемерово, обл. Кемеровская область - Кузбасс) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по передаче информации об объекте размещения отходов с целью внесения в государственный реестр объектов размещения отходов.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Зубова Н.С. - доверенность от 20.06.22
от заинтересованного лица: без участия, извещен
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рудник Веселый" (далее - ООО "Рудник Весёлый", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к ЮЖНО-СИБИРСКОМУ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (далее - Управление Росприроднадзора, Управление, административный орган) о признании незаконным бездействия по не передаче в Росприроднадзор информации об объекте размещения отходов с целью внесения в государственный реестр объектов размещения отходов в отношении объекта размещения отходов "Хвостохранилище золотоизвлекательной фабрики ООО "Рудник Веселый" по адресу: Россия, Республика Алтай, Чойский район, промышленная площадка ООО "Рудник "Веселый" в 4 километрах на Северо-Запад от села Сёйка.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 12.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Рудник Весёлый" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что доводы Управления о несоответствии характеристики Объекта размещения отходов (ОРО) "Хвостохранилище золотоизвлекательной фабрики ООО "Рудник "Веселый" требованиям действующего законодательства Российской Федерации не соответствуют действительности; необходимость и обязательность прохождения экологической экспертизы проектной документации в отношении объектов, используемых не только для размещения и обезвреживания отходов I - V классов опасности, но и объектов, используемых только для размещения или только для обезвреживания, была законодательно закреплена только Федеральным закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ, начиная с 01.07.2015, при этом обязанность по прохождению государственной экологической экспертизы установлена только в отношении проектной документации объектов размещения отходов; наличие претензий к характеристике не может являться основанием для отказа во включении ОРО в ГРОРО; действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает права территориальных органов Росприроднадзора не исполнять требования п. 19 Порядка о передаче сведений об ОРО, полученных из характеристик ОРО Росприроднадзору, равно как и не предусматривает право Росприроднадзора не исполнять требования п. 20 Порядка по обязательному внесению сведений об ОРО в ГРОРО; органами государственной власти, государственными учреждениями неоднократно признавалась законность всех действий заявителя, связанная с проектированием ОРО, его эксплуатацией, а также включением в ГРОРО; отказ от включения объектов в реестр является препятствием не только для осуществления предпринимательской деятельности, но является предпосылкой для незаконного размещения отходов.
Определением от 28.04.2023 производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Рудник "Веселый" на решение от 12.12.2022 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-753/2022 приостановлено до окончания кассационного производства в Верховном Суде Российской Федерации по делу N А40-57082/2022.
Поскольку основания для приостановления производства по делу отпали, учитывая, что возражения от лиц, участвующих в деле, о возобновлении производства по делу не поступали, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению апелляционной жалобы по существу.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 28.01.2022 ООО "Рудник "Веселый" в адрес Управления Росприроднадзора с сопроводительным письмом 27.01.2022 N 8 в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49, направлена характеристика объекта размещения отходов.
В пакете документов ООО "Рудник "Веселый" одновременно с письмом N 8 от 27.01.2022 представлены следующие документы:
1. Копия Решения единственного акционера ОАО "Рудник "Веселый" от 28.02.2017 N 1/2017.
2. Выписка из ЕГРЮЛ.
3. Характеристика объекта размещения отходов за 2021 год.
4. Пояснительная записка.
5. Копия положительного заключения государственной экспертизы от 07.10.2011 N 11/ГГЭ-7639/07.
6. Выкопировка из проектной документации "Наращивание дамбы хвостохранилища ЗИФ".
7. Копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 02.12.2014 N 02509304-002-2014 н.
8. Отчет ООО "Рудник "Веселый" о количестве размещенных отходов на ОРО за 2021 год.
Письмом Управления Росприроднадзора N 09-05/1080 от 07.02.2022 (получено 18.02.2022) "О ведении государственного реестра объектов размещения отходов" общество уведомлено, что представленные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также о праве ООО "Рудник "Веселый" подать документы с устраненными замечаниями и недостатками повторно.
В письме было указано, что при рассмотрении представленной характеристики объекта размещения отходов (далее - ОРО) Росприроднадзором установлено следующее.
- в графе 9 "Вместимость ОРО, м3 (т)" указано 3000000,0 м3 (5 040 000,0 т), в то время, как в ранее представленных Характеристиках ОРО, обществом представлена информация о вместимости ОРО в размере 2 163 000 м3 ;
- в графе 12 "Площадь ОРО" указана площадь ОРО 246 000 м2, в то время, как в ранее представленных Характеристиках ОРО, обществом представлена информация о площади ОРО в размере 506 177 м2 ;
- в графе 7 "Заключение государственной геологической экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО" информация о наличии заключения государственной экологической экспертизы отсутствует, указано "0";
- в графе 15 "Негативное воздействие ОРО на окружающую среду" указано, что негативное воздействие отсутствует, однако сведения об этом отсутствуют у Росприроднадзора.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при разработке новой документации на реконструкцию ОРО в 2011 году после ввода в действие Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" требуется проведение государственной экологической экспертизы проектной документации на реконструкцию ОРО.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под объектом размещения отходов понимается специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно части 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ производства объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее - Порядок N 792), который устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
В силу пункта 16 Порядка N 792 государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Порядка N 792 ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами N 49.
При этом пунктом 19 Порядка N 792 предусмотрено, что территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:
1) наименование объекта размещения отходов;
2) назначение объекта размещения отходов ("хранение отходов" либо "захоронение отходов") с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;
3) местонахождение объекта размещения отходов - код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;
4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ("имеется" либо "отсутствует") на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая: наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.
Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора: рассматривает указанную информацию, присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц (пункту 20 Порядка N 792).
В целях проведения всестороннего анализа соответствия ОРО требованиям законодательства Российской Федерации, кроме информации, указанной в характеристике ОРО, возможно учитывать также информацию об ОРО (хозяйствующем субъекте, его эксплуатирующем), находящуюся в распоряжении как территориального органа Росприроднадзора, так и Росприроднадзора. Например, сведения из утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы); информации по результатам надзорной деятельности и прочих официальных источниках данных.
При поступлении в территориальный орган Росприроднадзора характеристики ОРО, содержащей информацию о превышении вместимости ОРО, территориальный орган Росприроднадзора применяет меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя), эксплуатирующего ОРО. При этом ОРО, на которых превышена вместимость, включению в ГРОРО не подлежат.
Дополнительно Минприроды России сообщает, что началом проведения процедуры по включению ОРО в ГРОРО считается дата поступления в территориальный орган Росприроднадзора от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего ОРО, характеристики ОРО. Окончанием процедуры по включению ОРО в ГРОРО является принятие Росприроднадзором правового акта о включении ОРО в ГРОРО, либо регистрация информационного письма территориального органа Росприроднадзора в адрес хозяйствующего субъекта о необходимости доработки представленной информации в соответствии с Правилами N 49.
Из указанных положений следует, что территориальный орган Росприроднадзора готовит для Росприроднадзора информацию в целях внесения изменений и дополнений в ГРОРО на основании результатов инвентаризации объекта размещения отходов, проведенной владельцем такого объекта.
В качестве основания для передачи характеристики в отношении объекта в Росприроднадзор, Управление Росприроднадзора указало в оспариваемом письме на отсутствие информации о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО.
По мнению общества в настоящем случае отсутствует необходимость прохождения экологической экспертизы проектной документации в отношении ОРО.
Апелляционный суд не может согласиться с позицией общества исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Рудник "Веселый" осуществляет эксплуатацию ОРО - хвостохранилище золотоизвлекательной фабрики, расположенного по адресу: Республика Алтай, Чойский район, с.Сейка, промплощадка. Хвостохранилище предназначено для складирования хвостов переработки руды золотоизвлекательной фабрики и осветления оборотной воды.
ОРО Хвостохранилища золотоизвлекательной фабрики находилось в собственности ОАО "Рудник "Веселый", являющегося правопредшественником ООО "Рудник "Веселый", в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 28.09.2011 N 02-АВ 205151, выданного Управлением Росреестра по Республике Алтай.
Приказом Росприроднадзора от 08.06.2016 N 321 хвостохранилище золотоизвлекательной фабрики было внесено в Государственной реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) с присвоением номера 04-00006-Х-00321-080616. Эксплуатирующий организацией являлось ОАО "Рудник "Веселый".
17.07.2017 ОАО "Рудник "Веселый" прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме преобразования в ООО "Рудник "Веселый".
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 28.09.2011 N N 02-АВ 205151, 02-АВ 205150 ОРО хвостохранилище золотоизвлекательной фабрики общим объемом 2 163 000 куб.м (полезный объем 1 650 000 куб.м) и дамба протяженностью 602 м (соответственно) находятся в собственности ОАО "Рудник "Веселый".
Обществом разработана проектная документация на "Наращивание дамбы хвостохранилища ЗИФ".
07.10.2011 получено положительное заключение государственной экспертизы N 1014-11ЛТЭ-7639/07 по объекту капитального строительства ОАО "Рудник "Веселый". Дамба хвостохранилища ЗИФ (с.Сейка. Чойский район, Республика Алтай, 649189). Объект государственной экспертизы: Проектная документация "Наращивание дамбы хвостохранилища ЗИФ".
26.10.2011 утвержден градостроительный план, 26.10.2011 года ОАО "Рудник "Веселый" получено разрешение на строительство - наращивание дамбы хвостохранилища ЗИФ, утвержден градостроительный план земельного участка.
02.12.2014 получено разрешение N RU02509304-002-2014H на ввод объекта - дамбы хвостохранилища ЗИФ в эксплуатацию.
В пункте 7 характеристики объекта размещения отходов, утвержденной приложением к приказу Минприроды России от 25.02.2010 N 49, необходимым является указание сведений о заключении государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО, либо на отсутствие указанного заключения.
В силу части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предметом экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (статья 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закона N 174-ФЗ)).
Согласно части 6 статьи 49 ГрК РФ не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности.
Подпунктом 7.2 статьи 11 Закона N 174-ФЗ предусмотрено, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: - проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что проектная документация общества на ОРО государственную экологическую экспертизу не проходила.
Ссылка общества на то, что необходимость и обязательность прохождения экологической экспертизы проектной документации в отношении ОРО законодательно закреплена только Федеральным закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ, начиная с 01.07.2015, подлежит отклонению.
Пунктом 6 статьи 49 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положение подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяется к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае установлено, что разрешение на строительства размещения отходов (далее - ОРО) - хвостохранилище золотоизвлекательной фабрики выдано 26.10.2011, то есть после вступления в силу требований законодательства предусматривающего обязательное проведение государственной экологической экспертизы - проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.
Доводы общества о том, что ранее сведения об объекте размещения отходов были внесены в ГРОРО и этот приказ не отменен, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку согласно характеристике ОРО по результатам инвентаризации, проведенной в 2015 году, ввод в эксплуатацию ОРО указан 01.12.1988, соответственно, при разработке новой документации на реконструкцию ОРО в 2011 году после ввода в действие Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" требуется проведение государственной экологической экспертизы проектной документации на реконструкцию ОРО.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об обоснованности отказа Управления в направлении информации об объекте размещения отходов - хвостохранилище золотоизвлекательной фабрики в государственный реестр объектов размещения отходов.
Иное толкование заявителем жалобы законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, а также иная оценка доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной инстанции относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.12.2022 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-753/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рудник "Веселый" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-753/2022
Истец: ООО "Рудник "Веселый"
Ответчик: ЮЖНО-СИБИРСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ