г. Чита |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А19-8543/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу медицинской автономной некоммерческой организации "Лечебно-диагностический центр" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 октября 2022 года по делу N А19-8543/2022 по заявлению медицинской автономной некоммерческой организации "Лечебно-диагностический центр" (ОГРН 1023800519874, ИНН 3801061040) к Министерству здравоохранения Иркутской области (ОГРН 1083808001243, ИНН 3808172327) о взыскании за счет средств областного бюджета убытков в размере 1399830 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Азюк И.А. представителя по доверенности от 04 мая 2022 года, Русиной М.В.- представителя по доверенности от 11 апреля 2023 года,
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Медицинская автономная некоммерческая организация "Лечебно-диагностический центр" (далее - истец, МАНО "ЛДЦ") обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству здравоохранения Иркутской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании за счет средств областного бюджета убытков в сумме 1399830 руб.
Решением суда от 10 октября 2022 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке, указав на оказание им в 2020-2022 гг. в стационарных условиях специализированной медицинской помощи гражданам, не застрахованным в системе ОМС, у которых выявлена короновирусная инфекция в соответствии с действующим Постановлением Правительства Иркутской области N 385-пп от 28.05.2020.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик выразил согласие с решением суда первой инстанции.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена председательствующего судьи Ломако Н.В. на судью Будаеву Е.А.
Определением суда от 07 марта 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Корзовой Н.А. на судью Сидоренко В.А.
Определением суда от 10 апреля 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Басаева Д.В. на судью Ломако Н.В.
Определением суда от 24 мая 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Ломако Н.В. на судью Басаева Д.В.
В судебном заседании представители истца доводы апелляционной жалобы поддержали, уточнив требование об отмене решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска на сумму убытков в размере 622929,56 руб.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В связи с тем, что участвующие в деле лица не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Судом апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях полного, всестороннего выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, установления фактических обстоятельств, ввиду невключения их судом первой инстанции в предмет исследования, приобщены к материалам дела представленные истцом доказательства (распоряжения ответчика, медицинские карты, расходные документы).
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
03 марта года 2020 года между Министерством здравоохранения Иркутской области, которому как получателю средств областного бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, именуемое в дальнейшем "Министерство", и МАНО "ЛДЦ" (получатель), в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Иркутской области от 28 мая 2020 года N 385 -пп "О предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам, в том числе бюджетным и (или) автономным учреждениям, учредителем которых не является Иркутская область, в целях финансового обеспечения мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции на территории Иркутской области" заключили Соглашение N54-385-1/ч/20, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидий, в целях возмещения затрат получателя, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях лицам, у которых выявлена коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения коронавирусной инфекцией, в том числе не застрахованным в системе обязательного медицинского страхования гражданам, включая медицинское наблюдение в обсерваторах, а также проведение компьютерной томографии органов грудной полости, с забором биологического материала для проведения исследований на наличие коронавирусной инфекции, не подлежащих оплате за счет средств ОМС: у не застрахованных в системе ОМС лиц из групп риска, подлежащих тестированию на коронавирусную инфекцию (раздел 1 соглашения).
В пункте 2.1 указано, что субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств областного бюджета, по кодам классификации расходов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 соглашения в следующем размере: в 2020 году - 2798544 руб.
Платежным поручением от 03 июля 2020 года N 667521 денежные средства - субсидия в размере 2798544 руб. перечислена в адрес получателя - МАНО "ЛДЦ".
26 октября 2020 года заключено дополнительное соглашение N 54-385-1-1/ч/20, к соглашению N 54-385-1/ч/20, п. 2.1 изложен в следующей редакции - субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств областного бюджета, по кодам классификации расходов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 соглашения в следующем размере: в 2020 году - 3 605 147 руб.
Платежным поручением от 30 октября 2020 года N 194654 денежные средства - субсидия в размере 806603 руб. перечислена в адрес получателя - МАНО "ЛДЦ".
20 ноября 2020 года заключено дополнительное соглашение N 54-385-1-2/ч/20, к соглашению N 54-385-1/ч/20, пункт 2.1 изложен в следующей редакции - субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств областного бюджета, по кодам классификации расходов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 соглашения в следующем размере: в 2020 году - 4719 383 руб.
Платежным поручением от 23 ноября 2020 года N 301086 денежные средства - субсидия в размере 1 114 236 руб. перечислена в адрес получателя - МАНО "ЛДЦ".
МАНО "ЛДЦ" обратилось 15 декабря 2020 года в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии за период с 14 ноября 2020 года по 15 декабря 2020 года на сумму 210 664 рублей за лечение пациентов с COVID-19, не имеющих полиса ОМС.
26 марта 2021 года (исх. N 1025) и 06 мая 2021 года (исх. N 1619) МАНО "ЛДЦ" обращалась в Министерство посредством направления писем по электронной почте guzio@guzio.ru с просьбой дать ответ о предоставлении субсидии. Указанные письма получены 26 марта 2021 года и 11 мая 2021 года, соответственно.
06 августа 2021 года МАНО "ЛДЦ" направлено заявление о предоставлении субсидии за период с 02 июля 2021 года по 31 июля 2021 года в размере 212 217,00 руб.
09 сентября 2021 года МАНО "ЛДЦ" обращалась в Министерство посредством направления письма по электронной почте guzio@guzio.ru с просьбой дать ответ о предоставлении субсидии по заявлениям от 15 декабря 2020 года N 4711 и от 06 августа 2021 года N 3041.
17 сентября 2021 года получен промежуточный ответ о том, что обращения находятся на рассмотрении, о результатах будет сообщено дополнительно.
14 декабря 2021 года заявление о предоставлении субсидии за период с 16 ноября 2021 года по 07.12.2021 года в размере 304 450,00 руб.
26 января 2022 года МАНО "ЛДЦ" обратилась в Министерство с просьбой дать ответ о предоставлении субсидии по заявлениям от 15 декабря 2020 года N 4711, от 06 августа 2021 года N 3041 и от 14 декабря 2021 года N 5132.
11 февраля 2022 года МАНО "ЛДЦ" получен ответ N 02-54-3173/22 о том, что средства в областном бюджете для предоставления субсидий на указанные цели в 2021 году не предусмотрены.
15 марта 2022 года направлено заявление о предоставлении субсидии за период с 03 февраля 2022 года по 14 марта 2022 года в размере 672 499,00 руб.
25 марта 2022 года МАНО "ЛДЦ" получен ответ N 02-54-7463/22 о том, что правовых оснований для выделения средств на субсидию в 2022 году не имеется.
МАНО "ЛДЦ" обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании убытков.
Суд первой инстанции, установив, что Министерство в отсутствие лимитов бюджетных обязательств не является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, пришел к выводу, что субсидия, не может рассматриваться в качестве дохода, получаемого при осуществлении нормального гражданского оборота, а финансовые последствия, связанные с ее неполучением, не могут квалифицироваться как ущерб в виде неполученной субсидии, отказав в этой связи в удовлетворении исковых требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, установил основания для отмены судебного акта в обжалуемой части.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу названных норм возмещение убытков - мера гражданско-правовой ответственности, в силу чего по требованию о взыскании убытков в виде реального ущерба лицо, требующее такое возмещение, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать совокупность следующих фактов: причинение убытков и размер понесенных убытков, противоправность действий (бездействия) ответчика, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями для истца.
Отсутствие одного из предусмотренных условий состава правонарушения влечет за собой отказ судом в удовлетворении требования о возмещении убытков.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Часть 9 статьи 2.1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году", установлено, что в 2020 году дополнительно к случаям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) юридическому лицу, в том числе бюджетному и (или) автономному учреждению, учредителем которого не является соответствующий субъект Российской Федерации (муниципальное образование), могут предоставляться субсидии на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
В соответствии с частью 9 статьи 2.1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году", указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года N 59-уг "О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительством Иркутской области принято постановление Правительства Иркутской области от 28 мая 2020 года N 385-пп "О предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам, в том числе бюджетным и (или) автономным учреждениям, учредителем которых не является Иркутская область, в целях финансового обеспечения мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции на территории Иркутской области" (вместе с "Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам, в том числе бюджетным и (или) автономным учреждениям, учредителем которых не является Иркутская область, в целях финансового обеспечения мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции на территории Иркутской области") установлен порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам, в том числе бюджетным и (или) автономным учреждениям, учредителем которых не является Иркутская область, в целях финансового обеспечения мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции на территории Иркутской области, категории юридических лиц, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий (остатков субсидий).
В соответствии с пунктом 15 Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, заключенного между министерством и юридическим лицом в соответствии с формой, установленной министерством.
Из материалов дела следует, что на основании постановления Правительства Иркутской области от 28 мая 2020 года N 385-пп между Министерством и МАНО "ЛДЦ" (получатель) заключено Соглашение N54-385-1/ч/20, из пункта 1.1.1 которого следует, что возмещению подлежат, в том числе затраты получателя, связанные с оказанием специализированной медицинской помощи в стационарных условиях не застрахованными в системе ОМС лицам, у которых выявлена коронавирусная инфекция.
Выплата субсидии в связи с оказанием истцом медицинской помощи пациентам в 2020 году ответчиком произведена.
Отказ Министерства в возмещении затрат, понесенных в связи с оказанием МАНО "ЛДЦ" медицинской помощи пациентам в период с ноября 2020 года по март 2022 года, мотивирован отсутствием лимитов бюджетных средств на указанные цели.
Вместе с тем, право требования возмещения с ответчика понесенных медицинской организацией расходов при оказании медицинской помощи в рамках установленных нормативным актом субъекта Российской Федерации и принятых во исполнение актов Министерства обязательств по ее оказанию, не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию в необходимом размере.
Так, из распоряжений Министерства здравоохранения Иркутской области от 16.10.2020 N 2012-мр, от 04.06.2020 N 1101-мр, от 19.06.2020 N 1222-мр, от 20.05.2020 N 988-мр, от 02.11.2020 N 2112-мр, от 02.07.2021 N 1274-мр, от 09.07.2021 N 1338-мр, от 12.11.2021 N 2693-мр, от 15.11.2021 N 2703-мр, от 14.01.2022 N 29-мр, от 04.02.2022 N 236-мр, от 23.03.2022 N 740-мр следует, что МАНО "ЛДЦ" включено в перечень медицинских организаций Иркутской области, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой короновирусной инфекцией Covid-19, а также с внебольничной пневмонией в стационарных условиях.
Оказание истцом медицинской помощи не застрахованным в системе ОМС лицам, у которых выявлен Covid-19, в стационарных условиях подтверждено представленными в материалами дела медицинскими картами, медицинской документаций (направления на анализы, расшифровки лекарственных препаратов и расходных материалов), документами о приобретении медикаментов, оплату услуг питания больных (счета-фактуры, товарные накладные, платежные поручения).
Согласно заявлению истца размер подтвержденных убытков составляет 622929,56 руб.
Достоверность и относимость указанных доказательств, а также размер убытков ответчиком не оспорены.
Суд апелляционной инстанции, исходя из документального подтверждения факта оказания истцом в период 2020-2022 гг. медицинской помощи не застрахованным в системе ОМС пациентам с новой короновирусной инфекцией Covid-19, а также с внебольничной пневмонией в стационарных условиях, обусловленной включением МАНО "ЛДЦ" в перечень лечебных учреждений, оказывающих такую медицинскую помощь, на основании приведенных распоряжений Министерства, и их исполнением, приходит к выводу об обоснованности предъявления истцом требований о взыскании убытков.
На основании статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), бюджета субъекта Российской Федерации (территориального государственного внебюджетного фонда), бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с пунктом 10 Положения о Министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 16.10.2010 N 174-пп, Министерство здравоохранения Иркутской области является главным распорядителем средств областного бюджета.
При установленных по делу обстоятельствах, свидетельствующих о несении истцом затрат при оказании медицинской помощи во исполнение вышеприведенных распоряжений Министерства здравоохранения Иркутской области, возмещение которых является расходным обязательством бюджета Иркутской области, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности отказа суда первой инстанции в удовлетворении требований о взыскании убытков в размере 622 929,56 рублей.
Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене с принятием нового судебного об удовлетворении требований.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (абзац 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы (удовлетворена в полном объеме) и отмены решения суда в части отказа в удовлетворении иска, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 15 014 рублей, из них 12 014 рублей - за рассмотрение искового заявления, 3000 рублей - за рассмотрение апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату истцу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 октября 2022 года по делу N А19-8543/2022 в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять в отмененной части новый судебный акт.
Взыскать с Иркутской области в лице Министерства здравоохранения Иркутской области (ОГРН 1083808001243, ИНН 3808172327) за счет казны Иркутской области в пользу Медицинской автономной некоммерческой организации "Лечебно-диагностический центр" (ОГРН 1023800519874, ИНН 3801061040) убытки в размере 622 929,56 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 15 014 рублей, из них 12 014 рублей - за рассмотрение искового заявления, 3000 рублей - за рассмотрение апелляционной жалобы, всего 637943,56 руб.
Возвратить Медицинской автономной некоммерческой организации "Лечебно-диагностический центр" (ОГРН 1023800519874, ИНН 3801061040) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 816 от 18.04.2022 государственную пошлину в сумме 1 712 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8543/2022
Истец: АНО Медицинская "Лечебно-диагностический центр" МАНО "ЛДЦ"
Ответчик: Министерство здравоохранения Иркутской области