07 июня 2023 г. |
Дело N А84-7156/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 июня 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Горбуновой Н.Ю.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гутник Г.В.,
при участии в заседании:
от истца:
ООО "БГС" Родионов А.С (дов. от 16.05.2023);
от ответчика:
Департамент городского хозяйства
города Севастополя Кравченко А.Б. (дов. от 09.01.2023);
от третьих лиц:
Департамент культуры города Севастополя Баранова Я.А. (дов. от 25.07.2022);
Правительство Севастополя не явился, извещен надлежаще;
Департамент аппарата Губернатора
и Правительства Севастополя не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города Севастополь" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 декабря 2022 года по делу N А84-7156/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" (далее - ООО "БГС") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Департаменту городского хозяйства города Севастополя о взыскании 15283,22 руб. долга по договору от 18.04.2022 N 1280-Л2Б за период март 2022 года.
К участи в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Правительство Севастополя, Департамент культуры города Севастополя, Департамент аппарата Губернатора и Правительства Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "БГС" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что ООО "БГС" не доказало факт заключения с Департаментом городского хозяйства города Севастополя договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), указав на недопустимость заключения такого договора в обход норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что Департаменту культуры города Севастополя денежные средства на выполнение услуги по транспортировки ТКО из бюджета города Севастополя не выделялись несостоятелен.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 апелляционная жалоба оставлена без движения.
От ООО "БГС" поступили доказательства устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
Департамент городского хозяйства города Севастополя в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 декабря 2022 года оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили ее удовлетворить, обжалуемый судебный акт отменить.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Представитель Департамента культуры города Севастополя в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении обжалуемый судебный акт оставить без изменений
Правительство Севастополя, Департамент аппарата Губернатора и Правительства Севастополя явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, коллегия судей полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся представителей Правительства Севастополя, Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 24.03.2022 ООО "БГС" (далее - ООО Исполнитель) руководствуясь распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.01.2018 N 434-РДИ, и письмом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 17.03.2022 N 1615/01- 03-01-12/03/22, приняло участие в исполнении распоряжения губернатора города Севастополя "Об организации и обеспечении безопасности при проведении мероприятий, посвященных празднованию Дня возвращения города Севастополя в Россию", для чего направило в адрес Департамента городского хозяйства города Севастополя проект договора N 1280-Л2Б на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя от 18.04.2022, счет, акт и счет-фактуру за март 2022 года с предложением подписать договор, скрепить печатью, направив один экземпляр в адрес ООО "БГС". Указанное обращение направлено почтовым отправлением исх. N 209, полученным 29.03.2022.
12.07.2022 ООО "БГС" повторно направило в адрес Департамента городского хозяйства города Севастополя (исх. 570) счет, акт и счет-фактуру за март 2022 к договору N 1280-Л2Б с просьбой подписать, скрепить печатью и один экземпляр акта направить в адрес ООО "БГС".
В ответ на указанное письмо Департамент городского хозяйства города Севастополя указал (исх. 4486/01-03-01-12/03/22 от 01.07.2022), что не является стороной договорных отношений по оказанию услуг по обращению с ТКО во время проведения мероприятия, а привлечен лишь с целью оказания содействия организатору.
ООО "БГС" во исполнение распоряжения губернатора г. Севастополя от 16.03.2022 N 46-РП осуществило установку контейнеров, сбор и транспортирование ТКО с территории площади Нахимова (10 контейнеров), с территории проспекта Нахимова в районе Дворца детского и юношеского творчества (3 контейнера) в полном объеме, надлежащего качества, в установленные сроки.
В связи с чем ООО "БГС" направило в адрес Департаменту городского хозяйства города Севастополя претензию от 24.05.2022 N 4947 с требованием об оплате оказанных услуг.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано
Заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 875-ПП, Департамент выполняет функции организатора конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в городе Севастополе является ООО "БГС".
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1165 (далее - Правила) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Департаментом городского хозяйства города Севастополя не заключался договор с ООО "БГС" на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя.
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Губернатора города Севастополя от 16.03.2022 N 46-РГ "Об организации и обеспечении безопасности при проведении мероприятий, посвященных празднованию Дня возвращения города Севастополя в Россию", организатором проведения мероприятий на площади Нахимова является Департамент культуры города Севастополя.
В соответствии с п. 7.2. указанного распоряжения Губернатора города Севастополя Департамент городского хозяйства города Севастополя привлечен с целью оказания содействия организатору в части обеспечения установки контейнеров для сбора, временного хранения отходов и их своевременного вывоза в период проведения-мероприятий с привлечением ООО "БГС".
В целях исполнения данного пункта распоряжения Губернатора города Севастополя N 46-РГ Департамент городского хозяйства города Севастополя направил письмо в адрес ООО "БГС" о необходимости установки на территории площади Нахимова дополнительно 10 контейнеров для сбора и временного хранения отходов, объемом 1,1 м3, со своевременным вывозом.
В соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В случае отсутствия у ответчика обязанности заключить договор или отсутствия соглашения о передаче разногласий на рассмотрение суда в принятии искового заявления о понуждении заключить договор (об урегулировании разногласий) не может быть отказано. В этом случае суд рассматривает дело по существу и отказывает в иске, если в ходе процесса стороны не выразили согласия на передачу разногласий на рассмотрение суда.
Данная позиция подтверждается Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
Департамент культуры города Севастополя выступает организатором проведения праздничных мероприятий. Вместе с тем, распоряжением N 46-РГ отданы поручения исполнительным органам государственной власти города Севастополя для организации работ по техническому обустройству, обеспечению правил техники безопасности и противопожарной безопасности, обеспечению охраны общественного порядка и безопасности зрителей и участников мероприятий, своевременного оказания медицинской помощи при проведении мероприятий.
Таким образом, посредством издания правового акта организовано взаимодействие между исполнительными органами государственной власти города Севастополя с целью проведения мероприятий в рамках празднования Дня возвращения города Севастополя в Россию, где Департаменту культуры города Севастополя поручено обеспечить реализацию такого взаимодействия в пределах полномочий, а Департаменту городского хозяйства города Севастополя, согласно его компетенции, поручено оказать содействие и обеспечить установку контейнеров для сбора, временного хранения отходов и их своевременного вывоза в период проведения мероприятий.
В соответствии с Положением о Департаменте культуры города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 01.03.2021 N 79-ПП, Департамент культуры осуществляет, в том числе, функции главного распорядителя бюджетных средств подведомственных учреждений, а также главного распорядителя и получателя средств бюджета города Севастополя, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Так, с целью проведения праздничных мероприятий Департаментом культуры города Севастополя доведены необходимые денежные средства государственному автономному учреждению культуры города Севастополя "Центр народного творчества" (далее - ГАУК г. Севастополя "ЦНТ") на определенные виды услуг.
21.03.2022 директором ГАУК г. Севастополя "ЦНТ" Грязновым А.В. утверждена Смета расходов (уточненная) в рамках организации и проведения концертной программы, посвященной празднованию 8-й годовщины возвращения города Севастополя в Россию (прилагается). В указанной Смете расходов отсутствуют услуги по установке контейнеров для сбора, временного хранения отходов и их своевременного вывоза в период проведения мероприятий. Следовательно, Департаменту культуры города Севастополя денежные средства на выполнение услугу по вывозу мусора из бюджета города Севастополя не выделялись.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Привлечение исполнителя без соблюдения процедур, установленных Законом о контрактной системе, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Оказывая услуги без наличия контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами названного закона, общество не могло не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.
Следовательно, в силу пункта 4 статьи 1109 ГК РФ не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта.
Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона о контрактной системе (статья 10 ГК РФ).
В связи с изложенным поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных нужд в отсутствие государственного контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.
На это прямо указано в пункте 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года - по общему правилу поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.
Контракт на оказание спорных услуг для государственных нужд в установленном законом порядке не заключен, доказательств об обратом в материалы дела не содержат.
Само по себе письмо департамента не может являться основанием для возникновения у бюджета обязательств по оплате услуг, оказанных в обход установленных законом процедур.
Иные основания предъявленных требований истцом не приведены.
При таких обстоятельствах судом обосновано, отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 декабря 2022 года по делу N А84-7156/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города Севастополь" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-7156/2022
Истец: ООО "БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДА "СЕВАСТОПОЛЬ"
Ответчик: Департамент городского хозяйства города Севастополя
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ АППАРАТА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА СЕВАСТОПОЛЯ, ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ