г. Москва |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А40-207412/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2023 по делу N А40-207412/22
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (ИНН 7706560536),
третье лицо: ООО "Красносельское",
о признании незаконным и решения, изложенного в письме от 12.08.2022 N КУВД001/2022-18057443/5 об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение., об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности,
при участии:
от заявителя: |
Фисенко Г.С. по дов. от 22.11.2022; |
от заинтересованного лица: |
Скиперский А.С. по дов. от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
Толкаченко Д.И. по дов. от 17.05.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 12.08.2022 N КУВД-001/2022-18057443/5 об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение.
Решением суда от 06.02.2023 заявление Департамента оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось Департамент и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Ссылается, что ООО "Красносельское" принадлежит на праве собственности нежилое помещение с к.н. 77:01:0003035:2437 площадью 638.6 кв.м, по адресу: г Москва, ул Лобачика, д 2. строен 1 (далее - Помещение) о чем в ЕГРН сделана запись N 77-01/01-1222/2004-209 от 28.12.2004. Помещение и Чердак входят в состав одного нежилого здания. Полагает, что Департаментом в Управление Росреестра направлено заявление о регистрации права собственности г. Москвы на весь Чердак, тем самым ООО "Красносельское" незаконно лишается своей доли в праве общей долевой собственности в отношении Чердака. Третье лицо приводит доводы, что документ- основание. который предоставил Департамент в подтверждении возникновения права собственности г. Москвы на чердак - Постановление Московской Городской Думы от 20.05.1998 N47, касается всего здания в целом. Данный документ выносился в тот период, когда здание не принадлежало никому другому, кроме города Москвы, соответственно отдельно рассматривать Чердак, как общее имущество не было необходимости, так как передавалось все здание целиком одному собственнику (в таком случае всё общее имущество также принадлежит одному лицу). У здания два собственника: г. Москва и в большей его части. ООО "Красносельское". В связи с чем, у чердака, как общего имущества, также два собственника, и право собственности на него возникло у них в силу закона.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы жалобы, представители Управления и третьего лица поддержали обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление с заявлением N КУВД-001/2022-18057443 о государственной регистрации права собственности города Москвы на нежилое помещение площадью 184,6 кв. м с кадастровым номером 77:01:0003035:2216, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Лобачика, дом 2, стр. 1.
По результатам рассмотрения заявления Управлением Росреестра по Москве принято решение от 12.08.2022 N КУВД-001/2022-18057443/5 об отказе в государственной регистрации права собственности по причине наличия перепланировки.
В своём отказе Управление Росреестра по Москве ссылается на наличие перепланировки указанного объекта недвижимости, а также п. 4 ч, 2 ст. 15 Закона N 218- ФЗ, что государственный кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Департамент в апелляционной жалобе ссылается, что согласно ст. 41 Закона N 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости^ объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машиномест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости (часть Г). Считает,что Управлением Росреестра по Москве не принято во внимание, что Департамент обратился заявлением N КУВД-001/2022-1805 7443 о государственной регистрации права собственности города Москвы на вышеуказанный объект недвижимости, а не внесении изменений в основные характеристики объекта связи с наличием перепланировки. Ссылается, что при обращении в регистрирующий орган Департаментом представлены все документы, необходимые для осуществления регистрационных действий, а именно:
- выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы N 09:11075522 от 28.04.2022;
- перечень Москомрегистра учтенных объектов недвижимости на балансе предприятий "Дирекция единого заказчика".
Отказывая в удовлетворении заявленных Департаментом требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости) и иными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с пп.3 п.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), учтено нежилое помещение площадью 184.6 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003035:2216 по адресу: Москва, Красносельский, ул. Лобачика, д. 2, строен. 1, пом. I.
Согласно ч.1 ст.21 Закона о недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу пп.2 ч.4 ст. 18 Закона о недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В качестве основания приложена выписка из реестра объектов недвижимости от 28.04.2022.
В силу ч.3 ст.1 Закона о недвижимости государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно п. 14 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Частью 2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных, ст.51 ГрК РФ.
Согласно п.1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему земельном участке, при условии соблюдения в ходе строительства градостроительных и строительных норм и правил.
Необходимо отметить, что при проведении государственной регистрации прав на созданный объект недвижимого имущества государственный регистратор должен удостовериться, что соответствующий объект недвижимости не является самовольной постройкой (п.6 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утверждённых Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113).
Управлением для получения дополнительных сведений, необходимых для проведения регистрационных действий в адрес ГУП МосгорБТИ направлен соответствующий запрос.
Согласно полученной информации из ГУП МосгорБТИ на запрос Управления от 17.05.2022 N 11-3513/2022 в отношении объекта с кадастровым номером кадастровым номером 77:01:0003035:2216 по данным технического учета ГБУ МосгорБТИ по состоянию на 24.06.2002 (дата последнего обследования) в составе помещений чердака нежилого здания по адресу: город Москва, улица Лобачика, дом 2, строение 1 среди прочих учтено нежилое помещение N (комнаты 1-19) общей площадью 184,6 кв. м. На указанную дату зафиксирована несанкционированная перепланировка указанного помещения.
Таким образом, в силу проведенной несанкционированной перепланировки объекта недвижимости изменяются иные признаки, позволяющие выделить недвижимую вещь из массы подобных вещей.
Как указано в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.03.2016 N 18-КГ15-241 "...согласно положениям ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности...".
Суд указал, что орган регистрации прав принял во внимание информацию, поступившую из ГУП МосгорБТИ юридически значимой для государственной регистрации права собственности, поскольку в представленных документах отсутствует согласование перепланировки помещения, выданное уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Согласно п.4 ч.2 ст. 15 Закона о недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Вместе с тем, заявление от собственника помещения о государственном кадастровом учете изменений характеристик объекта недвижимости, в связи с проведенной перепланировкой, в Управление не представлено.
На основании ст.27 Закона о недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в п.5 ч.1 ст.26 Закона о недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое решение от 12.08.2022 N КУВД-001/2022-18057443/5 является законным, обоснованным, принято в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов Заявителя.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Управление исполнило процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования Департамента удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2023 по делу N А40-207412/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-207412/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "КРАСНОСЕЛЬСКОЕ"