г. Пермь |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А60-4588/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Якушева В. Н.
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу
истца по первоначальному иску общества с ограниченной ответственностью "Уралтехносервис"
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 10 апреля 2023 года по делу N А60-4588/2023,
принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства
по первоначальному иску общества с ограниченной ответственностью "Уралтехносервис" (ИНН 6603017654, ОГРН 1056600104934)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623)
о признании недействительным решения от 23.01.2023 N 075S19230001686,
по встречному иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623)
к обществу с ограниченной ответственностью "Уралтехносервис" (ИНН 6603017654, ОГРН 1056600104934)
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Уралтехносервис" (далее - истец по первоначальному иску, истец, общество, ООО "Уралтехносервис", страхователь) обратилось в арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - ответчик по первоначальному иску, ответчик, Отделение СФР по Свердловской области, Фонд) о признании недействительным решения от 23.01.2023 N 075S19230001686.
В свою очередь Отделение СФР по Свердловской области обратилось в арбитражный суд со встречным иском к ООО "Уралтехносервис" о взыскании финансовых санкций в сумме 20 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2022 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.04.2023, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, (мотивированное решение от 21.04.2023), первоначальное требование удовлетворено частично. Решение Фонда от 23.01.2023 N 075S19230001686 признано недействительным в части штрафа, размер которого превышает 10 000 руб. С Фонда в пользу общества взыскана госпошлина в размере 3 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано. Встречный иск удовлетворен в части. С общества в бюджет Отделения СФР по Свердловской области взыскан штраф в размере 10 000 руб. в качестве финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2022 года, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В удовлетворении остальной части встречных требований отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 1000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом в части, ООО "Уралтехносервис" обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит отменить решение суда в части взыскания с общества в бюджет Отделения СФР по Свердловской области штрафа в размере 10 000 руб. в качестве финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2022 года, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также в части взыскания 1000 руб. госпошлины в доход федерального бюджета. Не оспаривая вину в совершенном правонарушении, общество отмечает, что получив требование Фонда об уплате финансовой санкции, общество на третий день его получения платежным поручением от 17.02.2013 N 136 уплатило половину суммы, указанной в требовании, а именно: 10 000 руб., соответственно, встречные требования Отделения СФР по Свердловской области о взыскании финансовых санкций в судебном порядке были преждевременными, оснований для их удовлетворения у суда не имелось.
Отделение СФР по Свердловской области представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение суда в обжалуемой обществом части оставить без изменения, полагает, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, а именно: положение Федерального закона от 14.07.2022 N 237 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 237-ФЗ).
Законность и обоснованность решения в обжалуемой части проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве, а также пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в отношении предпринимателя и установлено, что страхователем несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-М "исх" за сентябрь 2022 года в отношении 40 застрахованных лиц - 19.10.2022 при законодательно установленном сроке до 17.10.2022
По данному факту в отношении ООО "Уралтехносервис" Фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.12.2022 N 075S18220040559, вынесено решение от 23.01.2023 N 075S19230001686 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания финансовых санкций в сумме 20 000 руб. (500*40).
В целях добровольной уплаты финансовых санкций должнику выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.02.2023 N 075801230003502 со сроком уплаты до 24.02.2023.
Платежным поручением от 17.02.2013 N 136 общество перечислило Отделению СФР по Свердловской области 10 000 руб. финансовых санкций по указанному требованию.
Несогласие заявителя с решением Фонда в части размера санкции (общество просило снизить финансовые санкции до 1000 руб.) послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Ссылаясь на то, что добровольно выставленное должнику требование не исполнено, 02.03.2023 Фонд также обратился в арбитражный суд, заявив встречный иск о взыскании финансовых санкций в сумме 20 000 руб.
Установив, что факт правонарушения и вина страхователя в его совершении подтверждаются материалами проверки, суд первой инстанции признал, что штраф в искомой сумме 20 000 руб. явно несоразмерен совершенному правонарушению, в связи с чем признал оспариваемое обществом решение недействительным в части штрафа, превышающего 10 000 руб., и удовлетворил встречный иск в части 10 000 руб.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений (пункт 1 статьи 15 Федерального закона Федеральный закон от 14.07.2022 N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")) страхователями являются, в том числе, юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Отчетными периодами, за которые страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Заявителем жалобы не оспаривается, следует из материалов дела, что страхователем сведения по форме СЗВ-М "исходная" за сентябрь 2022 года в отношении 40 застрахованных лиц представлены с нарушением законодательно установленного срока
Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, установлен статьей 19 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с частью 5 которой решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов (часть 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
С 01.01.2017 указанная норма утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250.
Так, с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй НК РФ.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи, с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
В настоящем случае судом апелляционной инстанции установлено, что в целях добровольной уплаты финансовых санкций должнику выставлено требование об уплате финансовых санкций от 14.02.2023 N 075801230003502 со сроком уплаты до 24.02.2023.
При этом встречный иск Фонда датирован 20.02.2023, согласно штампу входящей корреспонденции зарегистрирован арбитражным судом 02.03.2023.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами жалобы о том, что обращение Фонда со встречным иском было преждевременным.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2023, (часть 3 статьи 15 настоящего Федерального закона вступила в силу со дня официального опубликования указанного Федерального закона), в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" часть шестнадцатая статьи 17 изложена в следующей редакции: ""Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 20 календарных дней со дня получения такого требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании. В случае уплаты финансовых санкций в течение первых 10 календарных дней со дня получения такого требования финансовые санкции могут быть уплачены в размере половины суммы, указанной в требовании об уплате финансовых санкций".
Таким образом, с 01.01.2023 законом смягчена ответственность за нарушение правил персонального учета.
Как следует из материалов электронного дела, платежным поручением от 17.02.2013 N 136 страхователь перечислил Отделению СФР по Свердловской области 10 000 руб. финансовых санкций по требованию от 14.02.2023 N075801230003502.
Финансовая санкция уплачена страхователем в законодательно установленный срок и в размере 1/2 суммы, указанной в требовании.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции, исходя из общих правил о действии закона во времени (пункт 1 статьи 4 ГК РФ), приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения встречного иска Фонда у суда первой инстанции отсутствовали, решение в обжалуемой части принято с нарушениями норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение арбитражного суда подлежит отмене в части, апелляционная жалоба общества - удовлетворению.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в силу статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на проигравшую сторону, то есть на Отделение СФР по Свердловской области.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271, 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области 10 апреля 2023 года по делу N А60-4588/2023, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, отменить в части, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
" 1.Первоначальные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.01.2023 N 075S19230001686 в части штрафа, размер которого превышает 10 000 руб.
В удовлетворении остальной части первоначальных требований отказать.
3. В удовлетворении встречных требований отказать.
4. Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Уралтехносервис" (ИНН 6603017654, ОГРН 1056600104934) 3 000 (Три тысячи) руб. расходов по оплате госпошлины".
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Уралтехносервис" (ИНН 6603017654, ОГРН 1056600104934) 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб. расходов по оплате госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
В.Н. Якушев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-4588/2023
Истец: ООО "УРАЛТЕХНОСЕРВИС"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ