г. Владимир |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А11-10811/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2023.
Полный текст постановления изготовлен 08.06.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.04.2023 по делу N А11-10811/2022,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Фирма "БиоХимФарм" (ОГРН 1093328001810, ИНН 3328464312) о признании не подлежащими исполнению постановлений Центральной акцизной таможни от 15.09.2022 N 10009000-2038/2022; N 10009000-2039/2022; N 10009000-2040/2022; N 10009000-2041/2022; N 10009000-2042/2022; N 10009000-2043/2022; N 10009000-2044/2022; N 10009000-2045/2022; N 10009000-2046/2022; N 10009000-2047/2022; N 10009000-2048/2022; N 10009000-2049/2022; N 10009000-2050/2022.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Должностным лицом Центральной акцизной таможни (далее - Таможня, административный орган) при осуществлении контроля за своевременностью представления обществом с ограниченной ответственностью Фирма "БиоХимФарм" (далее - Общество) 15.07.2022 статистических форм учета перемещения товаров и достоверности, содержащихся в них сведений, установлена несвоевременность их представления за июнь 2022 года по поставкам с ED 20220317122859098, ED 20220715134654856, ED 20220715134833565, ED 20220715135045131, ED 20220715135526180, ED 20220715151309540, ED 20220715142522529, ED 20220715140914485, ED 20220715140705702, ED 20220715140316381, ED 20220715135923472, ED 20220715142722720, ED 20220715143005914, ED 20220715150831435.
Таможней составлены протоколы об административных правонарушениях от 05.09.2022 N 10009000-2037/2022, N 10009000-2038/2022, N 10009000-2039/2022, N 10009000-2040/2022, N 10009000-2041/2022, N 10009000-2042/2022, N 10009000-2043/2022, N 10009000-2044/2022, N 10009000-2045/2022, N 10009000-2046/2022, N 10009000-2047/2022, N 10009000-2048/2022, N 10009000-2049/2022, N 10009000-2050/2022 и вынесены постановления от 15.09.2022 N 10009000-2037/2022, N 10009000-2038/2022; N 10009000-2039/2022; N 10009000-2040/2022; N 10009000-2041/2022; N 10009000-2042/2022; N 10009000-2043/2022; N 10009000-2044/2022; N 10009000-2045/2022; N 10009000-2046/2022; N 10009000-2047/2022; N 10009000-2048/2022; N 10009000-2049/2022; N 10009000-2050/2022 о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. по каждому (в общем размере 700 000 руб.).
Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании не подлежащими исполнению постановлений Таможни от 15.09.2022 N 10009000-2038/2022; N 10009000-2039/2022; N 10009000-2040/2022; N 10009000-2041/2022; N 10009000-2042/2022; N 10009000-2043/2022; N 10009000-2044/2022; N 10009000-2045/2022; N 10009000-2046/2022; N 10009000-2047/2022; N 10009000-2048/2022; N 10009000-2049/2022; N 10009000-2050/2022.
Решением от 10.04.2023 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленное Обществом требование.
Таможня обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы поясняет, что ведение таможенной статистики является дополнительной функцией, возложенной на таможенные органы, не являющейся видом государственного контроля, следовательно, положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не применимы к случаям привлечения к ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Объектом правонарушения по статье 19.7.13 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере статистического учета перемещения товаров.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения заключается в непредставлении или несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, в предоставлении статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии частями 1, 2 и 3 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что ведение статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Методологией и включает в себя сбор статистических форм, обработку содержащихся в них сведений, проверку достоверности представленных в статистической форме сведений, включая запрос у лица, указанного в пункте 5 Правил, дополнительной информации, а также формирование, опубликование и представление данных статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза.
Формирование данных статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации ведется в порядке, установленном Федеральной таможенной службой.
Согласно пункту 4 Правил формирование данных статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
В силу пункта 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Согласно пунктам 6, 7, 8 и 9 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
В качестве отчетного периода указывается месяц фактического ввоза (вывоза) товаров.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
Статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Статистическая форма заполняется в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров.
Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет (пункт 10 Правил).
В соответствии с пунктом 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, Обществом 15.07.2022 были представлены статистические формы учета перемещения товара с системными номерами ED 20220317122859098, ED 20220715134654856, ED 20220715134833565, ED 20220715135045131, ED 20220715135526180, ED 20220715151309540, ED 20220715142522529, ED 20220715140914485, ED 20220715140705702, ED 20220715140316381, ED 20220715135923472, ED 20220715142722720, ED 20220715143005914, ED 20220715150831435 за июнь 2022 года.
Согласно статистическим формам Обществом в июне 2022 года осуществлен вывоз товара на территорию Республики Беларусь в адрес ООО "ТрейдСервисГрупп", на территорию Республики Казахстан в адрес ИП Медетбаева А.Б., ТОО "Амагел", ТОО "Асыл Кокше Зооветснаб", ПК "Ветпрепарат", на территорию Республики Армения в адрес ООО "Арндане".
С учетом вышеприведенных правовых норм Общество должно было представить в Таможню статистические формы за июнь 2022 года по указанным поставкам товара не позднее 14.07.2022.
Однако, статистические формы представлены Обществом в Таможню посредством сети Интернет 15.07.2022, то есть с нарушением установленного срока.
Ранее Общество привлекалось Таможней к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ по делу об административном правонарушении N 10009000-000216/2022. Постановление Таможни о назначении административного наказания в виде предупреждения вступило в законную силу 15.03.2022.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Таким образом, в действиях Общества содержатся составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановления приняты Таможней в пределах ее полномочий, а также в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, и прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делам об административных правонарушениях со стороны Таможни судом первой инстанции не установлено.
Вместе с тем Федеральным законом от 23.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 70-ФЗ) статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно пункту 2 статьи 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Пунктом 2 указанного постановления установлено, что в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.
Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
При этом данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части.
Судом установлено, что Общество привлечено к административной ответственности за несвоевременное представление в таможенный орган 14 статистических формы учета перемещения товаров за июнь 2022 года, о чем вынесено 14 постановлений по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. по каждому.
Факт представления статистических форм учета за июнь 2022 года в один день - 15.07.2022 Таможней не отрицается. События административных правонарушений выявлены в результате одного контрольного мероприятия, что подтверждается вызовом на составление протоколов об административных правонарушениях от 05.09.2022, уведомлениями.
Постановлением от 15.09.2022 N 10009000-2037/2022, вступившим в законную силу, Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. Указанное постановление вынесено одновременно с вышеперечисленными постановлениями по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия. Правомерность постановления от 15.09.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10009000-2037/2022 Общество не оспорило.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, в связи с чем иные постановления Таможни от 15.09.2022 N 10009000-2038/2022; N 10009000-2039/2022; N 10009000-2040/2022; N 10009000-2041/2022; N 10009000-2042/2022; N 10009000-2043/2022; N 10009000-2044/2022; N 10009000-2045/2022; N 10009000-2046/2022; N 10009000-2047/2022; N 10009000-2048/2022; N 10009000-2049/2022; N 10009000-2050/2022 исполнению не подлежат.
Довод Таможни о том, что она не проводила контрольно-надзорное мероприятие в рамках государственного контроля, а осуществляла функции таможенной статистики в целях обеспечения сбора и анализа сведений, в связи с чем на Общество не распространяются положения части 1 и части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, подлежит отклонению, поскольку позиция административного органа противоречит целям принятия Федерального закона N 70-ФЗ, принятого в целях снижение административной нагрузки на предприятия среднего и малого бизнеса. Поэтому в целях применения положений части 5 статьи 4.4 понятие "мероприятие контроля (надзора)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Понятие государственного контроля согласно Закону N 294-ФЗ и Закон N 248-ФЗ по своему содержанию и существу идентично фактическим полномочиям, функциям и задачам, которыми наделены таможенные органы при ведении статистической отчетности.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.04.2023 по делу N А11-10811/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-10811/2022
Истец: ООО "Фирма "БиоХимФарм"
Ответчик: Центральная акцизная таможня ФТС России